Авторы: Чермашенцев Кирилл Дмитриевич, Подкопаева Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Оскольский политехнический колледж СТИ НИТУ "МИСиС"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Роль инженерной и компьютерной графики в подготовке специалиста среднего звена
Тема: Реализация профессиональных компетенций ФГОС СПО
Раздел: среднее профессиональное
Известно, что графические дисциплины являются одним из лучших средств развития у
человека пространственного мышления, без которого невозможно инженерное творчество.
Внедрение в практику инновационных образовательных технологий в преподавании
графических дисциплин, таких как инженерная графика, компьютерная графика, является
фундаментом, который позволит будущему технику сформировать необходимый уровень
профессиональных компетенций в процессе обучения. Поэтому разработка новых подходов к
формированию у будущих специалистов профессиональной компетентности в области
графических дисциплин с использованием современных технологий является актуальной
задачей.
В процессе подготовки специалиста по специальностям ТМ и МТЭПО необходимо научить
студентов разрабатывать и читать чертежи в ручной и машинной графике. Эти задачи
реализуются при изучении дисциплин «Инженерная графика», «Компьютерная графика»,
«Информационные технологии в профессиональной деятельности» которые являются
базовыми для качественной подготовки специалиста. Графические дисциплины в ОПК СТИ
НИТУ «МИСиС» начинают преподавать с третьего семестра.
Преподавание графических дисциплин в техникуме осложняется рядом негативных факторов:
1.Недостаточная базовая (школьная) подготовка по черчению и геометрии, плохо развитые
пространственное и логическое мышление, образное воображение. У многих отсутствуют
элементарные знания по черчению. Осознание студентом своего низкого уровня подготовки
резко снижает мотивацию к обучению графическим дисциплинам. Предусмотреть в рабочей
программе часть занятий для коррекции геометро-графических знаний не представляется
возможным из-за недостатка часов как на аудиторную, так и на самостоятельную
работу. Такая ситуация приводит к тому, что ряд тем излагается и усваивается лишь на
уровне понятий.
2. Затрудненная социально-психологическая, организационная и профессиональная
адаптация студентов к условиям обучения в техникуме (различие в методах преподавания и
контроля в школе и техникуме, новый коллектив, новая территория, бытовые условия,
периодические стрессы и т.д.).
3. Неподготовленность студентов – вчерашних школьников – к восприятию информации; темп
чтения, метод подачи информации ориентированы на среднего студента.
Анализ методики обучения студентов техникума графическим дисциплинам позволил
выделить ряд противоречий между имеющейся методикой обучения графическим
дисциплинам и недостаточной базовой подготовки студентов техникума по черчению и
геометрии, плохо развитым пространственным и логическим мышлением. Так же существует
противоречие между возросшей потребностью общества в специалистах, отвечающим
требованиям рынка труда и недостаточной разработанностью вопросов методики обучения
графическим дисциплинам студентов техникума.
Наличие ЭВМ и различных графических программ позволяет совершенствовать процесс
обучения графических дисциплин. Но главное здесь не столько в самой технике, сколько в
разработке и эффективном использовании компьютерных программ обучения.
Компьютеризация обучения в узком смысле – применение компьютера, как средства
обучения, в широком – многоцелевое использование ЭВМ в учебном процессе. Основная
цель компьютеризации обучения – подготовить подрастающее поколение к жизни в
информационном обществе, где доминирующее место в деятельности людей, в том числе и
учебной, занимают процессы, связанные со сбором, хранением, систематизацией и
обработкой информации, с использованием современных информационных технологий и
средств.
Можно выделить характерные тенденции развития методики обучения графическим
дисциплинам:
- индивидуальные задания выполняются традиционным способом «вручную»;
- индивидуальные задания выполняются на компьютере.
Эти тенденции вызывают следующий вопрос - соотношение количества графических работ,
подлежащих выполнению «вручную» и с помощью компьютерных технологий. Кроме этого
возникает вопрос целесообразности выполнения чертежей «вручную», а также
необходимости перехода к сквозной компьютеризации при изучении графических дисциплин.
Формирование профессиональных компетенций студентов специальностей 160108
Производство летательных аппаратов и 151901 Технология машиностроения в области
графических дисциплин будет наиболее оптимальным, если:
применять совокупность методов и форм активного обучения графическим
дисциплинам с использованием традиционного ручного черчения, компьютерных
технологий в решении индивидуальных графических задач по инженерной графике и
компьютерной графике, развивающих у студентов профессиональную компетентность
в области графических дисциплин;
способствовать формированию профессиональной компетентности студентов в
области графических дисциплин на современном уровне требуемых стандартов
профессиональной компетентности (в частности, владение информационными
технологиями применяемым к графической подготовке, умения работать со всеми
видами информации в процессе решения графических задач), а также - при
самостоятельном изучении различных тем графических дисциплин;
использовать интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентами с
учетом их индивидуальных особенностей личности, для совершенствования их
знаний, умений и навыков.
Изучение дисциплин «Инженерная графика», «Компьютерная графика», «Информационные
технологии в профессиональной деятельности» идет от простого к сложному, и знания и
умения, получаемые в первом модуле «Геометрическое черчение», применяются при
изучении последующих модулей, а также при изложении материала тем, входящих в модуль
«Машиностроительное черчение», проявляется межпредметная связь с дисциплинами
«Материаловедение», «Техническая механика», «Метрология и стандартизация»,
целесообразно использование преподавателем диалогического метода при изложении
материала, опирающегося на имеющиеся у учащихся знания и умения. Этот метод
способствует активизации ранее приобретенных знаний, а также, обеспечивает обратную
связь с преподавателем и устойчивое внимание студентов. При использовании данного
метода, занятия будут проводиться в форме беседы или дискуссии.
Также при изучении теоретического материала эффективен показательный метод,
позволяющий создать проблемную ситуацию и показать образец рассуждений, способ ее
разрешения относительно производства, таким образом, делая акцент на будущей
профессиональной деятельности учащихся. При решении графических задач, выполнении
практической работы, а именно чертежей, эскизов, схем, эффективно применять
алгоритмический и эвристический методы. Алгоритмический метод формирует у учащихся
умения работать по определенным правилам и предписаниям, а также самостоятельно
составлять новые алгоритмы деятельности.
Список использованных источников
1 Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов / Э.М.
Коротков. – М.: Академ. проект: Мир, 2006. – 320 с.
1. Кравченя, Э.М. Технические средства обучения: учеб. пособие / Э.М. Кравченя. – Минск:
Выш. шк., 2005. – 304 с.
2. Карабчевский, В.В. Компьютерные технологии в инженерной графике: опыт разработки и
применения обучающих систем / В.В. Карабчевский, С.В. Детюк // Образование и
виртуальность-2000: сб. тр. 4-й междунар. конф. – Харьков: УАДО, 2000. – С. 165 – 169.
3. Ярошевич, О.В. Инновации в графической подготовке студентов / О.В. Ярошевич //
Образователь-ные технологии в преподавании графических дисциплин: материалы II
Республ. науч.-практ. конф., Брест, 18 – 19 мая 2007 г.; Брестский гос. техн. ун-т; редкол.: В.В.
Тур [и др.]. – Брест, 2007. – C. 89 – 92.