Автор: Шашкова Снежана Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ЦССУ "Дорогинский"
Населённый пункт: НСО Черепановский район р.п. Дорогино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Комплекс методических разработок для танцевальной студии "Каприз"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное учреждение Центр содействия семейному устройству
Детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дорогинский»
Черепановского района Новосибирской области
Автор: Шашкова Снежана Валерьевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Комплекс методических разработок
для танцевальной студии «Каприз»
(анкеты, методики, тесты)
р.п. Дорогино
Анкета для воспитателей «Ваш ребёнок: какой он?»
Для воспитателей, чьи дети решили заниматься в танцевальной студии «Каприз»
разработана анкета с вопросами, позволяющая сделать образовательный процесс более
содержательным и интересным, помочь повысить результативность воспитательного
процесса, предупредить и преодолеть многие отклонения в развитии личности.
В ходе реализации программы предусматривается помощь детей в выполнение
творческих работ, проектов, которые помогают определить степень усвоения детьми
учебного материала, их мотивацию к занятиям хореографией, чувство коллективизма
и товарищества. Данная анкета позволяет определить склонность ребёнка к тем или
иным занятиям, его интересы и правильно подобрать для него задание при работе над
проектами и творческими работами.
Для осуществления индивидуального подхода к Вашему ребёнку просим Вас ответить
на вопросы предлагаемой анкеты. Результаты ответов помогут педагогу улучшить
взаимодействие
с
Вашим
ребёнком,
сделать
образовательный
процесс
более
содержательным и интересным, помочь повысить результативность воспитательного
процесса, предупредить и преодолеть многие отклонения в развитии личности.
Спасибо за сотрудничество!
Фамилия, имя ребёнка:__________________________________________
1. Что больше интересует Вашего ребёнка: компьютерные игры, игры, требующие
физической силы и выносливости? ______________________________
2. Что больше нравится делать Вашему ребёнку: заниматься спортом, тихими
занятиями,
требующими
сосредоточенности
и
внимания,
групповыми
или
индивидуальными занятиями? __________________________________________
3. Какие способности Вы хотите развить у Вашего ребёнка в первую очередь:
гибкость, выносливость, память, физическую силу, сделать ребёнка разносторонне
развитым? _______________________________________________
4.
Какие
умения
и
навыки
Вы
считаете
самыми
важными?
_____________________________________________________________________
5. В какой поддержке и помощи со стороны педагога Ваш ребёнок нуждается?
____________________________________________________________
6. Ваш ребёнок сам хочет заниматься в студии
или этого хотите Вы?
__________________________________________________________________
7.
Компьютер,
телевизор,
телефон
в
жизни
Вашего
ребёнка:
__________________________________________________________________
8.
С
удовольствием
ли
Ваш
ребёнок
выполняет
обязанности
по
группе?
__________________________________________________________________
9.
Доброжелательно
ли
относится
Ваш
ребёнок
к
своим
товарищам?
__________________________________________________________________
10.
Что
вы
ждёте
для
вашего
ребёнка
от
занятий
хореографией?
__________________________________________________________________
11.
Особенности
Вашего
ребёнка
(на
что
следует
обратить
внимание?):
__________________________________________________________________
12. Ваши пожелания и предложения педагогу: _________________________
ОПРОСНИК «ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ»
/ заполняют воспитатели со слов детей (младший возраст)/
Данный опросник может быть использован при индивидуальном обследовании
обучающихся, а также может применяться для групповой диагностики.
1. Тебе нравится на занятиях или не очень?
> не очень;
> нравится;
> не нравится.
2. Ты всегда с радостью идешь на занятия или тебе часто хочется остаться дома?
> чаще хочется остаться дома;
> бывает по-разному;
> иду с радостью.
3. Если бы педагог сказал, что завтра не обязательно приходить на занятия всем
ребятам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы на занятие или остался бы
дома?
> не знаю;
> остался бы дома;
> пошел бы на занятие.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия?
> не нравится;
> бывает по-разному;
> нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы занятий было больше?
> хотел бы;
> не хотел бы;
> не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы вы больше отдыхали, чем занимались?
> не знаю;
> не хотел бы;
> хотел бы.
7. Ты часто рассказываешь о своих занятиях воспитателям?
> часто;
> редко;
> не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий педагог?
> точно не знаю;
> хотел бы;
> не хотел бы.
9. У тебя в коллективе много друзей?
> мало;
> много друзей;
> нет друзей.
