Автор: Светлана Викторовна Зязева
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МКОУ школа
Населённый пункт: с.Вознесенка
Наименование материала: статья
Тема: Современные формы проведения уроков физкультуры в малокомплектной школе
Раздел: среднее образование
Особенности проведения уроков физкультуры в
малокомплектной школе
Аннотация:
в
данной
статье
рассматриваются
особенности
проведения уроков физической культуры в малокомплектной школе.
Ключевые слова:
малокомплектная основная школа, физическое
воспитание, учебно-воспитательный процесс.
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в отечественной
системе современного образования выделяется особая группа российских
образовательных учреждений, которые, так или иначе, применяют различных
идеи разновозрастного воспитания и обучения в своей работе. К такой группе
относится малокомплектная школа.
Физическое воспитание учащихся в
малокомплектной
школе
будут
иметь
определенные
отличительные
особенности. Такие особенности обуславливаются
так сказать слабым
развитием
сферы
физического
образования
по
удовлетворению
физкультурных и спортивных интересов и потребностей детей школьного
возраста.
Следует
отметить,
что
данные
школы
располагаются
в
таких
населенных пунктах страны, где нет количества школьников, которое было
бы достаточно для организации школы с так называемым полным
комплектом основных классов. Малокомплектная школа в своей структуре
не имеет параллельных классов и содержит небольшое число учеников.
Для малокомплектной школы характерным будет неравномерность
наполняемости классов, при этом некоторые отдельные классы могут и вовсе
отсутствовать. Следует сказать, что возникновение и распространение
малокомплектных школ обусловлено тем, что люди расселялись достаточно
неравномерно. Ранее малокомплектные школы появлялись только во
временных поселениях, маленьких поселках или городках. В последние годы
в связи со снижением рождаемости, а также с миграцией населения
малокомплектные школы возрождаются и в более крупных населенных
пунктах.
Все
вышеизложенное
подчеркивает
несомненную
актуальность
выбранной темы статьи.
Учебно-воспитательный процесс в малокомплектной средней школе
отличается
специфическими
особенностями,
обусловленными
рядом
условий. Не является исключением и урок физической культуры.
Для
проведения
урока
физической
культуры
учитель
однокомплектных школ обычно делит занимающихся на несколько групп
(Так, в одной – учащиеся 1-х и 2-х классов, в другой группе учащиеся 3-х-4-х
классов) или же на четыре группы (по классам).
Так, одной или двум группам учитель физической культуры дает
задание для выполнения самостоятельной работы, с одной или двумя группа
учитель занимается.
Также возможен и следующий вариант: учащиеся 3-го класса приходят
в школу ко второму уроку, учатся со всеми учениками три последующих
занятия, а по окончанию осуществляется проведение урока физической
культуры только для данных учеников 3-го класса. Данный вариант
позволяет разучить с учащимися новый учебный материал [3,5].
В малокомплектной школе, где есть в штате учитель группы
продленного дня, урок по физической культуре ставиться в расписание
школы с таким расчетом, чтобы учитель мог проводить урок с каждым
комплектом классов [3,4].
Несмотря на довольно положительный опыт совместной организации
учебной деятельности разновозрастных школьников, основным методом в
организации урока физической культуры будет оставаться такой методов,
самостоятельная работа школьников одного или же нескольких классов
является
условие
нормальной
учебной
деятельности
школьников
определенного возраста [2].
2
Следует отметить, что в рассматриваемых школах групповой способ
организации урока физической культуры будет самым удобным для учителя,
но потребует болеет хорошей подготовки помощника учителя -физорга.
Каждый класс, состояний из группы несколько классов, получив
задание на уроке, работает отдельно под непосредственным руководством
физорга. К примеру, первоклассники могут повторяют комплекс упражнений
с малыми мячами по розданным карточкам-заданиям, группа школьников
второго класса могут разучивать упражнения с мячами на гимнастической
скамейке, дети, учащиеся третьего класса будут выполнять физические
упражнения на бревне, а школьники четвертого класса играют в подвижную
игру «Бой петухов».
Приведем еще пример, так, ученики первого класса упражняются с в
упражнениях с длиной скакалкой; второго класса школьники выполняют
кувырок, а ученики третьего класса выполняют упражнения на. Учитель
осуществляет общий контроль и страховку в наиболее опасных видов
упражнений, в данном случае на бревне.
Организация самостоятельной работы учащихся одних классов при
работе с другим классом требует от учителя дополнительных усилий как во
время подготовки к уроку, так и во время его проведения. При этом очень
важно научиться рационально использовать время урока [1,5].
Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в
основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья,
закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся,
успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а
также воспитание определенных организационных навыков у детей и
привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Во
внеурочное
время
с
учениками
моно
проводить
игры,
заниматься
гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой.
Учитель малокомплектной школы работает в условиях, когда рядом
нет специалиста – преподавателя физической культуры, от которого можно
3
получить в нужное время квалифицированный совет, консультацию, поэтому
всю организационную работу ему приходится вести самостоятельно.
Планирование внеклассных занятий необходимо проводить с учетом
материальной базы, наличия спортинвентаря в школе, погодных условий,
физической подготовленности учащихся, шефской помощи.
День в школе начинается с проведения гимнастики до учебных
занятий,
которая
преследует
не
только
оздоровительные,
но
и
воспитательные цели. Коллективные занятия гимнастикой до учебных
занятий в школе дисциплинируют учащихся, помогают организованно начать
день, а доброе самочувствие после гимнастики повышает работоспособность,
улучшает качество учебных занятий. Занятия проводятся в повседневной
одежде, поэтому девочки располагаются в строю за мальчиками.
