Напоминание

"Путешествие в космос"


Автор: Савченко Алеся Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО РЦДЮТТ
Населённый пункт: г. Светлоград
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "Путешествие в космос"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Игровая программа "Путешествие в космос" для учащихся начальных классов посвящена

Дню космонавтики. Игровые задания направлены на сплочение коллектива класса,

способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления.

Класс: 1. Место проведения: кабинет. Время: 50–60 минут.

Цель: углубление и расширение представлений учащихся начальных классов о космосе.

Задачи: создать условия для ознакомления учащихся с историей развития космонавтики в

нашей стране; содействовать становлению и проявлению индивидуальности и

творческих способностей учащихся путём использования игровых элементов;

способствовать формированию у учащихся коммуникативных навыков и культуры

общения.

Планируемые результаты: Личностные: чувство гордости за свою Родину и историю

родной страны; установка на здоровый образ жизни; навыки сотрудничества в разных

ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные (УУД): Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для

выполнения предложенных заданий; контролировать и оценивать процесс и результат

деятельности; обобщать полученную во время занятия информацию. Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению

допущенных ошибок; принимать и сохранять поставленную задачу. Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и

познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности (в паре, группе); формулировать собственное мнение и позицию.

Формы организации деятельности детей: игровые задания, проведение опытов,

рисование, работа в паре, в группе. Оборудование: ноутбук; запись выступления Ю.Б.

Левитана; предметы (по выбору учителя) для игры на внимание; мешочек с предметами

для игры «Что в мешке»; пружинные весы; груз для взвешивания; напольные весы;

книги; листы бумаги формата А4; схема рисунка космического корабля; шарф или

платок; ручки или фломастеры; карточки с буквами для составления названия планет;

бумажные звезды; две красиво украшенные коробки; угощение для детей (например,

фрукты). Оформление: в классе организована выставка книг, фотографий, поделок и

рисунков, посвященных Дню космонавтики.

Ход занятия Мотивирование к деятельности. Эмоциональный настрой

В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Вселенной знаний нет предела. Так

скорей, друзья, за дело!

Определение темы занятия

– Какое сегодня число? (12 апреля)

– Вам о чем-то говорит эта дата? (Сегодня День космонавтики)

– Почему 12 апреля считается Днем космонавтики? (Ответы учащихся)

– Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Предположения учащихся)

Обобщение знаний учащихся – Что вам уже известно о космосе и космонавтах? (Ответы

учащихся) Вступительная беседа – С давних пор человек мечтал летать. Свои мечты он

воплощал в легендах и сказках. Вы знаете, что многие герои народных сказок имели

«летательные аппараты». На чем они летали? (Баба Яга – в ступе, на метле; другие герои

– на ковре-самолете. Икар летал на крыльях из перьев.) – Человек сумел подняться в

воздух не только в сказке и легенде, но и в реальной жизни. Дирижабли, самолёты,

вертолёты – вот его помощники. Но поднявшись в небо, человек стал мечтать о большем.

Его мечты летели все выше и выше, в неизведанное пространство – в КОСМОС. Но путь

в космос оказался долгим и трудным. Константин Эдуардович Циолковский открыл нам

дорогу в космос. 4 октября 1957 года первый искусственный спутник оторвался от Земли.

В конструкторском бюро Сергея Павловича Королева создавался первый космический

корабль «Восток». Все было впервые. Создавался Центр подготовки космонавтов,

проходили первые тренировки и испытания, шла напряженная подготовка к

космическому старту.

Педагог: И вот наступил день 12 апреля 1961 года. Читает ученик (или звучит запись). –

Говорит Москва! Работают все радиостанции страны! Московское время – 10 часов 2

минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое

пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли

первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-

космонавтом корабля-спутника является гражданин Советского Союза летчик майор

Гагарин Юрий Алексеевич!» – 108 минут первого космического полета потрясли

человечество. Полет Ю.А. Гагарина наполнил сердца людей гордостью за свою Родину,

за страну, сын которой первым в мире покорил космическое пространство. – После Ю.А.

