Напоминание

"Моделирование в детском саду"


Автор: Ольга Николаевна Герлингер
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ - детский сад № 10 Г. Татарск
Населённый пункт: Новосибирская область , г. Татарск
Наименование материала: статья
Тема: "Моделирование в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Моделирование в детском саду

Одним из видов детской деятельности и развивающего обучения,

используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей,

является моделирование. В дошкольном возрасте применяется начальное

творческое моделирование, то есть такой вид деятельности, который

доступен для понимания детей, восприятия ими элементарных технических

схем, образцов, пространственных характеристик.

В

моделировании

используется

простой

материал,

абсолютно

безопасный

и доступный для детей. Моделирование из разных

материалов вызывает интерес у детей, развивает образное и логическое

мышление, помогает в освоении детьми навыков работы с различными

материалами,

инструментами

и

приспособлениями

ручного

труда,

способствуют

развитию

у

детей

творческой

инициативы

и

самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков,

способностей к техническому творчеству.

ЦЕЛЬ:

создание условий для формирования навыков и умений начального

моделирования

детей

дошкольного

возраста

с

помощью

различных

материалов.

Задачи:

Формирование представлений об объектах и различных материалах

окружающего мира и их свойствах;

Развития навыков моделирования, мелкой моторики, совершенствуя и

координируя движения пальцев и кистей рук, глазомера, художественный

вкус и творческие способности.

Формирование умения у детей работать со схемами и образцами,

придумывать самостоятельно поделки.

Обучение детей приёмам работы с различными материалами; умению

следовать устным инструкциям. Оперировать понятиями, обозначающими

пространственные характеристики.

Развитие памяти, внимания, познавательного интереса, любознательности,

мыслительной

деятельности,

творческих

способностей

и

исследовательских навыков.

Формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Воспитание культуру труда, коммуникативных способностей детей,

соблюдение

правилам

техники

безопасности,

ответственности

при

выполнении работ, бережного, эмоционального - доброжелательного

отношения к объектам окружающего мира.

В развитии творческой активности детей важную роль играет предметно-

развивающая среда. Дети реализуют свои творческие задумки благодаря

созданному в группе центру моделирования для их совместной деятельности,

взаимодействия в играх и повседневной жизни. В центре имеются различные

виды конструктора и бумаги, кубики, 3 - Д ручки, природный и бросовый

материал,

методический

материал,

необходимый

для

реализации

поставленных задач.

Занятия по моделированию составлены с учетом

возрастных

физиологических,

психологических

и

познавательных

особенностей детей. Содержат познавательную информацию, насыщены

играми, физкультминутками, игровыми ситуациями. Знания, полученные на

занятиях,

отражаются

в

игровой

деятельности

воспитанников.

Образовательная деятельность по развитию конструкторских способностей

детей выстроена в системе «от простого к сложному». В работе используем

как традиционные методы познавательного развития, так и инновационные.

Методы используемые в работе :

-наглядный

-словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);

-практический.

Формы применяемые в работе:

-индивидуальные

-подгрупповые

-групповые.

Использование, выбранных нами методов работы позволяет

достичь

более

высоких

результатов

дошкольников

в

освоении

образовательной программы, а также способствует повышению интереса к

обучению,

его

эффективности,

развивает

ребенка

всесторонне,

активизирует

родителей

в

вопросах

развития

конструкторских

способностей детей дошкольного возраста.

Формы организации моделирования

1. Моделирование по образцу.

Постройка из деталей, на примере образца и способа изготовления. Это

необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах

деталей

строительного

материала,

овладевают

техникой

возведения

построек, обобщенным способом анализа – учатся определять в любом

предмете

его

основные

части,

устанавливать

их

пространственное

расположение, выделять детали.

2. Конструирование по модели.

В качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее

элементы скрыты от ребенка (предлагается определенная задача, но не

способ ее решения). В качестве модели можно использовать конструкцию,

обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося

строителя.