Если в малокомплектной школе организована группа продленного дня,
то из физкультурно-оздоровительных мероприятий в ней можно проводить
физкультминуты,
игры,
игры-развлечения,
прогулки,
катания
с
гор.
Физкультминута проводится в течение 3-69 минут, прогулки 15-25 мин,
подвижные игры – 20-40 мин. Как правило, подвижные игры проводятся не
раньше чем через 15-20 мин после сна и 40-50 мин после обеда.
Физкультурные занятия лучше заканчивать за 15-20 мин до начала
выполнения домашних заданий, чтобы ученики успокоились и привели себя
в порядок. Если же физические упражнения проводятся после выполнения
домашних заданий, то к ним можно приступить сразу же, как только ребята
освободятся. Эти занятия по возможности следует проводить на свежем
воздухе. В плохую погоду проводятся тематические игры в классной комнате
[5].
Схема
комплекса
упражнений
для
физкультминуток
должна
предусматривать такие методические положения подбора упражнений:
1) своего рода «выравнивающее» упражнение (к примеру, это плавные
потягивания с постепенным выпрямлением конечностей и туловища);
4
2)
повороты,
наклоны,
вращения
туловища
с
определенными
движениями руками, увеличением темпа и амплитуды движений;
3)
упражнение
общего
либо
же
регионального
воздействия
с
достаточно выраженными, однако не предельными мышечными усилиями;
4) такие упражнения, которые постепенно активизируют у человека
кровообращение в основном в крупных мышцах нижних конечностей, а
также тазовой области.
Внеклассную работу можно организовать несколькими путями: в виде
спортивных секций, спортивных кружков, групп ОФП, спортивных клубов,
команд, индивидуальных и репетиторских занятий.
Для достижения, какого либо эффекта от процесса работы требуется,
как нам известно, 4-5 занятий в неделю плюс возможность проверять
достигнутый результат в товарищеских матчах и соревнованиях.
Во многих малокомплектных школах много внимания уделяется
внеклассной работе по физкультуре. Проводятся недели Здоровья, праздники
Здоровья, которые включают школьные спортивные соревнования. Это
«Веселые старты», школьные «Зимние Олимпийские игры», праздник
«Добро пожаловать, олимпиада», праздник «Спорт пришел в сказку» и др.
Нельзя
не
отметить
большое
познавательное
и
воспитательное
значение экскурсиям, прогулкам и походам. Дети знакомятся с природой
родного
края,
его
достопримечательностями.
Кроме
того,
ученики
совершенствуют навыки в ходьбе, беге и т.п., закаливают свой организм,
укрепляют
здоровье.
В
условиях
даже
небольшого
поселка
можно
организовать с учениками экскурсию на каток, водную станцию, стадион, в
плавательный бассейн.
Прогулку обычно проводят в хорошую погоду.
Предварительно необходимо наметить программу, определить маршрут,
заранее оповестить ребят и родителей, подготовить спортинвентарь.
Туристические походы доступны каждому школьнику, начиная с 3
класса. Походы помогают лучше узнать свой край, хорошо отдохнуть,
приобрести навыки походной жизни: развести костер, приготовить пищу и
5
т.п. Кроме того, туристские походы являются средством воспитания
коллективизма, товарищества, дисциплинированности. Для младших классов
рекомендуется только однодневный поход, к которому нужно тщательно
подготовиться:
разработать
программу,
определить
маршрут,
продолжительность и места привалов, уточнить состав участников и
распределить
между
ними
обязанности.
Нужно
также
своевременно
подготовить предметы индивидуального и группового снаряжения, продукты
питания
Использование наглядных пособий и технических средств обучения в
одном из классов отвлекает от работы учащихся другого класса. В условиях
малокомплектной школы приоритетными являются общие закаливающие
мероприятия,
которые
обеспечивают
постоянное,
практически
круглосуточное воздействие на ребенка [3].
Таким образом, физическое воспитание в малокомплектной школе
основывается на ряде общих принципов, которые направлены на создание
наиболее благоприятных условий для достижения поставленных перед ним
целей и задач. Именно они определяют пути, гарантирующие достижение
позитивного результата физического воспитания.
Трудность
организации
и
проведения
занятий
в
условиях
малокомплектной школы в том, что учителю необходимо работать с
несколькими классами.
6
Литература
1.
Димитренко, С.Н. Организация занятий по физической культуре в
сельской
малокомплектной
школе
//
В
сборнике:
Актуальные
проблемы безопасности жизнедеятельности и физической культуры
Сборник
научных
статей
факультета
физической
культуры
и
безопасности жизнедеятельности. Под редакцией Л.В. Кашицыной.
Саратов, 2018. С. 35-42.
2.
Иванова,
Л.В.,
Бахарева
Е.В.
Формирование
скоростно-силовых
качеств
у
школьников
на
уроках
физической
культуры
в
малокомплектной сельской школе // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С.
18.
3.
Сейсенбеков, Е.К., Мухитдинов Е.М., Сакаева Л.Б., Тастанов А.Ж.
Методы организации уроков физической культуры в малокомплектных
школах // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2018. № 3
(25). С. 50-60.
4.
Шиндина,
И.В.,
Кочеткова
И.В.
Особенности
работы
учителя
физической культуры в сельской малокомплектной школе // В
сборнике:
Спорт
и
физическая
культура:
интеграция
научных
исследований и практики Материалы II международной научно-
практической конференции. 2015. С. 142-144.
5.
Шпак, В.Г. Теория и методика физического воспитания детей/ В.Г.
Шпак, ВГУ им. П.М. Машерова, 2022. 120 с.
7