Напоминание

"Современный подход к внеурочной деятельности детей"


Автор: Бруква Елена Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1498 "Московская Международная школа"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Современный подход к внеурочной деятельности детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Современный подход к внеурочной деятельности детей.

Современная психологическая теория, рассматривая самоценность

каждого

возрастного

периода,

кризисные

явления,

сопровождающие

переход от одного этапа развития к другому и психологические особенности

каждого детского периода в их динамике, требует создания таких условий,

чтобы ребенок полноценно проживал свой возрастной период – свое

детство. Роль музыки, вообще искусства в этом процессе огромна,

общеизвестна и не подвергается сомнению. Потому и все значимые

методические пособия, программы по музыке и другим видам искусства

начинаются, как правило, с утверждения исключительной важности уже в

среду, в которой он бы жил и развивался, постигая окружающий мир

одинаково естественно и через слово воспитателя и других взрослых, и

через разнообразие художественных средств познания мира. Иными

словами: важно создать каждому ребенку как можно раньше определенное

художественное бытие.

Его создание, конечно, надо начинать с воспитания у детей любви к

музыке. И здесь, в педагогических целях, учителя обычно опираются на

такие высказывания выдающихся музыкантов, как «прекрасное пробуждает

доброе», «музыка выпрямляет душу человека», « музыка приносит подпору

и утешение» и пр. Не будет преувеличением сказать: все давно привыкли к

тому, что как только речь заходит о музыкальных гениях (например, о

В.А.Моцарте, П.И.Чайковском, С.С.Прокофьеве, С.В.Рахманинове и пр.), то

первое, о чем говорит учитель с детьми, это о том, что они с детства любили

музыку. Действительно так и было. Например, великий И.С.Бах активно

участвовал в овладении его детьми музыкой от «интонации крика» до

первых шагов музицирования – не удивительно, что они выросли в

замечательных музыкантов. В.А.Моцарт, также под руководством отца, с

детских лет в полном смысле слова «купался в музыке». Безусловно, такие

факты находят некоторый отклик в душах детей, но, к сожалению, этим все

и ограничивается: факты остаются только прекрасными фактами, а жизнь

детей – их жизнью, где искусство приходит к ним только в виде

специальных занятий…

Происходит такое потому, что при введении детей в музыкальное

искусство упускается то, что музыка входила в жизнь великих музыкантов

без искусственного абстрагирования в какой-то отдельный предмет, она

входила естественно, очень рано, обязательно через взрослое окружение и

закладывала то, что потом становилось стержнем личности. Конечно,

примеры из жизни известных деятелей искусства – это идеал вхождения в

искусство, и в широкой практике школы повторить такое очень трудно. К

тому же массовое музыкальное образование не занимается воспитанием

музыкантов, речь идет об общем развитии личности. Но в связи с этим

можно назвать немало имен выдающихся деятелей культуры, ученых –

А.Эйнштейн, Л.Н.Толстой, хирург С.С.Юдин и др., - в жизни которых

музыка выполняла роль ключа, открывающего мир, объединяла видимое и

слышимое, расширяла границы интеллекта и чувства.

В этом нет никакого откровения: уже древние хорошо знали

уникальное свойство музыки воспитывать способность к слышанию. Не в

физиологическом, конечно, смысле, а прежде всего воспитывать «искусство

слышать», - слышать «музыкальную партитуру» мира во всем многообразии

звучащих красок и различать в ней собственный голос. Наши предки

достаточно ясно чувствовали и представляли себе всеобщность жизни и

искусства: все имеет ритм, интонацию, характер, настроение, разные краски

– все длится, звучит, имеет форму, находится в движении, изменяется,

рождается и исчезает, переходит одно в другое.

Благодаря этой всеобщности, познавая закономерности и природу

музыкального искусства, ребенок познает и закономерности окружающего

мира. Потому еще во времена расцвета эллинской философии и культуры

музыка в "гимнасиях" считалась обязательным предметом, без нее древние

просто не представляли себе воспитание человека-гражданина. Ведь только

музыка, разворачивая во времени процессуальность жизни, способна

обеспечить

познание

и

оценку

явлений

окружающего

мира

в

концентрированных

чувственно

воспринимаемых

образах.

Через

«интонационный

словарь

эпохи»,

по

словам

Б.В.Асафьева,

ребенок

приобщается к своему времени, чувствует сопричастность настоящему,

прошлому и будущему, по выражению Л.С.Выготского, «социализирует»

свои чувства и мысли.

