Напоминание

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»


Автор: Щербакова Ирина Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №16
Населённый пункт: город-курорт. Кисловодск, Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Раздел: среднее образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УРОЧНОЙ

И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА»

И.В. Щербакова

Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель

физической культуры высшей категории муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы

№16

города-курорта Кисловодска

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы и пути развития

школьного образования в вопросах детской одаренности. Ставится задача

по изучению закономерностей формирования и развития спортивно

одаренной личности ребенка. В тексте работы приведены актуальные

вопросы работы педагога с обучающимися, проявляющими большой интерес

к изучению учебной дисциплины «физическая культура».

Ключевые слова: одаренность, талант, мотив, рост, физическая культура.

Физическая культура — это обязательный предмет учебного плана в школе,

направленный, прежде всего, на укрепление здоровья и формирование

здорового образа жизни подрастающего поколения. Физическая культура —

это

область

знаний,

элемент

всеобщей

культуры

нашего

общества,

содействующая воспитанию гармонично развитой личности, сочетающей в

себе внутреннее богатство, духовную чистоту и физическое совершенство.

На урок физической культуры обязаны приходить все ребята, обучающиеся в

школе. И задача педагога – выработать интерес и внедрить привычку к

постоянным занятиям физической культурой и спортом, а также, рассмотреть

среди них и отобрать учащихся, обладающих выдающимися способностями,

имеющих потенциальные возможности в достижении высоких результатов,

для

подготовки

их

к

участию

в

олимпиадах

и

соревнованиях

по

разнообразным видам спорта. Прежде всего, таких ребят нужно уметь

выявить. К группе физически одаренных детей относят тех обучающихся,

которые:

имеют более высокий уровень физической подготовленности по

сравнению с большинством других школьников-сверстников;

имеют

высокую

познавательную

потребность

в

двигательной

активности;

испытывают удовлетворенность от занятий физической культурой и

спортом;

проявляют интерес ко всем вариантам моторной активности;

свободно

высказывают

своё

мнение,

настойчиво,

инициативно

отстаивают его;

уверенно

осуществляют

трудоемкие

двигательные

действия,

располагают состоятельной фантазией и воображением;

имеют высочайшую скорость мышления и освоения двигательного

навыка.

стремятся к самовыражению, посредством участия во всевозможных

состязаниях и спортивных конкурсах.

Учащиеся с большими способностями к спорту, обладающие особым даром

или одаренные дети это одно из самых интересных и загадочных явлений

природы. Интерес к детской одаренности в настоящее время очень высок, и

это объясняется потребностью общества в неординарной, творческой

личности.

В мировой педагогической практике и научных исследованиях существуют

две противоположные точки зрения на проблему одаренности. Сторонники

одной из них считают, что талантливым представляется всякий здоровый

ребенок и необходимо лишь своевременно проявить и развить определенный

характер

одаренности.

По

мнению

иных

исследователей,

дарование

представляет собой очень редкое явление, свойственное исключительно

незначительному проценту людей.

Исследования

современных

теоретиков

показывают,

что

одаренные

школьники зачастую страдают от недостаточности условий образования,

необходимых для развития их способностей и навыков. Нет определённого

золотого стандарта одарённости, все дети проявляют её по-своему. С учетом

грамотного педагогического подхода возможно определить склонности

абсолютно каждого ребенка к той или иной науке или навыку. А уже выявив

сильные стороны, необходимо выстроить работу с ребенком так, чтобы

помочь ему развить нужный навык уже и в других направлениях. Именно

такой гуманистический подход является основой и идеологией всеобщего

образования и передача ребенку оптимальной возможности всестороннего

развития – путь гармоничного становления личности. Абсолютно точно

необходимо равномерно уделять внимание всем предметам, а именно

равнозначно важны и искусство, и естественные науки, и физкультура.

Лучший принцип любой педагогики - быть в контакте с учеником, находить

простое взаимопонимание. К сожалению, в современной школе одаренные

дети нередко испытывают сложности и дискомфорт из-за недостаточно

дифференцированного обучения, нацеленности образования на среднего

ученика, излишней универсальности школьных программ, где совершенно не

предусмотрены или чаще всего не идут во внимание индивидуальные

возможности получения и усвоения знаний, проявление интереса и желание в

практическом формате закрепления полученных знаний. В рамках урока

физической культуры одаренные дети, зачастую, являются примером для

остальных, их выбирают капитанами команд, на них ровняются. Однако

педагогу бывает не так просто. К таким ребятам нужен особенный

индивидуальный подход, для того чтобы поддерживать интерес и мотивацию

к занятиям не только физической культурой, но и спортом. Главная задача

педагога в этом случае – дать возможность таким детям на каждом уроке

получать

адекватную

физическую

нагрузку,

согласно

их

физической

подготовленности

для

получения

высокого

результата,

который

они

способны показать. Конечно, в такой ситуации необходимы дополнительные

занятия или тренировки, которые можно проводить уже в рамках внеурочной

деятельности. Следовательно, важным фактором, влияющим на развитие

одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей,

является система урочной,

внеурочной и внеклассной воспитательной

работы в школе. Здесь можно использовать такие формы работы как:

- урок и секционные занятия по видам спорта;

-спортивные соревнования;

- конкурсы, спортивные праздники;

- участие в олимпиадах;

-сотрудничество с родителями, медицинскими работниками, психологами,

тренерами.

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры

и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач

предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и

создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение основных

вопросов и направлений в обучении талантливых детей поможет понять

закономерности формирования и развития спортивно одаренной личности и

позволит выйти на новый уровень видения возможностей ребёнка для его

самореализации в процессе жизнедеятельности. Важно, чтобы детям в школе

было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать

их к спортивной деятельности и саморазвитию.

