Автор: Валентина Николаевна Локтионова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 р.п. Самойловка"
Населённый пункт: Самойловка, ул.30 лет Победы, дом 13
Наименование материала: статья
Тема: «Исследование влияния игровой деятельности на развитие мотивационной сферы и формирования у них действенного, внутренне заинтересованного отношения к своему учебному труду».
Раздел: среднее образование
«Исследование влияния игровой деятельности на развитие мотивационной сферы и
формирования у них действенного, внутренне заинтересованного отношения к своему
учебному труду».
(Локтионова Валентина Николаевна-учитель математики)
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей в
образовательной деятельности развитие личности обучающегося. Чтобы реализовать эту
задачу необходимо создать все условия для вовлечения каждого школьника в активную
познавательную деятельность, применения им на практике полученных знаний и четкого
осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
Поэтому главным направлением в деятельности педагога должно стать формирование и
развитие способностей обучающегося самостоятельно ставить перед собой учебную
проблему, осуществлять ее решение и оценивать полученный результат. Немаловажным
является и необходимость воспитания и коммуникабельности в обучающихся,
контактности, умения работать сообща.
Все это заставило меня задуматься об исследовании влияния игровой деятельности на
развитие мотивационной сферы обучающихся
и формирования у них действенного,
внутренне заинтересованного отношения к своему учебному труду.
Исследование по данной проблеме состояло из следующих мероприятий:
1.
Длительного наблюдения влияния игровой деятельности на работу обучающихся и
формирование мотивации к учению.
2.
Анкетирования с целью изучения отношения учащихся к игровой деятельности (в
том числе мотивам учения);
3.
Бесед с обучающимися для выявления личностного отношения учащегося к
проблеме учебной деятельности;
4.
Анкетирования с целью получения самооценки умений, специфичных для учебной
деятельности;
5.
Анализа работы обучающихся в ходе игровой деятельности
В результате наблюдений я пришла к выводу, что мотивация претерпевает изменения от
отдельных случаев просто положительного отношения к учению - к потребности в
постоянной активности.
В ходе анализа и наблюдений можно выделить направления формирования
деятельности, влияющих на развитие мотивационной сферы, ведь игровая деятельность
дает широкие возможности для саморазвития школьника как субъекта деятельности и
субъекта своей мотивационной сферы, как личности, а также для накопления опыта
школьника в активном целеобразовании и смолообразованию, в активном анализе своей
мотивационной сферы.
Изначально
необходимо
тщательно
продумать
содержание
игр,
как
систему
практических и учебных задач, способствующих к активным действиям ученика. В этом
случае учебное содержание превращается в прямую цель учебных действий школьников и
осознается ими.
Отбор содержания и форм игры необходимо проводить с учетом того, что
информация должна быть для обучающихся интересной, доступной для понимания.
Задания подбирать с учетом психофизиологических особенностей учеников. В структуре
игры предусматривать своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес
обучающихся к игре. Для наглядности во время игры применяют информационно-
компьютерные
технологии,
печатные
материалы
с
использованием
электронных
носителей. Игровой материал подается в такой форме, чтобы вызвать у обучающихся
эмоциональный
отклик,
активизировать
познавательный
интерес.
Отдельные
обучающиеся
получают
интеллектуальное
удовольствие
от
решения
проблемных
вопросов, вопросов дискуссионного характера, проявляют интерес к обобщениям.
Мотивационная
деятельность
способствует
актуализации
ранее
имевшихся
потребностей учащихся, активному доопределению задач учителя.
Далее
необходимо
оказать
помощь
в
самостоятельной
постановке
задач
обучающимися. В мотивационной сфере происходит качественный сдвиг — от принятия
цели учителя к самостоятельному целеобразованию у школьников.
Далее в ходе игровой деятельности необходимо помочь организовать действия в
соотнесение с поставленными задачами и целями. Важным для развития мотивационной
сферы является овладение школьниками способами движения в системе изменяющихся
«смыслов» и «значений».
В заключение действия самоконтроля и самооценки в сопоставлении своих
предыдущих и сегодняшних результатов будут способствовать выявлению учениками
своих потенциальных возможностей. В ходе игровой деятельности из года в год будет
формироваться мотивация от простого положительного отношения к учению, к
постоянной потребности в активной деятельности, к активному, неравнодушному,
пристрастному отношению к знаниям, к способам их добывания.