10. Тебе нравятся твои друзья?
> нравятся;
> не очень;
> не нравятся.
Методики изучения атмосферы в детском коллективе,
коммуникативных умений
«Подарки»
Педагог просит детей пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно
придумать каждому ученику в группе в виде сюрприза к Новому году. Ребята
получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который
получает он в виде подарка. Это может выглядеть так:
Таня - книга
Лена - ручка и т.д.
Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском
коллективе. Во-первых, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это
свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята
группы попадают в список каждого учащегося, и какие чувства он испытывает при
распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими
исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на
детей в своей группе, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а
не только присутствовать на занятиях.
«Аукцион»
Детям раздаются листы бумаги, некоторых написаны группы слов. Из этих слов
ребята должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их группу.
Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой,
веселый,
грустный,
организованный,
неорганизованный,
ответственный,
неответственный, неактивный, активный. Если ребята группы не до конца понимают
значение
каждого
слова,
педагог
может
объяснить
им
значение
каждого
прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и
адекватно
их
применяют
в
своих
ответах.
Если
учащиеся
выбирают
для
характеристики группы слова, характеризующие ее с отрицательной стороны и таких
мнений большинство, то это говорит о том, что педагогу есть, над, чем работать с
детским коллективом.
«Пьедестал»
Детям раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для
награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны
возвести лишь пять человек из своей группы. Ребенок имеет право одну ступеньку
оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их
мнению, является значимой фигурой в жизни группы. Данная методика позволяет
увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу,
определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
«Самые памятные события из жизни моей группы»
Учащимся предлагается
написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из
жизни группы. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события
называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или
отрицательный. Значительным местом в анализе сочинений является и то, какое место
в описанных событиях каждый ребенок отводит себе и своим одноклассникам.
Диагностика типологических особенностей личности
Самооценка – это оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
У младшего школьника она формируется преимущественно в зависимости от его
успеха или, наоборот, неуспешности в школе. Поэтому педагог во многом
ответственен за ее формирование.
Начиная с первых дней обучения, самооценка ребенка зависит от успешности в
учебной деятельности, от характера межличностных отношений в коллективе.
Предлагаю методику «Лесенка», которая эффективно используется педагогами на
практике с целью изучения самооценки обучающихся младшего школьного возраста.
Описание методики.
Процедура проведения: Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью
ступеньками, и объясняют задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних
ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше,
тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех
нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень
плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие.
Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа
ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь,
какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя
поставила бы воспитатель группы, учитель».
Цель методики - исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста.
Ограничения.
Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями
умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в
ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Диагностика развития личностно-мотивационной сферы
МЕТОДИКА МОТИВАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
(«Три желания», «Цветиктрехцветик», «Волшебная палочка»)
Существуют различные варианты методики мотивационных предпочтений: «Три
желания», «Волшебная палочка», «Цветик–семицветик», «Поздравление к новому
году», «Колесо желаний», «Хрустальный шар», которые отличаются обычно
количеством желаний (ребенок должен задумать от одного до семи) и формой
предъявления. Предлагаемые варианты методики предназначены для детей 5-9 лет.
С дошкольниками и школьниками, у которых сформированы навыки свободного
письма, методика проводится индивидуально. С остальными – может проводиться как
индивидуально, так и фронтально. Материал: При индивидуальном применении -
"волшебная палочка" (маленькая указка или карандаш), при групповом - лист бумаги с
нарисованным на нем "волшебным цветком" (с тремя лепестками), либо чистый лист
бумаги.
Процедура проведения: Инструкция при индивидуальном проведении: "Представь
себе, что это волшебная палочка (Показывается маленькая указка или карандаш). Ты
можешь взмахнуть ей, и с ее помощью выполнить три самых заветных своих желания.
Скажи мне. Какие это желания". При фронтальном проведении детям предлагается
нарисовать
"волшебный
цветок"
с
тремя
лепестками
("цветы"
могут
быть
приготовлены психологом заранее и розданы детям) после того, как рисунок
выполнен, дается инструкция: "Представьте себе. Что это волшебный цветок. У него
три лепестка. На лепестке можно написать одно желание. А всего каждый из вас
сможет написать три самых заветных своих желания. Все поняли. Что надо сделать
(отвечает на вопросы детей). Итак, начинаем..."
