Напоминание

"Система Д.Б. Кобалевского"


Автор: Рябинина Ольга Ефимовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Система Д.Б. Кобалевского"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Система Кобалевского – переворот в преподавании предмета

«Музыка» в школе.

В давние-давние времена, когда люди ещё не умели объяснить, что собой

представляет Земля, существовала легенда о том, что Земля представляет

собой что-то вроде большого блина или большой тарелки, которая , чтобы не

провалиться в бездну, держится на трёх китах.

О музыке можно говорить, что в музыке существует три кита, на котором она

держится и из которой она выросла, если так можно сказать. Это, конечно,

такое условное, образное выражение «три кита». Здесь имеются ввиду три

основные области музыки, которые все хорошо знают, это песня, марш и

танец из которого потом выросла почти вся музыка, конечно, не в очень

простом, иногда в очень усложненном и развитом виде.

Песня, танец, марш- простейшие жанры, доступные восприятию ребят даже

на самой начальной стадии их музыкального развития.

Если приобщение к музыке в дошкольном возрасте – в детском саду или

дома,

можно

уподобить

освоению

почвы,

закладке

первых

камней

фундамента, то занятия в 1 классе школы это уже постройка не только

надёжного фундамента, но и 1-ого этапа, где знакомство с «тремя китами»

становиться осознанным и создаёт условия для постройки следующих

этажей.

А дальше шаг за шагом, этаж за этажом выясняется, что подобно тому, как

дом, покоясь на фундаменте, не только из фундамента состоит, так и музыка ,

вырастая из песни, танца и марша, состоит далеко не только из них. Однако,

как бы не обогащались, как бы не развивались «три кита», как бы не

перерастали

понятия

«песня,

танец,

марш»

в

понятия

песенность,

танцевальность, маршевость, сколько бы нового в изучаемую музыку не

вносили особые элементы, мы не расстанемся с «тремя китами» ни во 2-ом,

ни в 5-ом, ни 7 классах, ни даже на вершинах музыкального искусства.

Не говоря уже об опере, оратории, контате, которые выросли из песни и

песенности,

и

не

говоря

о

балете,

которые

выросли

из

танца

и

танцевальности, «три кита» пронизывают всю классическую и современную

музыку.

Так, являясь не только тремя наиболее «простыми» и доступными для детей,

формами и жанрами музыки, но и тремя коренными основами всей музыки

вообще. Песня, танец и марш дают возможность объединить большое

музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе.

Наш урок построен по системе Д.Б. Кобалевского. Именно он ввел это

сравнение песни, танца и марша с «тремя китами», поддерживающими

Землю.

Композитор,

лауреат

Ленинской

и

государственной

премии,

народный артист. В 1973 г. к удивлению своих современников, пошёл

работать учителем музыки в Московскую общеобразовательную школу и 7

лет вёл там уроки по своей уникальной программе. Это был революционный

переворот в преподавании предмета.

Хочется привести слова Д.Б. : « В незрелое сознание молодежи, незаметно

входит

всяческая

пошлость

и

безнравственность,

отравляя

сознание,

постепенно делая его нечутким к прекрасному и доброму. Иммунитет к

дурному не выработал, хороший вкус не воспитал». Эти строки будто

написаны о нашем времени.



В раздел образования