Автор: Жарова Алия Каиржановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Тюменское президентское кадетское училище
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Духовно - нравственное воспитание кадет, через внеурочную деятельность
Раздел: среднее образование
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Тюменское президентское кадетское училище»
Духовно – нравственное воспитание кадет
через внеурочную деятельность
Жарова Алия Каиржановна
Воспитатель 5 «Г» класса
Духовно – нравственное воспитание кадет через внеурочную деятельность.
Наш современный мир – это мир новых технологий, инноваций, открытий. В
стране идет образовательный бум, предлагаются различные теории, апробируются
новые системы воспитательного процесса. Налицо прогресс. Но проблема
воспитания остается одной из самых важных проблем.
Общество испытывает духовно- нравственный кризис. Агрессия и
безнравственность поглощает молодое поколение. Родители живут в бешенном
ритме. Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами, почитать с
ним книгу или просто побыть вместе. Нам просто некогда любить своих детей.
Человек в нашем обществе привык жить в дефиците внимания. Дефицит любви
приводит как известно ко всем несчастьям: жестокости, алкоголизму, наркомании,
тяжелым преступлениям.
Психологами доказано, что потребность в любви – одна из фундаментальных
человеческих потребностей. Ее удовлетворение – условие нормального развития
ребенка.
Многие из исследований, известных издавна, говорят о том, что задача духовного и
нравственного воспитания всегда являлась значимой при воспитании любого
гражданина. В философском словаре понятие нравственности приравнено к
определению мораль. Мораль - нормы, основы, принципы действия людей, а также
само человеческое поведение. Русский писатель, этнограф и лексикограф Владимир
Иванович Даль интерпретировал термин мораль как «нравственное учение,
принципы с целью власти, совести человека», и говорил, что нравственный - это
противоположный физическому, чувственному, душевный, гуманный. Моральный
уклад жизни человека противоположен материальному. Человек с духовно-
нравственными качествами - это человек добропорядочный, добродетельный,
пристойный, согласный со своей совестью, с законами истины.
Нравственное воспитание рассматривал и великий русский писатель Лев
Николаевич Толстой. Он утверждал, что из всех наук, которые обязан знать каждый
человек, главной является наука о том, как жить, делая меньше зла и как можно
больше добра.
Выдающийся советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович
Сухомлинский говорил о том, что нужно заниматься нравственным воспитанием
ребенка, учить умению чувствовать другого человека, быть внимательным к тем, кто
тебя окружает. Взрослому человеку порой трудно сделать нравственный выбор. А
что уж говорить о ребенке, который вступает каждый раз в новые коллективы. Он
ошибается, исправляется, но в любом случае о духовности и нравственности нужно
говорить, беседовать, показывать ему, где правильный поступок.
Исходя из этого приоритетным направлением в воспитательной работе считаю
духовно- нравственное воспитание кадет. В законе «Об образовании» на первом
месте стоит «приоритет общечеловеческих ценностей», а среди его целей названо
«формирование духовно- нравственной личности».
Обществу нужны люди, умеющие видеть, ценить, беречь красоту окружающего
мира, заботиться о ее приумножении, преданные дому, семье, стране.
Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Ни один человек
не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется
постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие
духовные ценности, развить основы нравственности.
Термин «духовно- нравственное воспитание» состоит из двух понятий –
«духовность» и «нравственность». Духовность понимается как обращенность
человека к высшим ценностям – к идеалу. Нравственность представляет собой одну
из наиболее универсальных форм общественного миропонимания.
Цель духовно- нравственного воспитания – духовное обновление ребенка.
Главная задача для меня как для педагога: научить ребенка любить окружающий мир
и себя.
Педагогические механизмы в моей воспитательной системе по духовно-
нравственному воспитанию – это :
1.
Работа с кадетами во внеурочное время. Проведение классных часов по
духовно – нравственному воспитанию. Очень успешно идет осуществление
цикла бесед под названием «Уроки нравственности». Это не только беседы.
Это и дискуссии, круглые столы, библиотечные чтения и т.д.
2.
Активным образом идет осуществление цикла «Семья. Семейные ценности» с
приглашение лекторов из центра «Покров». К нам в гости приходят кандидаты
педагогических, психологических наук. На своем личном примере, на примере
своих многодетных семей они стараются донести до ребят основы
правильного, нравственного жития. После таких лекций ребята часто остаются
с лектором и долго еще задают вопросы, обсуждают интересующие их
вопросы.
3.