Обработка результатов и интерпретация:
1. Определяется направленность ответов на выполнение своих собственных желаний,
ориентированных на благо других людей сверстников, воспитателей, родителей,
братьев, сестер и др., относящиеся к школе, детскому дому в целом, и широкие
«общечеловеческие» («хочу, чтобы люди никогда не болели», «чтобы никто не убивал
других людей», «нашли все полезный ископаемые» и т.д.). Поскольку строение
методики ориентирует детей, прежде всего на актуализацию собственных желаний, то
выделение желаний "для других" свидетельствуют о широте мотивации, выходящие за
пределы
личного
опыта,
наличии
широких
смыслообразующих
мотивов
и
формировании
потребности
во
благе
для
других
людей.
Вместе
с
тем,
неблагоприятными являются варианты, когда желания «для себя» полностью
отсутствуют.
2. Определяются качественные категории, характеризующие преобладающую сферу
предпочтений. Наиболее часто здесь встречаются ответы, говорящие о желании
обладать определенными материальными благами, иметь какие-то новые качества,
способности, приобрести друзей. Повысить успеваемость. Выполнять требования
воспитателей и др. Заслуживают внимания ответы, связанные с семьей, родителями.
Неблагоприятными вариантами является фиксация всех ответов в сфере выполнения
требований воспитателей, а также совершенно конкретных («мелких») материальных
благ (например, конфету, жвачку и мороженое). Следует обратить особое внимание на
ответы, связанные с физической агрессией: как на открытые агрессивные тенденции
(«я хотел бы всех избить, уничтожить», «чтобы отомстить всем», «чтобы избили всех
тех, кто меня обижает»), так и жертвы агрессии: «чтобы меня не били», «чтобы меня
кто-нибудь защитил, когда меня снова начнут бить». Ответ "не знаю" является
неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости
желаний и потребностей, о недоразвитии их рефлексии, о том, что ребенок не привык
давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном «отказе» от желаний, их
вытеснении, а также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда
имеющей характер негативного протеста. Какой именно из вариантов имеет место в
конкретном случае, следует выяснить в процессе дополнительной беседы.
3. Определяется степень «протяженности» желаний во времени.
4. Характер высказывания («я хочу», «я хотел бы»), использование сослагательного
наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем «праве на
желание» является неблагоприятным симптомом.
Опросник знаний, умений, навыков компетентностей
обучающихся в области хореографии
выберите верные варианты ответов:
1. Что такое танец?
- Это – вид народного творчества;
-
Это – ритмичные, выразительные движения человеческого тела;
- Это – основной язык балета.
2. Как с греческого переводится «Хореография»?
- Писать танец;
- Последовательное выполнение движений;
- Выразительность.
3.
Назовите все виды танца:
- Классический, народный;
- Классический, историко-бытовой;
- Классический, народный, историко-бытовой.
4. В переводе с итальянского слово «балет» означает:
- Пою;
-
Танцую;
- Играю;
- Рисую;
- Рассказываю.
5. Основой в хореографии является:
- Народный танец;
- Бальный танец;
-
Классический танец;
- Современный танец;
- Историко-бытовой танец.
6. Сколько позиций рук в классическом танце?
- 4;
- 3;
- 5.
7. Сколько позиций ног в классическом танце?
-
6;
- 4;
- 5.
8. Что выражает народный танец?
- Красоту каждого народа;
- Стиль и манеру исполнения каждого народа;
- Манеру каждого народа.
9. К какому танцу относятся эти движения «переменный шаг», «припадание»?
-
Народный танец;
- Современный танец;
- Классический танец.
10. Обувь балерины?
- Балетки;
- Джазовки;
-
Пуанты.
11. Как называется балетная юбка?
- Пачка;
- Зонтик;
- Карандаш.
12. Урок хореографии начинается и заканчивается:
- Речевым приветствием;
- Ритмическими упражнениями;
-
Поклоном;
- Играми организующего порядка;
- Музыкальными заданиями.
13. Что такое реверанс в хореографии?
- Прыжок;
- Вращение;
- Поклон.
14. Нагрузка на разные группы мышц в течение урока должна быть:
- Неравномерной;
- Усиленной;
- Равномерной;
- Облегченной;
- Нагрузки не должно быть;
15. Сколько точек в хореографическом пространстве зала?
- 6;
- 7;
- 8.
16.Принцип изучения комбинаций, танцев:
-
От простого к сложному;
- От сложного к простому;
- Только простые элементы;
- Только сложные элементы;
- Только характерные элементы.
