Автор: Недотекина Елена Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 16 г. Балашова Саратовской области
Населённый пункт: город Балашов, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Природные зоны России. Зона степей"
Раздел: начальное образование
Конспект урока по окружающему миру по теме
«Природные зоны России. Зона степей»
Учебный предмет
:
Окружающий мир.
Класс
:
4.
Программа
:
УМК «Школа России».
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы обучения:
деятельностный метод обучения
создание проблемной ситуации;
поисковый;
наглядно-иллюстративный;
словесный
метод ИКТ
Формы организации деятельности:
фронтальная
групповая
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с
географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и
растительным миром, ролью человека; определения границ знания и
«незнания»; способствовать формированию у учащихся представлений о
природной зоне степей; первоначальных умений поиска необходимой
информации и анализа полученной информации; развитию интереса к
предмету «Окружающий мир».
Планируемые результаты:
Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества с
взрослыми и сверстниками в равных ситуациях;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе к
объектам природы.
Метапредметные:
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, сформулированную
самостоятельно и уточнённую учителем;
планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками
необходимые действия;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.
Коммуникативные:
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать
и обосновывать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности.
Познавательные:
выделять существенную информацию, находить дополнительную
информацию, используя справочную литературу;
моделировать различные ситуации и явления природы;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
объектами.
Предметные:
получат представление о степной зоне; познакомятся с ее
географическим положением и климатическими условиями; узнают
особенности растительного и животного мира зоны степей,
хозяйственной деятельности населения;
получат возможность научиться работать с учебником, с картой,
дополнительной литературой, гербарием, организовать рабочее место.
Материально-техническое обеспечение:
1)УМК А.А.Плешаков и др. Окружающий мир. 4 класс.
Учебник, ч.1, с.110-117.
Рабочая тетрадь, ч.1, с.54-56.
От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы,
А.А.Плешаков.
Гербарий растений степи.
2) Карта природных зон, кейсы с материалами и заданиями, гербарий
растений степи; 4 ноутбука, презентация «Зона степей», интерактивная
доска; проектор
І. Мотивация к учебной деятельности
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
II. Актуализация знаний
Учитель. Вы уже побывали в некоторых природных зонах, давайте вспомним
их.
АМО "Заморочки из бочки". Вам необходимо определить природную зону по
описанию, по картинке, по загадке. ( учитель ставит после ответа пирамидку
на стол)
1.3агадка-вопрос:
-Царство вечной мерзлоты, ледяная зона (Арктика)
-
Обратимся к картине известного художника Виктора Михайловича
Васнецова «Северный край». Какую зону изобразил живописец? (тайга)
-
Михаил Михайлович Пришвин в своем произведении описал зимнюю пору
какой природной зоны, послушайте:
... Снежная пороша. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные
тяжелые лапы, березы склонились до самой земли и стали кружевными
арками. Ель царствует, а береза плачет. (смешанные леса)
-Главным занятием населения этой природной зоны является- оленеводство
(Тундра)
Ш. Постановка учебной задачи
А теперь отгадайте следующую загадку:
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это... (Степь.)
IV. Формулирование темы и целей урока
-
О чем же мы будем сегодня говорить?
Тема нашего урока"Природная зона степей"
- Что же нам нужно выяснить на уроке? (Узнать, где расположена зона степи,
каков климат, какие животные и растения обитают в степи, заповедники
степей)
V. Построение проекта выхода из затруднения
- Сегодня я приглашаю вас отправиться в научную экспедицию в природную
зону степь. В составе нашей экспедиции будут географы, зоологи, ботаники,
экологи.
- У вас на спинке стула знак определенного цвета, вам необходимо занять
места по группам в соответствии с цветом вашего знака.
-Постарайтесь в нашем путешествии узнать как можно больше, для нас это
очень важно.
- Каждая экспедиция начинается с изучения маршрута. Обратимся к карте и
определим, где расположена зона степей (Работа по карте)
- Каким цветом изображена зона на карте?
- Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
2. Видеоряд.
- Посмотрите на экран. Что такое степь?
- Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь - до самого
края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей
предела. Как море, волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь
жаркое с сухими ветрами.
Множество грызунов населяют эти края.
«Степь» - общеевропейское толкование означает - «быть плоским, ровным».
Степь - это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.
- А теперь поработаем по группам в роли исследователей, используя
дополнительный материал, который находится на партах.
Зоологи изучат животный мир степей,
ботаники - растительный мир, географы узнают более подробно о царстве
тепла и сухих ветров, экологи познакомятся с проблемами этой зоны.
Итогом этой работы будет представление и защита своих проектов.
(Приложение 1)
3. Физминутка
Руки подняли и покачали -
Это ковыль в степи.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
4. Работа в группах.
