Автор: Шишкина Елена Романовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 "Образовательный центр"
Населённый пункт: село Кинель-Черкассы, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: «Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время»
Раздел: полное образование
«Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся
на уроках географии и во внеурочное время»
Мы – географы. Хотим, чтобы наши ученики были не только географически
грамотными, самостоятельно мыслящими людьми, но чтобы они понимали величие и
красоту родной природы, были сопричастны ко всем проблемам своей страны, своей
местности, имели страстное желание их решить.
Мы хотим, чтобы наши ученики принимали мир во всём его многообразии, чтобы они
были терпимы к нравам и обычаям других народов, чтобы в жизни они руководствовались
известным девизом географов: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во
все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу,
прошлое
и
современную
жизнь.
Свои
знания
исторического,
географического,
экономического
характера
устно
или
в
различных
документах
они
передавали
последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и
духовной культуре народов.
Одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение,
которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому
и физическому воспитанию учащихся.
Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение, он учит
учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой
жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое. Примеры из местной
природы, хозяйства более понятны и доступны, помогают перейти от книги к реальной
жизни.
Главная цель краеведения – формирование личности, приобщившейся к
общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы,
демократии, ответственной за судьбу своей страны.
Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как
деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий,
обеспечивающих обучение географии на конкретном жизненном материале.
В обучении географии краеведение – одно из средств осуществления
воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают
формированию географических понятий.
Составными частями географического краеведения являются учебная
(программная) и внеклассная краеведческая работа. Оба эти направления тесно связаны
между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя
представить одно направление работы без другого.
Основные краеведческие факторы активизации учебно-воспитательной работы.
а) содержание краеведческого материала как источника возбуждения познавательного
интереса учащихся, которое способствует осознанному пониманию причинно-
следственных связей в природных и экономических явлениях и процессах;
б) практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом. Этот
принцип, являясь методологической основой школьного краеведения, выступает одним из
важнейших средств активизации учебно-воспитательной работы;
в) создание проблемной ситуации, связанной с решением учебно-практических задач
краеведческого содержания, которая является основным источником активизации
мыслительной деятельности школьников;
г) организация наблюдений за природными и социально-экономическими явлениями
родного края и использование добытых учащимися краеведческих знаний в учебной и
воспитательной работе;
д) организация учебных и внепрограммных экскурсий, походов по родному краю, близких
и дальних путешествий, тематических экспедиций, вечеров встреч, олимпиад,
конференций и других работ краеведческого содержания;
е) система групповых и индивидуальных самостоятельных заданий (письменно-
графическое оформление краеведческого материала, составление отчетов, докладов,
рефератов, альбомов) и поисково-исследовательских задач;
ж) организация общественно полезной деятельности учащихся и привлечение их к
агитационно-пропагандистской работе краеведческого содержания.
Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном
творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет
огромное значение для воспитания патриотизма.
Начальный курс географии– это первая ступенька, от которой во многом зависит успех
дальнейшего изучения предмета. Если в 5-6 классе познавательный интерес к обучению
не появится, наивно полагать, что он проявится в более старших классах. Поэтому
особенно важно, чтобы изучение нового предмета как можно больше опиралось на
повседневный опыт учащихся, что позволило бы им самим добывать знания,
При изучении темы ― «План и карта» непосредственно на местном материале учащиеся
учатся ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивают
условные топографические знаки, изучают план.
Изучение темы «Формы земной поверхности» можно начать с рассказов учащихся о
рельефе нашей местности, об основных его формах и их образовании.
При изучении темы «Гидросфера» многие вопросы рассматриваются на основе
краеведческого материала и лучше усваиваются учащимися.
На краеведческом материале о местном ручье учащиеся получают знания о частях
реки, о том, что река имеет исток, устье, левый и правый берега, русло и т. д. При
изучении бассейна реки обязательно разбирается, к бассейну какой реки принадлежит
территория нашего села.
Наибольшее внимание краеведческим знаниям уделяется на уроках географии в 8-
9 классах, где краеведческая основа заложена в содержание программы, раскрывающей
физическую, экономическую и социальную географию нашего края.
Преподавание географии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственное
наблюдение за природными явлениями под руководством учителя способствует
формированию у учащихся первых представлений о взаимосвязях и развитии
компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах и необходимости их
беречь. Экскурсия в природу - увлекательная форма работы учителя с классом.
Я считаю, что именно с помощью краеведения на уроках и внеклассных
мероприятиях по географии можно сильно влиять на моральное становление растущего
человека. Воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и
традициями
родного
края.