17.Подчеркни, что здесь лишнее (рисунки танца):
- «Линия», «Колонна», «Диагональ»,
- «Лягушка», «Угол», «Мостик»;
- «Круг», «Змейка», «Галочка»
18.Отметьте, что правильно (упражнения выполняемые в разминке по кругу):
- «Прыжки», «Ходьба на носочках», «Ходьба на пяточках»;
- «Ходьба носочки, пяточки», «Подъем колена», «Броски ногами»;
- «Маленькое приседание», «Большое приседание», «Китайский шаг»;
- «Спортивный шаг», «Бег», «Бег с поджатыми ногами вперед»;
-
«Бег с поджатыми ногами до пятой точки», «Бег с прямыми ногами вперед «ножницы»»;
- «Бег с прямыми ногами назад», «Бег с прямыми ногами в сторону», «Галоп».
19.Что развивает восточная разминка?
- Пластику, гибкость, мимику, выразительность;
- Координацию движений, легкость, выворотность;
- Выносливость, подвижность, актерское мастерство.
20.Подчеркните акробатические элементы
:
- «Кувырок», «Колесо», «Сальто»;
- «Змейка», «Свеча», «ножницы»;
- «Книжка», «Рыбка», «Кошечка».
21.Что такое координация движений?
-
Согласованность работы рук, ног, головы, корпуса;
- Подготовительное упражнение;
- Одновременная работа рук и ног.
22. Главное правило выполнения техники вращений:
- Самовыражение;
-
«Держать точку»;
- Самоанализ.
23. Партер это:
- Прыжки;
-
Движения на полу;
- Движения на полупальцах.
24. Подчеркни, что здесь лишнее (названия упражнений партерной гимнастики):
- «Угол», «Книжка», «Бабочка»;
- «Поклон», «Бег», «Броски ногами»;
«Рыбка», «Лягушка», «Мостик», «Шпагат».
25. Что означает термин «Ан фас»?
-
Лицом к зрителю;
- Спиной к зрителю;
- Боком к зрителю.
26. Сколько исполнителей в сольном танце?
- 1;
- 2;
- 3.
27. Что такое актерское мастерство?
-
Жесты, мимика и пластика;
- Голос, пластика, музыка;
28 . Что такое импровизация в танце?
- Гармонично исполнять танцевальную композицию;
- Красиво двигаться под музыку;
- Творить под музыку, создавать что-либо без предварительной подготовки.
29. Что такое хореографический интервал?
- Равный промежуток, расстояние между исполнителями;
- Равный промежуток, расстояние между исполнителем и зрителем;
- Равный промежуток, расстояние между педагогом и исполнителем.
30. К какому виду танца относится «Кошачий двор»?
- Классический танец;
- Народный танец;
- Историко-бытовой танец;
- Эстрадный, детский танец;
- Бальный танец.
31. Международный день танца?
- 30 декабря;
-
29 апреля;
- 28 мая.
32. Автор балета «Лебединое озеро»:
-
Чайковский П.И.;
- Петипа М. И.;
- Прокофьев С.
33. Назовите богиню танца:
- Майя Плисецкая;
- Айседора Дункан;
-
Терпсихора.
34. Подчеркни, что здесь лишнее:
- Еврейский танец;
- Вальс;
- Испанский танец;
- Русский танец;
- Модерн.
Тесты, определяющие хореографические возможности
учащихся
В данной методической разработке предложены тесты, определяющие
хореографические возможности учащихся. Тесты можно использовать для детей
среднего и старшего возраста, чтобы определить насколько повысился уровень их
подготовки.
Тесты, позволяющие оценить подвижность шейного отдела позвоночника.
1. Наклонить голову вперёд. Подбородок должен коснуться груди.
2. Наклонить голову назад. Взгляд должен быть направлен точно вверх или немного
назад.
3. Наклонить голову в сторону. Верхний край одного уха должен находиться на одной
вертикальной прямой с нижним краем другого.
4. Повернуть голову в сторону. Взгляд должен быть обращён точно в сторону.
Тесты, определяющие эластичность мышц плечевого пояса и подвижность
плечевого сустава.
1. Поднять согнутые в локтях руки и скрестить предплечья за головой так, чтобы
пальцы были направлены к лопаткам. Кончики пальцев должны касаться лопаток.
2. Встать спиной к стене на расстоянии длины стопы, руки в стороны ладонями
вперёд. Коснуться пальцами стены, не отклоняя туловище от вертикали.
