Автор: Романькова Алла Станиславовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБОУ ПОО "Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко"
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Методическая разработка учебного занятия «Мастер –класс» с использованием технологии мастерских
Тема: Разработка именного логотипа-монограммы как элемента фирменного стиля
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Магнитогорский технологический колледж
им. В.П. Омельченко»
«Разработка именного логотипа-монограммы
как элемента фирменного стиля»
Методическая разработка учебного занятия «Мастер –класс»
с использованием технологии мастерских
Романькова Алла Станиславовна,
мастер производственного обучения
Магнитогорск, 2024
2
«Разработка именного логотипа-монограммы как элемента фирменного
стиля»
Автор-разработчик:
Романькова Алла Станиславовна, мастер производственного обучения
ГБОУ ПОО МТК
3
Содержание
1. Пояснительная записка ............................................................................................................................. 4
2. Технологическая карта учебного занятия ............................................................................................... 11
4
1.
Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается рост требований к качеству подготовки
профессионалов
в области графического дизайна. Эта тенденция становится
ключевой
и
специфической
в
развитии
дизайнерской
индустрии.
В
связи
с
высоким уровнем развития программного обеспечения и цифровых технологий в
этой
сфере
необходимо,
чтобы
специалисты
обладали
не
только
общими
и
специализированными знаниями, но и были гибкими и способными творчески
реагировать
на
изменения
в
практике.
Также
им
требуется
умение
решать
широкий
спектр
производственных
задач.
Все
эти
требования
могут
быть
реализованы через создание подходящих педагогических условий.
В
преподавании
профессиональных
дисциплин
графического
дизайна
важным моментом является сбалансированное использование педагогических
условий и технологий. Методика преподавания данных дисциплин основана на
широком
применении
цифровых
инструментов,
методов
и
технологий.
В
современном мире все большую популярность приобретают нейросети.
Цифровые инструменты являются неотъемлемой частью современной
виртуальной
среды,
в
которой
функционирует
все
будущее
программное
обеспечение
дизайнера,
поэтому
будущий
графический
дизайнер
неизбежно
связан с цифровой средой.
Для
современных
студентов
важное
значение
приобретают
цифровые
инструменты, поскольку они представляют собой современный и привычный
способ передачи информации с использованием цифровых технологий в XXI
веке.
Следовательно,
в
учебном
процессе
необходимо
активно
применять
цифровые инструменты обучения и проектирования.
Цифровизация в образовании тесно связана с разработкой современных
методик преподавания, включая эффективные подходы к организации учебных
занятий.
Одним
из
таких
подходов
является
применение
искусственного
интеллекта
–
нейросети.
Искусственный
интеллект
позволяет
расширить
5
возможности не только в сфере рисования, но и в таких сферах, как работа
текстом.
Ведь
графическому
дизайнеру
необходимо
не
только
представить
проект, но и защитить его. Нейросети - это инновационная методология, широко
применяемая
в
информационных
технологиях.
Они
обеспечивают
последовательное
и
своевременное
выполнение
задач
каждым
участником,
поддерживают
установленный
ритм
работы
и
позволяют
эффективно
адаптироваться к изменениям в проекте, находя оптимальные решения.
Инструмент
«искусственный
интеллект»
способствует
повышению
эффективности
работы
студентов
на
учебном
занятии,
развивает
интерес
к
творческому процессу, за счет быстрого получения результата деятельности, за
счет
получения
нескольких
потоков
информации
одновременно,
желание
получать информацию в интерактивном и визуальном формате
(Рисунок 1).
Рисунок 1 – Текст, написанный нейросетью, адаптированный под учебный процесс
практического занятия
Помимо
цифровых
средств
обучения,
существует
множество
других
инструментов, которые не прямо ассоциируются с образованием, но находят
применение
в
этой
сфере.
Одним
из таких
инструментов
является
мудборд
(moodboard)
(Рисунок 2).
