Авторы: Рябинина Ольга Ефимовна, Ольга Ефимовна Рябинина
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности музыкального сопровождения на уроках "Ритмика и танец"
Раздел: дополнительное образование
Особенности музыкального сопровождения
на уроках «Ритмика и танец».
Ритмика – музыкально- педагогическая дисциплина, которая имеет целью
активизировать музыкальное восприятие детей через движения. Движение,
как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в
действии, свойственно детям любого возраста. Занимаясь ритмикой, дети
активно участвуют в передаче характера музыки, её темпа, динамики, ритма,
формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, через
движение или легче усваиваются многие понятия по музыкальной грамоте.
Основоположником ритмики является швейцарский музыкант – педагог,
профессор
Женевской
консерватории
по
классу
теории
и
музыки,
сольфеджио и гармонии, пианист и композитор Эмиль Жак- Далькроз.
Назначение своей системы он сформулировал так: «Цель
ритмики –
подвести её последователей к тому, что бы они могли сказать к концу своих
занятий не только «я знаю», сколько «Я ощущаю», и прежде всего, создавать
у них непреодолимое желание выражать себя.
В системе нашего хореографического воспитания на занятия ритмикой
отводиться 3-4 года, в зависимости от возраста ребёнка.
Главные задачи предмета:
- научить детей двигаться в характере музыки, вместе с тем развивая
музыкально-выразительные представления о ней;
-
научить
детей
передавать
темповые
динамические,
ритмические
особенности музыки;
- способствовать мышечному раскрепощению, развитию музыкальной
памяти, что будет способствовать в дальнейшем освоению хореографии.
Источником движения для ритмики принято считать физические упражнения
– это бег, ходьба, подпрыгивания, подскоки и строевые упражнения – это
построения, перестроения, передвижения. Дети учатся ускорять и замедлять
движения, в соответствии с характером и динамикой музыки.
В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается
музыкально-слуховое
восприятие.
Детям
постоянно
приходиться
вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять
движения.
А работа концертмейстера здесь полностью служит подсказкой, музыка
адаптируется
под движения детей: где необходимо замедляется или
ускоряется темп, акцентируются прыжки, выдерживаются необходимые
паузы и т.д.
Педагог- хореограф просит многократно повторять конкретные музыкально-
ритмические движения. Особенно важно отбрасывать предварительно в
подготовительных упражнениях элементы бега, подскоков, прыжков, доводя
их до автоматизма, а затем уже включать их в танцы, хороводы. Такое
построение
занятий
облегчает
освоение
навыка
–
ребенок
может
сосредоточить своё внимание уже на образах, на настроении музыки и её
выразительных движениях. Часть урока посвящена бегу и прыжкам,
соответственно и музыка подбирается веселая, живая, бодрая, решительная,
волевая.
Весьма существенно научить детей удерживать найденный темп, выработать
умение внезапно или постепенно переходить из одного темпа в другой, точно
выдерживать
нужные
паузы,
затягивать
высокие
прыжки,
добиться
синхронности в исполнении. Дети должны освоить разные виды бега: лёгкий,
пружинящей, широкий, с высоким подъёмом ног.
Хочется добавить и то, что с давних времен общеизвестно влияние на
состояние здоровья человека совмещение мелодии и пластики тела. Занятия
ритмикой
помогают
избежать
таких
заболеваний
как
плоскостопия,
косолапее,
сколиоз,
развивается
вестибулярный
аппарат,
музыка
благоприятно влияет на психическое здоровье. Овладевая элементами
хореографии, ребёнок становиться уверенным в себе, коммуникабельным,
дружелюбным и более внимательным к своему окружению.