Напоминание

Моделирование метапредметного урока как важное условие достижения обучающимися метапредметных результатов образования


Автор: Чебыкина Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ «Школа № 185 имени Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В. С. Гризодубовой»
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Моделирование метапредметного урока как важное условие достижения обучающимися метапредметных результатов образования
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка «Моделирование метапредметного урока

как важное условие достижения обучающимися метапредметных результатов

образования»

Автор-разработчик: Чебыкина Татьяна Геннадьевна,

учитель математики ГБОУ г. Москвы

«Школа № 185 имени Героя Советского Союза,

Героя Социалистического Труда В. С. Гризодубовой»

Современная школа призвана формировать у обучающихся целостную картину

мира, основанную на понимании широты связей всех явлений и процессов,

происходящих в мире. Требование обновленных ФГОС общего образования к

достижению

школьниками

метапредметных

результатов

образовательной

деятельности является дидактической проблемой для педагогов, решение которой

предполагается посредством реализации метапредметного подхода.

Данный подход в образовательной практике реализую посредством моделирования

и проведения метапредметных уроков. Рассмотрим на примере метапредметного

урока в 10-м классе по теме «Симметрия в жизни».

Главная цель метапредметного урока – это создание образа мира школьником.

Общедидактической целью урока является создание условий для формирования у

обучающихся

представления

о

многообразных

проявлениях

симметрии

в

окружающем

мире,

рассмотрение

понятия

симметрии

как

метапонятия.

Образовательный

аспект

урока

заключается в повторении

понятия

осевой,

центральной, зеркальной симметрий; изучении поворотной, переносной, винтовой

симметрий; проведении поиска явлений симметрии в искусстве, биологии, музыке,

архитектуре,

литературе,

технике,

математике.

Развивающий

аспект

урока

предполагает

развитие

логического

мышления,

творческой

активности,

познавательного интереса школьников; рассмотрения метапредметного понятия

«симметрия».

Воспитательный

аспект

направлен

на формирование

умения

работать в коллективе.

Метапредметные

результаты

урока

отражают

способы

работы

со

знанием: использование для познания окружающего мира различных методов

(наблюдение,

измерение,

опыт); сравнения, сопоставления, классификации

предметов и объектов по одному или нескольким предложенным критериям;

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в

устной и письменной форме результатов своей деятельности; оценивание своих

учебных достижений.

Следует отметить, что отличительной особенностью метапредметного урока

является отсутствие предметной темы. На этапе целеполагания и мотивации моя

задача заключается в создании условий для осознания школьниками цели

деятельности как неотъемлемого элемента самостоятельного познания мира. Цели

урока выходят за рамки одного предмета. На данном этапе напомнила школьникам

притчу о буридановом осле, который погиб рядом с едой от голода, не решившись

сделать выбор. Смысл этой притчи школьникам оказался не совсем понятен, что

вызвало у них интеллектуальное затруднение и интерес к теме урока. Для того

чтобы подвести учащихся к теме урока, предложила ответить на следующие

вопросы: почему шарик неподвижен на столе, почему по проводу не идёт ток,

почему туча застыла на небе. После ответов школьников на вопросы обратила их

внимание на слова в рабочем листе (соразмерность, пропорциональность,

закономерность, упорядоченность, повторяемость, структурность, неизменность,

стабильность, совершенство, порядок, красота, гармония) и спросила о том, какое

геометрическое понятие можно охарактеризовать этими словами? После того как

школьники назвали понятие симметрии, организовала их на формулировку темы

урока и определение целей (уметь различать различные виды симметрии; учиться

видеть явления симметрии в окружающей действительности).

С целью мотивации предстоящей деятельности предложила школьникам из набора

карточек с фотографиями и рисунками живой и неживой природы, орнаментами,

памятниками архитектуры, стихами выделить группы объектов по признаку

одинакового расположения относительно точки, прямой или другого способа.

Данное задание позволило вспомнить такие понятия, как «центральная», «осевая»,

«зеркальная», а также ввести новые - «поворотная» и «переносная симметрия»,

посмотреть, как часто эти виды симметрии встречаются в окружающем нас мире.

Следующий этап – этап осознания школьниками недостаточности имеющихся

знаний и умений – предполагал подбор вопросов, среди которых есть такие, на

которые ученики не могут ответить сразу. Важно, чтобы ответы на некоторые из

поставленных вопросов не содержались ни в прежних знаниях ученика, ни в

предъявляемой учителем информации. Школьники должны осознать, что вопрос –

движущая сила познания. Это позволяет им приобрести умение задавать вопросы,

вычленять противоречия, выделять причинно-следственные связи, удивляться

новым фактам.