6
Рисунок 2 – Мудборд
Мудборд
в
основном
используется
дизайнерами,
архитекторами
и
организаторами
мероприятий.
Педагоги
также
заимствуют
современные
тенденции
из
других
областей
и
преобразуют
их
для
использования
в
образовательных
целях,
чтобы
привлечь
внимание
учащихся
к
учебному
процессу.
Мудборд (доска настроения) — это коллаж из фотографий, иллюстраций,
паттернов, слоганов, шрифтов и цветовых схем.
Применяется в разных сферах, например:
1.
Брендинг: в процессе разработки логотипа и фирменного стиля компании
доска
настроения
позволяет
понять,
в
каком
направлении
необходимо
двигаться,
проанализировать,
какое
впечатление
должен
производить
конечный продукт, а также визуализировать концепцию.
2.
Разработка дизайн-проектов: составление мудборда — важный шаг перед
тем,
как
приступить
к
работе
над
сайтом,
приложением
или
другим
крупным проектом.
3.
Фото-
и
видеосъёмка
для
рекламы: создание
доски
настроения
—
неотъемлемая
часть
подготовки
к
съёмкам.
Изображения,
которые
ассоциируются
с
рекламируемым
продуктом,
помогают
разработать
7
общую концепцию, выбрать костюмы, а также определиться со стилем
монтажа.
Все эти средства внедряется в процесс учебного занятия для того, чтобы:
1)
создать и привлечь внимание студентов на использование нового
инструмента для ведения занятия;
2)
получить желаемый результат работы на различных этапах занятия
(подготовительный, основной, заключительный этап);
3)
анализировать и отбирать полученный результат (выбор идеи, работа
с показателями, с запросом);
4)
научить обучающихся выстраивать процесс создания задачи проекта
за счет введения запросов для нейросети.
Важной задачей преподавателя является формирование профессиональных
и
общих
компетенций
у
каждого
студента
индивидуально.
Федеральный
государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит перед нами цель
развития
индивидуальности,
самобытности,
уникальности
и
неповторимости
каждой личности, поэтому наилучшей формой организации учебного процесса
является индивидуальный подход.
ФГОС СПО представляет набор обязательных требований для среднего
профессионального
образования
по
профессии
54.01.20
"Графический
дизайнер". Они определяют условия получения общего и профессионального
образования, учитывая различные формы обучения, образовательные технологии
и особенности отдельных категорий студентов.
Согласно
требованиям
ФГОС
СПО
графический
дизайнер
должен
обладать компетенциями, необходимыми для основных видов профессиональной
деятельности. Одной из таких компетенций является разработка дизайн-макетов
на основе технического задания.
Учебное
занятие
«Разработка
именного
логотипа-монограммы
как
элемента фирменного стиля» имеет следующие цели:
8
1)
обучающая:
формирование
профессиональных
умений
разрабатывать
логотип
в
стиле
монограммы
на
основе
анализа
данных необходимых для выполнения в элементе фирменного стиля;
2)
развивающая:
умение
осуществлять
анализ
информации
данных
необходимых
для
выполнения
задач
по
разработке
логотипа-
монограммы на основе технического задания;
3)
воспитательная: формирование умений работать в команде (ОК4),
стремление
воспитывать
и
уважать
собственную
и
чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех видах деятельности.
В
ходе
изучения
у
обучающихся
формируются
следующие
общие
и
профессиональный компетенции согласно ФГОС СПО по профессии 54.01.20
Графический дизайнер:
ОК02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК04.
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
взаимодействовать с коллегами, руководством;
ОК09.
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной деятельности;
ПК 3.2. Разрабатывать дизайн-макет на основе технического задания.
Графическое
образование
нуждается
в
инновационных
технологиях
и
методиках.
Необычная
система
обучения,
предоставляющая
каждому
обучающемуся, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать
себя в познании, получила название технология творческих мастерских.
Мастерская - форма обучения педагогов и обучающихся, которая создает
условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту
путем самостоятельного или коллективного открытия.
