Автор: Бруква Елена Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1498 "Московская Международная школа"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Современный подход к внеурочной деятельности детей"
Раздел: дополнительное образование
Современный подход к внеурочной деятельности детей.
Современная психологическая теория, рассматривая самоценность
каждого
возрастного
периода,
кризисные
явления,
сопровождающие
переход от одного этапа развития к другому и психологические особенности
каждого детского периода в их динамике, требует создания таких условий,
чтобы ребенок полноценно проживал свой возрастной период – свое
детство. Роль музыки, вообще искусства в этом процессе огромна,
общеизвестна и не подвергается сомнению. Потому и все значимые
методические пособия, программы по музыке и другим видам искусства
начинаются, как правило, с утверждения исключительной важности уже в
среду, в которой он бы жил и развивался, постигая окружающий мир
одинаково естественно и через слово воспитателя и других взрослых, и
через разнообразие художественных средств познания мира. Иными
словами: важно создать каждому ребенку как можно раньше определенное
художественное бытие.
Его создание, конечно, надо начинать с воспитания у детей любви к
музыке. И здесь, в педагогических целях, учителя обычно опираются на
такие высказывания выдающихся музыкантов, как «прекрасное пробуждает
доброе», «музыка выпрямляет душу человека», « музыка приносит подпору
и утешение» и пр. Не будет преувеличением сказать: все давно привыкли к
тому, что как только речь заходит о музыкальных гениях (например, о
В.А.Моцарте, П.И.Чайковском, С.С.Прокофьеве, С.В.Рахманинове и пр.), то
первое, о чем говорит учитель с детьми, это о том, что они с детства любили
музыку. Действительно так и было. Например, великий И.С.Бах активно
участвовал в овладении его детьми музыкой от «интонации крика» до
первых шагов музицирования – не удивительно, что они выросли в
замечательных музыкантов. В.А.Моцарт, также под руководством отца, с
детских лет в полном смысле слова «купался в музыке». Безусловно, такие
факты находят некоторый отклик в душах детей, но, к сожалению, этим все
и ограничивается: факты остаются только прекрасными фактами, а жизнь
детей – их жизнью, где искусство приходит к ним только в виде
специальных занятий…
Происходит такое потому, что при введении детей в музыкальное
искусство упускается то, что музыка входила в жизнь великих музыкантов
без искусственного абстрагирования в какой-то отдельный предмет, она
входила естественно, очень рано, обязательно через взрослое окружение и
закладывала то, что потом становилось стержнем личности. Конечно,
примеры из жизни известных деятелей искусства – это идеал вхождения в
искусство, и в широкой практике школы повторить такое очень трудно. К
тому же массовое музыкальное образование не занимается воспитанием
музыкантов, речь идет об общем развитии личности. Но в связи с этим
можно назвать немало имен выдающихся деятелей культуры, ученых –
А.Эйнштейн, Л.Н.Толстой, хирург С.С.Юдин и др., - в жизни которых
музыка выполняла роль ключа, открывающего мир, объединяла видимое и
слышимое, расширяла границы интеллекта и чувства.
В этом нет никакого откровения: уже древние хорошо знали
уникальное свойство музыки воспитывать способность к слышанию. Не в
физиологическом, конечно, смысле, а прежде всего воспитывать «искусство
слышать», - слышать «музыкальную партитуру» мира во всем многообразии
звучащих красок и различать в ней собственный голос. Наши предки
достаточно ясно чувствовали и представляли себе всеобщность жизни и
искусства: все имеет ритм, интонацию, характер, настроение, разные краски
– все длится, звучит, имеет форму, находится в движении, изменяется,
рождается и исчезает, переходит одно в другое.
Благодаря этой всеобщности, познавая закономерности и природу
музыкального искусства, ребенок познает и закономерности окружающего
мира. Потому еще во времена расцвета эллинской философии и культуры
музыка в "гимнасиях" считалась обязательным предметом, без нее древние
просто не представляли себе воспитание человека-гражданина. Ведь только
музыка, разворачивая во времени процессуальность жизни, способна
обеспечить
познание
и
оценку
явлений
окружающего
мира
в
концентрированных
чувственно
воспринимаемых
образах.
Через
«интонационный
словарь
эпохи»,
по
словам
Б.В.Асафьева,
ребенок
приобщается к своему времени, чувствует сопричастность настоящему,
прошлому и будущему, по выражению Л.С.Выготского, «социализирует»
свои чувства и мысли.