Предложила рабочие листы со следующими вопросами: «Верите ли вы, что есть

общее между кленовым листом и снежинкой, кружевной салфеткой и буквами

русского алфавита, музыкой и резными наличниками, красотой и математикой?

Верите ли вы, что принципы симметрии играют важную роль в физике и

математике,

химии

и

биологии,

физике

и

архитектуре,

живописи

и

скульптуре, поэзии и музыке? Верите ли вы, что мир существует благодаря

единству симметрии и асимметрии? Верите ли вы, что при преобразовании

симметрия относительно точки фигура сохраняет свои размеры? Верите ли вы, что

при

преобразовании

симметрия

относительно

прямой

фигура изменяет свою форму? Верите вы ли, что в психологии и морали понятие

симметрии представлены как покой и уравновешенность? Верите ли вы, что смена

дня и ночи – это проявление симметрии? Верите ли вы, что точки К и М

симметричны относительно прямой в, если прямая в пересекает отрезок МК в его

середине под углом, отличным от прямого? Верите ли вы, что музыка, исполняемая

на музыкальных инструментах или воспроизводимая человеческим голосом, полна

симметрии?»

Школьникам было предложено сравнить ответы с ответами соседа справа и соседа

напротив. После этого я сообщила о том, что к этим вопросам мы вернемся в конце

урока.

На этапе изучения нового материала, организованного в форме групповой работы,

мне

удалось

привести

школьников

к

осознанию

того,

что

человек

по

предназначению творец, он имеет право реализовать своё творческое начало в

любой области; человек имеет право на свой взгляд на мир, если он не ущемляет

при этом прав других людей; люди приходят к истине разными путями, могут

существовать разные точки зрения на один вопрос.

После организации работы с понятием «симметрия» школьникам предложено

поработать с определениями понятия «симметрия» из разных словарей, с цитатой

Аристотеля («Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность, а

это

важнейшие

виды

прекрасного»), гравюрой

Мариуса

Эшера «Силы

гравитации». В ходе обсуждения школьники сделали вывод о том, что в каждом из

нас живёт врождённое чувство прекрасного.

Далее организовала работу в группах с целью исследования понятия симметрии в

следующих областях знаний: биологии, архитектуре, живописи. литературе,

музыке,

математике.

План

работы

групп

следующий:

записать

цитату,

характеризующую тему исследования; прочитать текст; определить область, в

которой проводится исследование; занести в таблицу виды симметрии и примеры.

Каждая группа презентовала результаты работы, а представители других групп

задавали вопросы; я комментировала ответы и иллюстрировала выступления с

помощью презентации, которая была составлена в соответствии с содержанием в

раздаточном материале.

Мне удалось привлечь школьников к обсуждению того, во всём ли в жизни должна

быть симметрия. В процессе обсуждения выяснилось, что мир не может быть

абсолютно симметричным (ничто бы не изменялось, не было бы никаких различий,

в таком мире ничего бы не наблюдалось – никаких явлений); не может

существовать абсолютно асимметричный мир (это был бы мир без каких-либо

законов, где ничто не сохраняется, где нет каких-либо причинных связей);

реальный мир – это мир, основывающийся на диалектике симметрии и

асимметрии.

При подведении итогов предложила школьникам вернуться к вопросам, на которые

они отвечали в начале урока и сравнить свои ответы в начале и конце урока. На

этапе

самопроверки

и

взаимопроверки

создала

условия

для

понимания

школьниками того, что анализ результатов является одним из способов познания

мира.

В конце урока подвела школьников к выводу о том, что симметрия — это есть

равенство в широком смысле этого слова; сведение красоты только к симметрии

ограничивало бы богатство ее внутреннего содержания; истинную красоту можно

постичь только в единстве противоположностей, поэтому единство симметрии и

асимметрии определяет сегодня внутреннее содержание прекрасного в искусстве;

симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда

как

асимметрия

означает

движение,

свободу,

случайность;

симметрия

противостоит хаосу, беспорядку, она есть в нашей жизни буквально во всем,

добавляя в нее мир, спокойствие и состояние умиротворения.

На этапе рефлексии моя задача, как учителя, заключалась в том, чтобы ученик

осознал то, чему научился и каким способом действовал.

Таким образом, в процессе проведения метапредметного урока учителю важно

направить процесс познания обучающихся в русло открытия нового, культурно

обогащая их окружение, а исследование должно стать неотъемлемой частью

познания.



В раздел образования