Напоминание

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


Автор: Воронина Людмила Васильевна
Должность: заместитель директора по учебно-методической работе
Учебное заведение: Казанский технологический колледж ФГБОУ ВО "КНИТУ"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Л.В. Воронина

г. Казань

ФГБОУ ВО «КНИТУ»

Казанский технологический колледж

РОЛЬ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

В

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация. Широкое развитие и распространение информационно-

коммуникационных

технологий

оказывает

значительное

влияние

на

жизнедеятельность человека, однако методы и подходы их применения в

процессе обучения требуют дополнительного рассмотрения.

Современное дополнительное образование преподавателей нацелено на

повышение их профессиональной компетенции, с учетом современных

тенденций образовательного процесса, основной из которых является

широкое

использование

информационно-коммуникативных

технологий.

Данная

статья

посвящена

изучению

роли

педагога

в

современном

образовательном процессе, и особенности изменения данной роли в связи с

использованием

информационно-коммуникационных

технологий

в

обучении.

Ключевые

слова:

средне

профессиональное

образование,

дополнительное

образование,

информационно-коммуникационные

технологии, инновации, современное образование.

Современный

образовательный

процесс

находится

в

стадии

непрерывного развития.

Основными задачами в образовании, на сегодняшний день, выступают

следующие:

- повышение качества и доступности образования;

- интеграция традиционного образования в информационный мир;

- укрепление связи между системами образования;

-

создание

доступного

научного

пространства

в

области

информационно-коммуникационных технологий.

Средне профессиональное образование и дополнительное образование

преподавателей,

на

сегодняшний

день,

является

одним

из

условий

обновления и улучшения качества образования в целом. В данной сфере за

последние

несколько

лет

выделяются

следующие

перспективные

направления:

формирование

и

развитие

личностных

качеств

и

профессиональных

компетенций

педагогов,

повышение

качества

образования и включения в социально-ценные виды деятельности и др.

Одной из основных компетенций, которыми в полной мере должен обладать

современный

педагог,

это

грамотное

применение

информационно-

коммуникационных технологий в процессе обучения.

Как

отмечает

исследователь

А.Л.

Семенова,

ведущей

задачей

современной

информатизации

образования

выступает

необходимость

создания определенной информационно-образовательной среды, в первую

очередь, решающей задачи повышения качества образовательного процесса

[1]. Согласно исследованиям И.Н. Мовчан, информационно- образовательная

среда любого образовательного учреждения обязана включать в себя

наиболее полный комплекс информационно образовательных ресурсов. К

подобным ресурсам можно отнести следующие: цифровые образовательные

ресурсы, компьютеры и иное оборудование [2].

Согласно П.В. Веденееву и Е.В. Мельниковой, информационно-

образовательная среда в целом представляет собой определенную систему

психолого-педагогических средств, органично сочетающихся с программно-

аппаратными средствами, которые способствуют обеспечению эффективного

взаимодействия между субъектами образовательного процесса в целом.

Информационные технологии (далее - ИТ) представляют собой

определенную систему методов, приемов, а также ресурсов обработки и

использования информации. В образовании данные технологии направлены

на

обеспечение

доступности

информации

обучающимся

в

целях

их

успешного

обучения.

В

процессе

дополнительного

образования

преподавателей и

реализации среднего профессионального образования,

важным является поиск и усвоение наиболее эффективных технологий,

методов и приемов, направленных на обучение студентов.

Таким образом, технологии в сфере образования, основанные на

применении информационных инструментов (компьютер, гаджеты, аудио и

видео материалы и др.), направлены, в первую очередь, на достижение цели

повышения качества образования в целом.

Использование информационных компьютерных технологий (далее -

ИКТ) в обучении педагогов имеет ряд преимуществ:

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности

для представления образовательной информации. Использование цвета,

графики, звука, всего современного видеооборудования позволяет воссоздать

реальную ситуацию;

2. Использование компьютера может значительно повысить уровень

мотивации учащихся к обучению. Это обусловлено тем, что программы

обучения ставят перед студентами задачи, результаты которых оцениваются

с повышенным уровнем объективности. Адекватная оценка познавательных

способностей обучающихся позволяет объективно оценить способности и

наметить наиболее оптимальные цели в обучении;

3. ИКТ являются интересными для молодого поколения, так как они

наиболее комфортно ощущают себя при пользовании информационными

ресурсами. Так, использование ИКТ на занятиях в полной мере способствует

активизации познавательной деятельности обучающихся и повышению их

мотивации к обретению новой информации в целом;

4. Применение ИКТ в процессе обучения позволяет педагогам

значительно экономить время, технологии способствуют контролю обучения,

формируют задачи, упрощают процесс проведения занятий;

5. ИКТ позволяют осуществить наиболее объективный контроль над

деятельностью обучающихся, так как ведется статистика, данные которой

всегда верны и точны, так как обрабатываются путем задействования

математических методов.

Применение ИКТ в обучении снижает информационную функцию

педагога. Так, педагог больше занимается непосредственно организацией и

управлением учебной деятельностью на занятиях. Таким образом, одной из

тенденций преобразования современного занятия является то, что роль

педагога уходит на второй план [3].

Важной задачей дополнительного образования педагогов является

необходимость создания такой информационной среды обучения, которая

будет

отражать

непосредственно

приоритетность

педагогической

направленности по отношению к ИКТ в системе современного образования.

Выводы.

Использование

и

в

дальнейшем

применение

ИКТ

в

преподавательской деятельности позволяет адаптировать традиционные

методы

обучения

под

современные

тенденции.

ИКТ

на

занятиях

способствуют

повышению

интереса

и

мотивации

обучающихся

к

деятельности, кроме того, данные технологии представляют собой новейшее

средство контроля учебного процесса в целом.

Литература

1. Семенов А.Л. Качество информатизации школьного образования //

Вопросы образования: научно-образовательный журнал. 2005. № 3. С. 248-

270.

2. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные

возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. 2010.

Т. 26. №4. С. 36-38

3. Мельникова Е.В. Формирование образовательной информационной

среды школы как средства повышения качества учебных достижений

учащихся. Иваново, - 2008.



В раздел образования