Автор: Севастьянова Тамара Васильевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ Школа №508
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Физика 7 класс "Давление. Сила Давления"
Раздел: среднее образование
«
Душа
науки
–
это
практическое
применение
ее
открытий
»
(У.Томсон)
В 7 классе, при введении физической величины «Давление, сила давления» дети часто путаются в этих
понятиях. Как этого избежать?
Я предлагаю фронтально провести экспериментальную работу, для которой потребуется:
1.
2 стаканчика от калориметра (внутренних)
2.
4 стальных цилиндра из набора калориметрических тел
3.
Песок (10-15 дм3)
4.
Лоток для проведения лабораторных работ
Ход работы:
Песок рассыпается в лотке ровным слоем так, чтобы высота была 2-3 см.
Опыт 1:
Ставятся 2 стаканчика рядом вверх дном. Так как они легкие, то стаканчики почти не проваливаются в песок.
На стаканчики помещают тяжелые цилиндры: на 1-й стакан – один цилиндр, на 2-ой – два.
Видим, что 2-й стаканчик провалился глубже в песок.
Делаем вывод, записываем в тетрадь:
глубина погружения в песок зависит от величины действующей силы – чем больше сила, тем погружение
больше.
Опыт 2:
Изменяем опыт: теперь стаканчики устанавливаем так: 1-й – вверх дном, 2-й на дно и нагружаем эти
стаканчики: на каждый по два цилиндра.
Видим, что при равных действующих силах глубина погружения тел в песок разная.
Записываем вывод в тетрадь:
Глубина погружения тел в песок зависит от площади опоры, чем меньше площадь опоры, тем погружение
больше.
После проведения такого эксперимента дети уже не путают понятия «сила давления» и «давление» и легче
запоминают формулы
p
=
F
S
, F-перпендикулярно действующая сила, S – площадь поверхности.
Для закрепления изученного материала можно провести коллективное обсуждение вопросов:
1.
Зачем все режущие инструменты остро затачивают?
2.
Зачем кладут шпалы под рельсы, шайбы под гайки?
3.
Приведите примеры уменьшения и увеличения давления, основываясь на свой опыт.
4.
О какой физической величине идет речь в пословицах:
«Палец в рот не клади»
«Шила в мешке не утаишь»
(давление)
Проверку полученных знаний выполняем с помощью теста из 5-и заданий:
1.
Одинаковое ли давление производят кирпичи, расположенные на рисунке? Объяснить.
(Одинаковое)
2.
Два кирпича расположены так, как показано на рисунке. Одинаковы ли силы, действующие на
опору и давление в обоих случаях? Объяснить.
(Одинаковые)
3.
Одинаковое ли давление оказываем мы на карандаш, затачивая его тупым и острым ножом,
если прилагаемое нами усилие одинаково?
(Нет, острым большее)
4.
Зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, изогнут?
(Для уменьшения давления на подошву ноги)
5.
Масса стола 2кг.Определите его давление на пол, если площадь каждой из четырех его ножек 4
квадратных сантиметра. (12500Па)
Используемая литература:
О.Ф. Кабардин. Физика – 7
В.А. Волков, С.Е. Полянский. Поурочные разработки по физике
В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике