Напоминание

Реализация профессиональных компетенций ФГОС СПО


Авторы: Чермашенцев Кирилл Дмитриевич, Подкопаева Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Оскольский политехнический колледж СТИ НИТУ "МИСиС"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Роль инженерной и компьютерной графики в подготовке специалиста среднего звена
Тема: Реализация профессиональных компетенций ФГОС СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Известно, что графические дисциплины являются одним из лучших средств развития у

человека пространственного мышления, без которого невозможно инженерное творчество.

Внедрение в практику инновационных образовательных технологий в преподавании

графических дисциплин, таких как инженерная графика, компьютерная графика, является

фундаментом, который позволит будущему технику сформировать необходимый уровень

профессиональных компетенций в процессе обучения. Поэтому разработка новых подходов к

формированию у будущих специалистов профессиональной компетентности в области

графических дисциплин с использованием современных технологий является актуальной

задачей.

В процессе подготовки специалиста по специальностям ТМ и МТЭПО необходимо научить

студентов разрабатывать и читать чертежи в ручной и машинной графике. Эти задачи

реализуются при изучении дисциплин «Инженерная графика», «Компьютерная графика»,

«Информационные технологии в профессиональной деятельности» которые являются

базовыми для качественной подготовки специалиста. Графические дисциплины в ОПК СТИ

НИТУ «МИСиС» начинают преподавать с третьего семестра.

Преподавание графических дисциплин в техникуме осложняется рядом негативных факторов:

1.Недостаточная базовая (школьная) подготовка по черчению и геометрии, плохо развитые

пространственное и логическое мышление, образное воображение. У многих отсутствуют

элементарные знания по черчению. Осознание студентом своего низкого уровня подготовки

резко снижает мотивацию к обучению графическим дисциплинам. Предусмотреть в рабочей

программе часть занятий для коррекции геометро-графических знаний не представляется

возможным из-за недостатка часов как на аудиторную, так и на самостоятельную

работу. Такая ситуация приводит к тому, что ряд тем излагается и усваивается лишь на

уровне понятий.

2. Затрудненная социально-психологическая, организационная и профессиональная

адаптация студентов к условиям обучения в техникуме (различие в методах преподавания и

контроля в школе и техникуме, новый коллектив, новая территория, бытовые условия,

периодические стрессы и т.д.).

3. Неподготовленность студентов – вчерашних школьников – к восприятию информации; темп

чтения, метод подачи информации ориентированы на среднего студента.

Анализ методики обучения студентов техникума графическим дисциплинам позволил

выделить ряд противоречий между имеющейся методикой обучения графическим

дисциплинам и недостаточной базовой подготовки студентов техникума по черчению и

геометрии, плохо развитым пространственным и логическим мышлением. Так же существует

противоречие между возросшей потребностью общества в специалистах, отвечающим

требованиям рынка труда и недостаточной разработанностью вопросов методики обучения

графическим дисциплинам студентов техникума.

Наличие ЭВМ и различных графических программ позволяет совершенствовать процесс

обучения графических дисциплин. Но главное здесь не столько в самой технике, сколько в

разработке и эффективном использовании компьютерных программ обучения.

Компьютеризация обучения в узком смысле – применение компьютера, как средства

обучения, в широком – многоцелевое использование ЭВМ в учебном процессе. Основная

цель компьютеризации обучения – подготовить подрастающее поколение к жизни в

информационном обществе, где доминирующее место в деятельности людей, в том числе и

учебной, занимают процессы, связанные со сбором, хранением, систематизацией и

обработкой информации, с использованием современных информационных технологий и

средств.

Можно выделить характерные тенденции развития методики обучения графическим

дисциплинам:

- индивидуальные задания выполняются традиционным способом «вручную»;

- индивидуальные задания выполняются на компьютере.

Эти тенденции вызывают следующий вопрос - соотношение количества графических работ,

подлежащих выполнению «вручную» и с помощью компьютерных технологий. Кроме этого

возникает вопрос целесообразности выполнения чертежей «вручную», а также

необходимости перехода к сквозной компьютеризации при изучении графических дисциплин.

Формирование профессиональных компетенций студентов специальностей 160108

Производство летательных аппаратов и 151901 Технология машиностроения в области

графических дисциплин будет наиболее оптимальным, если:

применять совокупность методов и форм активного обучения графическим

дисциплинам с использованием традиционного ручного черчения, компьютерных

технологий в решении индивидуальных графических задач по инженерной графике и

компьютерной графике, развивающих у студентов профессиональную компетентность

в области графических дисциплин;

способствовать формированию профессиональной компетентности студентов в

области графических дисциплин на современном уровне требуемых стандартов

профессиональной компетентности (в частности, владение информационными

технологиями применяемым к графической подготовке, умения работать со всеми

видами информации в процессе решения графических задач), а также - при

самостоятельном изучении различных тем графических дисциплин;

использовать интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентами с

учетом их индивидуальных особенностей личности, для совершенствования их

знаний, умений и навыков.

Изучение дисциплин «Инженерная графика», «Компьютерная графика», «Информационные

технологии в профессиональной деятельности» идет от простого к сложному, и знания и

умения, получаемые в первом модуле «Геометрическое черчение», применяются при

изучении последующих модулей, а также при изложении материала тем, входящих в модуль

«Машиностроительное черчение», проявляется межпредметная связь с дисциплинами

«Материаловедение», «Техническая механика», «Метрология и стандартизация»,

целесообразно использование преподавателем диалогического метода при изложении

материала, опирающегося на имеющиеся у учащихся знания и умения. Этот метод

способствует активизации ранее приобретенных знаний, а также, обеспечивает обратную

связь с преподавателем и устойчивое внимание студентов. При использовании данного

метода, занятия будут проводиться в форме беседы или дискуссии.

Также при изучении теоретического материала эффективен показательный метод,

позволяющий создать проблемную ситуацию и показать образец рассуждений, способ ее

разрешения относительно производства, таким образом, делая акцент на будущей

профессиональной деятельности учащихся. При решении графических задач, выполнении

практической работы, а именно чертежей, эскизов, схем, эффективно применять

алгоритмический и эвристический методы. Алгоритмический метод формирует у учащихся

умения работать по определенным правилам и предписаниям, а также самостоятельно

составлять новые алгоритмы деятельности.

Список использованных источников

1 Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов / Э.М.

Коротков. – М.: Академ. проект: Мир, 2006. – 320 с.

1. Кравченя, Э.М. Технические средства обучения: учеб. пособие / Э.М. Кравченя. – Минск:

Выш. шк., 2005. – 304 с.

2. Карабчевский, В.В. Компьютерные технологии в инженерной графике: опыт разработки и

применения обучающих систем / В.В. Карабчевский, С.В. Детюк // Образование и

виртуальность-2000: сб. тр. 4-й междунар. конф. – Харьков: УАДО, 2000. – С. 165 – 169.

3. Ярошевич, О.В. Инновации в графической подготовке студентов / О.В. Ярошевич //

Образователь-ные технологии в преподавании графических дисциплин: материалы II

Республ. науч.-практ. конф., Брест, 18 – 19 мая 2007 г.; Брестский гос. техн. ун-т; редкол.: В.В.

Тур [и др.]. – Брест, 2007. – C. 89 – 92.



В раздел образования