Хочу отметить, что при переходе от одного этапа к другому активизируется
процесс включения обучающихся в активную познавательную деятельность: они
стараются выдвигать и обосновывать гипотезы, планировать свою деятельность,
формулировать цель, оценивать результат своей работы. В течение игры самостоятельно
приобретают недостающие знания из разных источников; используют приобретенные
знания
для
решения
познавательных
и
практических
задач;
приобретают
коммуникативные умения, работая в парах и групп.
В результате игровой деятельности у обучающихся формируются и личностные, и
познавательные учебные действия, и коммуникативные, и регулятивные. Вырабатывается
опыт в умении планировать свою работу, анализировать и сопоставлять факты,
аргументировать мнение, общаться друг с другом, оценивать себя и других. Обучающийся
получает возможность реализовать свой творческий потенциал, и это положительно
сказывается, в конечном счете, на результате его творческой деятельности.
Анкетирование тоже показало высокую обучающую и развивающую
эффективность применяемой игровой деятельности.
Анкетирование проводилось в
течение трех последних лет на одних и тех же обучающихся.
Цель: изучение
влияния
игровой
деятельности
на
мотивационную
деятельность
обучающихся и уровня сформированности основных мотивов учебной деятельности
учащихся.
Обучающимся предлагалось оценить ряд утверждений (см. табл. 1). Оценка проводилась в
баллах по следующей шкале: 2 – всегда бывает; 1 – иногда; о – никогда не бывает. Всего
было
предложено
оценить
8
позиций,
которые
по
смысловому
содержанию
сгруппированы
в
4
блока:
ситуативный
(неопределенный)
интерес;
учение
по
необходимости (волевые усилия); интерес к предмету; повышенный познавательный
интерес.
В анкетировании приняли участие 24 ученика. Все утверждения разделены на блоки,
позволяющие определить вид учебной мотивации: для каждого ученика определялся
средний балл по блоку, затем вычислялся средний балл по каждому блоку в классе и за
год в целом;
Результаты анкетирования учащихся позволяют сделать следующие выводы:
Таблица 1.
Год
Ситуативны
й интерес
Ученье
по
необходимос
ти
Интерес
к
проектной
деятельност
и
Повышенный
познавательн
ый интерес
общий
уровень
сформированнос
ти мотивации
2017
-
2018
63%
52%
43%
36%
53%
2018
-
2019
51%
49%
62%
52%
67%
2019
-
2020
36%
36%
89
79
86%
Статистическая обработка полученных результатов позволила сделать выводы, что
показатели в блоках «ситуативный интерес» (наиболее неустойчивая мотивация) и во
второй группе «учение по необходимости» уменьшаются, а уровень сформированности
учебной мотивации в третьем и четвертом блоках с взрослением обучающихся и
отношением к игровой деятельности увеличиваются. Но именно эти мотивы учебной
деятельности способствуют формированию прочных, глубоких и осознанных знаний.
Общий уровень сформированной мотивации учебной деятельности в 2017-2018 году
составлял-53%-низкий уровень, в 2018-209 году-67%-достаточный уровень, в2019-2020 -
86%-оптимальный уровень.
По данной методике уровень мотивации оценивался следующим образом:
более 80 % - оптимальный уровень;
65 - 84% - достаточный уровень;
40 - 64% - низкий уровень.
Более глубокий анализ позволяет выявить: какой именно мотив в каждом блоке наиболее
сформирован; например, в блоке «ситуативный интерес» на первом месте –«нравится
получать хорошие оценки»; в блоке «интерес к игровой деятельности» в 2018-2019 г–
«узнаю много нового», а в 2019-2020г. – «получаю удовольствие от работы».
Главное, что мне удалось при использовании игровой деятельности- это усилить
мотивацию обучающихся, приводящую в целом к повышению качества знаний
школьников.
Использование игровой деятельности позволили добиться неплохих результатов:
- активной деятельности всех учащихся;
- усвоения учебного материала базового уровня, сформированности умения
учиться, добывать знания, постановки цели и реальному оцениванию своих результатов.
- отсутствия закомплексованности, неудобства при неверных ответах;
- психологической комфортности всех учащихся на уроках, свободного общения,
высказываний своего мнения и в целом высок мотивации к учебной деятельности.