Главная задача мастера, как педагога, помочь обучающемуся осознать у
себя
наличие
творческих,
интеллектуальных
возможностей,
способностей,
а
также потенциал личностного развития.
9
Для
достижения
поставленных
целей
были
выбраны
следующие
технологии и методики, приемы работы:
технология
мастерских,
игровые
технологии,
бережливые
технологии
(инструмент - мудборд)
метод демонстрации:
- индивидуальная форма выполнения заданий,
- создание производственной ситуации,
- создание позитивного фона занятия, способствующего достижения цели
занятия, ориентацию на успех;
словесные методы:
- беседа,
- фронтальный опрос;
наглядно-демонстративный метод.
Анализируя
особенности
мастерских
как
педагогической
технологии,
важно отметить, что при их построении и проведении активно используется
следующий подход: образовательный процесс должен быть выстроен с позиции
самопознания
личности,
помощи
ее
самостоятельным
духовным
усилиям,
стимулирования, пробуждения, заложенных в ней от рождения активности и
творческого начала.
Важным
аспектом
педагогической
технологии
является
воспитание
участников
мастерской,
который
заключается
в
постоянной
корректировке
субъективного опыта, сопоставлении его с опытом других, в результате чего
происходит выбор собственного пути, самоактуализация.
Во
время
занятий
происходит
социализация,
рефлексия,
студенты
свободно
высказывают
свою
позицию,
осознают
причины
ее
принятия
или
непринятия, задают вопросы.
Мастерская
как
педагогическая
технология
нацелена
на
раскрытие
индивидуальности
человека,
реализацию
его
права
на
развитие
всех
способностей.
При
явно
выраженном
акценте
на
формировании
способов
10
умственных
действий
приоритет
в
педагогической
технологии
мастерских
отдается развитию творческих способностей.
Итак, целью педагогической технологии мастерских является не прямая
передача информации, а совместный поиск знаний.
Условием
удачного
проведения
занятия
является
следование
законам
творческих мастерских, учет основных принципов ее проведения:
все занятие подчинено единому замыслу и строится по плану;
все
этапы
(индукция,
целеполагание,
деконструкция,
социализация,
афиширование, разрыв, рефлексия) логически связаны;
дидактический
материал
соответствует
изучаемому
произведению,
интересен для обучающегося, соотносится с темой творческой мастерской.
2.
Технологическая карта учебного занятия
Учебная дисциплина
Фирменный стиль и корпоративный дизайн
Дата занятия
Апрель, 2024
№ группы,
профессия/специальность
обучающихся
54.01.20 Графический дизайнер
Раздел/тема программы
Раздел 1.
Основные элементы фирменного стиля. Логотип.
Тема занятия
«Разработка именного логотипа-монограммы как элемента фирменного стиля»
Цели занятия
Обучающая:
Формирование профессиональных умений разрабатывать логотип в стиле монограммы на основе
анализа данных необходимых для выполнения в элементе фирменного стиля (ПК. 2.3)
Развивающая:
Умение осуществлять анализ информации данных необходимых для выполнения задач по
разработке логотипа-монограммы на основе технического задания (ОК02)
Воспитательная:
Формирование умений работать в команде (ОК4), стремление воспитывать и уважать
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех видах деятельности
Тип занятия
Практическое занятие
Технологии, методы, приёмы
обучения
технология мастерских
игровые технологии
бережливые технологии (инструмент - мудборд)
метод демонстрации
словесные методы: беседа, фронтальный опрос; инструктаж (алгоритм)
наглядно-демонстративный метод
выполнение практической работы,
оценочный лист (чек-лист)
Формы организации деятельности
обучающихся
Индивидуальная, групповая, фронтальная
12
Основные понятия, термины
Логотип
Монограмма
Модульная сетка
Элементы фирменного стиля
Техническое задание
Чек-лист
ПО (программа Иллюстратор)
Редактор и именных логотипов
Нейросети (искусственный интеллект)
Мудборд
Оснащение занятия
Проектор, выход в интернет, ПК
Раздаточный материал
Презентация
Видеоролик
ПО (программа Иллюстратор)
Планируемые результаты
Общие компетенции
ОК. 02. Осуществлять поиск, анализ
данных и интерпретацию
информации, необходимой для
выполнения задач
профессиональной деятельности
Уметь:
осуществлять анализ информации в техническом задании, необходимом для выполнения задач по
разработке логотипа (ОК.О4)
Знать:
приемы осуществления анализа, на основе ТЗ для разработки визуальной идеи будущего
логотипа (продукта графического дизайна, элемента фирменного стиля)
ОК
04.