Мотивы занятий физической

культурой могут быть различны, они могут быть связаны с процессом

деятельности и её результатом. Учащиеся, для которых значима, прежде

всего, процессуальная сторона деятельности, стремятся удовлетворить свои

потребности

в

двигательной

активности,

испытать

чувство

азарта,

спортивной борьбы, участия в игре, вкусить радость победы.

Ребята, нацеленные на результат, выполняют физические упражнения и

оздоровительные мероприятия с целью развития физических и психических

качеств (в большей степени – мальчики), укрепления здоровья и улучшения

телосложения

(девочки).

Мотивацией

для

занятий

учащихся

может

выступать движение к самовыражению и самоутверждению: быть не хуже

других, понравиться противоположному полу и другое. Так, например,

учащийся 11В класса Гончаров Максим, ничем не отличавшийся от своих

сверстников в плане физической подготовки, в результате регулярных

самостоятельных занятий продолжительным бегом за 3-4 года достиг

высоких результатов – стал чемпионом города в беге на 3000м. (рез. 10.43.0)

и в беге на 1500м. (рез. 4.45.0).

На

сегодняшний

день

существуют

определенные

виды

одаренности:

умственная, социальная, моторная, практическая. Центральным видом в

познании спортивной одаренности является тестирование возможностей

моторной организации человека и его психо-эмоциональных способностей,

которые могут быть с момента рождения, так накапливаться в процессе

деятельности. Более точно двигательную одаренность следует определять как

сочетание

врожденных

морфологических,

антропометрических,

физиологических, биохимических и психологических особенностей человека,

которые одинаково влияют на успешность какого-либо вида двигательной

активности.

Зачастую одаренный ребенок опережают своих сверстников по всем

параметрам, то есть талантлив во всем.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта

связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Так,

Просолов Виктор, Щербакова Виолетта, Щербакова Юля, Баранова Юля,

Щербаков Кирилл, Туманова Ева это учащиеся нашей школы разных лет,

отличники

учебы,

медалисты,

участники

городских

соревнований,

приносившие школе грамоты за призовые места по многим видам спорта,

победители

и

призёры

муниципального

и

регионального

этапов

Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Работать с

такими детьми всегда очень интересно и одновременно не легко; в классе, на

уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Однако, конечно, есть много детей, которые любят заниматься физкультурой

и спортом, посвящают большую часть времени тренировкам, и как следствие,

не успевают по другим школьным дисциплинам. Родители и учителя бывают

часто недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем

предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти

возможности для поддержки и развития специальных дарований.

В целях дальнейшего развития физических способностей одаренных детей на

уроках

физической

культуры

прилагаю

усилия

активного

внедрения

информационных

и

коммуникативных

технологии,

электронные

презентации, различного рода оцифрованные иллюстрации для поддержки

различных типов занятий. Перспектива развития и внедрения системы

работы с физически одаренными школьниками подкрепляется наличием

среди учащихся школы призеров городских олимпиад по физической

культуре на протяжении уже многих лет. Работу с физически одарёнными

детьми следует рассматривать как необходимость перехода на другой, более

качественный

уровень

образования,

как

поиск,

как

практическую

деятельность, как опыт, с помощью которого ребенок ощущает в самом себе

преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования,

внутреннего роста, достижения цели.

Существует мнение, что физически одаренные дети имеют ряд особенностей

развития врожденного характера и абсолютные способности, однако развить

их и направить в нужное русло представляется возможным исключительно

посредством модернизации системы обучения в школьном образовании.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что главными задачами воспитания

физически одаренных детей в школе являются:

разработка

и

внедрение

индивидуального

плана

работы

педагога

с

одаренными детьми, в целях их гармоничного развития;

применение системы образования, направленной на поиск и раскрытие

творческого

потенциала

личности

детей

с

признаками

физической

одаренности;

целенаправленная

тренировка

умственных

способностей

физически

одаренных детей;

повышение уровня значимости внеурочной деятельности.

Представив путь каждого человека в виде ступенчатой лестницы, следующей

наверх, можно сделать вывод, что двигающийся по ней вверх, с каждым

шагом становится лучшей версией себя вчерашнего. Душа человека

существует и живет до тех пор, пока есть необходимость движения,

стремления, мотивация пути вперед. Не исключено, что одно из самых

ресурсных человеческих качеств можно считать способность творить,

созидать.

На мой взгляд, каждый индивидуум в современном мире способен выбирать

свой путь, сейчас каждый наделен возможностью самостоятельно решать

каким будет этот путь – что мы принесем и оставим после себя в этой жизни.

Особый отпечаток накладывает на это век информатизации, возможность

поиска того вектора движения, наиболее близкого человеку по его

собственным убеждениям. Однако, чем больше будет прекрасного в душе и

помыслах человека, тем более чистым и гармоничным будет мир вокруг нас.

Хочешь, чтобы мир стал лучше – начни с самого себя, стремись обогнать не

других, а самого себя!

Список использованной литературы:

1. Ахаева Н.В. Научно-педагогические основы формирования одаренной

личности в условиях здоровье сберегающего образовательного пространства.

Диссертация доктора пед. наук. Усть-Каменогорск — 2016, — 356 с.

2.

Соколик

И.Ю.

Организационно-методические

основы

диагностики

спортивной одаренности. Диссертация доктора пед. наук. Минск, — 1998, —

318 с.



В раздел образования