Авторы: Чевтаева Ирина Борисовна, Иващенко Татьяна Николаевна
Должность: МОУ СШ № 38
Учебное заведение: МОУ СШ № 38
Населённый пункт: Волгоград г
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Толерантность - путь к миру
Раздел: среднее образование
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 38
с углубленным изучением отдельных предметов
Красноармейского района Волгограда»
400096,г.Волгоград, пр-кт им. Столетова, 50,а.
Телефон 65-23-09 ИНН 3448015799
Областной Фестиваль
«Толерантность – путь к миру»
Методическая разработка классного часа
"Планета толерантности"
Авторы: Чевтаева Ирина Борисовна, Иващенко Татьяна Николаевна,
учителя русского языка и литературы МОУ СШ № 38
с углубленным изучением отдельных предметов
Волгоград, 2022
Пояснительная записка
Классный час "Планета толерантности" разработан для совместного
проведения 5 и 8 классов. Материал мероприятия подобран в соответствии с
возрастными
особенностями
детей.
Классный
час
сопровождается
презентацией, которая является дополнением для
достижения цели
мероприятия: создание условий для формирования у учащихся целостного
представления о толерантной личности.
Ведущими являются ученики 8 класса, они же координируют действия
пятиклассников.
Задачи, которые решаются на данном мероприятии:
1.
формирование
у
учащихся
представления
о
толерантности
(возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества),
2.
толерантного мышления, уважение к своим правам и правам других
людей;
3.
воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и
культуре разных народов;
4.
развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение
вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные
решения обсуждаемых проблем;
5.
способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
6.
развитие способности к познанию себя и других людей.
7.
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
8.
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих
принять себя и уважительно к себе относиться;
Ход мероприятия
1. Фрагмент видеоролика песни «Я, ты, он, она – вместе целая страна».
(Композитор Давид Тухманов. Стихи Роберта Рождественского)
2. Выходят ведущие.
Вместе: «Ты, вы, мы, я – вместе мы одна семья.
1 ведущий - Здравствуй друг, который слева!
- Здравствуй друг, который справа!
- Вместе мы одна семья,
- Вместе нам скучать нельзя!
2 ведущий - Улыбнись соседу слева,
- Улыбнись соседу справа.
- Вместе мы одна семья,
- Вместе нам скучать нельзя!
1 ведущий - Подмигни соседу слева,
- Подмигни соседу справа.
- Вместе мы одна семья,
- Вместе нам скучать нельзя!
Учащийся 8 класса:
Создадим хорошее настроение. Найдите молча
глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно ему, и тебе.
Спасибо за положительный настрой.
Учащиеся 5 класса просматривают видеоролик с изображением разных
людей. Демонстрация идёт на фоне музыки.
Учащийся 8 класса: Что вы видите на слайде? Почему все люди разные?
Что
общего
у
них?
Чем
все
люди
похожи,
а
чем
отличаются?
(Высказывания пятиклассников)
- Легко ли жить в мире разных людей?
Учащийся 8 класса:
Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
- Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на занятие?
Учащийся 8 класса: Тема нашего занятия: «Я в мире, мир во мне.
Толерантность – путь к Миру». Понять, что такое толерантность, вам
поможет китайская притча:
Слушайте внимательно.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек
насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей
семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на
свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье,
и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил
проверить, правду ли молвят люди.
Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота,
достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка.
Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи;
расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень
силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал
разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были
начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз
любовь, сто раз прошение, сто раз терпение.
Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да. – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Учащийся 8 класса: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир
и согласие? Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно
объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение
этого слова? Еще древнегреческий философ Платон говорил: «Основа
всякой мудрости – терпение». 16 ноября отмечается Международный день
толерантности.
3. Конкурсы
Учащийся 8 класса:
А сейчас мы проведем с вами несколько интересных конкурсов, которые
помогут вам усвоить понятие толерантности.
1 конкурс: «Толерантный человек» на карточках учащиеся кратко, с
помощью прилагательных, создают образ толерантного человека. Затем
каждый ученик по очереди записывает на доске по одному слову, не
повторяясь. Таким образом появляется образ толерантного человека.
Ответьте для себя на вопрос: «толерантны ли вы?»
