Напоминание

Толерантность - путь к миру


Авторы: Чевтаева Ирина Борисовна, Иващенко Татьяна Николаевна
Должность: МОУ СШ № 38
Учебное заведение: МОУ СШ № 38
Населённый пункт: Волгоград г
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Толерантность - путь к миру
Раздел: среднее образование





Назад




муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 38

с углубленным изучением отдельных предметов

Красноармейского района Волгограда»

400096,г.Волгоград, пр-кт им. Столетова, 50,а.

Телефон 65-23-09 ИНН 3448015799

Областной Фестиваль

«Толерантность – путь к миру»

Методическая разработка классного часа

"Планета толерантности"

Авторы: Чевтаева Ирина Борисовна, Иващенко Татьяна Николаевна,

учителя русского языка и литературы МОУ СШ № 38

с углубленным изучением отдельных предметов

Волгоград, 2022

Пояснительная записка

Классный час "Планета толерантности" разработан для совместного

проведения 5 и 8 классов. Материал мероприятия подобран в соответствии с

возрастными

особенностями

детей.

Классный

час

сопровождается

презентацией, которая является дополнением для

достижения цели

мероприятия: создание условий для формирования у учащихся целостного

представления о толерантной личности.

Ведущими являются ученики 8 класса, они же координируют действия

пятиклассников.

Задачи, которые решаются на данном мероприятии:

1.

формирование

у

учащихся

представления

о

толерантности

(возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества),

2.

толерантного мышления, уважение к своим правам и правам других

людей;

3.

воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и

культуре разных народов;

4.

развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение

вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные

решения обсуждаемых проблем;

5.

способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

6.

развитие способности к познанию себя и других людей.

7.

развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

8.

содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих

принять себя и уважительно к себе относиться;

Ход мероприятия

1. Фрагмент видеоролика песни «Я, ты, он, она – вместе целая страна».

(Композитор Давид Тухманов. Стихи Роберта Рождественского)

2. Выходят ведущие.

Вместе: «Ты, вы, мы, я – вместе мы одна семья.

1 ведущий - Здравствуй друг, который слева!

- Здравствуй друг, который справа!

- Вместе мы одна семья,

- Вместе нам скучать нельзя!

2 ведущий - Улыбнись соседу слева,

- Улыбнись соседу справа.

- Вместе мы одна семья,

- Вместе нам скучать нельзя!

1 ведущий - Подмигни соседу слева,

- Подмигни соседу справа.

- Вместе мы одна семья,

- Вместе нам скучать нельзя!

Учащийся 8 класса:

Создадим хорошее настроение. Найдите молча

глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно ему, и тебе.

Спасибо за положительный настрой.

Учащиеся 5 класса просматривают видеоролик с изображением разных

людей. Демонстрация идёт на фоне музыки.

Учащийся 8 класса: Что вы видите на слайде? Почему все люди разные?

Что

общего

у

них?

Чем

все

люди

похожи,

а

чем

отличаются?

(Высказывания пятиклассников)

- Легко ли жить в мире разных людей?

Учащийся 8 класса:

Люди на свет рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

- Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на занятие?

Учащийся 8 класса: Тема нашего занятия: «Я в мире, мир во мне.

Толерантность – путь к Миру». Понять, что такое толерантность, вам

поможет китайская притча:

Слушайте внимательно.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек

насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей

семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на

свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье,

и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил

проверить, правду ли молвят люди.

Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота,

достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка.

Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи;

расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень

силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал

разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были

начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз

любовь, сто раз прошение, сто раз терпение.

Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да. – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Учащийся 8 класса: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир

и согласие? Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно

объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение

этого слова? Еще древнегреческий философ Платон говорил: «Основа

всякой мудрости – терпение». 16 ноября отмечается Международный день

толерантности.

3. Конкурсы

Учащийся 8 класса:

А сейчас мы проведем с вами несколько интересных конкурсов, которые

помогут вам усвоить понятие толерантности.

1 конкурс: «Толерантный человек» на карточках учащиеся кратко, с

помощью прилагательных, создают образ толерантного человека. Затем

каждый ученик по очереди записывает на доске по одному слову, не

повторяясь. Таким образом появляется образ толерантного человека.

Ответьте для себя на вопрос: «толерантны ли вы?»

2 конкурс. «Прояви толерантность»

Учащийся 8 класса: Для следующего конкурса вы разделитесь на 3

команды, и наше жюри определит, какая команда проявит больше

толерантности в определенных ситуациях.

