Напоминание

Помощь в подготовке к итоговому собеседованию.


Автор: Надежда Васильевна Лекомцева
Должность: Учитель
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Филиппово
Населённый пункт: Кировская область Кирово-Чепецкий район с.Филиппово
Наименование материала: Помощь слабоуспевающим учащимся в совершенствовании речевых навыков при подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку.
Тема: Помощь в подготовке к итоговому собеседованию.
Раздел: среднее образование





Назад




Описание педагогического опыта работы учителя русского языка и

литературы МКОУ СОШ с. Филиппово Кирово-Чепецкого района

Кировской области.

Тема опыта: Помощь слабоуспевающим учащимся в совершенствовании

речевых навыков при подготовке к итоговому собеседованию по

русскому языку.

С того момента, как был введён зачёт по русскому языку в виде итогового

собеседования в 9 классе, учителя столкнулись с необходимостью более

глубокой и всесторонней подготовке учащихся к устному собеседованию.

Так как девятикласснику необходимо за 15 минут выполнить 4 задания.

Первая часть: выразительное чтение текста и подробный его пересказ с

включением цитаты, затем часть вторая: составить монолог и поучаствовать

в диалоге по выбранной теме.

Проблема подготовки учащихся в том, что детей в классе много и учитель в

таких условиях не имеет возможности оказать адресную помощь каждому

ученику на уроке. Да и не секрет, что учителя-словесники часто имею

большую нагрузку в школе. И поэтому устный экзамен становится

стрессовым событием, особенно для слабоуспевающих учащихся. Почему?

В чём девятиклассники испытывают трудность?

Вот несколько причин:

- дети плохо читают;

-словарный запас мал, скуден;

- память плохая;

- воображение отсутствует;

-смекалки ноль;

- некоторые ученики даже не могут дать название предметам, запечатлённым

на фотографии, потому что, попросту, не знают, как это называется.

Как же им помочь?

Стараюсь привлечь к подготовке к устному экзамену учителей по другим

предметам, чтобы они, по возможности, старались с девятиклассниками

работать на своих уроках, внеклассных занятиях с текстами и фотографиями,

используемыми для создания реальных вариантов итогового собеседования.

Предлагаю

выполнять

задания,

разработанные

мной,

или

они

сами

продумывают работу (можно в качестве дополнительного материала,

домашней работы).

Приведу несколько примерно

разработанных заданий, которые могут

помочь

учителям-предметникам

частично

целенаправленно

готовить

девятиклассников к итоговому собеседованию.

1.

По предмету «География» такой вариант работы:

Предлагается 2 текста из готовых вариантов итогового

собеседования о П.П. Семёнове-Тян-Шанском.

Оба текста внимательно прочитать.

1. Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский - знаменитый русский географ,

президент

Русского

энтомологического

г

общества,

почётный

член

Императорской академии наук. Родившись в семье военного и окончив

Школу юнкеров, Пётр Семёнов мог сделать блестящую военную карьеру, но,

увлёкшись географией и ботаникой, предпочёл науку.

В то время географию Центральной Азии называли «географией догадок»,

поскольку её изучение было чисто теоретическим. Досконально изучив

особенности гор по книгам, Семёнов отправился в Азию исследовать Тянь-

Шань. В ходе экспедиций 1856 и 1857 годов он обследовал 23 горных

перевала, определил высоты 50 вершин, собрал около 300 образцов горных

пород и, наконец, опроверг старые представления о вулканическом

происхождении Тянь-Шаня.

Возглавляя Русское географическое общество с 1873 по 1914 год, Пётр

Петрович помогал организовывать исследовательские экспедиции, в одной

из которых принимал участие Николай Михайлович Пржевальский. Учёному

принадлежит ряд уникальных трудов по географии и энтомологии - науки,

изучающей насекомых.

Семёнов был весьма разносторонним человеком: собрал уникальную

коллекцию картин, которую завещал Эрмитажу; в 1897 году инициировал

проведение первой в России переписи населения. В честь 50-летия

экспедиции на Тянь-Шань Николай II повелел добавить к фамилии Семёнова

Тян-Шанский. В честь выдающегося учёного были названы многие

географические объекты в Средней и Центральной Азии, на Аляске, Кавказе.

2.

Русский

географ,

общественный

деятель

Пётр

Петро

H

вич

Семёнов-Тян-Ша

H

нский (до 1906 года — Семёнов) родился 1827 года в

Ряза

H

нской губернии в семье дворян. В 1845 году окончил школу гвардейских

подпрапорщиков в Петербурге, а в 1848 году окончил естественное

отделение Петербургского университета.

