Автор: Белов Михаил Александрович
Должность: преподаватель истории,обществознания
Учебное заведение: Белорецкий строительный колледж
Населённый пункт: г. Белорецк, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательно-направленные задания при изучении обществознания в средних профессиональных учебных заведениях.
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕЛОРЕЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
на тему «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-НАПРАВЛЕННЫЕ ЗАДАНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СРЕДНИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»
Преподаватель:
Белов М.А.
Белорецк- 2017 г.
Цели обучения определяются потребностями общества. Основная
функция социально-гуманитарного образования на современном этапе –
содействовать самоопределению личности, создавать условия для ее
самореализации. На уроках обществознания заклады ваются основы
мировоззренческой, нравственной, правовой, экономической, социальной
культуры; они содействуют взаимопониманию и сотрудничеству, реализации
права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
Вот почему каждый урок обществознания должен быть местом, где
совершается интеллектуальный поиск, есть место сомнению и анализу личного
опыта. Одна из сфер практического применения знаний для студента колледжа
– профессиональная, трудовая деятельность. Конечно, преподаватель
обществознания не должен, да и не может быть репетитором по
профилирующей специальности учащегося. Значение курса обществознания в
системе общеобразовательной подготовки рабочего нельзя оценивать лишь с
точки зрения непосредственного вклада в профессиональную подготовку.
Изучения данного предмета дает учащимся необходимые знания о человеке и
окружающем его мире, закономерностях общественного развития, формирует
этические понятия, помогает нравственному становлению личности.
В профессиональных учебных заведениях нельзя вести преподавание без
учета профессиональной подготовки, поэтому возникает проблема
органического сочетания профессионально – направленных и
общеобразовательных компонентов в учебно – воспитательном процессе.
Один из вариантов ее решения, предложенный педагогами прошлых лет, -
профессиональная направленность преподавания общеобразовательных
предметов.
Анализ содержания и условий осуществления трудовых операций
позволяет выделить основные аспекты трудовой деятельности, типичные для
большинства рабочих специальностей, положенные в основу предлагаемой
классификации заданий, в соответствии с которой выделяются задания,
связанные с:
1)
осуществлением непосредственных производственных функций
(особо выделяется проявление элементов творческой, изобретательской
деятельности);
2)
межличностными отношениями в процессе трудовой деятельности;
3)
соблюдение трудового законодательства, договорных обязательств;
4)
взаимодействием с государственными органами ( налоги, льготы);
5)
осуществлением различных аспектов социальной деятельности
( соблюдение социальных норм, отношение к девиантным формам поведения);
6)
экономической деятельностью (отношения производства,
распределения, потребления, собственности);
7)
прогностической деятельностью ( определение собственных
перспектив);
8)
духовно-нравственной деятельностью ( продолжения образования,
повышения квалификации, этическое представления и понятия о
профессиональной чести, гордости, ответственности);
9)
экологической деятельностью;
10)
участием в самоуправлении предприятием.
Как составить ту или иную задачу?
Эта работа требует серьезной подготовки: преподавателю
обществознания нужно не только ориентироваться в содержании курса, но и
иметь четкое представление о том, какие идеи и положения могут быть
раскрыты на основе профессионально- направленного материала, какие
профессиональные знания учащимися могут быть привлечены на уроке.
ПЕРВЫЙ ЭТАП- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Именно на этом этапе анализируется содержание обществоведческого
курса.
