Автор: Чебыкина Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ «Школа № 185 имени Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В. С. Гризодубовой»
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Моделирование метапредметного урока как важное условие достижения обучающимися метапредметных результатов образования
Раздел: среднее образование
Методическая разработка «Моделирование метапредметного урока
как важное условие достижения обучающимися метапредметных результатов
образования»
Автор-разработчик: Чебыкина Татьяна Геннадьевна,
учитель математики ГБОУ г. Москвы
«Школа № 185 имени Героя Советского Союза,
Героя Социалистического Труда В. С. Гризодубовой»
Современная школа призвана формировать у обучающихся целостную картину
мира, основанную на понимании широты связей всех явлений и процессов,
происходящих в мире. Требование обновленных ФГОС общего образования к
достижению
школьниками
метапредметных
результатов
образовательной
деятельности является дидактической проблемой для педагогов, решение которой
предполагается посредством реализации метапредметного подхода.
Данный подход в образовательной практике реализую посредством моделирования
и проведения метапредметных уроков. Рассмотрим на примере метапредметного
урока в 10-м классе по теме «Симметрия в жизни».
Главная цель метапредметного урока – это создание образа мира школьником.
Общедидактической целью урока является создание условий для формирования у
обучающихся
представления
о
многообразных
проявлениях
симметрии
в
окружающем
мире,
рассмотрение
понятия
симметрии
как
метапонятия.
Образовательный
аспект
урока
заключается в повторении
понятия
осевой,
центральной, зеркальной симметрий; изучении поворотной, переносной, винтовой
симметрий; проведении поиска явлений симметрии в искусстве, биологии, музыке,
архитектуре,
литературе,
технике,
математике.
Развивающий
аспект
урока
предполагает
развитие
логического
мышления,
творческой
активности,
познавательного интереса школьников; рассмотрения метапредметного понятия
«симметрия».
Воспитательный
аспект
направлен
на формирование
умения
работать в коллективе.
Метапредметные
результаты
урока
отражают
способы
работы
со
знанием: использование для познания окружающего мира различных методов
(наблюдение,
измерение,
опыт); сравнения, сопоставления, классификации
предметов и объектов по одному или нескольким предложенным критериям;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в
устной и письменной форме результатов своей деятельности; оценивание своих
учебных достижений.
Следует отметить, что отличительной особенностью метапредметного урока
является отсутствие предметной темы. На этапе целеполагания и мотивации моя
задача заключается в создании условий для осознания школьниками цели
деятельности как неотъемлемого элемента самостоятельного познания мира. Цели
урока выходят за рамки одного предмета. На данном этапе напомнила школьникам
притчу о буридановом осле, который погиб рядом с едой от голода, не решившись
сделать выбор. Смысл этой притчи школьникам оказался не совсем понятен, что
вызвало у них интеллектуальное затруднение и интерес к теме урока. Для того
чтобы подвести учащихся к теме урока, предложила ответить на следующие
вопросы: почему шарик неподвижен на столе, почему по проводу не идёт ток,
почему туча застыла на небе. После ответов школьников на вопросы обратила их
внимание на слова в рабочем листе (соразмерность, пропорциональность,
закономерность, упорядоченность, повторяемость, структурность, неизменность,
стабильность, совершенство, порядок, красота, гармония) и спросила о том, какое
геометрическое понятие можно охарактеризовать этими словами? После того как
школьники назвали понятие симметрии, организовала их на формулировку темы
урока и определение целей (уметь различать различные виды симметрии; учиться
видеть явления симметрии в окружающей действительности).
С целью мотивации предстоящей деятельности предложила школьникам из набора
карточек с фотографиями и рисунками живой и неживой природы, орнаментами,
памятниками архитектуры, стихами выделить группы объектов по признаку
одинакового расположения относительно точки, прямой или другого способа.
Данное задание позволило вспомнить такие понятия, как «центральная», «осевая»,
«зеркальная», а также ввести новые - «поворотная» и «переносная симметрия»,
посмотреть, как часто эти виды симметрии встречаются в окружающем нас мире.
Следующий этап – этап осознания школьниками недостаточности имеющихся
знаний и умений – предполагал подбор вопросов, среди которых есть такие, на
которые ученики не могут ответить сразу. Важно, чтобы ответы на некоторые из
поставленных вопросов не содержались ни в прежних знаниях ученика, ни в
предъявляемой учителем информации. Школьники должны осознать, что вопрос –
движущая сила познания. Это позволяет им приобрести умение задавать вопросы,
вычленять противоречия, выделять причинно-следственные связи, удивляться
новым фактам.