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством, клиентами.1
Уметь:
умение работать в группе
Знать:
правила общения и взаимодействия с коллегами
13
Профессиональные компетенции
ПК.2.3 Разрабатывать дизайн-макет
на основе технического задания
Уметь:
уметь разрабатывать логотип на основе технического задания, применять модульную сетку в
разработке логотипа, уметь использовать необходимые инструменты для разработки логотипа
Знать:
приёмы, средства и технологии необходимые для разработки идеи; виды технологий
предоставления визуальной идеи заказчику на основе технического задания при разработке
логотипов
14
ХОД УРОКА
Элементы
внешней
структуры урока
Элементы
внутренней
(дидактической)
структуры урока
Задачи этапа урока
Деятельность
преподавателя
1.
Подготови
тельный этап
5минут
1.1.
Организационный
момент
Организация
обучающихся
Приветствие
Отметка присутствующих
Установление дисциплины
1.
2.
3.
4.
5.
1.2.
Целевая установка
Постановка целей
Спланировать
деятельность
Этап 1. Индукция
Знакомство с темой занятия
Формулировка цели и
результатов занятия СС
обучающимися
Актуальность темы
Мотивация студентов
Создание правил мастерской
Знакомство с инструментами
оценки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.3. Актуализация
опорных знаний и
опыта
обучающихся
Подготовить
обучающихся к
выполнению
упражнений.
Обеспечить
мотивацию.
Озвучивание темы.
Объяснение новых понятий
Демонстрация эталона
работы и техники
исполнения
Составление характеристики
понятию монограммы
1.
2.
3.
4.
5.
15
6.
7.
2. Основной этап
33,5 минут
2.1. Формирование
новых умений
Создавать
проблемную
ситуацию.
Этап 2. Деконструкция
Введение в практическую
деятельность.
Создание проблемной
ситуации.
Выполнение задания 1
Этап 2
Знакомятся с основным этапом работы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
16
2.2. Применение
освоенных умений
Создать условия для
формирования
новых умений
Этап 3. Реконструкция
Введение в практическую
деятельность.
Выполнение задания 2
Поддержание мотивации
обучающихся.
Этап 3
Знакомятся с основным этапом 3
Работа в творческой мастерской
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
2.3 Применение и
формирование
освоенных умений
Создавать условия
для усвоения новых
умений и
укрепление знаний
Введение в практическую
деятельность. Выполнение
задания 3
Этап 4
Знакомятся с основным этапом 4
Работа в творческой мастерской
1.
2.
3.
4.
17
5.
6.
7.
8.
9.
2.4
Знакомство с новыми
технологиями
Этап 5
Знакомятся с основным этапом 5 -
лайфхаки
1.
2.
3.
2.5
Этап 4. Социализация
Презентация выполненных
работ
Этап 6
Знакомятся с основным этапом 6
1.
2.
3.
4.
5.
6.
18
7.
8.
3.
Заключительный
этап
6,5 минут
3.1. Подведение
итогов урока (по
каждой цели).
Выдача домашнего
задания
Формирование
выводов
Этап 5. Афиширование
Создание ситуации
сотрудничества
Результат работы
Защита проекта
(выступление)
1.
2.
3.
Этап 6. Разрыв
Этап 7. Рефлексия
1.
2.
3.
4.
19