Напоминание

Современный урок и пути его совершенствования


Автор: Тимакова Ирина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ им. А. М. Селищева
Населённый пункт: село Волово
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок и пути его совершенствования
Раздел: среднее образование





Назад




Современный урок и пути его совершенствования.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и

технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Любой урок:

развивающий, личностно-ориентированный, и традиционный в том числе,

имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием.

Что значит современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи

с прошлым, одним словом – актуальный урок. Актуальный означает важный,

существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий

непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества,

государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно

закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся

обществе.

По мнению Ю. А. Конаржевского, современный урок – это, прежде всего

урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности

ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения

знаний, для формирования ее нравственных основ.

Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на

поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие.

1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке.

Одна из важных задач учителя - мобилизовать учащихся на выполнение

поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого

необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены

самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены

структура,

методика

и

средства

обучения

в

строгом

соответствии

с

поставленной целью.

2. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до

последней минуты. Заранее на перемене готовятся необходимые для урока

наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности,

справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на

каждое рабочее место. Также для этого возможно поставить перед учениками

интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока. Вместо

домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной

проверки - тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.

3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности

учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения

на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных

ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это

способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков

и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с

учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями,

таблицами, диаграммами, графиками, картами.

4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор

наилучшего

варианта

построения

процесса,

который

обеспечивает

за

определенное время максимальную эффективность решения задач образования

в данных конкретных условиях школы, определенного класса. Необходимо

выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов,

средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.

5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше

учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок,

тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного

труда зависит от производительности использования каждой минуты урока,

мастерства

учителя,

подготовки

учащихся,

организованности

классного

коллектива,

наличия

необходимого

оборудования

и

рационального

его

размещения, правильного чередования труда и отдыха и т. п. В условиях

интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и

отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания

учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить

творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального

удовлетворения от удачно выполненной работы.

6. Осуществление межпредметных, внутрипредметных и метапредметных

связей.

М. Г. Ермолаева считает, что сегодня преобразование урока должно идти

в контексте современных образовательных идей. Таких, как:

Идея субъектности. Необходимо уже в начальной школе создавать

условия для реализации субъектной активности учащихся, становления

их как субъектов, авторов учебной деятельности.

Идея мотивированности обучения. По данным психологов, среди

поступающих в школу уже 50 % детей учиться не хотят, а среди тех 50

%, кто на входе эту тягу к знаниям имеет, в первом полугодии, к декабрю,

теряет еще 20 %. Правда, нужно сделать одно уточнение – ребята не

просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают это

делать

сегодня

в

большинстве

государственных

образовательных

учреждений. Понятно, что причин много, они разные. Разберемся с тем,

что в наибольшей степени влияет на мотивационный потенциал учебной

ситуации.

В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов отмечают, что урок постоянно

развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса.

Прежде всего, это выражается в оптимальной реализации триединой функции

обучения – образовательно-воспитательно-развивающей, а, следовательно, и в

его направленности на творческое развитие сущностных сил и природных

задатков учащихся. Другая тенденция совершенствования урока проявляется в

наполнении его жизненно важным содержанием, в организации обучения как

естественного компонента жизнедеятельности учащихся. В связи с этим урок

все более становится не только специально организованной формой познания,

но и полноценным в социальном и нравственном отношении общением. Он

выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона

учебной

деятельности,

направленного

на

формирование

активно-

положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса.

Проявлением этой тенденции является широкое использование диалогических

форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий и т.п.), элементов проблемности,

сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной работы,

увеличение доли кооперированно-групповых и особенно коллективных форм

обучения.

Тенденции, относящиеся к общему организационному построению уроков,

проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и сочетании с

другими организационными формами обучения; в максимальном сокращении

времени на проверку домашнего задания и устный опрос, использование этих

этапов урока для решения основных дидактических задач посредством

совмещения их с самостоятельной работой учащихся.

Тенденции усиления творческих начал урока обнаруживают себя в особом

внимании к организации самостоятельной работы, в том числе в плане

увеличения

выделяемого

на

нее

времени.

Также

предусматривается

самостоятельная

работа

учащихся

с

учебной

и

научной

литературой,

словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами,

графиками, картами.

Основные тенденции совершенствования урока находят свое проявление в

организационных и сугубо дидактических требованиях. Они включают в себя:

- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных

элементов,

их

связь

с

развивающими

и

воспитательными

задачами.

Определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с

требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки

и подготовленности учащихся;

-

прогнозирование

уровня

усвоения

учащимися

научных

знаний,

сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его

этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения,

стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе

урока,

выбор,

обеспечивающий

познавательную

активность,

сочетание

различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и

максимальную самостоятельность в учении учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов; создание условий

успешного учения учащихся.

Таким образом, современный урок – это урок, на котором учитель

использует все возможности для развития личности ученика, её активного

умственного

роста,

глубокого

и

осмысленного

усвоения

знаний,

для

формирования её нравственных основ.

Урок постоянно развивается, отражая основные тенденции развития

педагогического процесса в направлении его целостности. Это выражается в

оптимальной реализации триединой функции обучения – образовательно-

воспитательно-развивающей,

в

направленности

на

творческое

развитие

сущностных сил и природных задатков учащихся.

Иными словами, преобразование урока должно идти в контексте современных

образовательных идей – субъектности и мотивированности обучения.



В раздел образования