Напоминание

Использование в начальной школе элементов Сингапурских технологий


Автор: Кривцова Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: Свердловская обл., г. Верхняя Салда
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: Использование в начальной школе элементов Сингапурских технологий
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс

Использование в начальной школе элементов

Сингапурских технологий

Кривцова Светлана Михайловна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 6

г. Верхняя Салда

Всему этому можно обучить;

всему этому можно научиться.

Джон Хэтти

Цель: заинтересовать и продемонстрировать педагогам способы организации парной

и групповой работы на уроках в начальной школе, при которых учитываются

индивидуально-типологические особенности личности обучающихся, активизируется

общение детей, формируются навыки речевого общения. Развивается творческий

познавательный интерес, критическое мышление учащихся. Дети обучаются навыкам

коммуникации, сотрудничества и работы в команде.

Задачи:

- внедрение новых технологий обучения;

- активизация познавательной деятельности педагогов;

- создание условий для повышения профессионального мастерства учителя.

Предполагаемый результат: педагоги смогут использовать приобретённые знания в

своей практической деятельности.

Ход мастер-класса.

Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я попробую заинтересовать вас

некоторыми

обучающими

структурами

Сингапурской

технологии,

которая

даёт

возможность каждому школьнику овладевать учебным материалом, в зависимости от

способностей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Слайд 2

Эпиграфом мастер-класса я взяла слова Джона Хэтти, автора книги

«Видимое обучение»

Слайд 3 Как известно, никакие знания нельзя получить, просто наблюдая, как это

делает сосед. В традиционной форме обучения некоторые ученики большую часть урока

так и остаются наблюдателями. Как вовлечь всех детей в учебный процесс?

Слайд 4 Одним из путей решения этой проблемы является применение обучающих

структур Сингапурского метода обучения, позволяющее разнообразить формы и средства

обучения, повышающее творческую и познавательную активность учащихся. Этот Метод

формирует 4К компетенции.

Слайд 5 Эта система вышла из советских и российских разработок Льва Выготского,

Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Однако в Восточной Азии их довели до

технологии. Специалисты из Сингапура откровенно признают, что, создавая данную

систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский

опыт. Главное – коллективное или кооперативное обучение, система Выготского.

Я не ставлю сегодня перед собой цель подробно рассказать обо всей Сингапурской

технологии, её обучающих структур более 250. Технологию можно использовать не в

комплексе, а внедрять отдельные элементы. Обучающие структуры не привязаны ни к

одному предмету, их можно применять на любом уроке в разных классах.

Я хочу поделиться своим опытом организации парной и групповой работы учащихся

на уроках в начальной школе с применением элементов этой технологии и её структур.

В отличие от традиционной групповой работы, эта технология предусматривает

создание не просто группы, а команды между учащимися, где результат работы зависит от

личного вклада каждого ее члена в достижение цели, в тесном взаимодействии.

Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса

одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем

самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Слайд 6

Главное:

- позитивный настрой;

- все в равных условиях;

- все вовлечены в работу;

- не нарушать правило 3 «нельзя». Слайд 7

Слайд 8 Перед началом работы обязательно обговариваются все правила и алгоритмы

действий. Строго ограничено время на выполнение и обсуждение в группах и парах.

Хорошо, если перед детьми будет таймер на экране или можно использовать песочные

часы.

Слайд 9 Общая характеристика сингапурской технологии:

1.Ключевое понятие – «партнер».

2.Обучающие структуры.

3. Взаимодействие и сотрудничество.

4.Четкое выполнение алгоритма.

5.Игровая составляющая.

Слайд 10 Все структуры, которые предлагает Сингапурская технология очень шумные.

Поэтому чтобы не повышать голос, очень важны сигналы привлечения внимания,

1.

Структура «ХАЙ ФАЙВ» – дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения

внимания. Учитель делает хлопок, ученики следуют его примеру – это сигнал

тишины для работы с учителем.