VI.Первичное закрепление
1. Презентация работы в группах ( представляют полученную информацию,
дополняют иллюстрациями. В итоге на доске получается большая карточка –
опора)
- А теперь каждая группа представит свою работу.
- Слово предоставляется географам.
- А теперь давайте послушаем, какие исследования провели ботаники.
- Пришла пора зоологам рассказать о животном мире степей.
- О том, что же угрожает природе степей, расскажут экологи.
- Посмотрите, какой у нас получился информационный коллаж.
2. Коллективная дискуссия
-
Отличаются ли природные условия степей от зоны лесов?
А нужно ли охранять это царство тепла и сухих ветров?
3. Интерактивная лекция( сопровождается показом слайдов )
- Совершенно верно, именно поэтому на территории Саратовской области с
целью охраны дрофы в Федоровском районе Заволжья создан Семеновский
заповедник.
В Пугачевском районе создан заказник «Тюльпанная степь».
На границе Балаковского района расположен Алексеевский государственный
заказник.
4. АМО "ДА-НЕТка"
-А теперь давайте немного поиграем. У каждого из вас есть карточки с
вопросами . Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не
согласны - «-».
1. Зона степей находится южнее лесных зон. (+)
2. В степи лето короткое, но жаркое. ( - )
3. Деревья в степи не растут, им не хватает влаги. (+)
4. У многих растений корни - луковицы и узкие листья. (+)
5. Серая куропатка - хищник. ( -)
6. Кобылка питается насекомыми. ( - )
7. Почва степей богата перегноем. (+)
8. Исчезновение животных в степи происходит из-за жары. (-)
9. Основное занятие жителей степи - растениеводство (+)
- Совершим самопроверку по эталону (слайд)
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Вот и подходит к концу наш урок, продолжите фразы:
- Урок заставил задуматься над тем, что...
- Своей работой на уроке я...
- Оцените нашу работу, подобрав на буквы слова"УРОК"имена
прилагательные (например, удивительный, радостный, очаровательный,
классный)
VIII.Домашнее задание:
для любознательных ребят, которые любят сами исследовать, я хочу
предложить следующее задание, выясните, а есть ли у нас на планете,
территории, с такими же природными условиями как наша степная зона,
возможно, они имеют ещё какие-то названия. Выяснить какие там обитают
животные, растут растения, есть ли отличия.
Приложение
Информационная карточка "Экологи"
Многим растениям и животным степной зоны грозит полное исчезновение.
Главная причина - распашка земель .Теплое и солнечное лето, черноземы
позволяют людям выращивать богатые урожаи пшеницы, кукурузы,
подсолнечника и другие культуры. Другая причина - это выпас скота. Иногда
большие стада пасут долго на одном месте, происходит перевыпас. Из-за
этого разрушается почва, исчезают растения, страдают животные. Многие
растения и животные занесены в Красную книгу. Но, пожалуй, самым
страшным бедствием для растений и животных степной зоны являются
пожары. Они не щадят никого, и уцелеть от огня не может никто: ни птицы,
ни звери, ни расте-ния. И рвется цепь питания: сгорят растения, погибнут
насекомые, погибнут мелкие птицы, погибнут крупные птицы-хищники.
Главным виновником пожаров является человеческий фактор.
С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных
животных. Браконьерство-еще одна экологическая проблема в этих краях.
Информационная карточка "Ботаники"
В степной зоне растут в основном травянистые растения. Растениям хорошо
живётся в степи, где много света и тепла. Многие начинают цвести ранней
вес-ной, как только сойдет снег, пока еще не очень жарко и хватает влаги в
почве. Степь покрывается разноцветным ковром из тюльпанов, маков,
гиацинтов, ирисов, пионов.
Большинство растений, цветущих ранней весной - луковичные растения.
После цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с
запасом питательных веществ и воды до следующей весны.
Так эти растения приспосабливаются к жизни в степи засушливым летом.
В мае, когда становится очень жарко, растительный покров изменяется.
Теперь в степи можно встретить злаковые растения: типчак, ковыль, полынь,
мятлик.
Это основные травы, растущие в степи. Они переносят даже очень сильную
засуху. У этих растений тонкие листья и длинные корни. Для высокорослых
растений нет условий.
Информационная карта "Географы"
Степная зона расположена южнее зоны лесов. Это бескрайние равнинные
пространства, покрытые травянистым ковром.
Климат в степях достаточно теплый: тепла в степях больше, чем в зоне лесов,
но осадков выпадает меньше. Лето долгое, жаркое и засушливое, +25С, +30С,
жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая, с редкими
дождями. Часто дуют ветры - суховеи, иногда переходят в пыльные бури.
Зима короткая и теплая, но бывают холода до -20С, -30С, снега мало.