Одним из сложных моментов в работе над заданиями является поиск и
отбор материала для формулирования условий профессионально -направленных
заданий. Разные профессии предоставляют различные возможности для поиска
материала. Так, преподавателям, взявшим за основу профессию «автомеханик»,
в известной степени повезло – найти подобную информацию в наш
«автомобильный век» не проблема. Как же построить профессионально-
направленную познавательную задачу? Общие правила могут быть
следующими:
1)
проанализировать тему урока, установить его цель и задачи,
главные положения и идеи;
2)
четко представлять структуру урока, заранее определить, какой
материал в какой форме лучше предъявить ( в форме изложения или в форме
решения задачи);
3)
проанализировать содержание материала, уяснить, какие проблемы
оно содержит и с какими аспектами профессиональной деятельности связаны;
как в объяснении могут быть использованы профессионально- направленные
познавательные задания;
4)
анализируя факты, так или иначе связанные с характером
профессиональной деятельности, соотнести их содержание с личностно-
деятельной типологией те факты , которые связаны с определенными
аспектами деятельности, строятся как условие задачи, к ним ставятся вопросы;
5)
учитель должен представлять способ решения задачи и то, какие
знания имеются у учащихся для ее выполнения. Рассмотрим примеры
составления заданий к нескольким темам. Урок по теме « Познавательная
деятельность человека» интересен тем, что в нем изучаемые проблемы и
профессионально-направленный материал не связаны напрямую. Анализ
содержания материала параграфа позволяет выделить основные понятия:
познавательная деятельность, чувственное познание и его формы (ощущение
,восприятие, представление), рациональное познание и его формы(понятие,
суждение, умозаключение).Основная идея-взаимосвязь чувственного и
рационального этапов в познании окружающего мира. Работа автомеханика
включает важный этап - диагностику состояния автомобиля, от правильного
выполнения которой зависят дальнейшие действия. Студенты уже получили
некоторые знания на занятиях технологии и знают, что можно определить
неисправность по звуковым особенностям- проблемные места узлов и
агрегатов характеризуют звуковые особенности. Рабочий на слух определяет
характер звука и связывает его с особенностями поломки или сбоя в работе.
Предлагается следующее задание: Деятельность автомеханика разнообразна по
своему содержанию: ремонту автомобиля предшествует его техническое
диагностирование, то есть процесс определения технического состояния
автомобиля без разборки узлов и агрегатов. Как вы думаете, благодаря чему это
становится возможным?
Обучающиеся без труда воспроизводят сам метод изучения темы
диагностирования, анализируют его, подходят к выводу об особенностях
чувственного познания, о значении рационального познания и их
взаимозависимости.
По этой теме может быть предложено следующее задание:
У одного владельца автомобиля случилась поломка. Он пригласил
несколько специалистов, но они оказались бессильны, пока один из них
не взял молоток и пару раз не ударил, в итоге мотор завелся.
-Сколько я вам должен?
-Сто рублей.
Владельцу эта цена не понравилась. Тогда умелец предъявил счет:
Удар молотком- 1 рубль, знание куда ударить- 99 рублей. Почему был
предъявлен такой счет, свой ответ надо обосновать. Учащиеся в своих
выводах отмечают, что труд автомеханика- высококвалифицированный ,
требующий большого объема знаний и высокого уровня развития умений.
В данном случае применение профессионально-направленных заданий
актуализует имеющиеся знания и помогает осознать их ограниченность и
необходимость пополнения. Опираясь на этот материал, преподаватель
переходит к изложению нового, вводя понятия «профессионализм» и «
«квалифицированный труд «.
ВТОРОЙ ЭТАП- ЭТАП ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Здесь задания призваны стимулировать познавательную активность
учащихся в восприятии и переработке информации.
В теме «Социальная структура и социальные отношения можно
использовать следующие задания:
- каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе,
занимает определенное место в социальной структуре общества.
А возможно ли изменение этого места и как оно происходит это
изменение?
На японских автозаводах существуют следующие правила:
1.Мастером назначается лучший из квалифицированных рабочих,
освоивший все виды труда в данном процессе, имеющий задатки мастера.
2.Этого рабочего освобождают и направляют на работу и учебу.
3.Он устанавливает нормы выработку и личным примером показывает
возможность их выполнения.
4.Мастер ежедневно не более двух часов работает за станком.
5.Из лучших мастеров подбирают начальников цехов с последующей
учебой.
