Автор: Дайнеко Алена Александровна
Должность: преподаватель , концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: Сценарий концерта
Тема: "Музыкальные истории"
Раздел: дополнительное образование
Дайнеко А.А.
преподаватель,
концертмейстер
по классу домра
МБУ ДО «ДШИ»
г. Нефтеюганск
Сценарий концерта - лекции "Музыкальные истории" в рамках
сотрудничества с ДОУ № 18 «Журавлик» 19.12.2017 , 16.00.
Звучит восход, закат поет,
Звучит в реке весною лед.
Ручьи хрустальные звенят,
Звучит зимою снегопад.
Осенним днем звучит листва.
Звучит под ветерком трава,
Цветы звучат, когда они
Дождем росы напоены.
Звучат огонь, дожди, волна,
Звучит лесная тишина.
Повсюду музыки шаги,
Они чудесны и легки.
Добрый день дорогие наши слушатели! Сегодня у нас удивительный
концерт. К вам в гости пришли тоже дети, которые учатся играть в детской
школе искусств на разных инструментах. Они исполнят для вас музыку,
которую сочинили композиторы.
Кто же знает кто это – композиторы? (ответы детей). Правильно!
Композиторы - это такие люди, которые любые истории, случающееся в
жизни, изображают звуками. Они сочиняют музыку и записывают её
специальными знаками, которые называются нотами. А мы вместе с детьми
учимся понимать их язык и изображать музыкальные истории на наших
любимых инструментах так же, как художники пишут свои картины кистью и
красками.
Сегодня наши ученики будут вам играть на трех разных инструментах.
Это – домра, аккордеон и гитара. Друг друга мы узнаём по лицу, а каждое
музыкальное произведение – узнаём по мелодии. Потому что Мелодия – это
душа музыки, это то, что мы можем повторить и спеть своим голосом. Можем
спеть её как песенку. У каждой мелодии есть свой характер и настроение.
Слушая мелодию, мы можем повеселиться, погрустить, помечтать,
пофантазировать, задуматься с композитором, который её для нас сочинил.
Под музыку мы поём, танцуем, можем даже помаршировать, представляя
себя на параде в сказочном королевстве. Сегодня, слушая игру наших
музыкантов, мы будем фантазировать и придумывать разные истории, а вы,
ребята, будете внимательно вслушиваться и искать настроения и характеры
героев музыкальных историй. Но что значит слушать музыку? (Ответы
детей)
Это значит различать её характер, настроение. Настроение у музыки,
как и у человека, бывает разным – и весёлым и грустным. Музыка, как и
человек, может быть задумчивой или озорной. А сочиняют музыку люди,
которые называются - композиторами. В музыке, как и в человеческой речи,
есть свои слова. Это музыкальные интонации, похожие на разговор –
весёлый, грустный, сердитый, нежный. Будьте внимательны и слушайте.
Наш концерт открывается пьесой датского композитора Людвига Шитте
«Зайчик». Исполнит её ученица 1 класса Кузичева Полина на инструменте,
который называется ДОМРА. Домра, домрочка-подружка, И красива, как
игрушка!
Жил – был зайчик, длинные ушки.
Отморозил зайка носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Звучит музыка.
Вот видите ребята, какой робкий и грустный характер у этой
музыкальной истории про зайчика. Звуки мелодии звучат осторожно и робко,
и мы можем представить как зайчишке было холодно, он переминается с
лапки на лапку. Правда ребята?
А сейчас Полина сыграет для вас песенку танцевального характера,
которую вы, наверно, хорошо знаете! Называется она «Мишка с куклой
танцуют полечку», а сочинила эту песенку польский композитор Мария
Качурбина.
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают, раз, два, три!
Мишке весело, Мишке весело,
Вертит Мишенька головой;
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой!
- Ребята, что вы услышали в этой музыке? Какая музыка по настроению?
Звучат ответы детей. Да, верно! Действительно в мелодии этой пьески
мы услышали как задорно топают и звонко хлопают пританцовывая мишка с
куклой. Музыка весёлая и энергичная.
И еще одну красочную историю мы услышим в исполнении Полины. А
название мы с вами сейчас отгадаем! Готовы?
Желтые комочки, легкие как вата,
Бегают за квочкой. Это кто? (Цыплята)
Правильно, ребята!
Написал песенку «Цыплятки» композитор Аркадий Филлипенко.
-Послушайте и скажите, какая музыка по характеру?
Звучит музыка.
Ответы детей. Да, ребята. Характер у музыки задорный, в мелодии
звучат короткие нотки . Мы можем себе представить , как цыплятки бегают и
клюют зернышки!
А теперь пришло время для новой музыкальной истории, и мы вам
представляем замечательный инструмент - аккордеон.
Звучит синьор аккордеон,
Далекий брат органа он.
Он носит клавиши и кнопки,
И нрав его совсем не робкий.
Музыка, исполняемая на аккордеоне, всегда звучит звонко и заливисто.
Сейчас прозвучит танец «Полька» композитора Елены Конновой. А исполнит
её для вас ученица 2 класса Бедарёва Настя.
Птичка польку танцевала
Потому что весела
Нос - налево, хвост - направо
Вот так полечка была !
Звучит музыка.
Звуки мелодии подпрыгивают и стремительно бегут вперёд. Правда
ребята? А какое настроение у этой пьесы? Да, веселое. Нам легко
представить, как весёлая птичка танцует на полянке в окружении цветов.
