Автор: Гулевская Наталья Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ"Крапивинский десткий сад Солнышко №1"
Населённый пункт: пгт Крапивинский Кемеровской области
Наименование материала: консультация
Тема: "Основа системы музыкального воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Основа системы музыкального воспитания
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на
человека ,обращаясь к его душе ,чувствам, настроению. Музыкальное
воспитание просто необходимо .О важности формирования у детей
музыкальной восприимчивости и значении говорил Д.Б.Кабалевский.
У ребенка в процессе развития музыкального восприятия изменяется в
интерпретация музыки- от бедных, единичных , сугубо конкретных ее
характеристик в младшем дошкольном возрасте к ярким, развернутым,
богатым- в старшем. Один из факторов качественно обогащающих
интерпретацию музыки и музыкальное восприятие в целом,-ориентация
ребенка на мелодию и интонацию. Однако в обычных условиях музыкальных
занятий интонационно- мелодическая ориентация музыкального восприятия
возникает только на пятом году жизни, и не у всех детей.
Гипотеза это нашла подтверждение в работе Н.В. Корчаловской.
Предложенные ею приемы развития интонационно- мелодической
ориентации музыкального восприятия: отдельное проигрывание и анализ
педагогом мелодии и составляющих ее интонацией; пропевание мелодии
детьми; наглядное пространственное моделирование направления ее
движения ; подбор мелодий на детских музыкальных инструментах и др.-
заслуживают пристального внимания .
В целом восприятие музыки представляет для детей дошкольного возраста
большую трудность. Связано это , с одной стороны со спецификой
музыкального художественного образа, с другой – с возрастными
особенностями ребенка дошкольнику, с его преимущественно-наглядно-
образным мышлением , непроизвольным по характеру и малым по объему
запоминаниеим неустойчивым вниманием, трудно воспринять и понять.
Занятия по слушанию музыки на ваш взгляд должны включать специальный
музыкальный репертуар; адекватные возрасту детей методы работы ;
различные виды музыкальной и художественной деятельности детей.
Другие виды деятельности – музыкальное движение, игра в оркестре ,пение,
дирижирования, которые способствуют более глубокому постиже
нию произведения и его запоминанию. Произведение изобразительного
искусства и художественнойлитературы, более доступные ребенку, чем
музыка, помогают ему в ходе музыкальных и интегрированных занятей
дешифровать музыкальных художественный образ; создают опредиленное
настроение. Занятий по слушанию музыки должы отличаться
вариотивностью. Музыкальный руководитель может проводить чистое
слушание с анализом музыки и слушание , сочетаемое с другими видами
музыкальной и художественной деятельности. Эти виды также могут
варьироваться: слушание и движение, слушание и игра на детских
музыкальных инструментах, слушанию и рисования.Вариативном
представляется и ход занятия. Его план и стратегия педагог тщательно
продумывает, то в процессе самой работы допускается
изменение(вопросы,задание,приемы и мена тоды), диктуемые
эмоциональным состоянием детей, степенью их восприимчивости, без
жесткой схемы, шаблона. Музыкальный руководитель может провести
слушание на общем музыкальном занятии, включив и другие виды
музыкальной деятельности, и на специальном ( чаще всего во второй
половине дня), которое строится так: вступление – короткое вводное слово;
слушание произведение в целом, его разбор, анализ; повторное слушание на
более высоком уровне осознание; последующее закрипление музыки в
памяти. Схема эта рассчитана на несколько занятий. На первой обязательны
прослушивание произведение в целом, его анализ, а также повторное
слушание. Конкретный план работы над музыкальным произведением,
количество занятий, необходимо для ознакомления с ним, зависят от
сложности, объеема, возраста детей, а также их подготовленности.Главная
задача как в младших группах, так и в старших –формировать у детей
эмоциональную отзывчевость на музыку, опосредованную пониманием ее
содержания. Эта задача решаема в том случае, если дети слушают
высокохудожественную музыку в определенных условиях. На каждом
занятии создается совершенно особая атмосфера погружения в прекрасный
мир музыки. Тональность общения – светлая, доброжелательная;