Напоминание

Работа концертмейстера-как часть коллективного творчества


Автор: Романова Алина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ им. О.Б. Воронец
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Работа концертмейстера-как часть коллективного творчества
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на тему:

«Работа концертмейстера- как часть коллективного

творчества»

Выполнила

преподаватель

Романова А.А.

Смоленск 2023г.

Концертмейстер нужен буквально везде: и в музыкальном классе – по всем

специальностям, и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в

хореографии. Без концертмейстера не обойдутся ни музыкальные и общеобразовательные

школы, ни дворцы творчества и эстетические центры, ни музыкальные и педагогические

колледжи и вузы. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к

концертмейстерству свысока: игра «под солистом» или коллективом и по нотам якобы не

требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция. Талант пианиста, если

таковой есть, выразится ярко и в аккомпаниаторе, если же таланта нет, то и эстрада

пианиста не спасёт».

Солист, творческий коллектив и концертмейстер в художественном смысле являются

членами единого, целостного организма. Более того, концертмейстерское искусство

доступно далеко не всем музыкантам. Оно требует высокого музыкального мастерства,

художественной культуры и особого призвания.

Задачи и специфика работы концертмейстера

Деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как

понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их

партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской

специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать

правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в

деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и

психологические функции, и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и

конкурсных ситуациях.

Если обратиться к истории данного вопроса, то можно отметить, что многие десятилетия

понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем

группой инструментов в оркестре. Концертмейстерство как отдельный вид

исполнительства появился во второй половине Х1Х века, когда большое количество

романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало

особого умения аккомпанировать солисту. Какими же качествами и навыками должен

обладать музыкант, чтобы быть хорошим концертмейстером?

Прежде всего, он должен хорошо владеть инструментом – как в техническом, так и в

музыкальном плане. Плохой исполнитель никогда не станет хорошим концертмейстером,

как, впрочем, не всякий хороший исполнитель достигнет больших результатов в

аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе

чуткость к партнерам, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста

и партией аккомпанемента.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у

него комплекса определённых психологических качеств личности, таких как большой

объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и

находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и

чуткость.

Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств состоит в том, что ему

приходится сотрудничать с представителями разных специальностей, в этом смысле он

должен быть «универсальным» музыкантом. При этом в зависимости от того, на каком

отделении работает концертмейстер, его знания и навыки могут иметь различные

специфические особенности.

Специфика работы концертмейстера хореографического отделения

К сожалению концертмейстеров хореографии не готовят ни в одном учебном заведении. А

ведь у хореографического искусства свои специфические особенности. Музыканты,

впервые сталкивающиеся с работой на уроках хореографии, вынуждены осваивать

специфику данной профессии самостоятельно, поэтому успешность работы

концертмейстера напрямую зависит от его творческого потенциала и интереса к работе.

Освоение музыкальной специфики хореографического искусства возможно только при

параллельном изучении самого хореографического искусства, его направлений и

отдельных дисциплин, понимания их родственных связей и отличий.

Концертмейстер хореографического отделения должен знать: школы и направления

танцевального искусства; традиционные формы, методы и этапы обучения детей

хореографии; структуру урока; хореографическую терминологию (в музыке используется

итальянский, а в хореографии французский язык);методику обучения и технику

исполнения элементов преподаваемой хореографической дисциплины.

Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло

«читать с листа». В учебной практике часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет

достаточного времени для выучивания произведения наизусть. К тому же обилие

репертуара, находящегося в работе, не создает условий для заучивания текстов и их

приходится играть по нотам. В этом случае концертмейстер должен уметь быстро

ориентироваться в нотном тексте, на ходу подстраивая произведение по требования

хореографа, отделяя главное от менее существенного.

Случается, что в своей работе концертмейстер имеет дело не только с исполнением

готового аккомпанемента, но и с исполнением музыкального сопровождения, не

имеющего нотного материала. Особенно часто это встречается на уроках ритмики и

гимнастики, на которых активно используются различные детские песенки и

произведения простой танцевальной формы. В этом случае, концертмейстер подбирает

знакомые мелодии на слух, создавая собственные варианты гармонизации, опираясь на

гармонический слух и исполнительский опыт.

Очень важным в аккомпаниаторской работе является навык одновременного восприятия

музыкального и хореографического материала, который воспитывается исключительно в

процессе практики. Концертмейстер музыкальных классов, воспитанный в лучших

традициях отечественной академической подготовки, привык играть по нотам, аккуратно

следуя оригинальному тексту, следя не только за своей партией, и за партией солиста. В

нотах, находящихся перед глазами концертмейстера хореографии такой партии

танцовщиков нет. С ней можно ознакомиться лишь с помощью бокового зрения.

Неопытный концертмейстер бывает в состоянии запомнить лишь начальные или

ключевые моменты хореографической партии, основные движения. Подобное знание

совершенно необходимо в ходе репетиционной работы, поскольку при любой остановке,

связанной с повторением определённой части, возникает проблема «с какого места начать

музыкальное сопровождение». Поэтому одной из главных особенностей работы

музыканта в хореографическом классе является исполнение музыкального сопровождения

хореографической комбинации с одновременным осознанным восприятием

хореографического материала, а также умение запоминать его большие фрагменты.

У концертмейстеров, работающих на отделении хореографии, с годами вырабатывается

обостренное темповое и метрическое чутье, умение предугадать логику соотношений

музыки и будущих движений в процессе совместного исполнения. Верными ориентирами

становятся здесь не только интуиция, но и накопленные знания, опыт, «мышечная

память», а также понимание основных принципов взаимосвязи хореографии и музыки.

Для музыкального сопровождения урока танца обычно широко используется балетная,

танцевальная, оперная и симфоническая музыка. Чем больше, разнообразнее

исполнительский репертуар концертмейстера, тем плодотворнее его деятельность. Урок

хореографии представляет собой своего рода калейдоскоп, мозаику хореографических

комбинаций, разных по характеру, технике исполнения и видам. По традиции урок

начинается с экзерсиса. Экзерсис – это ряд разнообразных движений, которые развивают

мускулатуру ног, их выворотность, постановку корпуса, рук и головы, координацию

движений. Эти упражнения располагаются в порядке возрастающей трудности и

повторяются по одному разу с каждой ноги для развития техники учащихся. В

повседневной практике занятий утвердился следующий порядок упражнений у станка:

Вторая часть урока – Allegro – посвящена работе на середине зала, а также прыжкам и

различным турам (круткам).

Концертмейстеру необходимо знать не только названия основных движений, но методику

их исполнения. Знание методики необходимо ещё и для того, чтобы провести

полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также

и педагогические функции. Поэтому во время урока очень полезно наблюдать за

упражнениями в стадии их разучивания их с учащимися,– мысленно «протанцовывая»,

«примеряя» их на себя,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Концертмейстерство является

удачным примером универсального сочетания в рамках профессии элементов мастерства

педагога, исполнителя, импровизатора и психолога.



В раздел образования