Гагарина в космосе побывали многие космонавты, среди них были даже космические

туристы. Может быть, кто-то из вас в будущем тоже побывает в космосе. – Настоящий

космонавт – это здоровый, ловкий, сильный, тренированный человек Игровая программа

«Будущие космонавты»

1. Игра на развитие внимания «Что изменилось» – Каждый космонавт должен быть

крайне внимательным. Наблюдательность и развитое внимание помогают космонавтам

замечать все самое важное вокруг, даже самые мельчайшие песчинки и искорки, а так же

малейшие изменения в окружающей среде, в которой они работают. – Как вы считаете,

ваше внимание достаточно развито? (Ответы детей.) – Хотите это проверить? – Тогда

вперед! Перед вами стоят предметы, рассмотрите и попробуйте запомнить их

последовательность, внешний вид. Теперь закройте глаза, опустите голову на парту,

сделайте небольшую передышку. (Учитель в это время может поменять предметы

местами; убрать один или несколько предметов; заменить предмет похожим и т.д.) –

Откройте глаза. Постарайтесь определить, что изменилось? (Один или несколько

учеников объясняют, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.) – Эта игра очень

хорошо развивает внимание. Такой тренировкой вы можете заняться дома или на улице с

друзьями или родителями. Даже если не станете космонавтами, развитое внимание,

умение наблюдать и все вокруг замечать пригодится вам всегда. В каких случаях в жизни

эти качества вам могут пригодиться? (Предположения учащихся.)

2. Игра на развитие тактильного восприятия «Что в мешке» – Представьте, что в

космическом корабле вдруг погас свет, все вокруг погрузилось в кромешную тьму. А

останавливаться нельзя, работа должна продолжаться, дорог каждый час, даже минуты и

секунды в космосе на счету. Что же делать? (Предположения учащихся.) – В полной

темноте нашими помощниками могут стать даже кончики пальцев. А как пальцы помогут

человеку, когда совсем-совсем темно? (Предположения учащихся.) – В этот момент в

работу вступают тактильные ощущения – это ощущения прикосновения. Что мы можем

почувствовать с помощью прикосновения? (Тепло или холод, колючее или гладкое,

большое или маленькое.) – Вы абсолютно правы. На самом деле активную работу будет

выполнять наш главный командный пункт – мозг, который приведет в движение мысли.

Проверим наши пальчики? – У меня в руках мешочек (сумка или непрозрачный

полиэтиленовый пакет). Он пустой? (Нет.) – Вы можете сейчас определить, что в нем

лежит? (Нет.) – Теперь вы, не заглядывая в мешочек, а просто опустив туда руку,

попробуете взять какую-то одну вещь и определить на ощупь, что это за предмет. (Игра

проводится несколько раз.) – Понравилась вам игра? – Чем она интересна? (Ответы

учащихся.) – Уделяйте особое внимание тренировке ваших пальчиков, так как в этот

момент развивается ваш мозг. Вы не только научитесь хорошо писать и рисовать, но и

разовьете свою мыслительную деятельность. – Пока мы с вами проверяли ваши

пальчики, электричество в космическом корабле так и не появилось. Но ведь

космонавтам недостаточно просто найти и определить предмет, надо еще точно

выполнить работу. А, как вы думаете, сумеете ли вы в полной темноте с помощью ручки

или фломастера нарисовать по схеме космический корабль?

3. Игра «Рисунок космического корабля» – Рассмотрите внимательно схему

космического корабля. Сейчас я завяжу вам глаза, и каждый желающий постарается на

листе нарисовать такой же космический корабль. (Дети по очереди садятся за стол или

подходят к доске, учитель завязывает им глаза. Ребенок старается нарисовать

космический корабль, в этот момент можно давать подсказки, что рисовать. Игра очень

веселая.)

4. Игра на тренировку слуха «Сломанный телефончик» – Ваши космические корабли

еще рано отправлять в космос, им требуется срочный ремонт. А мы продолжаем

подготовку в космонавты. У нас все еще темно, но мы можем слышать то, что

происходит вокруг. Можем услышать задания, приказы, действия товарищей. Но для

этого слух должен быть хорошим. Будем проводить проверку? – Я предлагаю проиграть

в хорошо знакомую нам игру «Сломанный телефончик». Но главное сейчас помнить, что

наш «телефончик» не должен сломаться, и вам надо постараться передать слово в

целостности и сохранности.

– Ура! В космическом корабле снова светло. Это, конечно, игра. На самом деле, такой

ситуации в космосе быть не может. Длительная работа на борту космического корабля

невозможна без развитой сети электроснабжения. Электростанция орбитальной станции

должна обладать очень высокой надежностью при длительном сроке непрерывной

работы. Большие возможности в этом отношении есть у изобретения последних лет –

квантового генератора. Необходимо, чтобы электричеством орбитальная станция

снабжалась постоянно, а таких чрезвычайных ситуаций, как в нашей игре, никогда не

происходило. 5. Беседа о невесомости. Опыты – Я думаю, что все вы слышали о таком

понятии, как невесомость. А что это? (Предположения учащихся) – Все люди на Земле

испытывают силу тяжести – силу притяжения Земли. По-другому мы это называем «вес»

предмета – это давление предмета на опору, которая не дает предмету упасть под

действие силы тяжести.