Обобщенные

представлении

о

конструированном

объекте,

сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на

развитие аналитического и образного мышления. Конструирование по

модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.

3. Моделирование по условиям - дети должны создать конструкции по

заданным условиям, подчеркивающие ее практическое значение, основные

задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер.

Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при

условии, если дети имеют определенный опыт.

4. Моделирование по теме. (Например - транспорт)

Эта форма близка по своему характеру конструирование по замыслу, стоило

лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определенной

темой. Основная цель - закрепление знаний и умений детей.

5. Моделирование по замыслу: это творческий процесс, в ходе которого

дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог

должен помнить: замысел конструкции, его воплощение - достаточно

трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества

зависит от уровня знаний и умений.

6. Моделирование по простейшим чертежам и схемам. Эта форма дает

возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать

шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате

такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-

творческой способности.

Виды моделирования.

По материалам, используемым в процессе моделирования:

Конструирование из строительных наборов.

Конструирование из конструкторов.

Конструирование из природного материала.

Конструирование из бросового материала.

Конструирование из бумаги и картона (бумагопластика):

оригами;

объемное бумажно-картонное моделирование.

Моделирование, имеющее художественно-эстетическое назначение.

Материалы и оборудование.

Нужно отметить, что материала, относимые к таким видам как бумага,

природный, бросовый материалы используются те же, что и для работы над

аппликацией.

Но

есть

и

специфичные

только

для

конструирования

материалы - это строительные наборы и конструкторы.

Строительный

материал представляет

собой набор разнообразных

геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий

(настольный)

и

крупный.

На

занятиях

используются

в

основном

разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала, за

исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется

крупный набор.

В процессе моделирования дошкольники приобретают специальные знания,

умения и навыки. В процессе создания конструкций из строительного

материала, дети знакомятся с геометрическими объёмными формами,

изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании

(получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций).

Работа с бумагой и картоном.

Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных

фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у

педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния

«оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует

на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического

мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют

воспитанию

усидчивости,

аккуратности,

самостоятельности,

целеустремлённости. В процессе занятий и при использовании полученных

фигурок

педагог

может

решить

многие

задачи

обучающего

и

воспитательного

характера.

Складывание

фигурок

сопровождается

познавательными

рассказами

различной

направленности.

Создавая

бумажные

модели,

ребёнок

постоянно

работает

с

геометрическими

фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости

исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе

складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в

другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об

их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д., признаки

их сходства и различия.

Бумагопластика.

Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях

аппликацией,

оригами:

складывание

бумаги

в

разных

направлениях,

симметричное,

силуэтное,

контурное,

многослойное

вырезывание,

склеивание.

Работа с бросовым материалом.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает

детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда,

конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами,

учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации

движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает

усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок

предполагают использование их в быту, и важным моментом при их

изготовлении

является

прочность

конструкции.

Работая

с

разными

материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой,

приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые

операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных

инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы

педагог берёт на себя.

ЛЕГО – конструирование

Конструктор позволяет решать многие задачи из разных образовательных

областей.

Его

можно

считать

универсальным.

Одно

из

огромных

преимуществ данного конструктора заключается в наличии подробно

разработанного методического обеспечения по использованию каждого

набора, в том числе, и компьютерных программ. Лего-конструктор обладает

многофункциональностью,

вариативностью

применения,

учитывает

особенности возраста (для малышей – мягкий и большой набор, наборы с

небольшим количеством деталей средней величины, для старших – мелкие

детали).

ЛЕГО – конструктор широко используется в непрерывной образовательной

деятельности по конструированию и решает следующие задачи: развивает

мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.).

Достаточно

эффективное

средство

активизации

мышления

служит

конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по

памяти.

Применение ЛЕГО способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются

детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2) развитию и совершенствованию высших психических функций /памяти,

внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных

процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой

моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4)сплочению детского коллектива



В раздел образования