Напоминание

Формирование вокально-хоровых умений у детей среднего школьного возраста


Автор: Антакова Марина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО Тоншаевская детская музыкальная школа
Населённый пункт: р.п.Тоншаево, Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Формирование вокально-хоровых умений у детей среднего школьного возраста
Раздел: среднее образование





Назад




Антакова Марина Александровна

Статья на тему:

ФОРМИРОВАНИЕ

ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ

УМЕНИЙ

У

ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пение является главным способом самовыражения детей. А развитие

хоровой культуры является гарантией развития страны в целом, гарантией

её независимости, территориальной целостности, высокого международно-

го авторитета. Только высокий уровень культуры народа может обеспечить

высокие результаты в развитии науки, промышленности, образования, здра-

воохранения, обороноспособности, в поддержании и развитии патриотиз-

ма. Привлечение подростков к регулярным занятиям, связанным с изучени-

ем хоровой культуры или участием в работе кружков, секций, студий и т.п.

окажет существенное влияние на общий культурный уровень страны. Ме-

ханизмом, который влияет на нравственное здоровье нации, и который тре-

бует действенной государственной поддержки, является институт хорового

искусства. В связи с этим резко возрастает интерес к личностно-индивиду-

альным, духовно-уникальным явлениям. Неслучайно «Всемирная деклара-

ция о высшем образовании для XXI века» в качестве главной цели провоз-

глашает создание нового общества, не знающего насилия и эксплуатации,

члены которого высоко и всесторонне развиты.

Певческое развитие особенно актуально на этапе возрастных фи-

зиологических и психологических изменений (мутации), происходящих в

организме ребенка, когда совершается интенсивное физическое и социаль-

ное становление личности, происходит ориентация на развитие духовно-

сти, самореализации, самовыражения, формируется мировоззрение, необ-

ходимое в последующей взрослой жизни.

В настоящее время в методике музыкального образования накоплен

значительный объем знаний по вопросу особенностей детского голоса и по

развитию детского певческого голоса на уроках хора, внимание музыкаль-

ных педагогов направлено на поиск новых подходов к музыкальному обу-

чению и воспитанию детей, в том числе к постановке детских голосов на

основе индивидуального подхода в условиях хорового обучения. Комплекс-

ное обучение каждого ученика, предполагающее учёт индивидуально-пси-

хологических и возрастных особенностей, степени выраженности музы-

кально-творческой одаренности позволяет выработать наиболее эффектив-

ную стратегию певческого обучения.

Вопросом вокально-хорового обучения, а также формированию во-

кально-хоровых навыков большое внимание уделяется в научных исследо-

ваниях и методических работах С. Н. Гладкой, Л. Б. Дмитриева, Н. Н. До-

бровольской, Л. Ж. Жаровой, А. П. Зданович, Т. Н. Овчинниковой, К. Ф.

Никольской-Береговской, Д. Е. Огороднова, В. С. Попова, В. И. Сафоновой,

В. X. Тевлиной, П. В. Халабузарь и др. Педагоги-практики Л. Г. Дмитриева,

В. В. Емельянов, А. Г. Менабени, Т. Н. Овчинникова, Д. Е. Огороднов, Г. П.

Стулова, Н. М. Черноиваненко и другие внесли заметный вклад в обоснова-

ние наиболее эффективных путей и различных методических приемов обу-

чения пению детей. В психологических и педагогических работах Г. С.

Абрамовой, А. С. Белкина, Н. С. Боголюбова, Л. И. Божович, Б. С. Волкова,

Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, И. Ю. Кулагиной, В. С. Кузина, Н. С.

Лейтеса, А. Н. Леонтьева, Р. С. Немова и других авторов рассматриваются

особенности протекания психических процессов, а также дается возрастная

периодизация психофизиологического развития ребенка. Изучению вопро-

са физиологического изменения, развития и охраны детского голоса в пере-

ходный период посвящены работы ученых-физиологов и педагогов Д. Л.

Локшина, Ф. Лысека, Е. М. Малининой, Н. Д. Орловой, Е. Н. Шнюковой и

др.

Считается, что подростковый возраст – самый трудным из возрастов

человека, это как второе рождение. Подростковым, считается возраст от

11-12-ти до 15-ти лет, совпадает с обучением в школе с 5 по 9 классы.