2 конкурс. «Прояви толерантность»
Учащийся 8 класса: Для следующего конкурса вы разделитесь на 3
команды, и наше жюри определит, какая команда проявит больше
толерантности в определенных ситуациях.
1
команда: на ваших глазах поссорились два твоих одноклассника, началась
драка. Ваши действия по урегулированию конфликта.
2
команда: вы считаете, что у вас появилась интересная идея, но ее не
поддержали. Расстроились? Продемонстрируйте реакцию.
3
команда: как вы реагируете на шутку, объектом которой вы становитесь?
Обыграйте ситуацию.
3 конкурс «Собери пословицу»
Учащийся 8 класса: наши предки понимали, насколько важно людям
поддерживать друг с другом теплые, дружеские отношения. Свои
представления о толерантности они выражали в пословицах и поговорках.
Сейчас посмотрим, какая команда быстрее соберет пословицы, которые
можно считать правилами толерантности.
Не рой яму другому
то и пожнешь
Вместе тесно
а врозь скучно
Добро потеряешь – опять наживешь
тому не на кого рассчитывать в
беде
Тот кто делает добро другому
друзей
потеряешь-
уже
не
вернешь
Кто много обещает
тот делает добро себе
Что посеешь
будет умение
Есть терпение
не то сам в нее попадешь
Кто оторвался от друзей
тот мало делает
4. БЛИЦ ОПРОС (ТЕСТ)
Учащийся 8 класса: а сейчас мы с вами проведем тестирование и
определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ,
загибайте палец.
–– Миша плохо одет…
А) Это неважно.
Б) Ты подсмеиваешься над ним.
– Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
А) Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Б) Ты говоришь, что он выглядит смешно.
– Цвет кожи у одноклассника отличается от твоего…
А) Ты стремишься лучше узнать его.
Б) Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
– Пожилая женщина медленно идет…
А) Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б) Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
– Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…
А) Ты разговариваешь с ним.
Б) Ты говоришь, что все мальчик – нули.
– На твоих глазах на кого-то нападают…
А) Ты пытаешься защитить его.
Б) Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
– К тебе подходит ребенок-инвалид…
А) Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б) Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое
мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается
свобода других.
Если от 3 до 6 Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и
выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все
получится.
Меньше трех? Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то
сможешь стать по-настоящему счастливым
5. Определяем качества толерантной личности.
Учащийся 8 класса: сейчас мы все вместе определим, какими качествами
характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат
карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека.
Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по
вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:
Терпимость
Бессердечность
Конфликт
Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе
Милосердие
Злорадство
Ложь
Сотрудничество
Уважение прав других
Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…
Учащийся 8 класса: подумайте, а все ли мы обладаем качествами
толерантной личности? Мы предлагаем каждой команде составить памятку
толерантного поведения.
1.команда: «Толерантность в школе».
2.команда: «Правила поведения в нашем коллективе».
3. команда: «Толерантность в общении».
Примерная памятка:
1
команда.
«Толерантность в общении».
Умение слушать учителя.
Соблюдать порядок в кабинетах, где проходят занятия. Уважая тем самым
труд своих товарищей по школе.
В столовой уступать места малышам, помогать донести поднос с едой.
Не забывать говорить слова приветствия каждому находящемуся в школе,
исходя из понятия, что школа для ученика, ученик в ней хозяин, и хозяин
приветливый.
Юноши ведут себя по отношению к девушкам как истинные джентльмены.
Не допускать нецензурной лексики.
Учителям проявлять терпимость по отношению к ученикам в большей
степени.
2 команда:
«Правила поведения в нашем коллективе».
Полное понимание и терпение друг к другу.
Взаимное уважение.
Соблюдать «золотое правило нравственности».
Дружеская любовь.
Воспитывать в себе интеллигентность.
3 команда:
«Толерантность в общении».
Быть всегда внимательным.
Терпимо и аргументированно вести спор.
Быть гуманным и милосердным.
Не оскорблять собеседника.
Учащийся 8 класса
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо
сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности,
на доске прикрепляют листочки формируя цветок.
Учащийся 8 класса
Закончить наше занятие мне хочется словами Максима Горького: “Если ты
хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй
относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут
лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…”
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, и наша Россия всегда
будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Будущее мира за новыми поколениями, за вами, ребята. Так давайте
сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших
руках! В руках каждого!