Напоминание

Познавательно-направленные задания при изучении обществознания в средних профессиональных учебных заведениях.


Автор: Белов Михаил Александрович
Должность: преподаватель истории,обществознания
Учебное заведение: Белорецкий строительный колледж
Населённый пункт: г. Белорецк, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательно-направленные задания при изучении обществознания в средних профессиональных учебных заведениях.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕЛОРЕЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

на тему «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-НАПРАВЛЕННЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СРЕДНИХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

Преподаватель:

Белов М.А.

Белорецк- 2017 г.

Цели обучения определяются потребностями общества. Основная

функция социально-гуманитарного образования на современном этапе –

содействовать самоопределению личности, создавать условия для ее

самореализации. На уроках обществознания заклады ваются основы

мировоззренческой, нравственной, правовой, экономической, социальной

культуры; они содействуют взаимопониманию и сотрудничеству, реализации

права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

Вот почему каждый урок обществознания должен быть местом, где

совершается интеллектуальный поиск, есть место сомнению и анализу личного

опыта. Одна из сфер практического применения знаний для студента колледжа

– профессиональная, трудовая деятельность. Конечно, преподаватель

обществознания не должен, да и не может быть репетитором по

профилирующей специальности учащегося. Значение курса обществознания в

системе общеобразовательной подготовки рабочего нельзя оценивать лишь с

точки зрения непосредственного вклада в профессиональную подготовку.

Изучения данного предмета дает учащимся необходимые знания о человеке и

окружающем его мире, закономерностях общественного развития, формирует

этические понятия, помогает нравственному становлению личности.

В профессиональных учебных заведениях нельзя вести преподавание без

учета профессиональной подготовки, поэтому возникает проблема

органического сочетания профессионально – направленных и

общеобразовательных компонентов в учебно – воспитательном процессе.

Один из вариантов ее решения, предложенный педагогами прошлых лет, -

профессиональная направленность преподавания общеобразовательных

предметов.

Анализ содержания и условий осуществления трудовых операций

позволяет выделить основные аспекты трудовой деятельности, типичные для

большинства рабочих специальностей, положенные в основу предлагаемой

классификации заданий, в соответствии с которой выделяются задания,

связанные с:

1)

осуществлением непосредственных производственных функций

(особо выделяется проявление элементов творческой, изобретательской

деятельности);

2)

межличностными отношениями в процессе трудовой деятельности;

3)

соблюдение трудового законодательства, договорных обязательств;

4)

взаимодействием с государственными органами ( налоги, льготы);

5)

осуществлением различных аспектов социальной деятельности

( соблюдение социальных норм, отношение к девиантным формам поведения);

6)

экономической деятельностью (отношения производства,

распределения, потребления, собственности);

7)

прогностической деятельностью ( определение собственных

перспектив);

8)

духовно-нравственной деятельностью ( продолжения образования,

повышения квалификации, этическое представления и понятия о

профессиональной чести, гордости, ответственности);

9)

экологической деятельностью;

10)

участием в самоуправлении предприятием.

Как составить ту или иную задачу?

Эта работа требует серьезной подготовки: преподавателю

обществознания нужно не только ориентироваться в содержании курса, но и

иметь четкое представление о том, какие идеи и положения могут быть

раскрыты на основе профессионально- направленного материала, какие

профессиональные знания учащимися могут быть привлечены на уроке.

ПЕРВЫЙ ЭТАП- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Именно на этом этапе анализируется содержание обществоведческого

курса.