Опыт №1 – Положите книгу на руку, что вы чувствуете? (Ответы детей). – Чем больше

книга, тем нам тяжелее ее держать. Мы можем сказать, что у книги большой вес. Если

убрать книгу, то она свободно упадет на пол. А знаете ли вы, что когда книга падает, веса

у нее не будет. А как только она упадет на пол, вес вновь появится. Оказывается,

космическое понятие «невесомость» бывает и на Земле. И даже вы много раз были в

состоянии невесомости. Я думаю, что каждый катался на качелях. Вспомните тот

момент, когда качели поднялись вверх и на секунду застыли перед тем, как опуститься

вниз. Это и есть невесомость. К сожалению, на Земле человек в состоянии невесомости

может пробыть только секунды, чаще всего даже не замечая этого.

Опыт №2 – Я приготовила для проведения опыта обычные пружинные весы, вы с ними

уже знакомы. Я держу весы, на них подвешен груз. Сколько наш груз весит? (Ответ

учащихся). – А теперь будьте очень внимательны. Я резко опущу весы с грузом вниз, а

вы постарайтесь заметить, что произойдет со стрелкой. (Стрелка поднялась вверх к

нулю.) – Какой вывод из этого опыта мы можем сделать? (Когда груз падал вниз, он не

имел веса, был в невесомости.)

Опыт №3 – А теперь другие весы. Как мы их называем? (Напольные) – Для чего мы уже

использовали эти весы? (Для измерения собственного веса.) – Для измерения веса мы и

сегодня будем их использовать. Но внесем небольшие изменения. Кто первым будет

взвешиваться? Ребята, запомните вес. Сейчас … резко присядет, а мы внимательно будем

наблюдать за стрелкой. Все будет происходить очень быстро, успейте все заметить и

запомнить. – Что-то заметили? (Во время приседания вес стал меньше.) – Кто еще хочет

поучаствовать в опыте и побывать в невесомости? (Опыт повторить несколько раз.) –

Ребята, а как вы думаете, почему вес уменьшается, но не становится равным нулю?

(Предположение учащихся.) – Вес уменьшается, но не пропадает из-за того, что ноги по-

прежнему стоят на весах и продолжают давить на опору, т.е. на весы. – Когда я

готовилась к нашему мероприятию, я нашла интересную информацию. Оказывается,

«невесомость на космическом корабле возникает не из-за того (как думают многие), что

он летит высоко, и сила притяжения Земли, действующая на него, мала. А из-за того, что

космический корабль (и все, что в нем находится), двигаясь по орбите, как будто бы

постоянно падает на Землю. Он все время летит вниз, поэтому и не имеет веса. А сила

гравитации, т.е. сила притяжения на космический корабль действует почти так же, как на

Земле (всего на 10% меньше)».

6. Игра на знание планет Солнечной системы – Космонавт должен хорошо знать то, что

он наблюдает. А что можно увидеть в космосе? (Ответы учащихся.) – В нашей

Солнечной системе есть планеты. Сколько их? (8) – Разделитесь группами по … человек

(зависит от количества детей в классе). Каждой группе я дам карточки с буквами, вам

надо составить названия планет. Побеждает группа, первой составившая слова

правильно.

7. Игра на скорость – Космонавт должен уметь делать все быстро, правильно и помнить,

что работает и живет он на орбитальной станции не один. Разделитесь на пары. На полу

много звездочек. Ваша задача собрать эти звездочки в коробки. Собирать будут две пары,

брать можно по одной звезде. Победит та пара, которая соберет больше звезд.

Рефлексия. Итог занятия – Ребята, мы сегодня провели большую работу для

подготовки космонавтов. Как вы думаете, вы можете уже отправиться в космическое

пространство? (Нет.) – Почему? – Тогда, может, стоит закончить эти тренировки и

занятия? Как считаете? – Человек каждый день должен узнавать что-то новое. Было для

вас занятие полезным? Узнали что-то новое? Космонавтом хочешь стать – Должен

много-много знать! Любой космический маршрут Открыт для тех, кто любит труд. – По-

моему, вы сегодня хорошо потрудились и заслуживаете награду. А витамины полезны

всем, особенно тем, кто хочет стать космонавтом или просто сильным, ловким и

здоровым человеком.



В раздел образования