Понятно, что ребенок не производитель продуктов материальной

культуры, ему в первую очередь доступно и необходимо духовное

творчество, которое реализуется в процессе ценностного отношения к миру.

Здесь без искусства, без художественной деятельности не обойтись, причем

не только в виде обязательных занятий и уроков, а в широком смысле – вся

жизнедеятельность ребенка в школе должна протекать в органическом

единстве с его деятельностью в искусстве.

Сегодня

существует

разветвленная

система

дополнительного

художественного

образования.

Это

профилированные

(по

видам

искусства) специальные классы, хоровые, музыкальные студии и кружки

при школах и другие формы. К сожалению, преподавание предметов

эстетического цикла в таких образовательных учреждениях ведется, как

правило, по канонам начального специального образования, по примеру

детских музыкальных школ и школ искусств. Нередко дополнительное

музыкальное

образование

вторгается

в

сферу

общего

музыкального

образования, вытесняя уроки музыки из учебных планов таких школ. Но

дополнительное образование потому и называется дополнительным, что оно

призвано дополнять общее музыкальное образование, но не заменять его. И

здесь важно:

во имя чего

осуществляется дополнительное музыкальное

образование детей? Обеспечивают ли такие «специализированные» школы и

классы

настоящее

духовное

развитие

детей.

Ведь

не

случайно

Д.Б.Кабалевский говорил, что музыкальные школы должны оценивать свою

работу не по тому, сколько учеников поступили в профессиональные

учебные заведения, а по тому, сколько детей не «бросили» музыкальную

школу, а значит, и саму музыку.

Музыка, искусство в целом – основная сфера жизнедеятельности

ребенка в начальной школе - вот идеал, выражающий отношения ребенка и

музыки. Здесь музыкальное искусство становится для него как бы

продолжением его жизненного смысла. Искусство как жизнетворчество

ребенка.

Эти

идеи

находят

свое

развитие

в

широком

развертывании

программы внеурочной и внеклассной деятельности, создание которой

должно

основываться

на

учете

конкретных

условий

окружающей

социокультурной среды, особенностей региона, типа школы и т.д. В

современной

практике

появляется

тенденция

создания

широкого

музыкально-эстетического пространства, охватывающего школу, семью,

микрорайон, где одновременно существуют самые различные формы

бытования музыки, развиваются старые и складываются новые традиции

музыкального общения.

Новый подход призван разрешить противоречия, накопившиеся в

проведении внеклассной музыкальной работы, которая в исторически

сложившейся традиционной «воспитательной системе», к сожалению,

сводилась и сводится к подготовке очередных мероприятий и протекает от

праздника к празднику, от конкурса к конкурсу и т.д. Результат же такой

воспитательной работы выступает как показ, отчет (часто довольно низкого

качества), не приносящий удовлетворения ни детям, ни педагогам, ни

родителям.

Установка

на

быстрый

результат

и

связанная

с

этим

репетиционная работа в форсированном режиме (обычно с ограниченным

количеством «отобранных» детей) подменяет суть внеклассных занятий

музыкой, где ведущим фактором духовного развития человека должен быть

не результат, а процесс общения с искусством.

Программа внеурочной и внеклассной музыкальной деятельности

должна

предполагать

свободный

выбор

ребенком

деятельности,

совпадающей с его интересами и потребностями. «Творческие коллективы

не должны создаваться «сверху», как это, к сожалению, бывает в

современной

практике,

когда

способных

детей

собирают

в

хор

в

принудительном порядке, а детей, желающих петь, но не имеющих развитых

вокальных данных, в хор не принимают.» Творческие коллективы должны

взращивать как свободные заинтересованные творческие объединения детей

(и взрослых), увлеченных какой – либо формой музицирования и желающих

реализовать свои способности и потребности в коллективе людей одаренных

и предрасположенных к данному виду творчества. Само обучение музыке в

школе должно рассматриваться как почва для создания различного рода

творческих коллективов – хоров, ансамблей, музыкального театра и др., в

том числе и возникновения межсемейных объединений, где общение

протекает как многоуровневое межличностное общение, следует считать

приоритетным

направлением,

ибо

такие

коллективы

соответствуют

естественному музыкальному общению взрослых и детей. Широкое

музыкально – эстетическое пространство – это та среда, где музыка не на

словах, а на деле реально проникает в жизнь, не просто сопровождая ее, а

становясь необходимым и естественным продолжением человеческого «Я».



В раздел образования