Напоминание

Духовно - нравственное воспитание кадет, через внеурочную деятельность


Автор: Жарова Алия Каиржановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Тюменское президентское кадетское училище
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Духовно - нравственное воспитание кадет, через внеурочную деятельность
Раздел: среднее образование





Назад




Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Тюменское президентское кадетское училище»

Духовно – нравственное воспитание кадет

через внеурочную деятельность

Жарова Алия Каиржановна

Воспитатель 5 «Г» класса

Духовно – нравственное воспитание кадет через внеурочную деятельность.

Наш современный мир – это мир новых технологий, инноваций, открытий. В

стране идет образовательный бум, предлагаются различные теории, апробируются

новые системы воспитательного процесса. Налицо прогресс. Но проблема

воспитания остается одной из самых важных проблем.

Общество испытывает духовно- нравственный кризис. Агрессия и

безнравственность поглощает молодое поколение. Родители живут в бешенном

ритме. Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами, почитать с

ним книгу или просто побыть вместе. Нам просто некогда любить своих детей.

Человек в нашем обществе привык жить в дефиците внимания. Дефицит любви

приводит как известно ко всем несчастьям: жестокости, алкоголизму, наркомании,

тяжелым преступлениям.

Психологами доказано, что потребность в любви – одна из фундаментальных

человеческих потребностей. Ее удовлетворение – условие нормального развития

ребенка.

Многие из исследований, известных издавна, говорят о том, что задача духовного и

нравственного воспитания всегда являлась значимой при воспитании любого

гражданина. В философском словаре понятие нравственности приравнено к

определению мораль. Мораль - нормы, основы, принципы действия людей, а также

само человеческое поведение. Русский писатель, этнограф и лексикограф Владимир

Иванович Даль интерпретировал термин мораль как «нравственное учение,

принципы с целью власти, совести человека», и говорил, что нравственный - это

противоположный физическому, чувственному, душевный, гуманный. Моральный

уклад жизни человека противоположен материальному. Человек с духовно-

нравственными качествами - это человек добропорядочный, добродетельный,

пристойный, согласный со своей совестью, с законами истины.

Нравственное воспитание рассматривал и великий русский писатель Лев

Николаевич Толстой. Он утверждал, что из всех наук, которые обязан знать каждый

человек, главной является наука о том, как жить, делая меньше зла и как можно

больше добра.

Выдающийся советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович

Сухомлинский говорил о том, что нужно заниматься нравственным воспитанием

ребенка, учить умению чувствовать другого человека, быть внимательным к тем, кто

тебя окружает. Взрослому человеку порой трудно сделать нравственный выбор. А

что уж говорить о ребенке, который вступает каждый раз в новые коллективы. Он

ошибается, исправляется, но в любом случае о духовности и нравственности нужно

говорить, беседовать, показывать ему, где правильный поступок.

Исходя из этого приоритетным направлением в воспитательной работе считаю

духовно- нравственное воспитание кадет. В законе «Об образовании» на первом

месте стоит «приоритет общечеловеческих ценностей», а среди его целей названо

«формирование духовно- нравственной личности».

Обществу нужны люди, умеющие видеть, ценить, беречь красоту окружающего

мира, заботиться о ее приумножении, преданные дому, семье, стране.

Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Ни один человек

не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется

постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие

духовные ценности, развить основы нравственности.

Термин «духовно- нравственное воспитание» состоит из двух понятий –

«духовность» и «нравственность». Духовность понимается как обращенность

человека к высшим ценностям – к идеалу. Нравственность представляет собой одну

из наиболее универсальных форм общественного миропонимания.

Цель духовно- нравственного воспитания – духовное обновление ребенка.

Главная задача для меня как для педагога: научить ребенка любить окружающий мир

и себя.

Педагогические механизмы в моей воспитательной системе по духовно-

нравственному воспитанию – это :

1.

Работа с кадетами во внеурочное время. Проведение классных часов по

духовно – нравственному воспитанию. Очень успешно идет осуществление

цикла бесед под названием «Уроки нравственности». Это не только беседы.

Это и дискуссии, круглые столы, библиотечные чтения и т.д.

2.

Активным образом идет осуществление цикла «Семья. Семейные ценности» с

приглашение лекторов из центра «Покров». К нам в гости приходят кандидаты

педагогических, психологических наук. На своем личном примере, на примере

своих многодетных семей они стараются донести до ребят основы

правильного, нравственного жития. После таких лекций ребята часто остаются

с лектором и долго еще задают вопросы, обсуждают интересующие их

вопросы.

3.

