Автор: Рябинина Ольга Ефимовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Система Д.Б. Кобалевского"
Раздел: дополнительное образование
Система Кобалевского – переворот в преподавании предмета
«Музыка» в школе.
В давние-давние времена, когда люди ещё не умели объяснить, что собой
представляет Земля, существовала легенда о том, что Земля представляет
собой что-то вроде большого блина или большой тарелки, которая , чтобы не
провалиться в бездну, держится на трёх китах.
О музыке можно говорить, что в музыке существует три кита, на котором она
держится и из которой она выросла, если так можно сказать. Это, конечно,
такое условное, образное выражение «три кита». Здесь имеются ввиду три
основные области музыки, которые все хорошо знают, это песня, марш и
танец из которого потом выросла почти вся музыка, конечно, не в очень
простом, иногда в очень усложненном и развитом виде.
Песня, танец, марш- простейшие жанры, доступные восприятию ребят даже
на самой начальной стадии их музыкального развития.
Если приобщение к музыке в дошкольном возрасте – в детском саду или
дома,
можно
уподобить
освоению
почвы,
закладке
первых
камней
фундамента, то занятия в 1 классе школы это уже постройка не только
надёжного фундамента, но и 1-ого этапа, где знакомство с «тремя китами»
становиться осознанным и создаёт условия для постройки следующих
этажей.
А дальше шаг за шагом, этаж за этажом выясняется, что подобно тому, как
дом, покоясь на фундаменте, не только из фундамента состоит, так и музыка ,
вырастая из песни, танца и марша, состоит далеко не только из них. Однако,
как бы не обогащались, как бы не развивались «три кита», как бы не
перерастали
понятия
«песня,
танец,
марш»
в
понятия
песенность,
танцевальность, маршевость, сколько бы нового в изучаемую музыку не
вносили особые элементы, мы не расстанемся с «тремя китами» ни во 2-ом,
ни в 5-ом, ни 7 классах, ни даже на вершинах музыкального искусства.
Не говоря уже об опере, оратории, контате, которые выросли из песни и
песенности,
и
не
говоря
о
балете,
которые
выросли
из
танца
и
танцевальности, «три кита» пронизывают всю классическую и современную
музыку.
Так, являясь не только тремя наиболее «простыми» и доступными для детей,
формами и жанрами музыки, но и тремя коренными основами всей музыки
вообще. Песня, танец и марш дают возможность объединить большое
музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе.
Наш урок построен по системе Д.Б. Кобалевского. Именно он ввел это
сравнение песни, танца и марша с «тремя китами», поддерживающими
Землю.
Композитор,
лауреат
Ленинской
и
государственной
премии,
народный артист. В 1973 г. к удивлению своих современников, пошёл
работать учителем музыки в Московскую общеобразовательную школу и 7
лет вёл там уроки по своей уникальной программе. Это был революционный
переворот в преподавании предмета.
Хочется привести слова Д.Б. : « В незрелое сознание молодежи, незаметно
входит
всяческая
пошлость
и
безнравственность,
отравляя
сознание,
постепенно делая его нечутким к прекрасному и доброму. Иммунитет к
дурному не выработал, хороший вкус не воспитал». Эти строки будто
написаны о нашем времени.