Организован игровой клуб. Мы приглашаем студентов из ТГУ. Они проводят с
ребятами цикл игр под названием « Игры современных подростков». Кадеты
учатся общаться друг с другом, учатся помогать друг другу, учатся
высказывать свою точку зрения. Очень отрадно видеть , когда ребята
стараются помочь своему другу.
4.
Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии,
путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры,
выпуск газет, коллективных работ.
5.
Воспитание трудолюбия. Отношение к трудовой деятельности представляет
собой важный элемент духовной жизни человека. Трудолюбие как составная
часть морального облика развивается и в процессе духовной жизни —
эмоциональной, интеллектуальной и волевой. Не может быть трудолюбивым
человек, мало думающий, мало переживающий. В труде происходит
формирование дисциплинированности, устойчивости поведения,
самостоятельности, развивается инициатива, стремление доброкачественно
выполнять работу, умение преодолевать трудности. Труд объединяет детей, в
совместном труде формируются первоначальные навыки - умение сообща и
дружно работать, помогать друг другу в работе.
6.
Эстетическое воспитание. Цель эстетического воспитания — научить
школьников воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его
проявлениях: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях,
поступках людей. Проблема воспитания эстетической культуры обостряется в
связи с той социальной ситуацией переходного периода развития общества, в
котором мы живём: изменение в менталитете граждан общества, отсутствие
устоявшихся моральных и эстетических критериев поведения, резкое падение
уровня общей культуры. В классе идет осуществление цикла под названием
«Школа этикета». Где с кадетами подробно изучаем вопрос правильного
поведения в обществе, правильного поведения за столом. Учимся культуре
общения. Приглашаем гостей из молодежных театров города Тюмени,
посещаем драматический театр.
7.
Работа с родителями кадет:
Изучение семей ребят, системы нравственных ценностей и традиций семьи.
(всегда, уезжая на каникулы ребята получают домашние задания). В
частности было дано задание по изучению и составление своего родового
древа, перед праздником Победы, кадеты получили задание вместе с
родителями пройтись по всем памятникам и обелискам своего города и
сделать фотоколлаж. Получилась интересная выставка к открытому
мероприятию. География данной выставки была разнообразна. От Тюмени до
Бурятии.
Проведение родительских собраний, консультаций, бесед
Организация совместного досуга родителей с детьми. Такие мероприятия
чаще получаются перед каникулами.
Целью воспитательного процесса является воспитание свободной, творческой,
обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой
деятельности.
Организуя воспитательную работу в своем классе, я выработала систему
определенных правил, которых стараюсь придерживаться при работе с детьми:
При контакте с ребятами дарю как можно чаще приветливую улыбку
Стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков
кадет
Учу радоваться своим успехам и успехам своих товарищей
Создаю воспитательные ситуации, которые позволяют ребятам
проявлять положительные эмоции
Каждый день стремлюсь, чтобы дети чувствовали не злобу, не стремление
выместить на ком–нибудь обиду, а стремились к добру. Этому способствуют частые
беседы и дискуссии о нравственности, безнравственности, о разных поступках
людей. Стараемся не проходить мимо ни одного поступка, который был направлен
на отрицательную эмоцию. Сразу проговариваем, обсуждаем что было не так, как
нужно было поступить и почему так произошло. Как правило такие беседы приводят
к разрешению возникших вопросов.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И
самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале
экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне
материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей
искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим
ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная,
волевая и духовная незрелость. И фундаментом для решения данных проблем,
основой, базисом является духовно – нравственное воспитание человека с раннего
возраста. В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны
принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом
процессе, конечно же, принадлежит нам, педагогам. Именно мы являемся
ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального
пространства непрерывного (в течение всей жизни) духовно-нравственного развития
личности гражданина России.
Не все порой удается в работе, но считаю, каким человеком в будущем станет кадет,
в большей степени зависит от того, каким был его педагог. Как говорил К. Д.
Ушинский: «Цель воспитания — это гармонически развитый человек, который
находит свое счастье в служении Родине, живет интересами народа, обретает счастье
в труде, любви к людям». Чтобы изменять других, их надо любить.
Используемая литература:
Васильева Е.В. Родительские собрания. 5-8 классы. Нравственное воспитание в
семье: методическое пособие / сост. - Волгоград: Учитель, 2008.
Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал //
Начальная школа. - 2006. - N 11.
КрючковаО.В., О.А. Хаткевич. Нравственность в современном мире:. - Минск:
Красико-принт, 2003
Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания
– ТЦ «ОПТИМ», 2006.
Подбородкова Г. Путешествие страну Вежливости /
Подбородкова Г.// Воспитание школьников. - 2008.