Напоминание

« Елена Фабиановна Гнесина – это человек-эпоха, уникальное явление в русской музыкальной культуре»


Автор: Колобова Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель фортепианог
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская музыкальная школа № 5 "Созвучие"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статья
Тема: « Елена Фабиановна Гнесина – это человек-эпоха, уникальное явление в русской музыкальной культуре»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Преподаватель фортепиано Колобова Татьяна Викторовна

МАУ ДО ДМШ №5 «Созвучие»

« Елена Фабиановна Гнесина – это человек-эпоха,

уникальное явление в русской музыкальной культуре»

Тихон Хренников

Елена Фабиановна родилась 30 мая 1874 года в Ростове-на-

Дону в семье Фабиана Осиповича Гнесина, раввина, Беллы Исаевны

Флетзингер – пианистки, певицы, ученрицы С. Монюшко. У них было

12

детей,

поэтому

Белла

Исаевна

не

смогла

реализоваться

профессионально, но неустанно занималась музыкой и культурным

образованием детей, семеро из которых стали музыкантами.

Старшая дочь, Евгения, поступила в Московскую консерваторию

в 14 лет, в дальнейшем туда поступи Елена, Мария и Елизавета. Их

преподавателями были знаменитые композиторы А. Аренский и С.

Танеев. Рядом с ними обучались А. Скрябин и С. Рахманинов.Сергей

Васильевич помогал Елене Фабиановне в занятих по французскому

языку, а она ему в задачах по гармонии. Рахманинов часто навещал

сестер и они становились первыми слушателями его произведений.

Елена

в

консерватории

занималась

с

Ферруччио

Бузони

пианистом

и

композитором,

известным

своими

редакциями

и

преклоняюсь

перед

семьей

Гнесиных,

их

общественная и преподавательская деятельность

имеет огромнейшее значение для развития русской

музыкальной

культуры. Их

влияние

колоссально,

ведь

они

по

сути

дела

определили развитие

музыкальной

культуры

России, музыкального

образования в нашей стране".

фортепианными транскрипциями И.С. Баха и Ф. Листа. Она делала

такие успехи, что прославленный итальянец пригласил её с собой за

границу для совместных выступлений на что девушка не решилась по

причине слишком юного возраста.

После оканчания консерватории с серебряной медалью Елена

начала концертировать как солирующая пианистка, ансамблистка и

аккомпаниатор.

Занималась

этим

она

на

протяжении

25

лет

(выступала с Л. Собиновым, П. Хохловым).

У

старших сестер

возникла

идея

объединить

свои

усилия

в

области

педагогики,

и

было

решение

создать

своё

музыкальное

учебное

заведение.

Сёстры

сначала

организовали

музыкальную

школу, а потом – 1895 году, в Москве открылось училище сестер

Марии и Евгении, а все организационные дела взяла на себя Елена.

Сначала

педагогический

коллектив

состоял

только

из

трёх

сестер, но уже в 1901 году, окончив консерваторию, в этот коллектив

влилась четвертая сестра Елизавета – появился класс скрипки. Одной

из первых выпускниц училища была самая младшая сестра – Ольга,

которая

обучалась

у

Елены

Фабиановны,

и

она

тоже

стала

преподавать в училище.

Сёстры не только вели специальные классы игры на фортепиано

и

скрипки,

но

и

теоретические,

хоровые,

ансамблевые.

И

этим

дисциплинам

придавали

большое

значение,

в

отличие

от

других

музыкальных учебных заведений Москвы.

Елена преподавала методику игры на фортепиано и хоровой

класс. Елизавета – класс скрипки, камерный ансамбль и сольфеджио.

Вскоре училище молодых сесёр получили такую известность, что

в него стали поступать взрослые ученики, готовившиеся поступать в

консерваторию.

Сёстры

стали

привлекать

для

преподавания

музыкантов, в чьей квалифицированности и добросовестности были

уверены. Такими преподавателями стали Э. Глиэр и А. Гречанинов.

В

1902

году

семья

Гнесеных

сняла

небольшой

деревянный

особнячок. В этом доме они и их учебное заведение прожили более

полувека.

После революции в 1917 году по решению А. Луначарского,с

которым Елена Фабиановна была знакома, училищу придан статус

Государственной

музыкальной

школы,

которая

в

1925

году

была

преобразована

в

Государственный

музыкальный

техникум

имени

Гнесеных. В 1936 году техникум был преобразован в Государственное

музыкальное училище имени Гнесеных. В училище стал преподавать

еще

один

Гнесин

композитор

Михаил

Фабианович

ученик

Н.

Римского-Корсакова и А. Лядова. У него учился Т. Хренников.

Во

время

Великой

Отечественной

войны

шла

подготовка

концертных

бригад

для

армии

и

госпиталей.

В

1944

году

вышло

постановление Правительства о создании в Москве Музыкально-

педагогического

института

имени

Гнесеных.

Появились

отделения

народных инструментов, музыкальных театров. Было организовано

заочное обучение.ю

Постепенно

в

1963

году

из

всей

большой

семьи

Гнесиных

осталаст

одна

Елена

Фабиановна.

Она

была

бессменным

руководителем института до конца жизни (до 93 лет).

С 1944года она занимала пост директора. С 1953-1967 год –

художественного

руководителя,

и

1944по

1958

год

заведовала

кафедрой

специального

фортепиано.

Елена

Фабиановна

являлась

живым

олицетворением

великих

музыкальных

традиция,

сумела

сплотить

вокруг

себя

музыкантов

нескольких

поколений.

Самые

знаменитые выпускники ВУЗА – Е. Светланов, М. Таривердиев, В.

Федосеев,

Т.Докшицер,

Л.Зыкина,

К.Иванов,

Е.Кисин,

Ю.Казаков,

И.Кобзон,

Н.Некрасов, А.Рудин, В.Дашкевич,

Д.Тухманов

и

многие

другие.

В 1946 году при институте была открыта специализированная

музыкальная школа – десятилетка. Так сложился комплекс из четырех

музыкальных

учебных

заведений

института,

училища,

специализированной

и

детской

школы

семилетки,

возглавляемой

Еленой Фабиановной. Так заслуженно Гнесинка заняла особую нишу в

культуре

и

встала

в

один

ряд

с

Московской

и

Ленинградской

консерваторией.

Гнесинка – уникальное явление в музыкальной культуре России.

Здесь была создана и разработана система творческого воспитания

музыкантов

с

раннего

детства,

заложены

основные

принцыпы

обучения музыке на различных ступенях образования.

Настоящее наследие Елены Фабиановны – это ученики, которые

общались с ней, любили, которым она доверительно открывала свою

душу.

И

свет

ее

души

они

бережно

пронесли

сквозь

годы

и

передавали своим ученикам. ЕЕ ученики – Л. Оборин, А Хачатурян, Е.

Светланов, Г. Рождественский, А. Бабаджанян.

Елена Фабиановна – автор целого ряда методических пособий:

«Первые шаги», «Маленькие этюды для начинающих», «Дуэты для

маленьких скрипачей», «Музыкальные диктанты», «Миниатюры для

фортепиано» и другие.

Елена

Фабиановна

имеет

два

ордена

Ленина,

два

ордена

Трудового

Красного

знамени,

медали:

«Заслуженный

артист

республики», «Заслуженный деятель искусств».

Этот

талантливый

учитель

относится

к

числу

наиболее

выдающихся

личностей

советского

периода,

сыгравший

огромную

роль

в

становлении

и

развитии

Российского

профессионального

музыкального образования.



В раздел образования