1

команда: на ваших глазах поссорились два твоих одноклассника, началась

драка. Ваши действия по урегулированию конфликта.

2

команда: вы считаете, что у вас появилась интересная идея, но ее не

поддержали. Расстроились? Продемонстрируйте реакцию.

3

команда: как вы реагируете на шутку, объектом которой вы становитесь?

Обыграйте ситуацию.

3 конкурс «Собери пословицу»

Учащийся 8 класса: наши предки понимали, насколько важно людям

поддерживать друг с другом теплые, дружеские отношения. Свои

представления о толерантности они выражали в пословицах и поговорках.

Сейчас посмотрим, какая команда быстрее соберет пословицы, которые

можно считать правилами толерантности.

Не рой яму другому

то и пожнешь

Вместе тесно

а врозь скучно

Добро потеряешь – опять наживешь

тому не на кого рассчитывать в

беде

Тот кто делает добро другому

друзей

потеряешь-

уже

не

вернешь

Кто много обещает

тот делает добро себе

Что посеешь

будет умение

Есть терпение

не то сам в нее попадешь

Кто оторвался от друзей

тот мало делает

4. БЛИЦ ОПРОС (ТЕСТ)

Учащийся 8 класса: а сейчас мы с вами проведем тестирование и

определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ,

загибайте палец.

–– Миша плохо одет…

А) Это неважно.

Б) Ты подсмеиваешься над ним.

– Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

А) Ты просишь, чтобы он объяснил это.

Б) Ты говоришь, что он выглядит смешно.

– Цвет кожи у одноклассника отличается от твоего…

А) Ты стремишься лучше узнать его.

Б) Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

– Пожилая женщина медленно идет…

А) Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

Б) Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

– Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

А) Ты разговариваешь с ним.

Б) Ты говоришь, что все мальчик – нули.

– На твоих глазах на кого-то нападают…

А) Ты пытаешься защитить его.

Б) Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

– К тебе подходит ребенок-инвалид…

А) Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Б) Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое

мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается

свобода других.

Если от 3 до 6 Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и

выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все

получится.

Меньше трех? Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то

сможешь стать по-настоящему счастливым

5. Определяем качества толерантной личности.

Учащийся 8 класса: сейчас мы все вместе определим, какими качествами

характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат

карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека.

Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по

вашему мнению, не относится, зачеркните.

Качества:

Терпимость

Бессердечность

Конфликт

Сострадание

Прощение

Вспыльчивость

Желание что-либо делать вместе

Милосердие

Злорадство

Ложь

Сотрудничество

Уважение прав других

Раздражение

Принятие другого таким, какой он есть

Зависть

Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

Учащийся 8 класса: подумайте, а все ли мы обладаем качествами

толерантной личности? Мы предлагаем каждой команде составить памятку

толерантного поведения.

1.команда: «Толерантность в школе».

2.команда: «Правила поведения в нашем коллективе».

3. команда: «Толерантность в общении».

Примерная памятка:

1

команда.

«Толерантность в общении».

Умение слушать учителя.

Соблюдать порядок в кабинетах, где проходят занятия. Уважая тем самым

труд своих товарищей по школе.

В столовой уступать места малышам, помогать донести поднос с едой.

Не забывать говорить слова приветствия каждому находящемуся в школе,

исходя из понятия, что школа для ученика, ученик в ней хозяин, и хозяин

приветливый.

Юноши ведут себя по отношению к девушкам как истинные джентльмены.

Не допускать нецензурной лексики.

Учителям проявлять терпимость по отношению к ученикам в большей

степени.

2 команда:

«Правила поведения в нашем коллективе».

Полное понимание и терпение друг к другу.

Взаимное уважение.

Соблюдать «золотое правило нравственности».

Дружеская любовь.

Воспитывать в себе интеллигентность.

3 команда:

«Толерантность в общении».

Быть всегда внимательным.

Терпимо и аргументированно вести спор.

Быть гуманным и милосердным.

Не оскорблять собеседника.

Учащийся 8 класса

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо

сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности,

на доске прикрепляют листочки формируя цветок.

Учащийся 8 класса

Закончить наше занятие мне хочется словами Максима Горького: “Если ты

хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй

относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут

лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…”

Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, и наша Россия всегда

будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Будущее мира за новыми поколениями, за вами, ребята. Так давайте

сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших

руках! В руках каждого!



В раздел образования