Напоминание

«Россия в первой Мировой войне»


Автор: Селимова Фатима Алихановна
Должность: Преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ РД «Дербентский медицинский колледж им. Г.А Илизарова».
Населённый пункт: город Дербент
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Россия в первой Мировой войне»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

«ДЕРБЕНТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.А. ИЛИЗАРОВА»

«Утверждаю»

Заместитель директора по УР

____________З.Т. Айдынбекова

« ____» ____________ 202 4 г.

Методическая разработка

теоретического занятия

по теме:

«Россия в первой Мировой войне»

по дисциплине

БД. 03 ИСТОРИЯ

.

для специальности Сестринское дело .

1 курс 169м,179м

.

Рассмотрена и одобрена на

заседании общего гуманитарного и

социально-экономического цикла

(название)

Протокол № ___ от ________ 202__г

Председатель ЦМК:

Алиханова Г.К. ФИО

Разработчики методической разработки

Селимова Ф.А. преподаватель

общественно-гуманитарных

дисциплин

высшей категории

ФИО должность

г. Дербент

Тема урока:«Россия в первой Мировой войне»

Цели урока:

Повторение, углубление, систематизация и контроль знаний учащихся о

причинах, целях, ходе военных действий и итогах первой Мировой войны для

России.

Развитие умения работать с документами, картой, учебной и дополнительной

литературой, самостоятельно формулировать выводы.

Создание

условий

для

воспитания

чувства

уважения

и

интереса

к

историческому прошлому страны.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Оборудование:

настенная карта «Россия в первой Мировой войне», атлас, учебник«История

Отечества.XX

– начало XXI

века»под редакцией Н.В. Загладина, компьютер,

проектор, интерактивная доска, электронный образовательный комплекс (ЭОК)

«История России XX век», часть 1, авторыДанилов А.А., Косулина Л.Г.

Основные понятия:

Антанта, Тройственный союз, коалиция, причины, повод и характер войны,

ультиматум, позиционная война, Брусиловский прорыв, сепаратный мир.

Важнейшие даты:

28 июля 1914г. – 11 ноября 1918г., 1 августа 1914г.,22 мая – 31 июля 1916г., 3 марта

1918г.

Выдающиеся личности:

А.А. Брусилов, П.К. Ренненкампф, А.В. Самсонов, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, В.И.

Ленин.

План.

1.

Повторение и обобщение знаний учащихся.

Россия и мир накануне войны.

Начало первой Мировой войны.

Основные события первой Мировой войны.

2.

Контрольное тестирование.

3.

Подведение итогов урока, домашнее задание.

Д/З - учебник, стр. 76-90, 110-113

Ход урока.

1.

Вступительное слово учителя.

Объяснение темы, целей урока.

Четыре года продолжалась первая Мировая война. Перед вами её основные

характеристики (показ слайда из ЭОК).

Война начала новую эпоху в истории человечества, она воспринималась

современниками как проявление кризиса европейской цивилизации. Это было великое

бедствие,

которое

впервые

показало

возможность

физического

уничтожения

человечества. Её вели миллионные армии, которые использовали новые виды оружия

массового поражения.

Начатая ради величия империй, она через четыре года привела к распаду этих

империй. Почему же и как был разрушен относительно благополучный европейский

мир?

Россия и мир накануне войны.

Актуализация знаний учащихся:

Какие военно-политические блоки сформировались накануне войны? Ответ

выполняется учащимся на интерактивной доске.

Повторить термины коалиция, Антанта, Тройственный союз.

Какие причины вызвали первую Мировую войну? Устный ответ.

Работа сослайдом -фрагмент рисунка о покушении.

О каком событии идёт речь? Какое влияние на историю оно оказало?

Повторить термин ультиматум.

Начало первой Мировой войны.

Вспомните, как развивались события начала войны. Устный ответ. Показ

хронологической таблицы. Дата 1 августа 1914 года.

Какой

характер

приобрела

война?

Устный

ответ.

Термин

мировая,

империалистическая.

Работа с цитатами о плане Шлиффена. Как назывался германский план военных

действий? В чём его суть?

Основные события первой Мировой войны.

Работа с презентацией - 1914 год.

