Автор: Юдинцева Надежда Львовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ№22
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: ЕГЭ математика
Тема: Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике
Раздел: полное образование
Учитель математики МБОУ «СШ №22»
Юдинцева Н.Л.
Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике
(из опыта работы)
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого
выпускника,
обдумывающего
выбор
своего
будущего,
стремящегося
самореализоваться
в
новой
социокультурной
ситуации,
продолжить
образование и овладеть профессиональными навыками.
Уверена, что подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через
приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это
обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.
Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?
Первое – это вычислительные навыки. Хорошо, если работаешь с детьми,
начиная с 5-го класса. В учебнике «Математики 5 и 6 кл.», под ред.
Виленкина в каждой теме есть задания для повторения, первые номера
предназначены для устного счета. Я никогда не пропускаю эти задания, еще
добавляю разные «лесенки», «шифровки», «ромашки», «звездочки», которые
малыши с удовольствием вычисляют. Пользоваться калькулятором
категорически запрещаю, объясняю родителям его вред. Единственной
темой, где необходим калькулятор, является «Решение треугольников с
использованием теорем синусов и косинусов», в геометрии 9 кл.
Второе условие успешной подготовки к ЕГЭ – это обязательное знание
правил,
алгоритмов
решения,
формул.
Для
этого
после
изучения
теоретических вопросов темы, даю на 7-10 минут математический диктант, в
котором часть вопросов касается теории и вторая часть – простейшие
примеры на ее применение.
Третьим условием успешной подготовки к ЕГЭ является необходимость
внести в программу некоторые коррективы. За счет часов, выделенных на
повторение, я увеличиваю количество часов на изучение некоторых очень
важных тем, добавляя задания из КИМов,
На уроках я стараюсь учить школьников «технике» сдачи теста. Обучаю
жесткому постоянному самоконтролю времени, оценке объективной и
субъективной трудности, формирую умение прогнозировать результаты и
возможные
последствия
разных
вариантов
решения,
обучаю
приему
«движение по спирали».
Прием «движения по спирали» является первым необходимым приемом для
успешного написания задания типа «тест с ограничением времени».
Алгоритм «движения по спирали» состоит в следующем:
- необходимо сразу просмотреть весь тест от начала до конца. Сначала в
первой части необходимо отметить для себя те задания, которые кажутся
простыми, понятными и легкими (этот прием называют «ориентировка в
тесте»). Именно эти задания необходимо выполнять первыми.
- начинать необходимо с того, что можно выполнить с ходу, без особых
усилий и раздумий.
- пробежать глазами вторую часть и отметить про себя задания, которые
вами поняты. К ним можно перейти, когда закончите с заданиями 1 части
- вернувшись к первой части, необходимо выполнить все задания,
которые можно решить сразу.
- после этого необходимо просмотреть данный раздел еще раз и
попробовать выполнить те задания, способ решения которых представляете.
Если в первой части застряли на каком-то материале, необходимо засечь
время и не тратить на этот пример более 3 минут, если этот пример не
«решается», необходимо оставить его и перейти к следующему. Такие
подходы к каждому нерешенному примеру необходимо сделать несколько
раз.
Это и есть движение по спирали: возвращение к нерешенным примерам
и выбор тех из них, решение которых созрело к данному моменту. Если
ориентироваться на тройку, то после того как решили все что смогли в
первой части , необходимо попробовать решить что-то из второй части (те
самые 2-3 задания, которые были намечены во время просмотра теста),
возможно после выполнения этих заданий удастся получить лучший балл.
При ориентации на метод «движения по спирали» необходимо постоянно
помнить о том, что на решение первой части можно потратить 1 час. Все, что
не успели решить за этот час, необходимо оставить и вернуться при наличии
времени после. За второй час необходимо решать все, что удается из второй
части . Третий час можно посвятить заданиям более сложного уровня. В
оставшееся время необходимо вернуться к первой части и решить все, что
осталось или получается решить.
В своей работе использую следующие принципы подготовки к ЕГЭ.
Первый принцип – «тематический».
Разумнее выстраивать такую
подготовку, соблюдая «правило спирали» - от простых типовых заданий до
заданий со «звездочками», от комплексных типовых заданий до заданий
раздела С.
Второй принцип – «логический». На этапе подготовки тематический
тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где
из одного вытекает другое, то есть выполненный сегодня тест готовит к
пониманию и правильному выполнению завтрашнего.
Третий принцип – «тренировочный». Переход к комплексным тестам
разумен только в конце подготовки (апрель-май), когда у школьника
накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их
применении на заданиях любой степени сложности.
Четвертый принцип – «временной». Все тренировочные тесты следует
проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к
тестированию нужно стараться проводить в форсированном режиме с
подчеркнутым акцентированием контроля времени. Темп такого занятия
учитель должен задать сразу и держать его на протяжении всех 40 мин. во
что бы то ни стало, используя время урока до последней секунды. Этот
режим очень сложен для школьников на первых порах, но, привыкнув к
нему, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.
Пятый принцип – «контролирующий». Максимализация нагрузки по
содержанию и по времени для всех школьников одинакова. Это необходимо,
поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и
предполагает объективный контроль результатов.
Следуя
этим
принципам,
формирую
у
учеников
навыки
самообразования,
критического
мышления,
самостоятельной
работы,
самоорганизации и самоконтроля. В практике своей работы целенаправленно
использую разнообразные приемы.
Много внимания уделяю устным упражнениям, так как развитие
скорости устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков
решения простейших задач «в уме» является важным моментом подготовки
ученика к ЕГЭ.
Часто провожу математические диктанты, так как на каждом этапе
изучения математики важно своевременно определить, насколько полно
ученики усвоили изученный ранее материал. Добиваюсь того, чтобы знания
эти были не формальными и поверхностными, а осмысленными и глубокими.
Кроме того, проведение диктантов позволяет мне за короткое время
осуществить промежуточный контроль знаний, спланировать дальнейшую
работу каждого обучающегося.
Хорошо известно, что роль диктантов многозначна. С их помощью
повторяю необходимый материал перед изучением нового, проверяю
усвоение предыдущих тем, закрепляю новый материал. Считаю, что самым
важным
в
диктантах
является
то,
что
ученики
приобщаются
к
математическому
языку,
привыкают
к
математическим
терминам
и
понятиям, у них тренируется внимание, развивается память. Результаты
диктанта сообщаю ученикам сразу на уроке.
Настойчиво обучаю школьников приемам поиска способов решения
задач.
С
этой
целью
провожу
«Урок
одной
задачи»,
предоставляя
возможность учащимся работать самостоятельно, творчески. Решая одну
задачу разными способами,
ученики могут выбрать
из них самый
рациональный.
Сложившаяся система подготовки к ЕГЭ дала не плохой результат. На
экзамене по математике в форме ЕГЭ в 2023-2024 году на базовом уровне
средний балл составил 5, на профильном уровне - 74
Считаю обучение математике не целью, а средством на пути
совершенствования личности обучающегося. Развиваю способность мыслить
свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому
школьнику расти настолько, насколько он способен.