Слайд 11 Перед вами карта, ее называют «МЭНЭДЖ МЭТ». Это

инструмент для

управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто

распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для

организации эффективного учебного процесса в командах. Дети рассаживаются в группу

по 4 человека. В группе нет лидеров, все равны.

Слайд 12 Фрагмент урока: организационный момент.

-Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры

по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе

поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

Также с помощью данной таблицы удобно распределять роли в команде. Например, 3

номера раздали задания, 1 номера собрали карточки и принесли учителю, 4 и 2 номера

выступает от имени команды.

Алгоритм работы с «МЭНЭДЖ МЭТ»

1.

Каждый получает задание, например: вставить безударные гласные в корень

слова и объяснить написание.

У партнеров по плечу задания разные.

1 карточка: быстрая р..ка (…), р..дные дали (…), в..сенняя капель(…) .

2 карточка: п..сьмо (…) в конверте, с..дел(…) на скамейке, м..рской (…) берег.

2.

Включается секундомер 30 сек - 1 мин, по хлопку заканчивается работа.

3.

Меняются карточками с партнёром по лицу, проверяют работу, хвалят своего

соседа. На столе в помощь может лежать и карточка-эталон для проверки

выполнения. По сигналу работа заканчивается. Партнеры благодарят друг друга.

4.

С соседом по плечу дети проговаривают алгоритм (правило), выполнения

задания, первым начинает тот, у кого светлее волосы. Хвалят своего соседа.

2.

Слайд 13 Структура «ИНСАЙД-АУТАЙТ СЁКЛ»- внешний и внутренний круг.

Алгоритм «ИНСАЙД-АУТАЙТ СЁКЛ»

1.

Дети встают в два круга внутренний и внешний, лицом друг к другу. По

моей команде под музыку дети в каждом круге двигаются в разные стороны. Когда музыка

заканчивается, образуют пару с ближайшим ребенком из противоположного круга.

2.

Учитель дает задание. Например:

- Расскажите друг другу, что такое спряжение. Обсуждаем. Начинает тот, кто

стоит во внутреннем круге. Стоп! (по 15 сек) Меняемся.

3.

Учитель спрашивает любого ребёнка. Аплодисменты отвечающему.

4.

Учитель просит назвать любое число от 1 до 5. Внешний/внутренний круг

передвигаются на … позиций вправо/влево.

5.

Задаётся новый вопрос, алгоритм повторяется.

3.

Слайд 14 Структура «КЛОК БАДДИС» - друзья по часам (часики)

Слайд 15 Алгоритм «КЛОК БАДДИС»

1.

Назначить встречу 4 (можно до 12) участникам.

Встать, задвинуть стулья,

поднять руку вверх – это сигнал поиска того, с кем будет взаимодействовать,

сотрудничать.

2.

Подходят к будущему партнеру хлопают по ладошке и спрашивают:

- Ты свободен на … часа? Если ученик свободен, они записывают имена партнеров у

себя на часиках напротив выбранного времени. Благодарят партнёра.

3.

Снова поднимают руку и ищут следующего партнера. После того как все встречи

назначены возвращаются на места.

Получившиеся пары могут потом взаимодействовать в течение нескольких уроков.

Потом можно поменять. Эта структура позволяет очень плодотворно поработать на уроке:

проверить домашнее задание, самостоятельную работу и т.п.

4.

Достали часики. Найдите глазами человека, с которым вы должны встретиться в …

часов.

5.

Дается задание и по команде дети идут к своему партнеру и обсуждают задание.

Обязательно дать подсказку кто говорит первым.

Вместо часов могут использоваться материки, океаны, города, сказки и т.д.

4.

Слайд 16 Структура «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА». Она названа в честь профессора

университета Висконсина Дороти Фрейер.

На конец начальной школы ученик должен знать около 300 терминов и определений.

