Автор: Нилогова Елена Витальевна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств № 11 "Открытие"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство старшеклассников и выпускников детской школы искусств № 11 Открытие» с обучением в колледже культуры и искусства процесса изучения музыки в пространстве дуальности студентов"
Раздел: дополнительное образование
Преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Нилогова Елена Витальевына,
МАУ ДО ДШИ № 11 «Открытие»
г. Пермь
Знакомство старшеклассников и выпускников детской школы искусств
№ 11 Открытие» с обучением в колледже культуры и искусства
процесса изучения музыки в пространстве дуальности студентов
Значение
дуальность
подразумевает
вид
обучения,
где
теоретическая
часть
образования
проходит
на
базе
образовательного
учреждения,
а
практическая – на рабочем месте. Практическая часть наших студентов, это
конечно
же,
сцена!
На
которую
студенты
выходят
уже
с
1х
месяцев
обучения. У кого-то из них уже имеется некий сценический опыт. И в нашем
колледже этот опыт продолжает формироваться и крепнуть.
Что
же музыка? Рассмотрим изучение музыки, как один из
факторов
влияющий на профессиональное воспитание. Музыка играет огромную роль
в жизни каждого человека на земле. А в обучении наших студентов, (в
частности,
я
буду
говорить
о
специальностях
«социально-культурная
деятельность» и «театральное творчество») она играет одну из важных ролей.
Поскольку соприкосновение с музыкальной культурой, погружение в корни,
умение
ориентироваться в
разнообразии музыкальных
жанров
и
стилей,
изучение
пластов
культурных
эпох
мирового
уровня
и
национального
наследия очень важно. Вся многогранность музыкального пространства даёт
нашим студентам широкое представление о мире и верную ориентацию в
культурной сфере. И происходит это через знакомство и изучение как
теоретической части музыки, так и прикладного применения знаний. Ведь
музыка
несёт
в
себе
огромный
потенциал
влияния
и
эмоционального
воздействия на человеческое восприятие. И это не просто изучение теории, а
постигание её через мир чувствования, через мир эмоций. То есть через мир
всей палитры человеческих чувств ребята учатся понимать, анализировать,
выстраивать.
И
эти
наработанные
навыки,
завязанные
на
эмоциях,
на
переживаниях внутреннего мира человека остаются с ним навсегда. Данные
приемы работы с информацией в дальнейшем как по наработанной схеме
встраиваются в любую другую практику, в постижении материала другой
направленности, обработки новой информации, а любой профессиональной
сфере.
Студенты на уроках музыкального оформления учатся мыслить, строить
грамотную речь, при подаче материала. Что требует осознанного отношения
к изучению теоретического материала и умению передать художественную
ценность через формулирование. При изучении и обрабатывании полученной
информации,
студенты
учатся
её
структурировать
и
находить
точные
формулировки, что конечно ценится в профессиональной деятельности в
дальнейшем. Человек научившийся и привыкший к обработке информации и
её
структурированию,
раскладыванию
в
некий
порядок
всё
что
было
услышано и прочувствовано в музыке, (погрузившись, например, в некие
исторические события), мозг такого человека в дальнейшем будет работать
по этому же принципу. И, даже, человек не будучи музыкантом-теоретиком
(это
не
цель!
Не
наша
цель),
но
у
человека,
студента,
будущего
профессионала уже сформируется этот навык, который он сможет применять
на любом из предметов, в любой деятельности в дальнейшем. А это уже
будет выходить совершенно на иной уровень профессионализма.
Часто можно услышать такую фразу «а зачем мне учиться музыке, если я
никогда
не
буду
музыкантом».
А
ведь
музыка
в
человеке
развивает
чувствование,
эмпатию,
выравнивает
эмоциональную
сферу.
Музыка
обладает таким чудесным свойством, объединяя три ипостаси человеческого
существования, человеческой жизни: тело (она же душа), эмоции и дух. В
любой личности эти составляющие должны быть развиты и целостны. И в
этом музыка играет огромную роль. К тому же музыка обладает огромным
влиянием на состояние духа, на эмоциональное восприятие. Исходя из выше
сказанного, можно понять какую ценность несёт изучение музыки.
Важно простроить обучающий объём таким образом, чтобы в итоге у ребят
выстроилось понимание и образовался порядок в изучении при погружении в
музыкальный
массив.
Это
максимально
важно,
так
как
изучение
таких
предметов как музыкальное оформление и хор (вокал) повышает культурный
уровень,
формирует
музыкальный
вкус,
и
вечные
ценности,
развивает
интеллектуальные способности и воспитывает патриотизм
То есть теоретическая часть важна также, как и практическая. И данный
синтез
придаёт
учебному
процессу
развивающий
характер,
расширяет
культурные
горизонты
и
активизирует
мыслительную
деятельность.
Так
музыка
помогает
включать
разные
типы
художественного
восприятия
(слуховой, звуковой, зрительный, словесный, двигательный и т.д.) И это
позволяет в дальнейшем применять этот опыт в других предметах, создаёт
межпредметные
связи,
а
главное
получить
достойное
профессиональное
образование.
Поэтому для будущих специалистов очень важно иметь определённый
багаж знаний, также иметь опыт музыкальной наслушенности, чтобы уметь
работать
с
подбором
материала,
и
доносить
заложенные
смыслы
в
художественных
и
музыкальных
образах.
Очень
важно,
чтобы
будущие
специалисты были культурным маяком для людей, для народа. И могли
осветить те необходимые смыслы, в которых так нуждается человечество,
особенно в сегодняшнем дне. Чтобы могли через музыкальный материал
поднять дух и настроить на позитив. А это требует большого багажа знаний
музыкального, певческого материала и умение ориентироваться в нём. Тогда
любое предприятие будет ценить такого качества и уровня начинающего
специалиста и будущего профессионала
.