Напоминание

Физика 7 класс "Давление. Сила Давления"


Автор: Севастьянова Тамара Васильевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ Школа №508
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Физика 7 класс "Давление. Сила Давления"
Раздел: среднее образование





Назад




«

Душа

науки

это

практическое

применение

ее

открытий

»

(У.Томсон)

В 7 классе, при введении физической величины «Давление, сила давления» дети часто путаются в этих

понятиях. Как этого избежать?

Я предлагаю фронтально провести экспериментальную работу, для которой потребуется:

1.

2 стаканчика от калориметра (внутренних)

2.

4 стальных цилиндра из набора калориметрических тел

3.

Песок (10-15 дм3)

4.

Лоток для проведения лабораторных работ

Ход работы:

Песок рассыпается в лотке ровным слоем так, чтобы высота была 2-3 см.

Опыт 1:

Ставятся 2 стаканчика рядом вверх дном. Так как они легкие, то стаканчики почти не проваливаются в песок.

На стаканчики помещают тяжелые цилиндры: на 1-й стакан – один цилиндр, на 2-ой – два.

Видим, что 2-й стаканчик провалился глубже в песок.

Делаем вывод, записываем в тетрадь:

глубина погружения в песок зависит от величины действующей силы – чем больше сила, тем погружение

больше.

Опыт 2:

Изменяем опыт: теперь стаканчики устанавливаем так: 1-й – вверх дном, 2-й на дно и нагружаем эти

стаканчики: на каждый по два цилиндра.

Видим, что при равных действующих силах глубина погружения тел в песок разная.

Записываем вывод в тетрадь:

Глубина погружения тел в песок зависит от площади опоры, чем меньше площадь опоры, тем погружение

больше.

После проведения такого эксперимента дети уже не путают понятия «сила давления» и «давление» и легче

запоминают формулы

p

=

F

S

, F-перпендикулярно действующая сила, S – площадь поверхности.

Для закрепления изученного материала можно провести коллективное обсуждение вопросов:

1.

Зачем все режущие инструменты остро затачивают?

2.

Зачем кладут шпалы под рельсы, шайбы под гайки?

3.

Приведите примеры уменьшения и увеличения давления, основываясь на свой опыт.

4.

О какой физической величине идет речь в пословицах:

«Палец в рот не клади»

«Шила в мешке не утаишь»

(давление)

Проверку полученных знаний выполняем с помощью теста из 5-и заданий:

1.

Одинаковое ли давление производят кирпичи, расположенные на рисунке? Объяснить.

(Одинаковое)

2.

Два кирпича расположены так, как показано на рисунке. Одинаковы ли силы, действующие на

опору и давление в обоих случаях? Объяснить.

(Одинаковые)

3.

Одинаковое ли давление оказываем мы на карандаш, затачивая его тупым и острым ножом,

если прилагаемое нами усилие одинаково?

(Нет, острым большее)

4.

Зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, изогнут?

(Для уменьшения давления на подошву ноги)

5.

Масса стола 2кг.Определите его давление на пол, если площадь каждой из четырех его ножек 4

квадратных сантиметра. (12500Па)

Используемая литература:

О.Ф. Кабардин. Физика – 7

В.А. Волков, С.Е. Полянский. Поурочные разработки по физике

В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике



В раздел образования