Автор: Романова Алина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ им. О.Б. Воронец
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Работа концертмейстера-как часть коллективного творчества
Раздел: дополнительное образование
Доклад на тему:
«Работа концертмейстера- как часть коллективного
творчества»
Выполнила
преподаватель
Романова А.А.
Смоленск 2023г.
Концертмейстер нужен буквально везде: и в музыкальном классе – по всем
специальностям, и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в
хореографии. Без концертмейстера не обойдутся ни музыкальные и общеобразовательные
школы, ни дворцы творчества и эстетические центры, ни музыкальные и педагогические
колледжи и вузы. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к
концертмейстерству свысока: игра «под солистом» или коллективом и по нотам якобы не
требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция. Талант пианиста, если
таковой есть, выразится ярко и в аккомпаниаторе, если же таланта нет, то и эстрада
пианиста не спасёт».
Солист, творческий коллектив и концертмейстер в художественном смысле являются
членами единого, целостного организма. Более того, концертмейстерское искусство
доступно далеко не всем музыкантам. Оно требует высокого музыкального мастерства,
художественной культуры и особого призвания.
Задачи и специфика работы концертмейстера
Деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как
понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их
партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской
специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать
правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в
деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и
психологические функции, и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и
конкурсных ситуациях.
Если обратиться к истории данного вопроса, то можно отметить, что многие десятилетия
понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем
группой инструментов в оркестре. Концертмейстерство как отдельный вид
исполнительства появился во второй половине Х1Х века, когда большое количество
романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало
особого умения аккомпанировать солисту. Какими же качествами и навыками должен
обладать музыкант, чтобы быть хорошим концертмейстером?
Прежде всего, он должен хорошо владеть инструментом – как в техническом, так и в
музыкальном плане. Плохой исполнитель никогда не станет хорошим концертмейстером,
как, впрочем, не всякий хороший исполнитель достигнет больших результатов в
аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе
чуткость к партнерам, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста
и партией аккомпанемента.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у
него комплекса определённых психологических качеств личности, таких как большой
объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и
находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и
чуткость.
Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств состоит в том, что ему
приходится сотрудничать с представителями разных специальностей, в этом смысле он
должен быть «универсальным» музыкантом. При этом в зависимости от того, на каком
отделении работает концертмейстер, его знания и навыки могут иметь различные
специфические особенности.
Специфика работы концертмейстера хореографического отделения
К сожалению концертмейстеров хореографии не готовят ни в одном учебном заведении. А
ведь у хореографического искусства свои специфические особенности. Музыканты,
впервые сталкивающиеся с работой на уроках хореографии, вынуждены осваивать
специфику данной профессии самостоятельно, поэтому успешность работы
концертмейстера напрямую зависит от его творческого потенциала и интереса к работе.
Освоение музыкальной специфики хореографического искусства возможно только при
параллельном изучении самого хореографического искусства, его направлений и
отдельных дисциплин, понимания их родственных связей и отличий.
Концертмейстер хореографического отделения должен знать: школы и направления
танцевального искусства; традиционные формы, методы и этапы обучения детей
хореографии; структуру урока; хореографическую терминологию (в музыке используется
итальянский, а в хореографии французский язык);методику обучения и технику
исполнения элементов преподаваемой хореографической дисциплины.
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло
«читать с листа». В учебной практике часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет
достаточного времени для выучивания произведения наизусть. К тому же обилие
репертуара, находящегося в работе, не создает условий для заучивания текстов и их
приходится играть по нотам. В этом случае концертмейстер должен уметь быстро
ориентироваться в нотном тексте, на ходу подстраивая произведение по требования
хореографа, отделяя главное от менее существенного.
Случается, что в своей работе концертмейстер имеет дело не только с исполнением
готового аккомпанемента, но и с исполнением музыкального сопровождения, не
имеющего нотного материала. Особенно часто это встречается на уроках ритмики и
гимнастики, на которых активно используются различные детские песенки и
произведения простой танцевальной формы. В этом случае, концертмейстер подбирает
знакомые мелодии на слух, создавая собственные варианты гармонизации, опираясь на
гармонический слух и исполнительский опыт.
Очень важным в аккомпаниаторской работе является навык одновременного восприятия
музыкального и хореографического материала, который воспитывается исключительно в
процессе практики. Концертмейстер музыкальных классов, воспитанный в лучших
традициях отечественной академической подготовки, привык играть по нотам, аккуратно
следуя оригинальному тексту, следя не только за своей партией, и за партией солиста. В
нотах, находящихся перед глазами концертмейстера хореографии такой партии
танцовщиков нет. С ней можно ознакомиться лишь с помощью бокового зрения.
Неопытный концертмейстер бывает в состоянии запомнить лишь начальные или
ключевые моменты хореографической партии, основные движения. Подобное знание
совершенно необходимо в ходе репетиционной работы, поскольку при любой остановке,
связанной с повторением определённой части, возникает проблема «с какого места начать
музыкальное сопровождение». Поэтому одной из главных особенностей работы
музыканта в хореографическом классе является исполнение музыкального сопровождения
хореографической комбинации с одновременным осознанным восприятием
хореографического материала, а также умение запоминать его большие фрагменты.
У концертмейстеров, работающих на отделении хореографии, с годами вырабатывается
обостренное темповое и метрическое чутье, умение предугадать логику соотношений
музыки и будущих движений в процессе совместного исполнения. Верными ориентирами
становятся здесь не только интуиция, но и накопленные знания, опыт, «мышечная
память», а также понимание основных принципов взаимосвязи хореографии и музыки.
Для музыкального сопровождения урока танца обычно широко используется балетная,
танцевальная, оперная и симфоническая музыка. Чем больше, разнообразнее
исполнительский репертуар концертмейстера, тем плодотворнее его деятельность. Урок
хореографии представляет собой своего рода калейдоскоп, мозаику хореографических
комбинаций, разных по характеру, технике исполнения и видам. По традиции урок
начинается с экзерсиса. Экзерсис – это ряд разнообразных движений, которые развивают
мускулатуру ног, их выворотность, постановку корпуса, рук и головы, координацию
движений. Эти упражнения располагаются в порядке возрастающей трудности и
повторяются по одному разу с каждой ноги для развития техники учащихся. В
повседневной практике занятий утвердился следующий порядок упражнений у станка:
Вторая часть урока – Allegro – посвящена работе на середине зала, а также прыжкам и
различным турам (круткам).
Концертмейстеру необходимо знать не только названия основных движений, но методику
их исполнения. Знание методики необходимо ещё и для того, чтобы провести
полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также
и педагогические функции. Поэтому во время урока очень полезно наблюдать за
упражнениями в стадии их разучивания их с учащимися,– мысленно «протанцовывая»,
«примеряя» их на себя,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Концертмейстерство является
удачным примером универсального сочетания в рамках профессии элементов мастерства
педагога, исполнителя, импровизатора и психолога.