Напоминание

Организация мини-музей "Вологодчина – душа Русского Севера"


Авторы: Парфёнова Галина Алексеевна, Тяпушина Ольга Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №109"
Населённый пункт: Вологодская область город Череповец
Наименование материала: статья
Тема: Организация мини-музей "Вологодчина – душа Русского Севера"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «Детский сад №109»

г. Череповец

старшая группа №5

Паспорт мини-музея «Вологодчина – душа Русского Севера»

1.Парфенова Галина Алексеевна

Образование: высшее педагогическое

Должность: воспитатель

Педагогический стаж: 32 года

Квалификационная категория: высшая

2. Тяпушина Ольга Николаевна

Образование: высшее педагогическое

Должность: воспитатель

Педагогический стаж: 9 лет

Квалификационная категория: I квалификационная категория

Паспортные данные мини-музея

Наименование: Мини-музей «Вологодчина- душа Русского Севера»

Профиль музея: познавательный.

Цель: познакомить детей старшего возраста с историей, культурой, народными

промыслами России, в частности, с народными промыслами Вологодской области.

Задачи:

- приобщить детей к народному искусству, к нравственно-духовным ценностям,

созданными народом;

- формировать представления об историческом времени и быте русского народа;

- создавать условия, способствующие погружению детей в мир образов народного

искусства, накоплению, обогащению и активизации эмоционально-эстетических

переживаний;

- формировать представления детей об основных особенностях народного искусства

больших этнических групп, проживающих на Вологодчине;

- обогатить предметно-развивающую среду группы;

- развивать познавательную активность детей, через восприятие экспозиций мини-музея.

В основу решения данных задач положены следующие принципы:

1. Принцип ориентации на ведущие идеи народной педагогики;

2. Принцип учета регионально-краеведческих особенностей народного искусства;

3. Принцип комплексного использования разнообразных форм, методов работы;

4. Принцип сочетания в процессе воспитательно-развивающей работы с детьми

репродуктивных и творческих типов заданий;

5. Принцип соизмерения преподносимого ребенку информационно-познавательного

материала как компонента культуры с качеством и характером переживаемых им эмоций.

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для

познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

- поисковая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Оформление

мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.

Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте групповой

комнаты, где на оформленных полках располагаются доступные для детей экспозиции.

В музее представлены:

-

в

разделе «Мастеров

золотыми

руками

Вологодский

прославился

край»

изделия,

представляющие разные

виды ремесел

вологодских мастеров: изделия из дерева и

бересты, ткачество, вышивка, кружевоплетение, керамика, лоскутное шитье, тряпичные

куклы и куклы-обереги изо льна;

-

в

разделе « Чудеса земли вологодской»

материал по теме «7 чудес Вологодчины»

(д.Пожарище, Андома - гора, Городской Вал, с. Сизьма, Спасо - Суморин монастырь,

Кирилло - Белозерский монастырь, Великий Устюг- Родина Деда Мороза);

- в разделе «Наше путешествие по Вологодчине» коллекция магнитиков, открыток и

фотографии с изображением городов Вологодской области;

- в «Библиотеке» красочные книги о городах Вологодского края,

книги и фильмы о

народных промыслах Вологодчины, стихи, загадки, книжки-раскраски, семейные

фотоальбомы «Вологда – жемчужина Русского Севера»;

-

в разделе «Наша мастерская» экспонаты, сделанные своими руками семьями

воспитанников группы;

- в разделе «Игротека» дидактические игры по краеведению «Люби и знай свой край»

(«Авторское сотрудничество педагогов и родителей»), разработанные совместно с

семьями воспитанников группы.

Пояснительная записка.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-

коммуникативное развитие» ФГОС является патриотическое воспитание детей, которое

включает в себя представления ребенка об окружающем мире (о природе родного края, о

культуре народа, его творчестве, о символике родного города, его

достопримечательностях).

Данная методическая разработка дидактических игр направлена на воспитание у детей

любви к родному краю, воспитание нравственных и духовных качеств личности.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения дошкольников

в педагогическом процессе обусловлено рядом причин:

опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь

включения детей дошкольного возраста в учебную деятельность;

- дидактические игры способствуют развитию у дошкольников психических процессов

(внимания, памяти, мышления);

- своеобразие дидактических игр состоит в том, что задачи обучения и воспитания решаются

в

доступной

и

привлекательной

для

ребенка

форме,

имитирующей

свободную

игровую

ситуацию.

Учитывая разносторонние интересы детей и многообразие окружающего мира, в

содержание включены игры по природе, истории, архитектуре, художественному

творчеству своего края.

Данные игры предназначены для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Они

могут быть использованы в непосредственной образовательной деятельности педагога с

детьми, в индивидуальной деятельности с ребенком, а также в самостоятельной

деятельности детей.

1. «Путешествие по городу Череповцу» (5-6 лет)

Цель: вызвать у детей интерес к городу, чувство гордости за него.

2. Цветик-семицветик» (4-6 лет)

Цель: расширять представления о растительном мире родного края.

3. «Почемучка» (5-6 лет)

Цель: развивать вопросительно – исследовательскую активность детей (на материале

символов города Череповца).

4. «Хорошо – плохо» (4-6 лет.)

Цель: воспитывать у детей нравственно – патриотические чувства, любовь к родному

городу, желание увидеть его красивым, экологически чистым.

5. «

Знатоки спорта» (5-6 лет)

Цель: познакомить детей со спортсменами Вологодской области.

6. « Прогулка по Вологде» (4-6 лет)

Цель: расширить представления детей о столице Вологодской области.

6. «Семь чудес Вологодчины» (5-6 лет.)

Цель: формировать у детей познавательный интерес и любовь к своей малой Родине.

6. «Вологодские краски» (5-6 лет)

Цель: развивать умение видеть красоту родного края через приобщение к искусству

вологодских художников.

Перспектива развития мини-музея:

- пополнение видеотеки научно-познавательных фильмов о народных промыслах

Вологодского края;

- пополнение мини- музея экспонатами;

- проведение экскурсий для других групп детского сада;

- использование коллекции мини-музея в образовательной и проектной деятельности с

детьми, а также с семьями воспитанников.



В раздел образования