Автор: Краснова Рената Валентиновна
Должность: Преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: СПб ГБ ПОУ "Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Мотивационно-стимулирующие условия организации профессиональной деятельности в колледже
Раздел: среднее профессиональное
Использование технологий наставничества по обеспечению
профессионального становления студентов и достижения ими высокого уровня
профессионального мастерства приобретает в настоящее время особое значение.
Современная система образования предоставляет возможность выбрать
среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на
собственный опыт работы.
Одна из таких технологий – командообразование, как основная форма
обеспечения профессионального становления, развития и адаптации студентов.
В связи с ориентацией процесса обучения на проектные формы работы
студентов встает вопрос о формировании сплоченного коллектива, способного
продуктивно достигать поставленные цели.
В процессе реализации проектно-ориентированной деятельности обучающиеся
объединяются в группы для решения конкретной задачи под руководством
преподавателя, который организует, мотивирует, исследует вместе с участниками
проектов объекты и задачи.
Результатом такой работы могут быть курсовые работы, доклады, выпускные
квалификационные работы и т. п.
В подобную научно-образовательную среду студенты вовлечены с первого курса.
Участие в проектно-ориентированном обучении предполагает наличие сплоченной
команды, где каждый определяет круг своих задач, выбирает оптимальные способы
решения поставленных вопросов, исходя из имеющихся ресурсов, осуществляет
социальную коммуникацию в команде.
Но прежде чем работать в команде ее нужно создать.
Тимбилдинг является не просто методом сплочения коллектива, а выполняет
очень важную учебную функцию, а именно обучение работе в команде.
Уже доказано, что неформальные отношения, складывающие в коллективе,
играют важную роль в профессиональной деятельности и повышении мотивации к
обучению.
Результатом проведённого тимбилдига в студенческой среде можно считать:
формирование команды и единства, навыков командной работы, командного
духа,
нормализацию атмосферы и налаживание взаимоотношений внутри
коллектива,
распределение ролей в команде и их исполнителей,
повышение инициативности и уровня доверия,
получение навыков эффективного общения,
выявление внутренних ресурсов каждого участника команды,
обсуждение возникающих проблем и путей их решения,
повышения результативности совместной работы.
Важным условием командообразования является получение обратной связи
после завершения мероприятий, т. е. получение ответной реакции участника на
происходящие действия.
Исходя из этого, можно эффективно распределить роли и определить лидера, а
также усилить показатели совместной работы студенческого коллектива при
выполнении образовательных задач.
Для работы со студентами возможно применение следующих видов
тимбилдинга:
Интеллектуальный: мозговой штурм, викторины, квесты, игра «Что? Где? Когда?» и т.
п. Такой вид тимбилдинга способствует максимальному проявлению умственных
способностей, логики, интуиции, выявлению лидерских качеств, совместное принятие
решений по актуальным вопросам, развитие индивидуальных и профессиональных
навыков.
Творческий тимбилдинг: музыкальный, танцевальный, театральный, конкурс
творческих работ, мастер-классы, стратегическое моделирование, организация
праздников по авторским сценариям.
Спортивный или экстремальный тимбилдинг: футбол, волейбол, соревнования:
«веселые старты», эстафеты,
Социально-экологический тимбилдинг подразумевает проведение
субботников, облагораживание участков, посадкой деревьев, благотворительные
акции, выездных мероприятий на природе.
Психологический тимбилдинг позволит выявить неформальных лидеров в
студенческой группе и определить роль каждого участника в коллективе путем
создания непринужденной атмосферы.
Сочетание всех видов командообразования повышает эффективность и дает
высокие результаты в получении профессии.
Организацию и проведение тимбилдинга среди студентов проводит
преподаватель в рамках учебных или внеучебных занятий, а также отдел по
воспитательной работе.
Тимбилдинг для студенческой аудитории несет в себе не только
развлекательные цели, но и преследует решение социально-значимых вопросов в
системе образования.
Хочется поделиться своим опытом применения этой технологии.
Мы с моими студентами на протяжении 4 х лет принимали участие в различных
интеллектуальных играх, Брейн-ринг, Что, где когда, Ворошиловский стрелок.
Занимали высокие места, и ребята, давая обратную связь, говорили, что это
настоящая командная работа, поэтому и победы у нас были частыми. Активное
участие в этих мероприятиях способствовало повышению интереса моих студентов к
усвоению и профессиональных навыков. Ведь привычка побеждать захватывает тебя,
появляется азарт побеждать везде!