В

певческом

голосообразовании

прямо

или

косвенно

участвуют

многие органы, от развития которых зависит голосовой аппарат. Это не

только непосредственные «голосообразователи» — надставная труба, гор-

2

тань и дыхание, но также и опорно-двигательный аппарат ребенка, его

сердце, эндокринная система. Формирование сложного комплекса музы-

кальных

и

вокальных

навыков

определяется

не

только

особенностями

конституции ребенка, но и особенностями нервной системы. Сложность во-

кального воспитания детей состоит прежде всего в том, что оно должно

строиться с учетом роста и развития ребенка, а эти процессы не являются

поступательными или синхронными.

Главной особенностью этого возрастного периода можно считать

мутацию голоса. Назвать ее точные сроки невозможно, т.к. у одних она бы-

вает в 13-14 лет, у других — в 15-16. В отдельных случаях, сравнительно

редких, она начинается в более ранние или более поздние сроки. Протекает

мутация различно: у одних она происходит чуть ли не за месяц, у других

растягивается на полгода-год. Уже до начала мутации подросток начинает

ощущать различные признаки ее приближения — как физиологические, так

и психологические. У него появляется сухость и жжение в гортани, голос

начинает подсипывать, пропадает желание петь, особенно в верхней части

диапазона голоса.

Рекомендации при работе с подростками:

1. При появлении первых признаков начинающейся мутации подро-

сток

должен

становиться

объектом

пристального

внимания

педагога

и

врача-фониатора.

2. Вокальная нагрузка в период мутации должна быть щадящей,

упражнения и произведения следует выбирать в более низкой тесситуре.

3.Необходимо в этот период быть более снисходительным к сменам

настроения подростка, иногда проявляющейся заторможенности и депрес-

сии.

Хорошо, если педагог проведет с подростком дружескую беседу,

расскажет ему о гигиене голоса в этот период, отвлечет от мыслей о своих

ощущениях и переживаниях. В период активного прохождения мутации не

нужно вводить новые элементы вокализации. Вокальная форма поддержи-

3

вается наиболее удобными, хорошо впетыми упражнениями. Публично в

этот период выступать не нужно.

Не вдаваясь в детали, на понятном для подростков уровне, учащихся

следует познакомить с особенностями академической манеры пения, раз-

личными ее периодами и выдающимися представителями. Учащиеся долж-

ны знать принципы русской вокальной школы, где вокальная техника не су-

ществует ради самой себя, а направлена на более полное выражение замыс-

ла композитора и самовыражение певца. Большое значение в формирова-

нии музыкального вкуса и кругозора детей играет прослушивание лучших

образцов вокальной музыки, знакомство с современными тенденциями раз-

вития вокального искусства и исполнительским мастерством лучших отече-

ственных и зарубежных певцов. Не следует давать для слушания много му-

зыки сразу, но у учащегося должна появиться возможность сравнивать раз-

личные стили, тембральные особенности певцов, их владение динамиче-

ской палитрой. Все это должно быть предметом последующего обсужде-

ния.

Педагогическая практика показывает, что мальчикам в период мута-

ции петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального ро-

ста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и бо-

лее быстрому формированию взрослого голоса. Но для поющих мутантов

устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограни-

ченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосо-

вого аппарата, умеренной силой звука, без намёка на малейшую форсиров-

ку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной

средней силы. Их пение ограничивается по времени, они должны часто

отдыхать. Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мута-

ции исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата

к грудному регистру, даёт возможность при новом способе голосообразова-

ния сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после му-

тации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для

высоких мужских голосов (теноров). Такая манера пения, тесно связанная с

4

применением

микстового

регистра,

позволяет

использовать

голосовой

аппарат в период мутации с наименьшим напряжением и способствует бо-

лее быстрому и лёгкому приспособлению голосовых органов к новым усло-

виям голосообразования. При работе с юношами- мутантами следует избе-

гать двух крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса,

так же как нельзя и искусственно задерживать период пения детским голо-

сом. Как одна, так и другая крайность может нанести существенный вред

голосовому аппарату. Поэтому наблюдение за мутантами и воспитание их

голоса в завершающей стадии мутации является весьма ответственным мо-

ментом в работе педагога-хормейстера.

Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия

мутации проходит у мальчиков-подростков, певших в домутационные годы

и имеющих правильные вокальные навыки. Наиболее важным в этом отно-

шении оказалось умение петь лёгким светлым звуком, максимально ис-

пользовать головной резонатор. У “крикунов” мутация наступает раньше,

выражена более резко и длится дольше.

В постмутационный период необходимо продолжать над укрепле-

нием высокой позиции, звуковедение сделать более широким. В это время

вокальные упражнения поются не только в нисходящем движении, но и не-

пременно в восходящем: большое внимание уделяется углублению дыхания

и опоре. Для восстановления гибкости и лёгкости голоса целесообразно да-

вать юношам быстрые беглые упражнения с контрастной динамикой, спе-

циальные упражнения на регулировку постепенности выдоха, лирические

произведения, требующие тонкой нюансировки.

Для этого возраста характерна не только повышенная ранимость, но

и желание произвести впечатление. Ему хочется показаться ярким, эффект-

ным и красивым, чтобы его оценили и одобрили и, чем меньше любви он

получает в своём окружении, тем острее это чувство. Также он становится

чувствителен к насмешкам, поэтому для него важно, чтобы романс, кото-

рый он будет петь со сцены, выгодно подчёркивал его сильные стороны,

как вокалиста, и как человека. Поэтому для того чтобы правильно подо-

5

брать ему репертуар, нужно учитывать такие возрастные особенности под-

ростка, как: Стремление к эффектности. Исполняя романс, подросток хочет

чувствовать себя не просто исполнителем, а звездой. Для этого его реперту-

ар должен быть интересным, передающим чувства, знакомые самому под-

ростку и соответствующие его восприятию. Страх, что его осудят или над

ним посмеются.

Итак, хоровое пение с его доступностью, демократичностью было и

остается надежным средством музыкального воспитания, образования и

повышения общей культуры подрастающего поколения. Для успешного

осуществления работы по формированию вокально-хоровых умений в про-

цессе обучения необходимо повысить эффективность детского вокально-

хорового обучения при условии, если с учащимися хора в условиях инди-

видуально-группового обучения будет сделан акцент на формирование пра-

вильных певческих умений и навыков, с учётом возрастных особенностей

каждого. Предлагаемый подход будет способствовать целенаправленному

вокально-певческому обучению, оптимизирует процесс хоровых занятий и

будет благотворно воздействовать на формирование общего музыкального

развития.

Библиографический список

Алиев Ю.Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском

хоре// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.:Музыка, 1975

Алмазов Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольни-

ков, школьников и молодёжи. Развитие детского голоса. М.:Музыка,1963

Апраксина О.А., Орлова Н,Д. Выявление неверно поющих детей и методы

работы с ними. \\ Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10.М.:Музыка,

1971

Багадуров В. Вокальное воспитание детей. М.: Музыка, 1952.

Венгрус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение .СПб.: Музыка, 2000

Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967.

6

Горюнова Л.В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального

восприятия у школьников \\ Музыкальное воспитание в школе. Вып. 8. М.:

Музыка,1972

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Москва, 1968

Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания

в школе. М.: Просвещение, 1989

Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М.:

Музыка, 1972

Емельянов

В.В.

Развитие

голоса.

Координация

и

тренажер.-

СПб.:

Лань,1997

Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосо-

образования. Методические рекомендации для учителей музыки. Новоси-

бирск: Наука,1991

Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. М.-Л.: Советский компози-

тор, 1967

Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми \\ Музыкальное

воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978

Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразова-

тельной школе. Киев: Музична Украина, 1988

Огороднов Д.Е. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с

детьми и самим собой. Свердловск, 1981

Орлова Н.Д., Алиев Ю.Б. Хоровое пение. Методические рекомендации к

урокам музыки в общеобразовательной школе. М.: Музыка, 1971

Сергеев А.А. Воспитание детского голоса. М.: Академия пед. наук РСФСР,

1950

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Учеб. пособие для

студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002

Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа \\ Музыкальное воспитание в шко-

ле. Вып. 15. М.: Музыка, 1982

7



В раздел образования