Напоминание

«Исследование влияния игровой деятельности на развитие мотивационной сферы и формирования у них действенного, внутренне заинтересованного отношения к своему учебному труду».


Автор: Валентина Николаевна Локтионова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 р.п. Самойловка"
Населённый пункт: Самойловка, ул.30 лет Победы, дом 13
Наименование материала: статья
Тема: «Исследование влияния игровой деятельности на развитие мотивационной сферы и формирования у них действенного, внутренне заинтересованного отношения к своему учебному труду».
Раздел: среднее образование





Назад




«Исследование влияния игровой деятельности на развитие мотивационной сферы и

формирования у них действенного, внутренне заинтересованного отношения к своему

учебному труду».

(Локтионова Валентина Николаевна-учитель математики)

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего

образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей в

образовательной деятельности развитие личности обучающегося. Чтобы реализовать эту

задачу необходимо создать все условия для вовлечения каждого школьника в активную

познавательную деятельность, применения им на практике полученных знаний и четкого

осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Поэтому главным направлением в деятельности педагога должно стать формирование и

развитие способностей обучающегося самостоятельно ставить перед собой учебную

проблему, осуществлять ее решение и оценивать полученный результат. Немаловажным

является и необходимость воспитания и коммуникабельности в обучающихся,

контактности, умения работать сообща.

Все это заставило меня задуматься об исследовании влияния игровой деятельности на

развитие мотивационной сферы обучающихся

и формирования у них действенного,

внутренне заинтересованного отношения к своему учебному труду.

Исследование по данной проблеме состояло из следующих мероприятий:

1.

Длительного наблюдения влияния игровой деятельности на работу обучающихся и

формирование мотивации к учению.

2.

Анкетирования с целью изучения отношения учащихся к игровой деятельности (в

том числе мотивам учения);

3.

Бесед с обучающимися для выявления личностного отношения учащегося к

проблеме учебной деятельности;

4.

Анкетирования с целью получения самооценки умений, специфичных для учебной

деятельности;

5.

Анализа работы обучающихся в ходе игровой деятельности

В результате наблюдений я пришла к выводу, что мотивация претерпевает изменения от

отдельных случаев просто положительного отношения к учению - к потребности в

постоянной активности.

В ходе анализа и наблюдений можно выделить направления формирования

деятельности, влияющих на развитие мотивационной сферы, ведь игровая деятельность

дает широкие возможности для саморазвития школьника как субъекта деятельности и

субъекта своей мотивационной сферы, как личности, а также для накопления опыта

школьника в активном целеобразовании и смолообразованию, в активном анализе своей

мотивационной сферы.

Изначально

необходимо

тщательно

продумать

содержание

игр,

как

систему

практических и учебных задач, способствующих к активным действиям ученика. В этом

случае учебное содержание превращается в прямую цель учебных действий школьников и

осознается ими.

Отбор содержания и форм игры необходимо проводить с учетом того, что

информация должна быть для обучающихся интересной, доступной для понимания.

Задания подбирать с учетом психофизиологических особенностей учеников. В структуре

игры предусматривать своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес

обучающихся к игре. Для наглядности во время игры применяют информационно-

компьютерные

технологии,

печатные

материалы

с

использованием

электронных

носителей. Игровой материал подается в такой форме, чтобы вызвать у обучающихся

эмоциональный

отклик,

активизировать

познавательный

интерес.

Отдельные

обучающиеся

получают

интеллектуальное

удовольствие

от

решения

проблемных

вопросов, вопросов дискуссионного характера, проявляют интерес к обобщениям.

Мотивационная

деятельность

способствует

актуализации

ранее

имевшихся

потребностей учащихся, активному доопределению задач учителя.

Далее

необходимо

оказать

помощь

в

самостоятельной

постановке

задач

обучающимися. В мотивационной сфере происходит качественный сдвиг — от принятия

цели учителя к самостоятельному целеобразованию у школьников.

Далее в ходе игровой деятельности необходимо помочь организовать действия в

соотнесение с поставленными задачами и целями. Важным для развития мотивационной

сферы является овладение школьниками способами движения в системе изменяющихся

«смыслов» и «значений».

В заключение действия самоконтроля и самооценки в сопоставлении своих

предыдущих и сегодняшних результатов будут способствовать выявлению учениками

своих потенциальных возможностей. В ходе игровой деятельности из года в год будет

формироваться мотивация от простого положительного отношения к учению, к

постоянной потребности в активной деятельности, к активному, неравнодушному,

пристрастному отношению к знаниям, к способам их добывания.

