Автор: Васенькина Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Челябинский автотранспортный техникум"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: методическая разработка занятия
Тема: линейные сооружения
Раздел: среднее профессиональное
3.4 Линейные сооружения
3.4.1 Линейные сооружения
Чтобы создать необходимые условия для совершения пассажирских перевозок, нужно располагать
и правильным образом эксплуатировать определенные инфраструктурные объекты. В первую очередь,
речь идет про специальные здания и сооружения. Они получили название линейных сооружений
пассажирского
транспорта.
Линейные
сооружения
пассажирского
транспорта
либо
изначально
спроектированы и возведены для их использования в рамках обеспечения работы пассажирского
транспорта, либо приспособлены из уже построенных зданий, которые первоначально имели другое
функциональное предназначение. Обобщая можно сказать, что линейные сооружения пассажирского
транспорта
в
настоящее
время
выполняют
следующие
функции:
- Обслуживание пассажиров
- Диспетчерское руководство движением транспортных средств
- Управление пассажиропотоками на территории автовокзала
- Операции технического обслуживания
- Учет и анализ перевозок пассажиров
- Содержание помещений и территорий в чистоте
Как правило, линейные сооружения пассажирского транспорта располагаются в местах ожидания,
посадки-высадки пассажиров из автобусов. В связи с этим основными видами линейных сооружений
являются:
Автовокзалы.
Автопавильоны.
Пассажирские и служебные автомобильные станции.
Автовокзал представляет собой комплекс, который территориально изолирован от дорожной сети общего
пользования, а связан с ней с помощью транспортных и пешеходных связей. В состав этого комплекса
входит огороженная территория, которая соответствующим образом обустроена: размещены капитальное
здание из одного или двух этажей, площадка для стоянки автобусов, перроны для посадки и высадки
пассажиров, пункт технического осмотра автобусов. Вне вокзальная территория представлена
привокзальной площадью, на которой располагаются остановочные пункты городского пассажирского
транспорта, стоянки такси и другие объекты городской среды.
В зданиях автовокзала оборудуют:
-пассажирские помещения: залы ожидания, залы для пассажиров специальных категорий, буфет, кафе,
туалеты, пункт медицинской помощи, комната матери и ребенка, пункт связи, киоски и другие
помещения, которые оснащаются громкоговорящей связью, скамьями, диванами, креслами,
автоматическими справочными установками, информационными указателями, расписанием движения,
стендами с информацией о тарифах, адресами и номерами телефонов специальных служб и т.д.;
-ручные и автоматические камеры хранения ручной клади и багажа пассажиров;
-кассы по продаже билетов, которые оборудуют в отдельном зале или непосредственно в зале ожидания;
-справочное бюро;
-пост полиции;
-различные служебные помещения: диспетчерская служба, администрация автовокзала, пункты
медицинского осмотра и отдыха водителей и кондукторов и т. д.
Пассажирские автостанции предназначены для обслуживания пассажиров междугородных и
пригородных сообщений на конечных и транзитных остановочных пунктах маршрутов.
К автостанциям относятся линейные сооружения на автобусных маршрутах для приема и
отправления автобусов, посадки-высадки пассажиров, а также обслуживания и размещения персонала
автомобильного транспорта.
Автостанция состоит: из пассажирского здания в блоке с перроном, площадки для отстоя
автобусов между рейсами и служебными помещениями.
В помещениях автостанций имеются: билетные кассы, буфет, камера хранения ручной клади и
багажа и т.п.
Маршруты междугородных и пригородных автобусных сообщений оснащают автопавильонами с
зонами ожидания на 10-12 человек, они имеют: билетную кассу и иногда служебные помещения.
Классификация автовокзалов и автостанций
1 В зависимости от вместимости – АВ на 100, 200, 300 и 500 пассажиров; АС – до 25 и от 50 до 75
пассажиров
2 В зависимости от пропускной способности, т.е. возможное количество автобусов, прибывающих
и отправляющихся в час максимальной нагрузки, на классы:
I Класс – свыше 20 авт/час
II Класс – от 11 до 20 авт/час
III Класс – от 7 до 10 авт/час
IV Класс – до 6 авт/час.
Территорию автовокзалов и автостанций оборудуют указателями и ограждениями необходимыми
для направления движения пассажиров и размещения транспорта. На перроне осуществляется прием и
отправление автобусов, посадка-высадка пассажиров и он состоит
- Платформ с постами для установки автобусов при посадке-высадке пассажиров
- Площадок для маневрирования проездов и отстоя автобусов.
