Автор: Ольга Николаевна Герлингер
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ - детский сад № 10 Г. Татарск
Населённый пункт: Новосибирская область , г. Татарск
Наименование материала: статья
Тема: "Моделирование в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
«Моделирование в детском саду
Одним из видов детской деятельности и развивающего обучения,
используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей,
является моделирование. В дошкольном возрасте применяется начальное
творческое моделирование, то есть такой вид деятельности, который
доступен для понимания детей, восприятия ими элементарных технических
схем, образцов, пространственных характеристик.
В
моделировании
используется
простой
материал,
абсолютно
безопасный
и доступный для детей. Моделирование из разных
материалов вызывает интерес у детей, развивает образное и логическое
мышление, помогает в освоении детьми навыков работы с различными
материалами,
инструментами
и
приспособлениями
ручного
труда,
способствуют
развитию
у
детей
творческой
инициативы
и
самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков,
способностей к техническому творчеству.
ЦЕЛЬ:
создание условий для формирования навыков и умений начального
моделирования
детей
дошкольного
возраста
с
помощью
различных
материалов.
Задачи:
Формирование представлений об объектах и различных материалах
окружающего мира и их свойствах;
Развития навыков моделирования, мелкой моторики, совершенствуя и
координируя движения пальцев и кистей рук, глазомера, художественный
вкус и творческие способности.
Формирование умения у детей работать со схемами и образцами,
придумывать самостоятельно поделки.
Обучение детей приёмам работы с различными материалами; умению
следовать устным инструкциям. Оперировать понятиями, обозначающими
пространственные характеристики.
Развитие памяти, внимания, познавательного интереса, любознательности,
мыслительной
деятельности,
творческих
способностей
и
исследовательских навыков.
Формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
Воспитание культуру труда, коммуникативных способностей детей,
соблюдение
правилам
техники
безопасности,
ответственности
при
выполнении работ, бережного, эмоционального - доброжелательного
отношения к объектам окружающего мира.
В развитии творческой активности детей важную роль играет предметно-
развивающая среда. Дети реализуют свои творческие задумки благодаря
созданному в группе центру моделирования для их совместной деятельности,
взаимодействия в играх и повседневной жизни. В центре имеются различные
виды конструктора и бумаги, кубики, 3 - Д ручки, природный и бросовый
материал,
методический
материал,
необходимый
для
реализации
поставленных задач.
Занятия по моделированию составлены с учетом
возрастных
физиологических,
психологических
и
познавательных
особенностей детей. Содержат познавательную информацию, насыщены
играми, физкультминутками, игровыми ситуациями. Знания, полученные на
занятиях,
отражаются
в
игровой
деятельности
воспитанников.
Образовательная деятельность по развитию конструкторских способностей
детей выстроена в системе «от простого к сложному». В работе используем
как традиционные методы познавательного развития, так и инновационные.
Методы используемые в работе :
-наглядный
-словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);
-практический.
Формы применяемые в работе:
-индивидуальные
-подгрупповые
-групповые.
Использование, выбранных нами методов работы позволяет
достичь
более
высоких
результатов
дошкольников
в
освоении
образовательной программы, а также способствует повышению интереса к
обучению,
его
эффективности,
развивает
ребенка
всесторонне,
активизирует
родителей
в
вопросах
развития
конструкторских
способностей детей дошкольного возраста.
Формы организации моделирования
1. Моделирование по образцу.
Постройка из деталей, на примере образца и способа изготовления. Это
необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах
деталей
строительного
материала,
овладевают
техникой
возведения
построек, обобщенным способом анализа – учатся определять в любом
предмете
его
основные
части,
устанавливать
их
пространственное
расположение, выделять детали.
2. Конструирование по модели.
В качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее
элементы скрыты от ребенка (предлагается определенная задача, но не
способ ее решения). В качестве модели можно использовать конструкцию,
обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося
строителя.
Обобщенные
представлении
о
конструированном
объекте,
сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на
развитие аналитического и образного мышления. Конструирование по
модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.
3. Моделирование по условиям - дети должны создать конструкции по
заданным условиям, подчеркивающие ее практическое значение, основные
задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер.
Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при
условии, если дети имеют определенный опыт.
4. Моделирование по теме. (Например - транспорт)
Эта форма близка по своему характеру конструирование по замыслу, стоило
лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определенной
темой. Основная цель - закрепление знаний и умений детей.
5. Моделирование по замыслу: это творческий процесс, в ходе которого
дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог
должен помнить: замысел конструкции, его воплощение - достаточно
трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества
зависит от уровня знаний и умений.
6. Моделирование по простейшим чертежам и схемам. Эта форма дает
возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать
шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате
такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-
творческой способности.
Виды моделирования.
По материалам, используемым в процессе моделирования:
Конструирование из строительных наборов.
Конструирование из конструкторов.
Конструирование из природного материала.
Конструирование из бросового материала.
Конструирование из бумаги и картона (бумагопластика):
оригами;
объемное бумажно-картонное моделирование.
Моделирование, имеющее художественно-эстетическое назначение.
Материалы и оборудование.
Нужно отметить, что материала, относимые к таким видам как бумага,
природный, бросовый материалы используются те же, что и для работы над
аппликацией.
Но
есть
и
специфичные
только
для
конструирования
материалы - это строительные наборы и конструкторы.
Строительный
материал представляет
собой набор разнообразных
геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий
(настольный)
и
крупный.
На
занятиях
используются
в
основном
разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала, за
исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется
крупный набор.
В процессе моделирования дошкольники приобретают специальные знания,
умения и навыки. В процессе создания конструкций из строительного
материала, дети знакомятся с геометрическими объёмными формами,
изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании
(получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций).
Работа с бумагой и картоном.
Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных
фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у
педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния
«оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует
на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического
мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют
воспитанию
усидчивости,
аккуратности,
самостоятельности,
целеустремлённости. В процессе занятий и при использовании полученных
фигурок
педагог
может
решить
многие
задачи
обучающего
и
воспитательного
характера.
Складывание
фигурок
сопровождается
познавательными
рассказами
различной
направленности.
Создавая
бумажные
модели,
ребёнок
постоянно
работает
с
геометрическими
фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости
исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе
складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в
другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об
их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д., признаки
их сходства и различия.
Бумагопластика.
Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях
аппликацией,
оригами:
складывание
бумаги
в
разных
направлениях,
симметричное,
силуэтное,
контурное,
многослойное
вырезывание,
склеивание.
Работа с бросовым материалом.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает
детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда,
конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами,
учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации
движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает
усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок
предполагают использование их в быту, и важным моментом при их
изготовлении
является
прочность
конструкции.
Работая
с
разными
материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой,
приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые
операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных
инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы
педагог берёт на себя.
ЛЕГО – конструирование
Конструктор позволяет решать многие задачи из разных образовательных
областей.
Его
можно
считать
универсальным.
Одно
из
огромных
преимуществ данного конструктора заключается в наличии подробно
разработанного методического обеспечения по использованию каждого
набора, в том числе, и компьютерных программ. Лего-конструктор обладает
многофункциональностью,
вариативностью
применения,
учитывает
особенности возраста (для малышей – мягкий и большой набор, наборы с
небольшим количеством деталей средней величины, для старших – мелкие
детали).
ЛЕГО – конструктор широко используется в непрерывной образовательной
деятельности по конструированию и решает следующие задачи: развивает
мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.).
Достаточно
эффективное
средство
активизации
мышления
служит
конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по
памяти.
Применение ЛЕГО способствует:
1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются
детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
2) развитию и совершенствованию высших психических функций /памяти,
внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных
процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение
3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой
моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4)сплочению детского коллектива