Хочу отметить, что при переходе от одного этапа к другому активизируется

процесс включения обучающихся в активную познавательную деятельность: они

стараются выдвигать и обосновывать гипотезы, планировать свою деятельность,

формулировать цель, оценивать результат своей работы. В течение игры самостоятельно

приобретают недостающие знания из разных источников; используют приобретенные

знания

для

решения

познавательных

и

практических

задач;

приобретают

коммуникативные умения, работая в парах и групп.

В результате игровой деятельности у обучающихся формируются и личностные, и

познавательные учебные действия, и коммуникативные, и регулятивные. Вырабатывается

опыт в умении планировать свою работу, анализировать и сопоставлять факты,

аргументировать мнение, общаться друг с другом, оценивать себя и других. Обучающийся

получает возможность реализовать свой творческий потенциал, и это положительно

сказывается, в конечном счете, на результате его творческой деятельности.

Анкетирование тоже показало высокую обучающую и развивающую

эффективность применяемой игровой деятельности.

Анкетирование проводилось в

течение трех последних лет на одних и тех же обучающихся.

Цель: изучение

влияния

игровой

деятельности

на

мотивационную

деятельность

обучающихся и уровня сформированности основных мотивов учебной деятельности

учащихся.

Обучающимся предлагалось оценить ряд утверждений (см. табл. 1). Оценка проводилась в

баллах по следующей шкале: 2 – всегда бывает; 1 – иногда; о – никогда не бывает. Всего

было

предложено

оценить

8

позиций,

которые

по

смысловому

содержанию

сгруппированы

в

4

блока:

ситуативный

(неопределенный)

интерес;

учение

по

необходимости (волевые усилия); интерес к предмету; повышенный познавательный

интерес.

В анкетировании приняли участие 24 ученика. Все утверждения разделены на блоки,

позволяющие определить вид учебной мотивации: для каждого ученика определялся

средний балл по блоку, затем вычислялся средний балл по каждому блоку в классе и за

год в целом;

Результаты анкетирования учащихся позволяют сделать следующие выводы:

Таблица 1.

Год

Ситуативны

й интерес

Ученье

по

необходимос

ти

Интерес

к

проектной

деятельност

и

Повышенный

познавательн

ый интерес

общий

уровень

сформированнос

ти мотивации

2017

-

2018

63%

52%

43%

36%

53%

2018

-

2019

51%

49%

62%

52%

67%

2019

-

2020

36%

36%

89

79

86%

Статистическая обработка полученных результатов позволила сделать выводы, что

показатели в блоках «ситуативный интерес» (наиболее неустойчивая мотивация) и во

второй группе «учение по необходимости» уменьшаются, а уровень сформированности

учебной мотивации в третьем и четвертом блоках с взрослением обучающихся и

отношением к игровой деятельности увеличиваются. Но именно эти мотивы учебной

деятельности способствуют формированию прочных, глубоких и осознанных знаний.

Общий уровень сформированной мотивации учебной деятельности в 2017-2018 году

составлял-53%-низкий уровень, в 2018-209 году-67%-достаточный уровень, в2019-2020 -

86%-оптимальный уровень.

По данной методике уровень мотивации оценивался следующим образом:

более 80 % - оптимальный уровень;

65 - 84% - достаточный уровень;

40 - 64% - низкий уровень.

Более глубокий анализ позволяет выявить: какой именно мотив в каждом блоке наиболее

сформирован; например, в блоке «ситуативный интерес» на первом месте –«нравится

получать хорошие оценки»; в блоке «интерес к игровой деятельности» в 2018-2019 г–

«узнаю много нового», а в 2019-2020г. – «получаю удовольствие от работы».

Главное, что мне удалось при использовании игровой деятельности- это усилить

мотивацию обучающихся, приводящую в целом к повышению качества знаний

школьников.

Использование игровой деятельности позволили добиться неплохих результатов:

- активной деятельности всех учащихся;

- усвоения учебного материала базового уровня, сформированности умения

учиться, добывать знания, постановки цели и реальному оцениванию своих результатов.

- отсутствия закомплексованности, неудобства при неверных ответах;

- психологической комфортности всех учащихся на уроках, свободного общения,

высказываний своего мнения и в целом высок мотивации к учебной деятельности.



В раздел образования