С началом военных действий Германия стала активно претворять в жизнь «план

Шлиффена». Через Бельгию и Люксембург немецкие войска вторглись во Францию. В

сентябре началась битва на реке Марне, до Парижа оставалось 30-40 км. Французские

войска несли большие потери, но и германские войска вдруг приостановили свой

натиск. Германия в спешном порядке начала переброску сил на Восточный фронт.

Почему это произошло?

Какие военные операции начала русская армия?

Соответствовало ли это планам Германии?

Рассказ учащегося о военной операции в Восточной Пруссии. Показ карты

Восточная Пруссия, портретов Ранненкампфа Павла Карловича и Самсонова

Александра Васильевича, используя ЭОК.

В августе-сентябре 1914 года русские войска провели ещё одну военную операцию.

Где и как она проходила? Каковы её итоги?

В Галиции 8 армия под командованием генерала Алексея Алексеевича Брусилова

начала наступление против австрийцев. Были взяты Львов, Галич, началась осада

Перемышля. Австро-венгерские войска были отброшены от границ на 300 км,

потери противника составили более 1 млн. человек.

Осенью 1914 года Турция выступилапротив России на стороне Тройственного

союза, был открыт ещё один фронт – Кавказский. Потребовалось остановить

наступление в Галиции, часть русских войск перебрасывались на Кавказ. На

западном и Восточном фронтах началась позиционная война (окопная, без

активных военных действий).

Показ карты – 1914 года (ЭОК)

Каковы итоги военных действий в 1914 году? Устный ответ или работа с

учебником стр.81. Вывод – планы Германии сорваны. Россия спасла Францию от

поражения, сама сохранила боеспособность.

Работа с презентацией - 1915 год

Планы Германии меняются – теперь главный удар она решила нанести на

Восточном фронте. Показ диаграммы о военных силах на Восточном фронте

(ЭОК).

Цель – мощным ударом разгромить Россию, вывести её из войны.

Германия впервые применяет химическое оружие.

Как назывался газ, применённый немцами? Почему?

22 апреля у г. Ипр, за несколько минут 15 тысяч солдат было выведено из

строя,5 тысяч погибло. Через две недели газ был применён Германией и

против русских солдат. Учёный – химик Н.Д. Зелинский после этого изобрёл

первый противогаз.

Показ слайда - противогаз.

Союзники России – Англия и Франция – помощи царскому правительству не

оказывали. Началось «Великое отступление». Несмотря на упорные бои, русские

войска отступали. Слайд – контурная карта.

Какие территории были оставлены? Показать на контурной карте, используя

интерактивную доску,маркером. Работа с учебником стр.83.

Каков итог 1915 года? Вывод – вывести Россию из войны не удалось.

Работа с презентацией - 1916 год.

Германия вновь начинает военные действия на Западном фронте. Восемь

месяцев идёт кровопролитная борьба за крепость Верден на пути к Парижу.

Английский флот в сражении около Ютландии нанёс поражение немцам.Англо-

французские войска начали наступление на реке Сомме, где впервые применили

танки.

Показ слайда – танк.

Почему эти машины убийства стали так называть?

В мае весь мир узнал о новом преступлении Германии – немецкая подводная лодка

потопила пассажирский корабль «Лузитания», более 1000 человек утонули в океане. В

ответ на это Англия призывает все страны начать морскую блокаду Германии.

А какие события происходят на Восточном фронте? Рассказ учащегося о

Брусиловском прорыве. Фрагмент фильма (ЭОК).

Каков же итог 1916 года для России?

Работа с учебником стр.84-85. Вывод – Германия была вынуждена

прекратить атаки Вердена. Россия провела уникальную военную операцию

Брусиловский прорыв с 22 мая по 31 июля 1916 года

Работа с презентацией -1917 год.

Франция и Англия проводят в 1917 году наступательные операции. В апреле в

войну на стороне Антанты вступают США.

Актуализация знаний учащихся.

Какие революционные события происходят в России?

Какие две власти появились в стране?

Каково было их отношение к войне?

Что вы знаете о документе, вошедшем в историю как «нота Милюкова»?

Этот документ был направлен в апреле 1917 года странам Антанты с заверениями о

том, что Россия будет продолжать войну до победного конца.