Новую историю вы сейчас услышите в пьесе «Клоун». Эту музыку
написала советский композитор Наталья Бакланова. А исполнит её для вас
ученик 1 класса Тахиров Тахир. Послушайте музыку и скажите, какая она по
характеру.
В шароварах красных,
В красном колпаке
Сидит и улыбается
Клоун в уголке.
Звучит музыка.
-Музыка спокойная и немножко грустная. Как вы думаете, ребята, какую
музыкальную историю можно услышать в этой пьесе?
Наш клоун весь вечер был на арене цирка и веселил зрителей .Но почему
же он загрустил? ( Дети отвечают) Ну, конечно, он всегда хочет быть на арене
цирка и дарить смех и радость людям, но, увы, представление закончилось и
огни погасли. И наш веселый клоун тихонько сел в уголок и немножко
загрустил.
А сейчас прозвучит популярная детская песенка эстонского композитора
Густава Эрнесакса «Паровоз». Это история о веселом машинисте, который
везет зверушек в гости на своем паровозе. У песни очень простая мелодия и
слова в припеве повторяются два раза, для того, чтобы вы их лучше
запомнили.
Едет, едет паровоз —
Две трубы и сто колес,
Две трубы, сто колес,
Машинистом — рыжий пес.
Мы к соседям в гости едем,
Едем к тиграм и медведям.
Ожидайте в гости нас,
Мы приедем ровно в час.
Звучит музыка.
(Ответы детей)
- Музыка веселая и ритмичная. В музыке слышен стук колес, мелодия
идет то вверх, то спускается вниз, прямо как наш паровоз – тяжело
поднимается в гору и на всех парах едет с неё!
Следующая музыкальная история, которую нам исполнит Тахир,
расскажет нам о человеке, который был ооочень рассеяным!
Жил-был чудак,
Спал целый день.
Кушать, вот как!
Встать было лень!
Ну и чудак!
Шел за водой,
Взял он, вот как!
Чайник худой!
Что за чудак!
Рыбу удил,
В речку, вот как!
Сам угодил!
Звучит музыка.
-Ребята, какое настроение у этой музыки? Правильно! Весёлое,
шутливое. Это песенка – потешка. Потешаться – значит веселиться. А какие
удивительные звонкие звуки у этого инструмента - домры! А чтобы сделать
мелодию более яркой, домру сопровождали звуки фортепиано, на котором
играл музыкант – концертмейстер – Вахрамова Татьяна Владимировна.
А мы продолжаем наше путешествие по музыкальным историям. И
следующая музыкальная история будет для вас рассказана на чудесном
инструменте - гитаре. Ученик 2 класса Степанюченко Дима исполнит для
вас русскую народную песню « На горе – то калина», в обработке
российского композитора Валерия Калинина.
Как хороши российские березы,
И липы, и рябины хороши,
А вот про куст раскидистой калины
Сложить бы надо песню для души.
Звучит музыка.
- Ну что, ребята, какую музыкальную историю вы услышали? (ответы детей)
Музыка звучит плавно, протяжно , напевно. Мелодия мягкая, приветливая,
хороводная. На улице лето, ярко светит солнышко, звонко поют птички,
цветут цветы и все вокруг благоухает ароматами. Девушки водят хоровод и
неспешно распевают песни.
А сейчас перед вами выступит ученик 2 класса Колымец Вячеслав, который
тоже играет на гитаре. Он тоже приготовил для вас интересную историю,
которую написал голландский гитарист и композитор Ян ван ден Лангенберг .
Она называется «Послушай меня» .
По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
Звучит музыка.
-Какое настроение здесь присутствовало? Какая история скрывается здесь?
(ответы ребят) . Молодцы, ребята! Мышки, плывущие на корабле увидели
сказочный остров, на котором нет котов и кошек, и их спокойствие ,
безмятежность и трепетная радость передались и нам. Неторопливая,
созерцательная мелодия, как будто нас убаюкивала. Плавная и спокойная
музыка будто качала нас на волнах!
В заключение нашего концерта для вас прозвучит русская народная
песня « У ворот гусли вдарили» в обработке советского композитора
Анатолия Комаровского. Исполнит для вас эту замечательную музыкальную
историю Дуэт домристов – Зязев Владимир и Дайнеко Алена Александровна.
Льётся песня гусляров,
Над холмами вьется птицей,
От простых и добрых слов
У людей светлеют лица.
Нежные и трепетные звуки вы услышите в этой музыке. Танцевальные ритмы
в музыке зовут в пляс. Светлое и радостное настроение в ней.
Звучит пьеса.
- Интересную музыкальную историю мы Вам рассказали? (Да)
А давайте вспомним – кто же сочиняет такую красивую музыку?
(Ответы детей) Правильно! Композиторы. А какими специальными знаками
записывают композиторы музыку?
(Ответы детей) Правильно! Нотами.
Мы друг друга узнаём по лицу, а как мы узнаём то или иное
музыкальное произведение? Правильно, ребята! По Мелодии. Потому что
Мелодия – это душа музыки.
Сегодня вместе с вами, дорогие наши слушатели, мы внимательно
слушали Музыку, фантазировали и придумывали разные музыкальные
истории, искали настроения и характеры героев музыкальных картин.
Надеемся, что наши музыкальные истории Вам понравились! (ДА!)
На этом наш концерт закончен. Спасибо за внимание!
До свидания, ребята! До новых встреч!