Напоминание

Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике


Автор: Юдинцева Надежда Львовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ№22
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: ЕГЭ математика
Тема: Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике
Раздел: полное образование





Назад




Учитель математики МБОУ «СШ №22»

Юдинцева Н.Л.

Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике

(из опыта работы)

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого

выпускника,

обдумывающего

выбор

своего

будущего,

стремящегося

самореализоваться

в

новой

социокультурной

ситуации,

продолжить

образование и овладеть профессиональными навыками.

Уверена, что подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через

приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это

обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.

Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?

Первое – это вычислительные навыки. Хорошо, если работаешь с детьми,

начиная с 5-го класса. В учебнике «Математики 5 и 6 кл.», под ред.

Виленкина в каждой теме есть задания для повторения, первые номера

предназначены для устного счета. Я никогда не пропускаю эти задания, еще

добавляю разные «лесенки», «шифровки», «ромашки», «звездочки», которые

малыши с удовольствием вычисляют. Пользоваться калькулятором

категорически запрещаю, объясняю родителям его вред. Единственной

темой, где необходим калькулятор, является «Решение треугольников с

использованием теорем синусов и косинусов», в геометрии 9 кл.

Второе условие успешной подготовки к ЕГЭ – это обязательное знание

правил,

алгоритмов

решения,

формул.

Для

этого

после

изучения

теоретических вопросов темы, даю на 7-10 минут математический диктант, в

котором часть вопросов касается теории и вторая часть – простейшие

примеры на ее применение.

Третьим условием успешной подготовки к ЕГЭ является необходимость

внести в программу некоторые коррективы. За счет часов, выделенных на

повторение, я увеличиваю количество часов на изучение некоторых очень

важных тем, добавляя задания из КИМов,

На уроках я стараюсь учить школьников «технике» сдачи теста. Обучаю

жесткому постоянному самоконтролю времени, оценке объективной и

субъективной трудности, формирую умение прогнозировать результаты и

возможные

последствия

разных

вариантов

решения,

обучаю

приему

«движение по спирали».

Прием «движения по спирали» является первым необходимым приемом для

успешного написания задания типа «тест с ограничением времени».

Алгоритм «движения по спирали» состоит в следующем:

- необходимо сразу просмотреть весь тест от начала до конца. Сначала в

первой части необходимо отметить для себя те задания, которые кажутся

простыми, понятными и легкими (этот прием называют «ориентировка в

тесте»). Именно эти задания необходимо выполнять первыми.

- начинать необходимо с того, что можно выполнить с ходу, без особых

усилий и раздумий.

- пробежать глазами вторую часть и отметить про себя задания, которые

вами поняты. К ним можно перейти, когда закончите с заданиями 1 части

- вернувшись к первой части, необходимо выполнить все задания,

которые можно решить сразу.

- после этого необходимо просмотреть данный раздел еще раз и

попробовать выполнить те задания, способ решения которых представляете.

Если в первой части застряли на каком-то материале, необходимо засечь

время и не тратить на этот пример более 3 минут, если этот пример не

«решается», необходимо оставить его и перейти к следующему. Такие

подходы к каждому нерешенному примеру необходимо сделать несколько

раз.

Это и есть движение по спирали: возвращение к нерешенным примерам

и выбор тех из них, решение которых созрело к данному моменту. Если

ориентироваться на тройку, то после того как решили все что смогли в

первой части , необходимо попробовать решить что-то из второй части (те

самые 2-3 задания, которые были намечены во время просмотра теста),

возможно после выполнения этих заданий удастся получить лучший балл.

При ориентации на метод «движения по спирали» необходимо постоянно

помнить о том, что на решение первой части можно потратить 1 час. Все, что

не успели решить за этот час, необходимо оставить и вернуться при наличии

времени после. За второй час необходимо решать все, что удается из второй

части . Третий час можно посвятить заданиям более сложного уровня. В

оставшееся время необходимо вернуться к первой части и решить все, что

осталось или получается решить.

В своей работе использую следующие принципы подготовки к ЕГЭ.

Первый принцип – «тематический».

Разумнее выстраивать такую

подготовку, соблюдая «правило спирали» - от простых типовых заданий до

заданий со «звездочками», от комплексных типовых заданий до заданий

раздела С.

Второй принцип – «логический». На этапе подготовки тематический

тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где

из одного вытекает другое, то есть выполненный сегодня тест готовит к

пониманию и правильному выполнению завтрашнего.

Третий принцип – «тренировочный». Переход к комплексным тестам

разумен только в конце подготовки (апрель-май), когда у школьника

накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их

применении на заданиях любой степени сложности.

Четвертый принцип – «временной». Все тренировочные тесты следует

проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к

тестированию нужно стараться проводить в форсированном режиме с

подчеркнутым акцентированием контроля времени. Темп такого занятия

учитель должен задать сразу и держать его на протяжении всех 40 мин. во

что бы то ни стало, используя время урока до последней секунды. Этот

режим очень сложен для школьников на первых порах, но, привыкнув к

нему, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.

Пятый принцип – «контролирующий». Максимализация нагрузки по

содержанию и по времени для всех школьников одинакова. Это необходимо,

поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и

предполагает объективный контроль результатов.

Следуя

этим

принципам,

формирую

у

учеников

навыки

самообразования,

критического

мышления,

самостоятельной

работы,

самоорганизации и самоконтроля. В практике своей работы целенаправленно

использую разнообразные приемы.

Много внимания уделяю устным упражнениям, так как развитие

скорости устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков

решения простейших задач «в уме» является важным моментом подготовки

ученика к ЕГЭ.

Часто провожу математические диктанты, так как на каждом этапе

изучения математики важно своевременно определить, насколько полно

ученики усвоили изученный ранее материал. Добиваюсь того, чтобы знания

эти были не формальными и поверхностными, а осмысленными и глубокими.

Кроме того, проведение диктантов позволяет мне за короткое время

осуществить промежуточный контроль знаний, спланировать дальнейшую

работу каждого обучающегося.

Хорошо известно, что роль диктантов многозначна. С их помощью

повторяю необходимый материал перед изучением нового, проверяю

усвоение предыдущих тем, закрепляю новый материал. Считаю, что самым

важным

в

диктантах

является

то,

что

ученики

приобщаются

к

математическому

языку,

привыкают

к

математическим

терминам

и

понятиям, у них тренируется внимание, развивается память. Результаты

диктанта сообщаю ученикам сразу на уроке.

Настойчиво обучаю школьников приемам поиска способов решения

задач.

С

этой

целью

провожу

«Урок

одной

задачи»,

предоставляя

возможность учащимся работать самостоятельно, творчески. Решая одну

задачу разными способами,

ученики могут выбрать

из них самый

рациональный.

Сложившаяся система подготовки к ЕГЭ дала не плохой результат. На

экзамене по математике в форме ЕГЭ в 2023-2024 году на базовом уровне

средний балл составил 5, на профильном уровне - 74

Считаю обучение математике не целью, а средством на пути

совершенствования личности обучающегося. Развиваю способность мыслить

свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому

школьнику расти настолько, насколько он способен.



В раздел образования