Понятно, что ребенок не производитель продуктов материальной
культуры, ему в первую очередь доступно и необходимо духовное
творчество, которое реализуется в процессе ценностного отношения к миру.
Здесь без искусства, без художественной деятельности не обойтись, причем
не только в виде обязательных занятий и уроков, а в широком смысле – вся
жизнедеятельность ребенка в школе должна протекать в органическом
единстве с его деятельностью в искусстве.
Сегодня
существует
разветвленная
система
дополнительного
художественного
образования.
Это
–
профилированные
(по
видам
искусства) специальные классы, хоровые, музыкальные студии и кружки
при школах и другие формы. К сожалению, преподавание предметов
эстетического цикла в таких образовательных учреждениях ведется, как
правило, по канонам начального специального образования, по примеру
детских музыкальных школ и школ искусств. Нередко дополнительное
музыкальное
образование
вторгается
в
сферу
общего
музыкального
образования, вытесняя уроки музыки из учебных планов таких школ. Но
дополнительное образование потому и называется дополнительным, что оно
призвано дополнять общее музыкальное образование, но не заменять его. И
здесь важно:
во имя чего
осуществляется дополнительное музыкальное
образование детей? Обеспечивают ли такие «специализированные» школы и
классы
настоящее
духовное
развитие
детей.
Ведь
не
случайно
Д.Б.Кабалевский говорил, что музыкальные школы должны оценивать свою
работу не по тому, сколько учеников поступили в профессиональные
учебные заведения, а по тому, сколько детей не «бросили» музыкальную
школу, а значит, и саму музыку.
Музыка, искусство в целом – основная сфера жизнедеятельности
ребенка в начальной школе - вот идеал, выражающий отношения ребенка и
музыки. Здесь музыкальное искусство становится для него как бы
продолжением его жизненного смысла. Искусство как жизнетворчество
ребенка.
Эти
идеи
находят
свое
развитие
в
широком
развертывании
программы внеурочной и внеклассной деятельности, создание которой
должно
основываться
на
учете
конкретных
условий
окружающей
социокультурной среды, особенностей региона, типа школы и т.д. В
современной
практике
появляется
тенденция
создания
широкого
музыкально-эстетического пространства, охватывающего школу, семью,
микрорайон, где одновременно существуют самые различные формы
бытования музыки, развиваются старые и складываются новые традиции
музыкального общения.
Новый подход призван разрешить противоречия, накопившиеся в
проведении внеклассной музыкальной работы, которая в исторически
сложившейся традиционной «воспитательной системе», к сожалению,
сводилась и сводится к подготовке очередных мероприятий и протекает от
праздника к празднику, от конкурса к конкурсу и т.д. Результат же такой
воспитательной работы выступает как показ, отчет (часто довольно низкого
качества), не приносящий удовлетворения ни детям, ни педагогам, ни
родителям.
Установка
на
быстрый
результат
и
связанная
с
этим
репетиционная работа в форсированном режиме (обычно с ограниченным
количеством «отобранных» детей) подменяет суть внеклассных занятий
музыкой, где ведущим фактором духовного развития человека должен быть
не результат, а процесс общения с искусством.
Программа внеурочной и внеклассной музыкальной деятельности
должна
предполагать
свободный
выбор
ребенком
деятельности,
совпадающей с его интересами и потребностями. «Творческие коллективы
не должны создаваться «сверху», как это, к сожалению, бывает в
современной
практике,
когда
способных
детей
собирают
в
хор
в
принудительном порядке, а детей, желающих петь, но не имеющих развитых
вокальных данных, в хор не принимают.» Творческие коллективы должны
взращивать как свободные заинтересованные творческие объединения детей
(и взрослых), увлеченных какой – либо формой музицирования и желающих
реализовать свои способности и потребности в коллективе людей одаренных
и предрасположенных к данному виду творчества. Само обучение музыке в
школе должно рассматриваться как почва для создания различного рода
творческих коллективов – хоров, ансамблей, музыкального театра и др., в
том числе и возникновения межсемейных объединений, где общение
протекает как многоуровневое межличностное общение, следует считать
приоритетным
направлением,
ибо
такие
коллективы
соответствуют
естественному музыкальному общению взрослых и детей. Широкое
музыкально – эстетическое пространство – это та среда, где музыка не на
словах, а на деле реально проникает в жизнь, не просто сопровождая ее, а
становясь необходимым и естественным продолжением человеческого «Я».