Напоминание

Развитие креативного мышления обучающихся в объединениях дополнительного образования детей как одна из составляющих функциональной грамотности


Автор: Савичева Елена Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ "Металлург" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Развитие креативного мышления обучающихся в объединениях дополнительного образования детей как одна из составляющих функциональной грамотности
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Развитие креативного мышления обучающихся

в объединениях дополнительного образования детей как одна из составляющих

функциональной грамотности»

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше и больше. И это

логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и

детей нужно учить ориентироваться в ней. 65% детей, которые завтра пойдут в

школу, будут работать по специальностям, о которых мы еще не знаем. Изменение

требований к уровню образования человека отражается в изменении содержания

понятия «грамотность» до конца XIX века грамотным называли человека,

умеющего читать и писать. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.

Даля). В 50-е годы XX века грамотность рассматривается в качестве одного из

важнейших показателей уровня социального развития государства и общества.

Понятие «грамотность» (умение читать и писать) было включено Всемирной

Организацией Здравоохранения в 12 показателей, характеризующих здоровую

нацию. Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году.

Что же такое функциональная грамотность обучающихся?

Функциональная грамотность обучающихся - это определенный уровень

образованности обучающихся, выражающий степень овладения ключевыми

компетенциями, определяемых образовательным стандартом по любым предметам,

позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами,

в обществе, способность к самоопределению, и самореализации.

Другими словами, «Функциональная грамотность сегодня — это базовое

образование личности. Ребенку важно обладать:

готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные

и жизненные задачи;

способностью строить социальные отношения;

совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей

грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

В функциональную грамотность входят: читательская грамотность, математическая

грамотность, естественнонаучная грамотность и критическое мышление.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать

письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы

достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в

социальной жизни. При изучении любого предмета грамотность чтения необходима

для получения какой-либо информации об изучаемом объекте и для формирования

навыков анализа текстовой информации. (Интегрировать - объединить части

чего-либо в одно целое. Интерпретировать информацию - истолковывать,

раскрывать смысл чего-нибудь, объясняя.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать

роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные

математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в

настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному

и мыслящему гражданину. (Например: при изучении биологии знания математики

используются для построения графиков (температурных, изменения артериального

давления и т.п.), выполнения расчётов энергетической ценности пищевого

суточного рациона и так далее).

Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и

использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов,

для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и

формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с

естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности

естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать

осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние

на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять

активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с

естествознанием.

Креативное мышление и инновационное мышление — это вид мышления,

которое ведет к новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания

и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи,

такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические

инновации.

Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность (активный интерес к заданию):

- интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;

- самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой

информации (в том числе в неожиданных источниках).

2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей:

- оригинальность предложенных идей;

- гибкость или подвижность;

- способность продуцировать большое количество идей.

3. Развитие предложенных идей:

- оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых

сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;

- умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях

и с появлением новой информации об объекте исследования.

Показателем сформированности функциональной грамотности является

способность обучающегося применять знания в жизненных ситуациях, переносить

полученные знания на применение их в новых нестандартных ситуациях,

для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности, так как мы не можем

предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные

и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения

успешной траектории своего развития.

Поэтому для организации учебной деятельности обучающихся, в том числе и в

дополнительном образовании на занятиях любой направленности необходимо

подобрать такие методы, приемы и педагогические технологии и, на их основе,

разрабатывать специальные задания, которые способствуют формированию

функциональной грамотности.

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить

в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет,

так и маленькой личности, приходящей к педагогу на занятие, необходимы знания,

умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

«Поливая» это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой,

используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст

плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции),

т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность.

Вода – педагогические технологии.

Яблочки – ключевые компетенции.

Лейка – педагог (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е.

заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы

педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности

обучающихся.



В раздел образования