Автор: Антал Татьяна Степановна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Мотивационно-стимуллирующие условия профессиональной деятельности в колледже»
Раздел: среднее профессиональное
Тема: «Мотивационно-стимуллирующие условия
профессиональной деятельности в колледже».
В современном мире существуют высокие требования со
стороны работодателей к потенциальным работникам к их
компетенциям общим и профессиональным, способность
быть мобильными, а также качественно и быстро выполнять
поручаемую работу.
Он должен иметь высокий уровень
развития
умений,
общий
и
технико-экономический
кругозор, стремление и готовность активно участвовать в
процессе модернизации производства.
Система профессионального образования ориентирована
на подготовку компетентного специалиста в конкретной
трудовой деятельности.
На выбор будущей профессии влияет огромное количество
внешних
факторов:
родители,
друзья,
знакомые,
престижность той или иной профессии, уровень заработной
платы и др. Внутренние мотивы, все же становятся
определяющими в этом процессе.
Мотив – это побуждение человека к действию на основе
его внутренних целей, желаний. Мотивация для студентов
является
наиболее
эффективным
способом
улучшить
процесс обучения.
В образовательной сфере все педагоги сталкиваются с
необходимостью ежедневно
мотивировать
студентов
к
обучению.
Когда происходит
мое знакомство с новой учебной
группой, я прошу студентов рассказать о своих мотивах, об
ожиданиях от выбора будущей своей профессии.
В первую очередь выявляем истинные мотивы студента:
–
любопытство, интерес, желание узнать что-то новое;
–
желание получить профессиональное
образование в
колледже, чтобы в дальнейшем устроиться на работу в ГУП
«Петербургский метрополитен»;
- потребность в общении и желание получить новые
знакомства;
- необходимость выполнить долг перед родителями;
- стремление погрузиться в любимое дело, получить
узкоспециальные знания и навыки, необходимые для уже
определенного профессионального пути.
Существуют
определенные
способы
повышения
мотивации:
1.
Взаимодействие мастера и студентов:
- выстраивание
уважительного, доверительного
общения,
обращение к ним по именам;
- применение положительного отзыва, принятие,
одобрение, отрицание, замечание и др.;
- советую, рекомендую, помогаю, подбадриваю, хвалю и
вдохновляю.
2.
Упор
на
активизирующее
воздействие
изучаемой
профессиональной дисциплины:
- акцент на профессиональную направленность учебного
материала
–
объясняю,
как
и
где
студенты
могут
использовать полученные знания и умения.
- обращаю внимание на важность и современность
изучаемого учебного материала.
3. Учебная мотивация напрямую.
- важность толкования цели профессиональной
деятельности, развитие умения целеполагания у студентов.
4. Отношения в студенческом коллективе.
- использую различные режимы коллективной
деятельности и объединения студентов: команды, мини-
группы, и т.д.
–
задания,
которые
связаны
со
взаимопопощью
и
взаимоконтролем студентов.
Очень большой интерес у студентов вызывают круглые
столы,
дискуссии,
презентации
с
приглашением
работодателей, выпускников нашего колледжа.
Социальная
и
профессиональная
среда
обязывает
обучающегося использовать результаты учения на практике
(система
учебных
практик,
стажировок,
проектная
деятельность), а также стимулирует к самостоятельному
проектированию собственного профессионального пути.
Эта группа опосредованных мотивов связана с целями и
ценностями, лежащими вне самой учебной деятельности, но
частично удовлетворяющимися в ней.
В
структуре
опосредованных
мотивов
различают:
социальные
(осознание
нужности
профессионального
образования,
востребованность;
желание
стать
полноценным членом общества, долг и ответственность;
социальная идентификация; положение в группе; одобрение
преподавателей) и мотивы достижения (стремление лучше
подготовиться к профессиональной деятельности, получить
высокооплачиваемую работу).
Можно сделать вывод, что для обучающихся самыми
важными мотивами — и с позиции ценности, и с позиции
значимости
—
являются
мотивы
«Стать
высококвалифицированным
специалистом».
Поэтому,
сегодня студенты, а завтра специалисты более всего
ориентированы
на
становление
себя
как
будущего
профессионала, и это очень важно, так как главной задачей
при подготовке будущего профессионала как раз является
выработка профессионально важных качеств.