Перроны оснащают системами управления по приему и отправке автобусов. Над перроном
отправления обязательно должен быть навес, а тротуар должен располагаться выше проезжей части на
250-300 мм. Зона перрона, к кромке которой ставится автобус, носит название поста посадки (высадки).
Пассажирские здания, предназначенные для обслуживания пассажиров, организации и управления
транспортным процессом, могут быть одноэтажными и многоэтажными.
3.4.2 Типовой технологический процесс работы автовокзала
Автовокзалы предназначены для обслуживания пассажиров, осуществляющих поездки в междугородном
автобусном сообщении. Они располагаются в городах и крупных населенных пунктах.
Пассажирская автостанция предназначена для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных
автобусных сообщений на конечных и промежуточных остановочных пунктах маршрутов.
Автостанции строятся на автомобильных дорогах, в населенных пунктах и входят в комплекс
обустройства автомобильной дороги.
Автостанция должна иметь здание в блоке с перроном для посадки и высадки пассажиров, а также
площадки для стоянки автобусов.
Основными задачами автовокзала (пассажирской автостанции) являются:
· организация работы билетных касс, камеры хранения ручной клади и багажа, справочной,
эксплуатационно-линейной и других служб, призванных обеспечить удобства и культурное
обслуживание пассажиров;
· осуществление контроля за соблюдением расписаний движения и принятия мер, в случаях неприбытия
автобуса согласно расписанию, для отправки пассажиров по приобретенным проездным билетам на
автобусах других попутных рейсов или маршрутных таксомоторах.
Требования к оборудованию автовокзалов в Российской Федерации устанавливает Приказ Минтранса от
29 декабря 2015 г. N 387 «Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и
автостанций » .
В целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автовокзала размещаются:
· билетная(ые) касса(ы) или билетная(ые) касса(ы) и автомат(ы) для продажи билетов;
· зал ожидания;
· комната матери и ребенка;
· туалет;
· камера хранения вещей или места для хранения вещей;
· пункт общественного питания;
· здравпункт;
· комната отдыха водителей с местами для сидения.
На территории автовокзала, автостанции размещаются:
· перроны (площадки) для посадки пассажиров в автобусы;
· перроны (площадки) для высадки пассажиров из автобусов;
· площадка для стоянки автобусов, посты для уборки и осмотра автобусов (для автовокзалов, на
территории которых расположены остановочные пункты маршрутов регулярных перевозок пассажиров и
багажа в международном сообщении).
Количество перронов (площадок) для посадки пассажиров в автобусы должно обеспечивать возможность
стоянки автобусов во время посадки пассажиров для автобусов особо малого, малого и среднего классов
не менее 10 минут, для автобусов большого и особо большого классов не менее 15 минут.
Перроны (площадки) для посадки пассажиров в автобусы, перроны (площадки) для высадки пассажиров
из автобусов и посты для уборки и осмотра автобусов должны иметь асфальтобетонное или бетонное
покрытие.
Допускается объединение перронов (площадок) для посадки пассажиров в автобусы с перронами
(площадками) для высадки пассажиров из автобусов.
На территории автовокзала и автостанции размещаются технические средства организации дорожного
движения для транспортных средств и пассажиров жиров.
Перроны (площадки) для посадки и высадки пассажиров, а также залы ожидания должны оборудоваться
системами громкой связи и информационными табло.
На территории автовокзала и автостанции должны обеспечиваться условия доступности для инвалидов
перевозок автомобильным транспортом (городским наземным электрическим транспортом) и иных услуг
наравне с другими пассажирами.
Перроны отправления необходимо размещать в максимальном приближении к зданию, обеспечивая
кратчайшие пути следования из пассажирских помещений. В примыкании к перронам отправления
следует предусматривать зоны ожидания пассажиров шириной не менее 2,5 м.
Размещение перронов прибытия должно обеспечивать кратчайший выход пассажиров на привокзальную
площадь, минуя здание.
Для пассажиров пригородных маршрутов с интервалом движения автобусов менее 20 мин. при их
расчетном суточном отправлении свыше 3 тыс. пасс. следует предусматривать отдельные перроны
отправления и прибытия, обеспечивая проход к ним, минуя здание.
Для транзитных автобусов в зоне перрона отправления следует, как правило, выделять отдельные посты.
Перроны по конфигурации кромки для постановки к ним автобусов предусматриваются:
• прямолинейные;
• уступообразные;
• гребенчатые.