Напоминание

"Природные зоны России. Зона степей"


Автор: Недотекина Елена Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 16 г. Балашова Саратовской области
Населённый пункт: город Балашов, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Природные зоны России. Зона степей"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока по окружающему миру по теме

«Природные зоны России. Зона степей»

Учебный предмет

:

Окружающий мир.

Класс

:

4.

Программа

:

УМК «Школа России».

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения:

деятельностный метод обучения

создание проблемной ситуации;

поисковый;

наглядно-иллюстративный;

словесный

метод ИКТ

Формы организации деятельности:

фронтальная

групповая

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с

географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и

растительным миром, ролью человека; определения границ знания и

«незнания»; способствовать формированию у учащихся представлений о

природной зоне степей; первоначальных умений поиска необходимой

информации и анализа полученной информации; развитию интереса к

предмету «Окружающий мир».

Планируемые результаты:

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества с

взрослыми и сверстниками в равных ситуациях;

осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе к

объектам природы.

Метапредметные:

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, сформулированную

самостоятельно и уточнённую учителем;

планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

необходимые действия;

соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.

Коммуникативные:

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать

и обосновывать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности.

Познавательные:

выделять существенную информацию, находить дополнительную

информацию, используя справочную литературу;

моделировать различные ситуации и явления природы;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,

объектами.

Предметные:

получат представление о степной зоне; познакомятся с ее

географическим положением и климатическими условиями; узнают

особенности растительного и животного мира зоны степей,

хозяйственной деятельности населения;

получат возможность научиться работать с учебником, с картой,

дополнительной литературой, гербарием, организовать рабочее место.

Материально-техническое обеспечение:

1)УМК А.А.Плешаков и др. Окружающий мир. 4 класс.

Учебник, ч.1, с.110-117.

Рабочая тетрадь, ч.1, с.54-56.

От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы,

А.А.Плешаков.

Гербарий растений степи.

2) Карта природных зон, кейсы с материалами и заданиями, гербарий

растений степи; 4 ноутбука, презентация «Зона степей», интерактивная

доска; проектор

І. Мотивация к учебной деятельности

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

II. Актуализация знаний

Учитель. Вы уже побывали в некоторых природных зонах, давайте вспомним

их.

АМО "Заморочки из бочки". Вам необходимо определить природную зону по

описанию, по картинке, по загадке. ( учитель ставит после ответа пирамидку

на стол)

1.3агадка-вопрос:

-Царство вечной мерзлоты, ледяная зона (Арктика)

-

Обратимся к картине известного художника Виктора Михайловича

Васнецова «Северный край». Какую зону изобразил живописец? (тайга)

-

Михаил Михайлович Пришвин в своем произведении описал зимнюю пору

какой природной зоны, послушайте:

... Снежная пороша. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные

тяжелые лапы, березы склонились до самой земли и стали кружевными

арками. Ель царствует, а береза плачет. (смешанные леса)

-Главным занятием населения этой природной зоны является- оленеводство

(Тундра)

Ш. Постановка учебной задачи

А теперь отгадайте следующую загадку:

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь - полей раздолье!

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это... (Степь.)

IV. Формулирование темы и целей урока

-

О чем же мы будем сегодня говорить?

Тема нашего урока"Природная зона степей"

- Что же нам нужно выяснить на уроке? (Узнать, где расположена зона степи,

каков климат, какие животные и растения обитают в степи, заповедники

степей)

V. Построение проекта выхода из затруднения

- Сегодня я приглашаю вас отправиться в научную экспедицию в природную

зону степь. В составе нашей экспедиции будут географы, зоологи, ботаники,

экологи.

- У вас на спинке стула знак определенного цвета, вам необходимо занять

места по группам в соответствии с цветом вашего знака.

-Постарайтесь в нашем путешествии узнать как можно больше, для нас это

очень важно.

- Каждая экспедиция начинается с изучения маршрута. Обратимся к карте и

определим, где расположена зона степей (Работа по карте)

- Каким цветом изображена зона на карте?

- Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

2. Видеоряд.

- Посмотрите на экран. Что такое степь?

- Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь - до самого

края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей

предела. Как море, волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь

жаркое с сухими ветрами.

Множество грызунов населяют эти края.

«Степь» - общеевропейское толкование означает - «быть плоским, ровным».

Степь - это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.

- А теперь поработаем по группам в роли исследователей, используя

дополнительный материал, который находится на партах.

Зоологи изучат животный мир степей,

ботаники - растительный мир, географы узнают более подробно о царстве

тепла и сухих ветров, экологи познакомятся с проблемами этой зоны.

Итогом этой работы будет представление и защита своих проектов.

(Приложение 1)

3. Физминутка

Руки подняли и покачали -

Это ковыль в степи.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложили назад.