Организован игровой клуб. Мы приглашаем студентов из ТГУ. Они проводят с

ребятами цикл игр под названием « Игры современных подростков». Кадеты

учатся общаться друг с другом, учатся помогать друг другу, учатся

высказывать свою точку зрения. Очень отрадно видеть , когда ребята

стараются помочь своему другу.

4.

Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии,

путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры,

выпуск газет, коллективных работ.

5.

Воспитание трудолюбия. Отношение к трудовой деятельности представляет

собой важный элемент духовной жизни человека. Трудолюбие как составная

часть морального облика развивается и в процессе духовной жизни —

эмоциональной, интеллектуальной и волевой. Не может быть трудолюбивым

человек, мало думающий, мало переживающий. В труде происходит

формирование дисциплинированности, устойчивости поведения,

самостоятельности, развивается инициатива, стремление доброкачественно

выполнять работу, умение преодолевать трудности. Труд объединяет детей, в

совместном труде формируются первоначальные навыки - умение сообща и

дружно работать, помогать друг другу в работе.

6.

Эстетическое воспитание. Цель эстетического воспитания — научить

школьников воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его

проявлениях: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях,

поступках людей. Проблема воспитания эстетической культуры обостряется в

связи с той социальной ситуацией переходного периода развития общества, в

котором мы живём: изменение в менталитете граждан общества, отсутствие

устоявшихся моральных и эстетических критериев поведения, резкое падение

уровня общей культуры. В классе идет осуществление цикла под названием

«Школа этикета». Где с кадетами подробно изучаем вопрос правильного

поведения в обществе, правильного поведения за столом. Учимся культуре

общения. Приглашаем гостей из молодежных театров города Тюмени,

посещаем драматический театр.

7.

Работа с родителями кадет:

Изучение семей ребят, системы нравственных ценностей и традиций семьи.

(всегда, уезжая на каникулы ребята получают домашние задания). В

частности было дано задание по изучению и составление своего родового

древа, перед праздником Победы, кадеты получили задание вместе с

родителями пройтись по всем памятникам и обелискам своего города и

сделать фотоколлаж. Получилась интересная выставка к открытому

мероприятию. География данной выставки была разнообразна. От Тюмени до

Бурятии.

Проведение родительских собраний, консультаций, бесед

Организация совместного досуга родителей с детьми. Такие мероприятия

чаще получаются перед каникулами.

Целью воспитательного процесса является воспитание свободной, творческой,

обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой

деятельности.

Организуя воспитательную работу в своем классе, я выработала систему

определенных правил, которых стараюсь придерживаться при работе с детьми:

При контакте с ребятами дарю как можно чаще приветливую улыбку

Стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков

кадет

Учу радоваться своим успехам и успехам своих товарищей

Создаю воспитательные ситуации, которые позволяют ребятам

проявлять положительные эмоции

Каждый день стремлюсь, чтобы дети чувствовали не злобу, не стремление

выместить на ком–нибудь обиду, а стремились к добру. Этому способствуют частые

беседы и дискуссии о нравственности, безнравственности, о разных поступках

людей. Стараемся не проходить мимо ни одного поступка, который был направлен

на отрицательную эмоцию. Сразу проговариваем, обсуждаем что было не так, как

нужно было поступить и почему так произошло. Как правило такие беседы приводят

к разрешению возникших вопросов.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И

самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале

экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне

материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей

искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости,

гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим

ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная,

волевая и духовная незрелость. И фундаментом для решения данных проблем,

основой, базисом является духовно – нравственное воспитание человека с раннего

возраста. В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны

принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом

процессе, конечно же, принадлежит нам, педагогам. Именно мы являемся

ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального

пространства непрерывного (в течение всей жизни) духовно-нравственного развития

личности гражданина России.

Не все порой удается в работе, но считаю, каким человеком в будущем станет кадет,

в большей степени зависит от того, каким был его педагог. Как говорил К. Д.

Ушинский: «Цель воспитания — это гармонически развитый человек, который

находит свое счастье в служении Родине, живет интересами народа, обретает счастье

в труде, любви к людям». Чтобы изменять других, их надо любить.

Используемая литература:

Васильева Е.В. Родительские собрания. 5-8 классы. Нравственное воспитание в

семье: методическое пособие / сост. - Волгоград: Учитель, 2008.

Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал //

Начальная школа. - 2006. - N 11.

КрючковаО.В., О.А. Хаткевич. Нравственность в современном мире:. - Минск:

Красико-принт, 2003

Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания

– ТЦ «ОПТИМ», 2006.

Подбородкова Г. Путешествие страну Вежливости /

Подбородкова Г.// Воспитание школьников. - 2008.



В раздел образования