Автор: Жаржанова Дарига Бактяровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №2 р.п. Дергачи"
Населённый пункт: п.Советский Дергачевского района Саратовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Раздел: среднее образование
Урок литературы 5 класс.
Тема : Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя.
Сравнительная характеристика героев рассказа.
Цели урока:
Обучающая: формировать умения и навыки составления сравнительной
характеристики персонажей, использовать как приём выражения авторской позиции
при анализе художественного текста; познакомить учащихся с новым
литературоведческим понятием – антитезой; подвести учащихся к решению
проблемного вопроса, кто из героев может называться кавказским пленником.
Развивающая: развивать навыки анализа художественного произведения, логическое
мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать
выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ,
пересказывать. Развивать способность эмоционально откликаться на события,
описанные автором события.
Воспитательная: обогащать духовно - нравственный опыт учащихся, воспитывать
патриотизм, формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.
Оборудование: презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л.
Н. Толстого «Кавказский пленник», таблицы.
Тип: урок систематизации и обобщения нового материала
Используемые технологии: информационно - коммуникативная, проблемное
обучение.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.
Эпиграф. Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор,
как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».
Ход урока:
1.Оргмомент. – 1 мин.
Учитель. Здравствуйте, уважаемые присутствующие, гости. Ребята, с вами мы
видим друг друга в первый раз, но у нас сегодня особая тема, поэтому я думаю,
что разговор должен получится.
Согласны? Хорошо. Итак, внимание на экран.
Слайд №1. Видео погони и плена.
Слайд №2 Кавказ
Учитель: Что за фрагмент вы посмотрели, ребята?
Дети: Это из «Кавказского пленника», как попали в плен………………………………..
Учитель: Ребята, а скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово Кавказ? Что вы в
последнее время узнали об этом регионе нашей страны с экранов телевизоров, в
социальных сетях?
Дети: многие оттуда идут на войну
Слайд №3 Лев Толстой
Совершенно верно, очень многие молодые люди с Кавказа сейчас участвуют в
военной операции на Украине, выполняя свой гражданский долг. Доказывая, какие
они мужественные и сильные. Действия, которые вы смотрели по видео происходили
там150 лет назад , тоже шла война, но Россия и Кавказ тогда были по разную сторону
баррикад. И в этой войне участвовал, как вы уже знаете и автор изучаемого нами
произведения, Лев Николаевич Толстой. И я уверена, что человечество смогло бы
избежать многих конфликтов, если бы помнило об уроках Л.Н.Толстого в его
замечательном рассказе «Кавказский пленник»
И поэтому эпиграфом урока я взяла слова великого писателя Зло войны и благо мира
до такой степени известны людям, что с тех пор как мы знаем людей, самым лучшим
пожеланием было приветствие "Мир вам".
Учитель. Итак, ребята, о ком же говорится в этом рассказе?
Дети: О двух русских офицерах
Учитель: Совершенно верно! О двух офицерах!
Но название «Кавказский пленник» подразумевает, что герой один. О каком же из
героев нам автор говорит?
Дети: О Жилине!
Учитель: Совершенно верно, а почему? То есть, получается, что мы должны все таки
как то это доказать? Кто достоин, кто лучше, кто хуже. Как же это мы докажем? Что
же сделать мы должны?
Дети: Мы должны сравнить Жилина с Костылиным!
Учитель: Верно! Стало быть, наша задача сегодня на уроке сделав сравнительную
характеристику двух героев, доказать, кого же подразумевает Л.Н. Толстой в
названии своего рассказа. Вот и запишите тему урока «Кавказский пленник. Жилин и
Костылин.» (Дети делают записи в тетради)
Учитель: А как же мы будем сравнивать героев? С чего начнем? Главное, сравнивать
героев нужно по одинаковым критериям. 1. По внешним данным, второе, по их
поступкам, и третье по их взаимоотношениям с окружающими людьми.
Систематизация знаний. Самостоятельная работа (работа с таблицей
«Сравнительная характеристика героев»).
Учитель: Разделитесь на 2 группы. И на основе прочитанного произведения
заполнить таблицу, находя ответы в тексте на заданные вопросы. Найдите в тексте и
выпишите детали, характеризующие Жилина и Костылина. Заполните краткими
цитатами таблицу. (Указать страницы, главы.)
1 таблица
Портрет
Жилин
Костылин
Воинское
звание
Офицер
Офицер
Внешняя
характ-ка
Невелик ростом, но удал и
т.д.
Грузный мужчина, толстый,
красный, пот с него так и
льёт.
После заполнения дети зачитывают, учитель показывает на слайде.