4. Работа в группах.

VI.Первичное закрепление

1. Презентация работы в группах ( представляют полученную информацию,

дополняют иллюстрациями. В итоге на доске получается большая карточка –

опора)

- А теперь каждая группа представит свою работу.

- Слово предоставляется географам.

- А теперь давайте послушаем, какие исследования провели ботаники.

- Пришла пора зоологам рассказать о животном мире степей.

- О том, что же угрожает природе степей, расскажут экологи.

- Посмотрите, какой у нас получился информационный коллаж.

2. Коллективная дискуссия

-

Отличаются ли природные условия степей от зоны лесов?

А нужно ли охранять это царство тепла и сухих ветров?

3. Интерактивная лекция( сопровождается показом слайдов )

- Совершенно верно, именно поэтому на территории Саратовской области с

целью охраны дрофы в Федоровском районе Заволжья создан Семеновский

заповедник.

В Пугачевском районе создан заказник «Тюльпанная степь».

На границе Балаковского района расположен Алексеевский государственный

заказник.

4. АМО "ДА-НЕТка"

-А теперь давайте немного поиграем. У каждого из вас есть карточки с

вопросами . Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не

согласны - «-».

1. Зона степей находится южнее лесных зон. (+)

2. В степи лето короткое, но жаркое. ( - )

3. Деревья в степи не растут, им не хватает влаги. (+)

4. У многих растений корни - луковицы и узкие листья. (+)

5. Серая куропатка - хищник. ( -)

6. Кобылка питается насекомыми. ( - )

7. Почва степей богата перегноем. (+)

8. Исчезновение животных в степи происходит из-за жары. (-)

9. Основное занятие жителей степи - растениеводство (+)

- Совершим самопроверку по эталону (слайд)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Вот и подходит к концу наш урок, продолжите фразы:

- Урок заставил задуматься над тем, что...

- Своей работой на уроке я...

- Оцените нашу работу, подобрав на буквы слова"УРОК"имена

прилагательные (например, удивительный, радостный, очаровательный,

классный)

VIII.Домашнее задание:

для любознательных ребят, которые любят сами исследовать, я хочу

предложить следующее задание, выясните, а есть ли у нас на планете,

территории, с такими же природными условиями как наша степная зона,

возможно, они имеют ещё какие-то названия. Выяснить какие там обитают

животные, растут растения, есть ли отличия.

Приложение

Информационная карточка "Экологи"

Многим растениям и животным степной зоны грозит полное исчезновение.

Главная причина - распашка земель .Теплое и солнечное лето, черноземы

позволяют людям выращивать богатые урожаи пшеницы, кукурузы,

подсолнечника и другие культуры. Другая причина - это выпас скота. Иногда

большие стада пасут долго на одном месте, происходит перевыпас. Из-за

этого разрушается почва, исчезают растения, страдают животные. Многие

растения и животные занесены в Красную книгу. Но, пожалуй, самым

страшным бедствием для растений и животных степной зоны являются

пожары. Они не щадят никого, и уцелеть от огня не может никто: ни птицы,

ни звери, ни расте-ния. И рвется цепь питания: сгорят растения, погибнут

насекомые, погибнут мелкие птицы, погибнут крупные птицы-хищники.

Главным виновником пожаров является человеческий фактор.

С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных

животных. Браконьерство-еще одна экологическая проблема в этих краях.

Информационная карточка "Ботаники"

В степной зоне растут в основном травянистые растения. Растениям хорошо

живётся в степи, где много света и тепла. Многие начинают цвести ранней

вес-ной, как только сойдет снег, пока еще не очень жарко и хватает влаги в

почве. Степь покрывается разноцветным ковром из тюльпанов, маков,

гиацинтов, ирисов, пионов.

Большинство растений, цветущих ранней весной - луковичные растения.

После цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с

запасом питательных веществ и воды до следующей весны.

Так эти растения приспосабливаются к жизни в степи засушливым летом.

В мае, когда становится очень жарко, растительный покров изменяется.

Теперь в степи можно встретить злаковые растения: типчак, ковыль, полынь,

мятлик.

Это основные травы, растущие в степи. Они переносят даже очень сильную

засуху. У этих растений тонкие листья и длинные корни. Для высокорослых

растений нет условий.

Информационная карта "Географы"

Степная зона расположена южнее зоны лесов. Это бескрайние равнинные

пространства, покрытые травянистым ковром.

Климат в степях достаточно теплый: тепла в степях больше, чем в зоне лесов,

но осадков выпадает меньше. Лето долгое, жаркое и засушливое, +25С, +30С,

жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая, с редкими

дождями. Часто дуют ветры - суховеи, иногда переходят в пыльные бури.

Зима короткая и теплая, но бывают холода до -20С, -30С, снега мало.