Предложила рабочие листы со следующими вопросами: «Верите ли вы, что есть
общее между кленовым листом и снежинкой, кружевной салфеткой и буквами
русского алфавита, музыкой и резными наличниками, красотой и математикой?
Верите ли вы, что принципы симметрии играют важную роль в физике и
математике,
химии
и
биологии,
физике
и
архитектуре,
живописи
и
скульптуре, поэзии и музыке? Верите ли вы, что мир существует благодаря
единству симметрии и асимметрии? Верите ли вы, что при преобразовании
симметрия относительно точки фигура сохраняет свои размеры? Верите ли вы, что
при
преобразовании
симметрия
относительно
прямой
фигура изменяет свою форму? Верите вы ли, что в психологии и морали понятие
симметрии представлены как покой и уравновешенность? Верите ли вы, что смена
дня и ночи – это проявление симметрии? Верите ли вы, что точки К и М
симметричны относительно прямой в, если прямая в пересекает отрезок МК в его
середине под углом, отличным от прямого? Верите ли вы, что музыка, исполняемая
на музыкальных инструментах или воспроизводимая человеческим голосом, полна
симметрии?»
Школьникам было предложено сравнить ответы с ответами соседа справа и соседа
напротив. После этого я сообщила о том, что к этим вопросам мы вернемся в конце
урока.
На этапе изучения нового материала, организованного в форме групповой работы,
мне
удалось
привести
школьников
к
осознанию
того,
что
человек
по
предназначению творец, он имеет право реализовать своё творческое начало в
любой области; человек имеет право на свой взгляд на мир, если он не ущемляет
при этом прав других людей; люди приходят к истине разными путями, могут
существовать разные точки зрения на один вопрос.
После организации работы с понятием «симметрия» школьникам предложено
поработать с определениями понятия «симметрия» из разных словарей, с цитатой
Аристотеля («Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность, а
это
–
важнейшие
виды
прекрасного»), гравюрой
Мариуса
Эшера «Силы
гравитации». В ходе обсуждения школьники сделали вывод о том, что в каждом из
нас живёт врождённое чувство прекрасного.
Далее организовала работу в группах с целью исследования понятия симметрии в
следующих областях знаний: биологии, архитектуре, живописи. литературе,
музыке,
математике.
План
работы
групп
следующий:
записать
цитату,
характеризующую тему исследования; прочитать текст; определить область, в
которой проводится исследование; занести в таблицу виды симметрии и примеры.
Каждая группа презентовала результаты работы, а представители других групп
задавали вопросы; я комментировала ответы и иллюстрировала выступления с
помощью презентации, которая была составлена в соответствии с содержанием в
раздаточном материале.
Мне удалось привлечь школьников к обсуждению того, во всём ли в жизни должна
быть симметрия. В процессе обсуждения выяснилось, что мир не может быть
абсолютно симметричным (ничто бы не изменялось, не было бы никаких различий,
в таком мире ничего бы не наблюдалось – никаких явлений); не может
существовать абсолютно асимметричный мир (это был бы мир без каких-либо
законов, где ничто не сохраняется, где нет каких-либо причинных связей);
реальный мир – это мир, основывающийся на диалектике симметрии и
асимметрии.
При подведении итогов предложила школьникам вернуться к вопросам, на которые
они отвечали в начале урока и сравнить свои ответы в начале и конце урока. На
этапе
самопроверки
и
взаимопроверки
создала
условия
для
понимания
школьниками того, что анализ результатов является одним из способов познания
мира.
В конце урока подвела школьников к выводу о том, что симметрия — это есть
равенство в широком смысле этого слова; сведение красоты только к симметрии
ограничивало бы богатство ее внутреннего содержания; истинную красоту можно
постичь только в единстве противоположностей, поэтому единство симметрии и
асимметрии определяет сегодня внутреннее содержание прекрасного в искусстве;
симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда
как
асимметрия
означает
движение,
свободу,
случайность;
симметрия
противостоит хаосу, беспорядку, она есть в нашей жизни буквально во всем,
добавляя в нее мир, спокойствие и состояние умиротворения.
На этапе рефлексии моя задача, как учителя, заключалась в том, чтобы ученик
осознал то, чему научился и каким способом действовал.
Таким образом, в процессе проведения метапредметного урока учителю важно
направить процесс познания обучающихся в русло открытия нового, культурно
обогащая их окружение, а исследование должно стать неотъемлемой частью
познания.