Авторы: Парфёнова Галина Алексеевна, Тяпушина Ольга Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №109"
Населённый пункт: Вологодская область город Череповец
Наименование материала: статья
Тема: Организация мини-музей "Вологодчина – душа Русского Севера"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад №109»
г. Череповец
старшая группа №5
Паспорт мини-музея «Вологодчина – душа Русского Севера»
1.Парфенова Галина Алексеевна
Образование: высшее педагогическое
Должность: воспитатель
Педагогический стаж: 32 года
Квалификационная категория: высшая
2. Тяпушина Ольга Николаевна
Образование: высшее педагогическое
Должность: воспитатель
Педагогический стаж: 9 лет
Квалификационная категория: I квалификационная категория
Паспортные данные мини-музея
Наименование: Мини-музей «Вологодчина- душа Русского Севера»
Профиль музея: познавательный.
Цель: познакомить детей старшего возраста с историей, культурой, народными
промыслами России, в частности, с народными промыслами Вологодской области.
Задачи:
- приобщить детей к народному искусству, к нравственно-духовным ценностям,
созданными народом;
- формировать представления об историческом времени и быте русского народа;
- создавать условия, способствующие погружению детей в мир образов народного
искусства, накоплению, обогащению и активизации эмоционально-эстетических
переживаний;
- формировать представления детей об основных особенностях народного искусства
больших этнических групп, проживающих на Вологодчине;
- обогатить предметно-развивающую среду группы;
- развивать познавательную активность детей, через восприятие экспозиций мини-музея.
В основу решения данных задач положены следующие принципы:
1. Принцип ориентации на ведущие идеи народной педагогики;
2. Принцип учета регионально-краеведческих особенностей народного искусства;
3. Принцип комплексного использования разнообразных форм, методов работы;
4. Принцип сочетания в процессе воспитательно-развивающей работы с детьми
репродуктивных и творческих типов заданий;
5. Принцип соизмерения преподносимого ребенку информационно-познавательного
материала как компонента культуры с качеством и характером переживаемых им эмоций.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для
познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление
мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте групповой
комнаты, где на оформленных полках располагаются доступные для детей экспозиции.
В музее представлены:
-
в
разделе «Мастеров
золотыми
руками
Вологодский
прославился
край»
изделия,
представляющие разные
виды ремесел
вологодских мастеров: изделия из дерева и
бересты, ткачество, вышивка, кружевоплетение, керамика, лоскутное шитье, тряпичные
куклы и куклы-обереги изо льна;
-
в
разделе « Чудеса земли вологодской»
материал по теме «7 чудес Вологодчины»
(д.Пожарище, Андома - гора, Городской Вал, с. Сизьма, Спасо - Суморин монастырь,
Кирилло - Белозерский монастырь, Великий Устюг- Родина Деда Мороза);
- в разделе «Наше путешествие по Вологодчине» коллекция магнитиков, открыток и
фотографии с изображением городов Вологодской области;
- в «Библиотеке» красочные книги о городах Вологодского края,
книги и фильмы о
народных промыслах Вологодчины, стихи, загадки, книжки-раскраски, семейные
фотоальбомы «Вологда – жемчужина Русского Севера»;
-
в разделе «Наша мастерская» экспонаты, сделанные своими руками семьями
воспитанников группы;
- в разделе «Игротека» дидактические игры по краеведению «Люби и знай свой край»
(«Авторское сотрудничество педагогов и родителей»), разработанные совместно с
семьями воспитанников группы.
Пояснительная записка.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-
коммуникативное развитие» ФГОС является патриотическое воспитание детей, которое
включает в себя представления ребенка об окружающем мире (о природе родного края, о
культуре народа, его творчестве, о символике родного города, его
достопримечательностях).
Данная методическая разработка дидактических игр направлена на воспитание у детей
любви к родному краю, воспитание нравственных и духовных качеств личности.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения дошкольников
в педагогическом процессе обусловлено рядом причин:
опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь
включения детей дошкольного возраста в учебную деятельность;
- дидактические игры способствуют развитию у дошкольников психических процессов
(внимания, памяти, мышления);
- своеобразие дидактических игр состоит в том, что задачи обучения и воспитания решаются
в
доступной
и
привлекательной
для
ребенка
форме,
имитирующей
свободную
игровую
ситуацию.
Учитывая разносторонние интересы детей и многообразие окружающего мира, в
содержание включены игры по природе, истории, архитектуре, художественному
творчеству своего края.
Данные игры предназначены для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Они
могут быть использованы в непосредственной образовательной деятельности педагога с
детьми, в индивидуальной деятельности с ребенком, а также в самостоятельной
деятельности детей.
1. «Путешествие по городу Череповцу» (5-6 лет)
Цель: вызвать у детей интерес к городу, чувство гордости за него.
2. Цветик-семицветик» (4-6 лет)
Цель: расширять представления о растительном мире родного края.
3. «Почемучка» (5-6 лет)
Цель: развивать вопросительно – исследовательскую активность детей (на материале
символов города Череповца).
4. «Хорошо – плохо» (4-6 лет.)
Цель: воспитывать у детей нравственно – патриотические чувства, любовь к родному
городу, желание увидеть его красивым, экологически чистым.
5. «
Знатоки спорта» (5-6 лет)
Цель: познакомить детей со спортсменами Вологодской области.
6. « Прогулка по Вологде» (4-6 лет)
Цель: расширить представления детей о столице Вологодской области.
6. «Семь чудес Вологодчины» (5-6 лет.)
Цель: формировать у детей познавательный интерес и любовь к своей малой Родине.
6. «Вологодские краски» (5-6 лет)
Цель: развивать умение видеть красоту родного края через приобщение к искусству
вологодских художников.
Перспектива развития мини-музея:
- пополнение видеотеки научно-познавательных фильмов о народных промыслах
Вологодского края;
- пополнение мини- музея экспонатами;
- проведение экскурсий для других групп детского сада;
- использование коллекции мини-музея в образовательной и проектной деятельности с
детьми, а также с семьями воспитанников.