А чтобы эффективно учиться, нужно сохранять и систематизировать знания. Знать – это

не значит зазубрить и проговорить их при первой необходимости. Знать определение – это

значит понимать, представлять картинку в голове и помнить характеристики и термины.

Именно это и происходит в голове ребенка, когда он начинает применять этот прием.

Обучающиеся рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его

обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.

Слайд 17 Например: квадрат.

Слайд 18, 19

Фрагмент урока с «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА»

Слайд 20 Для выполнения данной работы потребуется лист А4. Согнуть лист

пополам 2 раза. Центральный угол согнуть. Развернуть лист. Линии сгиба можно обвести.

Слайд 21 -Напишите в центре «Имя существительное» («Квадрат», «Насекомые»)

и заполните таблицу.

По очереди будете делиться тем, что напишете в каждом

квадратике. Начинает партнёр №1 проговаривать своё определение, потом партнёр №2

и т.д. После поочерёдно зачитываете характеристики, примеры, антипримеры.

Слайд 22 Как можно еще работать с этой структурой?

Самостоятельная работа

Угадай слово

Вы можете отобразить полную модель Фрейера, не упоминая понятие или слово.

Основываясь на данных подсказках в четырех разделах, попросить учащихся угадать

слово.

Карусельный мозговой штурм

Эта стратегия включает в себя несколько шаблонов, размещенных в вашем классе в

отдельных областях. Например, обобщение в 4 классе «Части речи». Разделить учащихся

на группы и дать каждой группе время от 2 до 3 минут, чтобы заполнить поле по своему

выбору в шаблонах. По истечении установленного вами времени группы переходят к

следующему шаблону. Ученики могут добавить дополнительную информацию в поля,

которые уже заполнили другие учащиеся. Когда это упражнение заканчивается, каждая

группа резюмирует полученный шаблон.

5.

Слайд 23 Структура «КОНЭРС»

- «углы» - обучающая структура, в которой

ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими

варианта ответа и доказывают свой выбор. Направляясь к разным углам класса,

ученики осознают, что существует разнообразие точек зрения по данной проблеме.

Это способствует развитию критического мышления.

Фрагмент урока.

Задание: придумайте вопрос к данному условию, решите задачу.

- Посмотрите вокруг по классу и найдите свой вопрос в одном из углов класса.

-Подумайте, пожалуйста, 10 сек.

-Встаньте, пожалуйста, подойдите к тому углу, который вы выбрали. Выберите

партнера не из вашей команды.

-Обсудите в парах, почему вы выбрали именно этот угол.

-На каждого по 15 сек. Начинает тот, кто ниже ростом. Поблагодарите

собеседника.

-Время второго партнера… Время закончилось.

-…скажи, пожалуйста, почему твой партнер выбрал этот угол? (спросить 2, 3 пары

из разных углов)

-Объединитесь в четверки с парой не из вашего угла.

-Обсудите в четверках решение ваших задач. Поблагодарите собеседников.

6.

Слайд 24 Структура «ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН» - «Встать-сесть». Данный метод,

позволяет получить информацию от класса (кто решил задачу одним способом, кто

двумя, познакомиться с классом). Если учащиеся считают, что утверждение верно,

то встают, в противном случае остаются на месте. Например, учитель говорит 5-6

утверждений и просит встать тех, кто согласен с ним, спрашивая почему.

7.

Слайд 25 Структура «TICKED TO LEAVE»

(билетик на выход). Можно

использовать в качестве рефлексии.

Ученику необходимо записать на листочке:

-3 самых важных момента, которые он сегодня узнал

-2 термина или определения;

-1 комментарий или вопрос к учителю.

У Вас на столах лежат стикеры, прошу написать на них:

-3 самых важных/интересных момента, которые вы сегодня услышали;

-2 элемента, которые вы планируете использовать на своих уроках;

-1 комментарий или вопрос, возникший сегодня.

Слайд 26 Спасибо за сотрудничество и внимание! Творческих Вам успехов!

2024 г.



В раздел образования