Автор: Воронина Людмила Васильевна
Должность: заместитель директора по учебно-методической работе
Учебное заведение: Казанский технологический колледж ФГБОУ ВО "КНИТУ"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Раздел: среднее профессиональное
Л.В. Воронина
г. Казань
ФГБОУ ВО «КНИТУ»
Казанский технологический колледж
РОЛЬ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Аннотация. Широкое развитие и распространение информационно-
коммуникационных
технологий
оказывает
значительное
влияние
на
жизнедеятельность человека, однако методы и подходы их применения в
процессе обучения требуют дополнительного рассмотрения.
Современное дополнительное образование преподавателей нацелено на
повышение их профессиональной компетенции, с учетом современных
тенденций образовательного процесса, основной из которых является
широкое
использование
информационно-коммуникативных
технологий.
Данная
статья
посвящена
изучению
роли
педагога
в
современном
образовательном процессе, и особенности изменения данной роли в связи с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий
в
обучении.
Ключевые
слова:
средне
профессиональное
образование,
дополнительное
образование,
информационно-коммуникационные
технологии, инновации, современное образование.
Современный
образовательный
процесс
находится
в
стадии
непрерывного развития.
Основными задачами в образовании, на сегодняшний день, выступают
следующие:
- повышение качества и доступности образования;
- интеграция традиционного образования в информационный мир;
- укрепление связи между системами образования;
-
создание
доступного
научного
пространства
в
области
информационно-коммуникационных технологий.
Средне профессиональное образование и дополнительное образование
преподавателей,
на
сегодняшний
день,
является
одним
из
условий
обновления и улучшения качества образования в целом. В данной сфере за
последние
несколько
лет
выделяются
следующие
перспективные
направления:
формирование
и
развитие
личностных
качеств
и
профессиональных
компетенций
педагогов,
повышение
качества
образования и включения в социально-ценные виды деятельности и др.
Одной из основных компетенций, которыми в полной мере должен обладать
современный
педагог,
это
грамотное
применение
информационно-
коммуникационных технологий в процессе обучения.
Как
отмечает
исследователь
А.Л.
Семенова,
ведущей
задачей
современной
информатизации
образования
выступает
необходимость
создания определенной информационно-образовательной среды, в первую
очередь, решающей задачи повышения качества образовательного процесса
[1]. Согласно исследованиям И.Н. Мовчан, информационно- образовательная
среда любого образовательного учреждения обязана включать в себя
наиболее полный комплекс информационно образовательных ресурсов. К
подобным ресурсам можно отнести следующие: цифровые образовательные
ресурсы, компьютеры и иное оборудование [2].
Согласно П.В. Веденееву и Е.В. Мельниковой, информационно-
образовательная среда в целом представляет собой определенную систему
психолого-педагогических средств, органично сочетающихся с программно-
аппаратными средствами, которые способствуют обеспечению эффективного
взаимодействия между субъектами образовательного процесса в целом.
Информационные технологии (далее - ИТ) представляют собой
определенную систему методов, приемов, а также ресурсов обработки и
использования информации. В образовании данные технологии направлены
на
обеспечение
доступности
информации
обучающимся
в
целях
их
успешного
обучения.
В
процессе
дополнительного
образования
преподавателей и
реализации среднего профессионального образования,
важным является поиск и усвоение наиболее эффективных технологий,
методов и приемов, направленных на обучение студентов.
Таким образом, технологии в сфере образования, основанные на
применении информационных инструментов (компьютер, гаджеты, аудио и
видео материалы и др.), направлены, в первую очередь, на достижение цели
повышения качества образования в целом.
Использование информационных компьютерных технологий (далее -
ИКТ) в обучении педагогов имеет ряд преимуществ:
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности
для представления образовательной информации. Использование цвета,
графики, звука, всего современного видеооборудования позволяет воссоздать
реальную ситуацию;
2. Использование компьютера может значительно повысить уровень
мотивации учащихся к обучению. Это обусловлено тем, что программы
обучения ставят перед студентами задачи, результаты которых оцениваются
с повышенным уровнем объективности. Адекватная оценка познавательных
способностей обучающихся позволяет объективно оценить способности и
наметить наиболее оптимальные цели в обучении;
3. ИКТ являются интересными для молодого поколения, так как они
наиболее комфортно ощущают себя при пользовании информационными
ресурсами. Так, использование ИКТ на занятиях в полной мере способствует
активизации познавательной деятельности обучающихся и повышению их
мотивации к обретению новой информации в целом;
4. Применение ИКТ в процессе обучения позволяет педагогам
значительно экономить время, технологии способствуют контролю обучения,
формируют задачи, упрощают процесс проведения занятий;
5. ИКТ позволяют осуществить наиболее объективный контроль над
деятельностью обучающихся, так как ведется статистика, данные которой
всегда верны и точны, так как обрабатываются путем задействования
математических методов.
Применение ИКТ в обучении снижает информационную функцию
педагога. Так, педагог больше занимается непосредственно организацией и
управлением учебной деятельностью на занятиях. Таким образом, одной из
тенденций преобразования современного занятия является то, что роль
педагога уходит на второй план [3].
Важной задачей дополнительного образования педагогов является
необходимость создания такой информационной среды обучения, которая
будет
отражать
непосредственно
приоритетность
педагогической
направленности по отношению к ИКТ в системе современного образования.
Выводы.
Использование
и
в
дальнейшем
применение
ИКТ
в
преподавательской деятельности позволяет адаптировать традиционные
методы
обучения
под
современные
тенденции.
ИКТ
на
занятиях
способствуют
повышению
интереса
и
мотивации
обучающихся
к
деятельности, кроме того, данные технологии представляют собой новейшее
средство контроля учебного процесса в целом.
Литература
1. Семенов А.Л. Качество информатизации школьного образования //
Вопросы образования: научно-образовательный журнал. 2005. № 3. С. 248-
270.
2. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные
возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. 2010.
Т. 26. №4. С. 36-38
3. Мельникова Е.В. Формирование образовательной информационной
среды школы как средства повышения качества учебных достижений
учащихся. Иваново, - 2008.