Автор: Савичева Елена Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ "Металлург" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Развитие креативного мышления обучающихся в объединениях дополнительного образования детей как одна из составляющих функциональной грамотности
Раздел: дополнительное образование
«Развитие креативного мышления обучающихся
в объединениях дополнительного образования детей как одна из составляющих
функциональной грамотности»
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше и больше. И это
логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и
детей нужно учить ориентироваться в ней. 65% детей, которые завтра пойдут в
школу, будут работать по специальностям, о которых мы еще не знаем. Изменение
требований к уровню образования человека отражается в изменении содержания
понятия «грамотность» до конца XIX века грамотным называли человека,
умеющего читать и писать. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.
Даля). В 50-е годы XX века грамотность рассматривается в качестве одного из
важнейших показателей уровня социального развития государства и общества.
Понятие «грамотность» (умение читать и писать) было включено Всемирной
Организацией Здравоохранения в 12 показателей, характеризующих здоровую
нацию. Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году.
Что же такое функциональная грамотность обучающихся?
Функциональная грамотность обучающихся - это определенный уровень
образованности обучающихся, выражающий степень овладения ключевыми
компетенциями, определяемых образовательным стандартом по любым предметам,
позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами,
в обществе, способность к самоопределению, и самореализации.
Другими словами, «Функциональная грамотность сегодня — это базовое
образование личности. Ребенку важно обладать:
готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные
и жизненные задачи;
способностью строить социальные отношения;
совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей
грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
В функциональную грамотность входят: читательская грамотность, математическая
грамотность, естественнонаучная грамотность и критическое мышление.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать
письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни. При изучении любого предмета грамотность чтения необходима
для получения какой-либо информации об изучаемом объекте и для формирования
навыков анализа текстовой информации. (Интегрировать - объединить части
чего-либо в одно целое. Интерпретировать информацию - истолковывать,
раскрывать смысл чего-нибудь, объясняя.
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать
роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному
и мыслящему гражданину. (Например: при изучении биологии знания математики
используются для построения графиков (температурных, изменения артериального
давления и т.п.), выполнения расчётов энергетической ценности пищевого
суточного рациона и так далее).
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и
использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов,
для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и
формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с
естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать
осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние
на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять
активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием.
Креативное мышление и инновационное мышление — это вид мышления,
которое ведет к новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания
и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи,
такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические
инновации.
Составляющие креативного мышления:
1. Любознательность (активный интерес к заданию):
- интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;
- самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой
информации (в том числе в неожиданных источниках).
2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей:
- оригинальность предложенных идей;
- гибкость или подвижность;
- способность продуцировать большое количество идей.
3. Развитие предложенных идей:
- оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых
сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;
- умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях
и с появлением новой информации об объекте исследования.
Показателем сформированности функциональной грамотности является
способность обучающегося применять знания в жизненных ситуациях, переносить
полученные знания на применение их в новых нестандартных ситуациях,
для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности, так как мы не можем
предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные
и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения
успешной траектории своего развития.
Поэтому для организации учебной деятельности обучающихся, в том числе и в
дополнительном образовании на занятиях любой направленности необходимо
подобрать такие методы, приемы и педагогические технологии и, на их основе,
разрабатывать специальные задания, которые способствуют формированию
функциональной грамотности.
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить
в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет,
так и маленькой личности, приходящей к педагогу на занятие, необходимы знания,
умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.
«Поливая» это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой,
используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст
плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции),
т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
Дерево – функционально грамотная личность.
Вода – педагогические технологии.
Яблочки – ключевые компетенции.
Лейка – педагог (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е.
заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы
педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности
обучающихся.