Автор: Иванова Наталия Станиславовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ Школа 185
Населённый пункт: москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка проектной деятельности в рамках предмета «Индивидуальный проект» в профильных 10 классах.
Раздел: полное образование
Методическая разработка проектной деятельности в рамках предмета
«Индивидуальный проект» в профильных 10 классах.
Проектно-исследовательская деятельность в школе становится все более
популярным подходом к обучению, который помогает учащимся развивать
критическое мышление, самостоятельность и умение работать в команде.
Этот метод активного обучения позволяет ученикам не только познавать мир
через практическую деятельность, но и применять свои знания на практике.
Индивидуальный проект — это отдельный курс, который в соответствии с
ФГОС среднего общего образования изучается в 10-11 классах. В понятие
«индивидуальный проект»
включается
самостоятельная работа ученика
— проект или исследование, который он выполняет в течение длительного
времени и затем представляет на защиту.
Каждый год в нашей школе проходит научно-практическая конференция, где
учащиеся защищают свои проекты и исследовательские работы.
Я как
учитель, преподающий в профильных классах, готовлю учащихся к этому
образовательному событию. На основе своего опыта работы с проектами я
разработала
методический
подход
к
созданию
успешных,
конкурентоспособных проектов учащихся.
Основой моей методической разработки технология SCRUM. Scrum - это
методология управления проектами. Scrum представляет собой гибкий
подход к управлению проектами, основанный на принципах и ценностях
Agile. Основные концепции Scrum включают в себя итеративное и
инкрементное
выполнение
проекта,
работу
в
небольших
самоорганизующихся группах, регулярные обзоры и адаптации процесса на
основе обратной связи.
Формируется группа учащихся, выбравших инженерную направленность. В
этой
группе
учащиеся
могут
выбрать
как
индивидуальную
форму
выполнения проекта, так и парную. Независимо от формы, которую выбрал
учащийся, ключевые моменты и обсуждения проводятся группой целиком.
Работу над проектом делим на двухнедельные интервалы - спринты. Один
раз в две недели встречаемся всей группой, обсуждаем результат работы
каждого обучающегося над своим проектом на определенном этапе, даем
обратную связь друг другу. Получив обратную связь, ставим новые задачи на
следующий спринт. Т.о. учащиеся видят не только свою работу, но и работы
своих
одногруппников,
повышают
коммуникационные
навыки,
саморегуляцию,
и
не
теряют
интерес
к
выполнению
работы.
Для
коммуникации с учащимися используются индивидуальные и групповые
чаты в Сферуме. Результаты каждого этапа и планы работы на следующий
спринт фиксируются и корректируются в общем Яндекс-диске.
В целом, работа над проектом для каждого разделена на несколько больших
этапов:
1 этап
Разработка проекта начинается со знакомства с понятием и структурой
проекта, изучения готовых проектов и проектов победителей научно-
практических
конференций
прошлых
лет.
На
данном
этапе
дается
индивидуальное
задание:
выбрать
и
сформулировать
несколько
тем
проектов, а также направления, которые интересуют конкретного учащегося.
2 этап
Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий,
выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта).
Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости
дополнительную информацию. На данном этапе учащиеся устанавливают
цели, задачи и предполагаемый итоговый продукт проекта.
3 этап
Распределение обязанностей в группе учащихся (в групповом проекте),
определение времени индивидуальной работы. Определение источников
информации;
планирование
способов
сбора
и
анализа
информации;
планирование
формы
представления
итогового
продукта
(результата):
выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других.
Изучение
и
анализ
существующих
решений,
целевая
аудитория,
теоретические аспекты по выбранной тематике. Корректировка цели и задач
проекта.
4 этап
Получение необходимой теоретической базы (дополнительные источники
информации, программное обеспечение и навыки работы с ними). Учащиеся
осуществляют
поиск,
отбор
и
анализ
нужной
информации;
экспериментируют,
находят
пути
решения
возникающих
проблем,
открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения
работы.
5 этап
Разработка проекта. Подготовка к реализации проекта в виде схем, чертежей,
моделей, расчётов и т.д . Смета проекта.
6 этап
Реализация проекта в виде модели (макет) предполагаемого продукта.
Корректировка в случае необходимости.
7 этап
Проведение
эксперимента
в
условиях,
приближенного
к
реальным,
демонстрация модели. Анализ полученных результатов.
8 этап
Подготовка
к
публичной
презентации.
Оформление
проектной
документации.
Таким образом, исходя из индивидуальных особенностей учащихся, я
стимулирую их к самостоятельной работе, саморегуляции, критическому и
креативному
мышлению
при
написании
проекта,
повышаю
их
коммуникационные навыки, навыки публичных выступлений, культуру речи
и познавательную активность.