Богата природа наших степей. Степная зона славится самой плодородной
почвой - черноземом. Много солнца, длинное теплое лето, плодородные
почвы - все это позволяет выращивать здесь многие ценные культуры.
Издавна степь называли житницей России.
Она давала много хлеба. Основное занятие населения в степной зоне -
земледелие. Хорошо развито и животноводство. На западе степной полосы с
давних времен выращивают пшеницу, высокоурожайную кукурузу, сахарную
свеклу и подсолнечник. Всюду сады, в них растут яблони, груши, сливы,
абрикосы, а на юге - виноград. На бахчах зреют сахарные арбузы, ароматные
дыни; на огородах выращивают овощи.
Всю весну, лето и осень люди выращивают различные культуры.
Информационная карточка "Зоологи"
В степи довольно богатый животный мир.
Здесь обитают тысячи насекомых: кузнечики ко-былки, мухи, в том числе и
вредитель, истребляющий огромное количество растений, - саранча. Это
крупное насекомое длиной около 6 см может перемещаться за день на
расстояние до 120 км.
Среди степных животных много грызунов. Это суслики, хомяки, сурки,
слепыши. Степь - открытое место. За грызунами охотятся хищные птицы:
орел, пустельга, лунь, кобчик, коршун, ушастая сова. Поэтому от жары и
хищников они могут спрятаться только в норах.
Живут в степной зоне и пресмыкающиеся: ящерицы, степная гадюка.
В степях живет необычная птица дрофа, которая полету предпочитает бег на
длинные дистанции, а также журавль - красавка, степной жаворонок, серая
куропатка.
Встречаются в степи и копытные — антилопы, сайгаки.
КАРТОЧКА - ОПОРА "ЭКОЛОГИ"
Изучите информацию, восстановите текст.
Многим растениям и животным степной зоны грозит полное исчезновение.
Главная причина - ……….... земель.
Другая причина - это .………..скота. Иногда большие стада пасут долго на
одном месте, происходит перевыпас. Из-за этого ………… почва, исчезают
……….., страдают животные. Многие растения и
животные занесены в …………. Но, пожалуй, самым
страшным бедствием для растений и животных степной зоны являются
………… Они не щадят никого, и уцелеть от огня не может никто: ни птицы,
ни звери, ни растения. И рвется ……….. питания.
Главным виновником пожаров является ……….. фактор.
Еще одна экологическая проблема в этих краях - ………….
КАРТОЧКА - ОПОРА "БОТАНИКИ"
Рассмотрите гербарий, изучите информацию, восстановите текст.
В степной зоне растут в основном …………. растения. Многие начинают
цвести ранней …………..
Степь покрывается разноцветным ковром из …....., ………, ……….., ирисов,
пионов. Большинство растений, цветущих ранней весной -
………….растения. После цветения листья и стебли отмирают, и в земле
остаётся луковица с запасом питательных веществ и воды до следующей
весны.
Так эти растения приспосабливаются к жизни в степи …………..
летом.
Когда становится очень жарко, растительный покров изменяется. Теперь в
степи можно встретить злаковые. растения: типчак,....., ……..,мятлик.
Они переносят даже очень сильную засуху, так как у них тонкие листья и
длинные корни . Для высокорослых растений нет условий.
КАРТОЧКА - ОПОРА "ГЕОГРАФЫ"
Изучите информацию, восстановите текст.
Степная зона расположена ………. зоны ……...
Это бескрайние ……….. пространства, покрытые ……….. ковром.
Климат в степях достаточно теплый: тепла в степях больше, чем в зоне лесов,
но осадков выпадает меньше.
Лето ………. жаркое и ……….., с ………. дождями. Жара может достигать до
+40С. Часто дуют ветры - ………., иногда переходят в пыльные бури. Зима
……….. и ………., но бывают холода до -20С, -30С, снега мало.
Степная зона славится самой ……….. почвой - черноземом. Основное
занятие населения в степной зоне - ………..
Хорошо развито и ………..
КАРТОЧКА - ОПОРА "ЗООЛОГИ"
Изучите информацию, восстановите текст.
В степи довольно богатый животный мир.
Здесь обитают ………. насекомых : кузнечики, ………, мухи, в том числе и
вредитель, истребляющий огромное количество растений - саранча.
Среди степных животных много ………. Это суслики, хомяки, ……….,
слепыши. Степь - открытое место. За грызунами охотятся ………. птицы:
орел,……….,лунь,………,коршун, ушастая сова. Поэтому от жары и
хищников они могут спрятаться только в норах.
Живут в степной ………… : ящерицы, степная гадюка.
B степях живёт необычная птица ……… которая полету предпочитает бег на
длинные дистанции, а так же журавль - красавка, ……….., серая куропатка.
Встречаются в степи и копытные — антилопы, сайгаки.