Пётр Петрович Семёнов был пионером научного исследования Азии. В 1856-

57 годах он исследовал Тянь-Ша

H

нь, фактически открыв для европейцев

целую горную страну. Полвека спустя за это достижение император Николай

II повелел именовать учёного и его потомков Семёновыми - Тян-Шанскими.

Вся географическая деятельность Семёнова тесно связана с историей

Русского Географического общества. Возвратившись из экспедиции, учёный

сначала был помощником председателя отделения физической географии, а с

1860 по 1873 год — председателем этого отделения.

Семёнов-Тян-Шанский

прожил

долгую

и

славную

жизнь,

причём

прославился не только как учёный, но и как государственный деятель. Он

участвовал в подготовке крестьянской реформы, организовывал первую

всероссийскую перепись населения. И его заслуги получили достойное

признание: учёный был членом Государственного совета, обладателем едва

ли не всех высших наград Российской империи, многочисленных почётных

званий. В честь Семёнова названы многочисленные географические объекты

и разновидности животных и растений. Именно к Семёнову с его

величайшим научным авторитетом обратился Пржева

H

льский с проектом

своей первой экспедиции. Очень велика роль Семёнова в организации

последующих

центральноазиа

H

тских

экспедиций

Пота

H

нина,

Певцо

H

ва,

Роборо

H

вского, Козло

H

ва.

Исследователь Тянь-Шаня, руководитель Географического общества, один из

крупнейших географов мира считал смыслом жизни любого учёного работу

на благо Отечества и на склоне лет сказал, рассуждая о подвигах русских

исследователей: «Наша слава есть слава русской земли».

Дальше используется приём «Поиск». Учимся извлекать информацию

и её интерпретировать.

Ф.И.О.

знаменитого

человека

Выписать

одинаковую

информацию в

обоих текстах.

Выписать

информацию о

герое как о

разностороннем

человеке из

текста 1.

Дополнить

информацией о

герое как о

разностороннем

человеке из

текста 2.

Пётр Петрович

Семёнов-Тян-

Шанский –

русский географ.

Из выписанного в таблицу материала составить устное сообщение о

П.П. Семёнове-Тян-Шанском.

Задание можно выполнять в парах. Такая работа заставляет читать

тексты

осмысленно,

учит

выбирать

из

текстов

правильную

информацию.

2.

Задание для классного руководителя для работы по проф.

подготовке.

Можно учащихся познакомить с профессией врача - кардиохирурга.

Внимательно прочитать текст.

С юных лет Лео Антонио Бокерия мечтал стать врачом. В медицинском

институте он заинтересовался хирургией, выбрал одно из самых

сложных направлений - кардиологию, изучающую сердце человека.

После учебы молодой врач работал в Институте сердечно-сосудистой

хирургии имени Бакулева. С 1994 года он стал его руководителем, в

клинике этого института доктор трудится и сейчас. Лео Бокерия -

профессор, член Российской академии наук, главный кардиохирург

Министерства

здравоохранения

Российской

Федерации.

Лео Антонович ежедневно спасает человеческие жизни. В день он

проводит по четыре-пять операций. Его личный рекорд- семь операций

за день. Это очень большая ответственность - брать в руки

человеческое

сердце,

отвечать

за

жизнь

человека.

Бокерия

-

единственный в Россий врач, внесенный в список 100 лучших хирургов

мира. Он разработал новые методы в кардиохирургии, многие из

операций, которые выполняет Бокерия, не имеют аналогов в мире. За

свою

работу

врач

удостоен

множества

авторитетных

наград.

Несмотря на то что Лео Антоновичу исполнилось 82 года, он всегда

выглядит

подтянуто

и

энергично,

ежедневно

оперируя

людей.

Кардиохирург

должен

обладать

отличным

зрением

и

памятью,

выносливостью,

поэтому

Бокерия

бережно

относится

к

своему

здоровью, много ходит пешком, занимается спортом. Он основатель "

Лиги здоровья наций", которая пропагандирует здоровый образ жизни.

Цель известного врача - служение больному. Главная награда -

выздоровление пациента, здоровые люди.

Провести беседу и узнать, какими качествами должен обладать

человек, выбирающий профессию врача.

Примерные вопросы для беседы:

- О человеке какой профессии текст?

- Какими качествами должен обладать кардиохирург?