Богата природа наших степей. Степная зона славится самой плодородной

почвой - черноземом. Много солнца, длинное теплое лето, плодородные

почвы - все это позволяет выращивать здесь многие ценные культуры.

Издавна степь называли житницей России.

Она давала много хлеба. Основное занятие населения в степной зоне -

земледелие. Хорошо развито и животноводство. На западе степной полосы с

давних времен выращивают пшеницу, высокоурожайную кукурузу, сахарную

свеклу и подсолнечник. Всюду сады, в них растут яблони, груши, сливы,

абрикосы, а на юге - виноград. На бахчах зреют сахарные арбузы, ароматные

дыни; на огородах выращивают овощи.

Всю весну, лето и осень люди выращивают различные культуры.

Информационная карточка "Зоологи"

В степи довольно богатый животный мир.

Здесь обитают тысячи насекомых: кузнечики ко-былки, мухи, в том числе и

вредитель, истребляющий огромное количество растений, - саранча. Это

крупное насекомое длиной около 6 см может перемещаться за день на

расстояние до 120 км.

Среди степных животных много грызунов. Это суслики, хомяки, сурки,

слепыши. Степь - открытое место. За грызунами охотятся хищные птицы:

орел, пустельга, лунь, кобчик, коршун, ушастая сова. Поэтому от жары и

хищников они могут спрятаться только в норах.

Живут в степной зоне и пресмыкающиеся: ящерицы, степная гадюка.

В степях живет необычная птица дрофа, которая полету предпочитает бег на

длинные дистанции, а также журавль - красавка, степной жаворонок, серая

куропатка.

Встречаются в степи и копытные — антилопы, сайгаки.

КАРТОЧКА - ОПОРА "ЭКОЛОГИ"

Изучите информацию, восстановите текст.

Многим растениям и животным степной зоны грозит полное исчезновение.

Главная причина - ……….... земель.

Другая причина - это .………..скота. Иногда большие стада пасут долго на

одном месте, происходит перевыпас. Из-за этого ………… почва, исчезают

……….., страдают животные. Многие растения и

животные занесены в …………. Но, пожалуй, самым

страшным бедствием для растений и животных степной зоны являются

………… Они не щадят никого, и уцелеть от огня не может никто: ни птицы,

ни звери, ни растения. И рвется ……….. питания.

Главным виновником пожаров является ……….. фактор.

Еще одна экологическая проблема в этих краях - ………….

КАРТОЧКА - ОПОРА "БОТАНИКИ"

Рассмотрите гербарий, изучите информацию, восстановите текст.

В степной зоне растут в основном …………. растения. Многие начинают

цвести ранней …………..

Степь покрывается разноцветным ковром из …....., ………, ……….., ирисов,

пионов. Большинство растений, цветущих ранней весной -

………….растения. После цветения листья и стебли отмирают, и в земле

остаётся луковица с запасом питательных веществ и воды до следующей

весны.

Так эти растения приспосабливаются к жизни в степи …………..

летом.

Когда становится очень жарко, растительный покров изменяется. Теперь в

степи можно встретить злаковые. растения: типчак,....., ……..,мятлик.

Они переносят даже очень сильную засуху, так как у них тонкие листья и

длинные корни . Для высокорослых растений нет условий.

КАРТОЧКА - ОПОРА "ГЕОГРАФЫ"

Изучите информацию, восстановите текст.

Степная зона расположена ………. зоны ……...

Это бескрайние ……….. пространства, покрытые ……….. ковром.

Климат в степях достаточно теплый: тепла в степях больше, чем в зоне лесов,

но осадков выпадает меньше.

Лето ………. жаркое и ……….., с ………. дождями. Жара может достигать до

+40С. Часто дуют ветры - ………., иногда переходят в пыльные бури. Зима

……….. и ………., но бывают холода до -20С, -30С, снега мало.

Степная зона славится самой ……….. почвой - черноземом. Основное

занятие населения в степной зоне - ………..

Хорошо развито и ………..

КАРТОЧКА - ОПОРА "ЗООЛОГИ"

Изучите информацию, восстановите текст.

В степи довольно богатый животный мир.

Здесь обитают ………. насекомых : кузнечики, ………, мухи, в том числе и

вредитель, истребляющий огромное количество растений - саранча.

Среди степных животных много ………. Это суслики, хомяки, ……….,

слепыши. Степь - открытое место. За грызунами охотятся ………. птицы:

орел,……….,лунь,………,коршун, ушастая сова. Поэтому от жары и

хищников они могут спрятаться только в норах.

Живут в степной ………… : ящерицы, степная гадюка.

B степях живёт необычная птица ……… которая полету предпочитает бег на

длинные дистанции, а так же журавль - красавка, ……….., серая куропатка.

Встречаются в степи и копытные — антилопы, сайгаки.



В раздел образования