3. Встать спиной к стулу и взяться руками за его спинку хватом сверху (большие
пальцы располагаются с наружной стороны). Слегка отстаивать вперед одну ногу и
присесть как можно ниже, не отрывая руки от спинки стула и не отклоняя туловище от
вертикали. Линии рук и туловища должны образовать прямой угол.
4. Согнуть одну руку локтем вверх, а другую - локтем вниз, предплечье за головой и
за спиной. Коснуться пальцами одной руки пальцев другой . То же, поменяв
положения рук .
Тесты, позволяющие оценить подвижность локтевого сустава и эластичность
мышц плеча и предплечья.
1. Встать перед зеркалом и вытянуть руки в стороны. В норме предплечье должно
составить с плечом прямую линию.
2. Положить на стол руки, согнутые в локтевом суставе на 90 градусов. При повороте
внутрь кисть должна касаться ладонью стола, а при повороте – тыльной
поверхностью.
Тесты для оценки подвижности лучезапястного сустава, эластичности мышц кисти и
предплечья.
1. Вытянуть руки вперёд и опустить кисти вниз – ладони прямые. Тыльная
поверхность ладони должна быть перпендикулярна предплечью.
2. Встать лицом к столу, поставить на него руки пальцами вперед, выпрямив локти и
пальцы. Предплечье должно быть перпендикулярно тыльной стороне ладони.
3. Положить ладони на стол пальцами вперёд и подвинуть их как можно дальше в
сторону мизинцев, не отрывая от стола и не сгибая. Основание указательного пальца
должно оказаться на одной линии с локтевым краем предплечья.
Тесты для определения подвижности голеностопного сустава, эластичности
мышц голени и стопы.
1. Присесть, не отрывая носки и пятки от пола, руки вдоль тела. При нормальной
подвижности голеностопного сустава угол между поверхностью стопы и голенью
составляет 45-55 градусов.
2. Встать лицом к спинке стула и опереться на неё руками. Отставить выпрямленную
ногу от пола. Носки и колени направлены строго вперёд. Угол между поверхностью
пола и прямой ногой должен составлять 50-60градусов 3. Из положения, стоя на
коленях сесть на пятки. В норме тыльная поверхность стопы и голеностопного сустава
касаются пола. Носки не должны быть обращены внутрь.
Тесты для оценки гибкости позвоночника.
1. Встать прямо, ноги вместе. Наклониться как можно ниже вперёд, опустив руки
вниз. Кончики пальцев должны коснуться пола.
2. Лёжа на животе с закреплёнными стопами, отрывая грудь от пола. Расстояние
между грудной костью и полом должно составлять 10-20 сантиметров.
3. Встать спиной к стене, ноги на расстоянии 30 сантиметров друг от друга.
Наклониться как можно ниже в сторону, касаясь спиной стены. То же в другую
сторону. Кончики пальцев должны опуститься чуть ниже коленной чашечки.
4. Сесть на стул лицом к его спинке и упереться руками в колени разведённых ног, не
меняя положение таза и ног, повернуть голову назад. Ученик должен увидеть
поднятые над головой руки партнёра, стоящего на расстоянии двух метров позади
него.
Тесты для оценки подвижности тазобедренных суставов, эластичности мышц
бедра.
Тазобедренный сустав – самый большой из всех суставов. К нему прикреплены
крупные, хорошо развитые мышцы, которые обеспечивают возможность выполнения
разнообразных движений – ходьбы, бега, прыжков и многих других.
1. Лежа на спине, согнуть одну ногу, взять её обеими руками за колено и притянуть
как можно ближе к груди. Другая нога остаётся выпрямленной. Бедро должно
соприкасаться с передней поверхностью туловища.
2. Лёжа на животе (подбородок касается пола), согнуть одну ногу и с помощью рук
постараться коснуться её пяткой ягодиц. Бедро согнутой ноги не должно отрываться
от поверхности пола.
3. Сидя на жесткой поверхности, туловище вертикально, развести выпрямленные ноги
как можно шире. Угол между ногами должен составлять не менее 90градусов .
4. В положении полулёжа на спине с опорой на локти согнуть одну ногу коленом
внутрь так, чтобы голень была перпендикулярна выпрямленной ноге. Таз должен быть
неподвижным, а колено согнутой ноги почти касаться пола.
5. Сесть на стул, согнуть одну ногу и положить её стопой на колено другой. Голень
согнутой ноги при помощи рук должна принять горизонтальное положение.