- Что помогает Лео Антоновичу и 82 года оперировать?

-

Кто из вас желает стать врачом-кардиохирургом?

Можно знакомить и с другими интересными профессиями.

3. Для учителя физической культуры.

Если идут занятия по спортивной гимнастике, можно перед практикой

побеседовать с классом, используя фотографию.

Примерные вопросы:

- Внимательно посмотрите на фотографию. Каким видом спорта

занимаются девочки?

- Какое упражнение они выполняют?

- Соблюдают ли девочки технику безопасности?

- Правильный ли выбор спортивной формы?

- Какой спортивный снаряд мы видим на заднем плане фотографии?

Таким образом, учитель физкультуры может поговорить и о технике

безопасности, спортивной форме, о гимнастических упражнениях. А

ребята дополнительно поработают над описанием фотографии.

4.Задание, разработанное для урока ИЗО.

Очень часто учащиеся плохо владеют специальной терминологией, не

знают, как правильно называется тот или иной предмет. Тогда можно

использовать вот такие задания.

1.

Внимательно рассмотрите фотографию. Кто на ней запечатлён?

Определим тему фотографии.

2.

Обратите внимание на список слов на рабочем листе под номером

1, 2. Со словами мы будем работать.

3.

Рабочий лист.

№1 Подставка, холст, ватман, мольберт, поднос, кисточка,

альбом. Палитра, краски, карандаш.

№2 Фойе, мастерская, офис, комната, студия, зал.

4.

Внимание: Под №1 список специальных слов. Выберите те, которые

вам помогут назвать предметы на фотографии. Подчеркните их

одной чертой. Назовите предметы на фотографии и покажите их.

(Используется приём «Поиска» и приём «Проговаривания»).

5.

Внимательно читаем слова под №2. Из списка выбираем слова,

называющие место, где работает (творит) художник. Где может

писать картины художник?

Таким образом, учитель рисования может поработать с терминами

по своему предмету, а дети получат небольшой опыт описания

фотографии.

Так,

проанализировав

варианты

к

итоговому

собеседованию,

разработав к ним задания, можно привлекать к подготовке к

итоговому собеседованию учителей истории, биологии, рисования,

музыки и других предметов.

5.Задание, разработанное для урока «Музыка».

На уроке музыки, беседуя о музыкальных инструментах, можно сравнит две

фотографии и выяснить: где рояль, а где пианино, сравнить музыкальные

инструменты, посмотреть внешнее различие.

Карточка

участника

собеседования

Задание

3.

Тема

1.

Занятия

музыкой

Опишите

фотографию

.

Не

забудьте

описать

:

·

как

выглядит

запечатлённая

на

фотографии

девочка

;

·

каковы

особенности

интерьера

;

·

чем

занята

девочка

;

·

какие

качества

развивают

в

человеке

занятия

музыкой

.

У

Вас

есть

1

минута

на

подготовку

.

Ваше

высказывание

должно

занимать

не

более

3

минут

.

6.

Работа с персоналиями.

Часто ученикам приходится готовить сообщение о кой-то исторической

личности. Так вот источником для подготовки могут стать тексты для чтения

реальных вариантов итогового собеседования. Их огромное количество и они

о:

1.

Художниках (Грабарь, Тропинин, Левитан и др.)

2.

Писателях (Крылов, Чехов, Распутин и др.)

3.

Деятелях театра и кино (Эйзенштейн, Немирович-Данченко,

Михалков и др.)

4.

Композиторах и дирижёрах (Алябьев, Жорж Бизе, Гергиев и др.)

5.

Путешественниках (Пржевальский, Афанасий Никитин и др)

6.

Деятелях науки (Менделеев, Ковалевская, Попов и др.)

7.

Изобретателях (Циолковский, Кулибин, Туполев и др.)

8.

Спортсменах (Яшин, Третьяк, Егорова и др.)

9.

Исторических личностях (Пожарский, Суворов, Ломоносов и др.)

10.И других выдающихся личностях (Даль, Терешкова, Шаляпин,

Третьяков, Чкалов, Уланова, Макаренко, Анна Павлова и др.)

В данной работе подобраны тексты и фотографии, которые могут быть

использованы

при

создании

вариантов

к

итоговому

собеседованию.

Учителя-предметники

могут

сами

подбирать

нужные

им

тексты

и

фотографии и разрабатывать задания метапредметного характера. Вариантов

для подготовки к итоговому собеседованию в интернете масса.



В раздел образования