Одним из сложных моментов в работе над заданиями является поиск и

отбор материала для формулирования условий профессионально -направленных

заданий. Разные профессии предоставляют различные возможности для поиска

материала. Так, преподавателям, взявшим за основу профессию «автомеханик»,

в известной степени повезло – найти подобную информацию в наш

«автомобильный век» не проблема. Как же построить профессионально-

направленную познавательную задачу? Общие правила могут быть

следующими:

1)

проанализировать тему урока, установить его цель и задачи,

главные положения и идеи;

2)

четко представлять структуру урока, заранее определить, какой

материал в какой форме лучше предъявить ( в форме изложения или в форме

решения задачи);

3)

проанализировать содержание материала, уяснить, какие проблемы

оно содержит и с какими аспектами профессиональной деятельности связаны;

как в объяснении могут быть использованы профессионально- направленные

познавательные задания;

4)

анализируя факты, так или иначе связанные с характером

профессиональной деятельности, соотнести их содержание с личностно-

деятельной типологией те факты , которые связаны с определенными

аспектами деятельности, строятся как условие задачи, к ним ставятся вопросы;

5)

учитель должен представлять способ решения задачи и то, какие

знания имеются у учащихся для ее выполнения. Рассмотрим примеры

составления заданий к нескольким темам. Урок по теме « Познавательная

деятельность человека» интересен тем, что в нем изучаемые проблемы и

профессионально-направленный материал не связаны напрямую. Анализ

содержания материала параграфа позволяет выделить основные понятия:

познавательная деятельность, чувственное познание и его формы (ощущение

,восприятие, представление), рациональное познание и его формы(понятие,

суждение, умозаключение).Основная идея-взаимосвязь чувственного и

рационального этапов в познании окружающего мира. Работа автомеханика

включает важный этап - диагностику состояния автомобиля, от правильного

выполнения которой зависят дальнейшие действия. Студенты уже получили

некоторые знания на занятиях технологии и знают, что можно определить

неисправность по звуковым особенностям- проблемные места узлов и

агрегатов характеризуют звуковые особенности. Рабочий на слух определяет

характер звука и связывает его с особенностями поломки или сбоя в работе.

Предлагается следующее задание: Деятельность автомеханика разнообразна по

своему содержанию: ремонту автомобиля предшествует его техническое

диагностирование, то есть процесс определения технического состояния

автомобиля без разборки узлов и агрегатов. Как вы думаете, благодаря чему это

становится возможным?

Обучающиеся без труда воспроизводят сам метод изучения темы

диагностирования, анализируют его, подходят к выводу об особенностях

чувственного познания, о значении рационального познания и их

взаимозависимости.

По этой теме может быть предложено следующее задание:

У одного владельца автомобиля случилась поломка. Он пригласил

несколько специалистов, но они оказались бессильны, пока один из них

не взял молоток и пару раз не ударил, в итоге мотор завелся.

-Сколько я вам должен?

-Сто рублей.

Владельцу эта цена не понравилась. Тогда умелец предъявил счет:

Удар молотком- 1 рубль, знание куда ударить- 99 рублей. Почему был

предъявлен такой счет, свой ответ надо обосновать. Учащиеся в своих

выводах отмечают, что труд автомеханика- высококвалифицированный ,

требующий большого объема знаний и высокого уровня развития умений.

В данном случае применение профессионально-направленных заданий

актуализует имеющиеся знания и помогает осознать их ограниченность и

необходимость пополнения. Опираясь на этот материал, преподаватель

переходит к изложению нового, вводя понятия «профессионализм» и «

«квалифицированный труд «.

ВТОРОЙ ЭТАП- ЭТАП ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Здесь задания призваны стимулировать познавательную активность

учащихся в восприятии и переработке информации.

В теме «Социальная структура и социальные отношения можно

использовать следующие задания:

- каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе,

занимает определенное место в социальной структуре общества.

А возможно ли изменение этого места и как оно происходит это

изменение?

На японских автозаводах существуют следующие правила:

1.Мастером назначается лучший из квалифицированных рабочих,

освоивший все виды труда в данном процессе, имеющий задатки мастера.

2.Этого рабочего освобождают и направляют на работу и учебу.

3.Он устанавливает нормы выработку и личным примером показывает

возможность их выполнения.

4.Мастер ежедневно не более двух часов работает за станком.

5.Из лучших мастеров подбирают начальников цехов с последующей

учебой.

Учащиеся выделяют несколько возможных путей изменения своего

статуса: -рост профессионализма, получение образования, повышение

квалификации. Затем вводится понятие «социальная мобильность»- как

переход людей из одной общественной группы в другую. Учащиеся

самостоятельно приводят примеры вертикальной и горизонтальной

мобильности с учетом их будущей профессии.

ТРЕТИЙ ЭТАП- ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

При повторении темы «Социальные нормы и отклоняющееся

поведение» предлагаются следующее задание:

В Норвегии за употребление алкоголя водителя могут отправить на три

недели в тюрьму или оштрафовать и лишить прав на один год. В столице

Норвегии Осло, где 200 тысяч автомашин, есть дороги, пропускающие в

сутки 90-100 тысяч автомобилей, число жертв 7-9 человек в год.

Задание студентам: какая связь существует между этими фактами?

Учащиеся отмечают, что между этими фактами есть непосредственная

связь. Жёсткие наказания заставляют водителей задумываться о том, стоит ли

садиться за руль в нетрезвом состоянии. А так как значительная часть дорожно-

транспортных происшествий происходит в нетрезвом состоянии, пьяных за

рулём мало и число ДТП сокращается.

Это задание можно продолжить:

- в России планируется разрешить водителям управлять транспортом,

приняв немного спиртного -0,05 % алкоголя в крови, тогда как в Швеции

допускается 0,02%, в Германии 0,05%, в США – 0,01%, но надо иметь ввиду,

что в этих странах общественность требует запретить употребление спиртного

за рулём.

В США первый закон против пьяных водителей был принят ещё в 1910

году, известно, что реакция водителей замедляется уже при 0,02% алкоголя в

крови. Выскажите своё мнение о необходимости этих нововведений?

Конечно же учащиеся отрицательно оценивают подобную инициативу.

С помощью заданий в данном случае закрепляется понятие

«отклоняющееся поведение» как несоответствующее принятым в обществе

нормам, представление о вреде алкоголизма и его последствиях как для

пьющего так и для всего общества, формируются умения анализировать факт,

сравнивать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.

ЧЕТВЁРТЫЙ этап – ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Использование профессионально-направленных заданий даёт

возможность установить и уровень усвоенных знаний, способность

осознанного их применения в новой учебной ситуации.

После изучения темы «Научно-технический прогресс» используется такое

задание: Каждый работник «Тойоты» ежегодно в течение 1-3 месяцев с

отрывом от основной деятельности изучает новинки техники и технологии

которые в перспективе могут быть внедрены в производство. Почему японские

промышленники расходуют крупные суммы на такую подготовку?

Учащиеся в своих ответах дают обоснование этого вопроса: чтобы

выстоять в конкурентной борьбе надо постоянно совершенствовать свою

производственную базу, а это невозможно без квалифицированных рабочих.

Также необходимо учитывать прогресс науки и техники. Вот это и есть ответ на

данный вопрос.

Контроль в таком случае выступает средством своеобразной пробы сил,

позволяет учащимся проявить способности по сравнению с традиционными

приёмами проверки знаний.

Использование профессионально-направленных заданий позволяет

изменить характер домашних заданий, сделать их более разнообразными и

творческими, полнее учитывать индивидуальные способности учащихся.

Одним из вариантов домашнего задания является подготовка

индивидуальных сообщений по пройденному материалу.

После рассмотрения темы «Глобальные проблемы современности»

предлагаются темы для рефератов:

а) Научно-технический прогресс и экономическая альтернатива.

б) Экологические экспертизы в АТП.

Такие задания способствуют более глубокому усвоению материала,

помогают избежать механического заучивания непонятного текста, делают

домашние задания более увлекательными. Выбор того или иного задания

определяется как целью задания, так и его особенностью.

Таким образом, в условиях органического сочетания общего и

профессионального образования преподавание обществознания приобретает

особую специфику – профессиональную направленность обучения,

осуществить которую можно путём составления и выполнения познавательных

заданий с учётом профессиональной направленности.

В данной разработке использованы статьи журналов « Преподавание

истории и обществознания в школе», « История и обществознание для

школьников» разных лет.



В раздел образования