2 таблица
Поступки
Жилин
Костылин
Как герой
оказался в
плену?
Попадает в плен, т.к.
Костылин бросил его
Одного
Струсил и ускакал.
Занятия в
плену,
выкуп
-писем не писал, всё высматривал,
выпытывал, как ему устроить побег;
-рукодельничал, учился понимать
татарский язык и д
-писал письма домой, скучал, ждал,
когда пришлют денег;
- считал дни, спал.
Подготовка
к побегу
АКТИВНАЯ ЖИЗНЬ
(хотя обстоят
ПАССИВНАЯ ЖИЗНЬ
ельства одинаковые)
Первый
побег
Выносливость.
«Не годится товарища бросать»
Отстаёт, охает, боится любого
шороха (олень).Не может вынести
боль и криком выдаёт себя.
Второй
побег
Не смирился с судьбой и совершает
побег один.
Смиряется с судьбой, ждёт
освобождения.
После заполнения дети зачитывают, учитель показывает на слайде
3 таблица. Взаимоотношения с окружающими людьми
Жилин
Костылин
дети
горцы
Дина
Костыли
н
мать
дети
горцы
Дина
Жилин
Благоро
Нежност
Доброта
равноду
шие
Великод
ушие
любовь
Дружел
юбие
Уважен
ие
Мастерс
тво
неуваже
ние
Забота
равноду
шие
Нежнос
ть
благоро
дство
Великод
ушие
Прощен
ие
Сострад
ание
равноду
шие
Эгоизм
невнимат
ельно
забота
равнод
ушие
доброта
Лень
неуваже
ние
дружел
юбие
равнод
ушие
Предател
ьство
иждивенч
ество
Учитель: Наверное, портрет будет неполным, если мы не отметим фамилии. -
Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?
Что обозначает:
Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный,
упругий
Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных
Работа с литературоведческим понятием.
- Мы пришли к выводу, что Жилин и Костылин - два непохожих человека. Один
обладает героическим характером, другой характеризуется беспомощным поведением,
слабым характером. Приём, лежащий в основе сравнительной характеристики,
называется антитезой
Словарь литературных терминов??? Где взять?
Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) –
противопоставление. Например, «мал золотник, да дорог».
Учитель: Зачем Толстой противопоставляет героев?
Дети: Чтобы лучше показать черты…
Решение проблемного вопроса
Учитель: - Итак, мы подошли к разрешению главного вопроса: почему, рассказывая о
судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого
писатель имеет в виду?
Дети: Потому что…
Обобщение
Мы должны обобщить наши знания и сказать, как надо сравнивать героев.
Учитель – сравниваем их внешность, поступки и взаимоотношения с окружающими.
И, самое главное, персонажей надо сравнивать с одинаковых позиций.
Сейчас на сайте РЭШ ЕДУ РУ Урок № 26 мы обобщим наши знания. Задания 7 и 13.
Итог урока
Синквейн
Итог урока.
Оценки
Рефлексия.
1.
я сегодня научился
2.
мне было интересно…
3.
урок дал мне для жизни…
4.
Какие качества характера ценятся?
Заключительное слово учителя.
Ну на этом наш урок закончен, всем говорю большое спасибо.
Кто? (им.
сущест.)
Какой?
Что делает?
Офицер
смелый
воюет
Пленник
находчивый
выживает
Борец
сильный
думает
Джигит
решительный
Удивляет
Приложение 1.
Портрет
Жилин
Костылин
Воинское
звание
Офицер
Офицер
Внешняя
характ-ка
Невелик ростом, но удал и т.д.
Грузный мужчина, толстый,
красный, пот с него так и
льёт.
После заполнения дети зачитывают, учитель показывает на слайде.
2 таблица
Поступки
Жилин
Костылин
Как герой
оказался в
плену?
Попадает в плен, т.к.
Костылин бросил его
Одного
Струсил и ускакал.
Занятия в
плену, выкуп
-писем не писал, всё высматривал,
выпытывал, как ему устроить
побег;
-рукодельничал, учился понимать
татарский язык и др.
-писал письма домой, скучал, ждал,
когда пришлют денег;
- считал дни, спал.
Подготовка
к побегу
АКТИВНАЯ ЖИЗНЬ
(хотя обстоят
ПАССИВНАЯ ЖИЗНЬ
ельства одинаковые)
Первый
побег
Выносливость.
«Не годится товарища бросать»
Отстаёт, охает, боится любого шороха
(олень).Не может вынести боль и
криком выдаёт себя.
Второй побег
Не смирился с судьбой и
совершает побег один.
Смиряется с судьбой, ждёт
освобождения.