Учащиеся выделяют несколько возможных путей изменения своего
статуса: -рост профессионализма, получение образования, повышение
квалификации. Затем вводится понятие «социальная мобильность»- как
переход людей из одной общественной группы в другую. Учащиеся
самостоятельно приводят примеры вертикальной и горизонтальной
мобильности с учетом их будущей профессии.
ТРЕТИЙ ЭТАП- ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
При повторении темы «Социальные нормы и отклоняющееся
поведение» предлагаются следующее задание:
В Норвегии за употребление алкоголя водителя могут отправить на три
недели в тюрьму или оштрафовать и лишить прав на один год. В столице
Норвегии Осло, где 200 тысяч автомашин, есть дороги, пропускающие в
сутки 90-100 тысяч автомобилей, число жертв 7-9 человек в год.
Задание студентам: какая связь существует между этими фактами?
Учащиеся отмечают, что между этими фактами есть непосредственная
связь. Жёсткие наказания заставляют водителей задумываться о том, стоит ли
садиться за руль в нетрезвом состоянии. А так как значительная часть дорожно-
транспортных происшествий происходит в нетрезвом состоянии, пьяных за
рулём мало и число ДТП сокращается.
Это задание можно продолжить:
- в России планируется разрешить водителям управлять транспортом,
приняв немного спиртного -0,05 % алкоголя в крови, тогда как в Швеции
допускается 0,02%, в Германии 0,05%, в США – 0,01%, но надо иметь ввиду,
что в этих странах общественность требует запретить употребление спиртного
за рулём.
В США первый закон против пьяных водителей был принят ещё в 1910
году, известно, что реакция водителей замедляется уже при 0,02% алкоголя в
крови. Выскажите своё мнение о необходимости этих нововведений?
Конечно же учащиеся отрицательно оценивают подобную инициативу.
С помощью заданий в данном случае закрепляется понятие
«отклоняющееся поведение» как несоответствующее принятым в обществе
нормам, представление о вреде алкоголизма и его последствиях как для
пьющего так и для всего общества, формируются умения анализировать факт,
сравнивать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.
ЧЕТВЁРТЫЙ этап – ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Использование профессионально-направленных заданий даёт
возможность установить и уровень усвоенных знаний, способность
осознанного их применения в новой учебной ситуации.
После изучения темы «Научно-технический прогресс» используется такое
задание: Каждый работник «Тойоты» ежегодно в течение 1-3 месяцев с
отрывом от основной деятельности изучает новинки техники и технологии
которые в перспективе могут быть внедрены в производство. Почему японские
промышленники расходуют крупные суммы на такую подготовку?
Учащиеся в своих ответах дают обоснование этого вопроса: чтобы
выстоять в конкурентной борьбе надо постоянно совершенствовать свою
производственную базу, а это невозможно без квалифицированных рабочих.
Также необходимо учитывать прогресс науки и техники. Вот это и есть ответ на
данный вопрос.
Контроль в таком случае выступает средством своеобразной пробы сил,
позволяет учащимся проявить способности по сравнению с традиционными
приёмами проверки знаний.
Использование профессионально-направленных заданий позволяет
изменить характер домашних заданий, сделать их более разнообразными и
творческими, полнее учитывать индивидуальные способности учащихся.
Одним из вариантов домашнего задания является подготовка
индивидуальных сообщений по пройденному материалу.
После рассмотрения темы «Глобальные проблемы современности»
предлагаются темы для рефератов:
а) Научно-технический прогресс и экономическая альтернатива.
б) Экологические экспертизы в АТП.
Такие задания способствуют более глубокому усвоению материала,
помогают избежать механического заучивания непонятного текста, делают
домашние задания более увлекательными. Выбор того или иного задания
определяется как целью задания, так и его особенностью.
Таким образом, в условиях органического сочетания общего и
профессионального образования преподавание обществознания приобретает
особую специфику – профессиональную направленность обучения,
осуществить которую можно путём составления и выполнения познавательных
заданий с учётом профессиональной направленности.
В данной разработке использованы статьи журналов « Преподавание
истории и обществознания в школе», « История и обществознание для
школьников» разных лет.