Какие военные действия происходили на Восточном фронте в июне 1917 года?

Почему в августе 1917 года возникла необходимость вооружать рабочих

Петрограда?

Какие революционные события произошли в России в октябре 1917 года?

Одним из первых Декретов Советской власти был Декрет о мире. Большевики

стремились к демократическому миру. Выход России из войны был и в интересах

Германии. 15 декабря 1917 года Советская Россия и Германия заключили перемирие.

Каков же итог 1917 года? Германия получила ещё одного сильнейшего

противника - США. Советская Россия стремится к миру.

Работа с презентацией - 1918 год.

Румынские войска оккупировали Бессарабию.

В политической верхушке большевиков нет единства по вопросу о заключении мира с

Германией. Работа с ЭОК – точки зрения на войну и мир.

Какие три точки зрения по вопросу о войне и мире существовали? (Возможна

организация работыучащихся с учебником на стр.111)

Н.И. Бухарин – за «революционную войну»

Л.Д. Троцкий – «Ни мира, ни войны», распустить армию

В.И. Ленин – «мир любой ценой»

Советскую делегацию в Брест - Литовске возглавил Троцкий. Принято решение

ЦК РСДРП (б): тянуть переговоры сколько возможно, а если Германия предъявит

ультиматум, согласиться на мир. Но Троцкий не подчинился этому решению и

прекратил переговоры, заявив, что Советская Россия начинает распускать армию.

Германия и её союзники вновь начали наступление на Восточном фронте.

23 февраля 1918 года Германия вновь предъявила ультиматум,

и советское

правительство во главе с Лениным согласилось на условия мира.

3 марта 1918 года был подписан сепаратный мир между Советской Россией и

Германией.

Каковы же условия Брестского мира? Работа с учебником стр.112.

Почему советское правительство пошло на такие унизительные условия мира?

Итак, Россия вышла из войны. Теперь ничто не мешало Германии все силы бросить

на Запад. Но с появлением Советской России изменилась обстановка как на мировой

арене, так и внутри стран-участниц. В Австро-Венгрии бастует 700тыс. рабочих, в

Берлине – 300 тыс., во Франции вспыхнул «бунт 100 полков».

В сентябре германские войска потерпели поражение от соединённых сил

Антанты, союзники Германии заявили о прекращении войны.

9 ноября 1918 года в Берлине произошло вооружённое восстание рабочих и солдат.

11 ноября 1918года - Германия подписала мирный договор в Компьенском

лесу. Условия этого договора были крайне жестокие.

Так завершилась первая Мировая война. Потери в войне были огромными.

Слайд ЭОК – диаграмма «Потери в войне».

Контрольное тестирование

Выполнение учащимися тестовых заданий на 2 варианта – 4 мин.

Заключительное слово учителяо «забытой войне»

Подведение итогов урока

Домашнее задание: повторить материал учебника стр. 77-90, 110-113, ответить на

вопросы ст.113.

Приложение 1

Тест «Первая Мировая война»

Вариант №1

1.

В первой мировой войне принимали участие:

А) 23 страны; Б)28 стран; В) 35 стран; Г) 38 стран.

2.

Брестский мирбыл подписан:

А) с Австро-Венгрией; Б) с Германией;

В) с Сербией; Г) с Польшей.

3.

«План Шлиффена» был принят к действию командованием:

А) Германии; Б) Франции;

В) Австро-Венгрии; Г) Бельгии.

4.

Союзниками России в войне были:

А) Германия и Италия; Б) Англия и Франция; В) Германия и Австро-

Венгрия; Г) Турция и Англия.

5.

В число лучших полководцев первой мировой войны А.А. Брусилов выдвинулся:

А) во время операции на территории Восточной Пруссии;

Б) как организатор наступления русской армии в 1916 году;

В) как верховный Главнокомандующий русской армией.

6.

С призывом заключить демократический мир между народами воюющих стран

выступали:

А) большевики; Б) центристыВ) монархисты;Г) анархисты.

7.

Германия объявила войну России:

А) 28 июня 1914г.; Б) 28 июля 1914г.;

В) 1 августа 1914г.; Г) 3 августа 1914г.

Тест «Первая Мировая война»

Вариант №2

1.

Союзниками России в войне были:

А) Германия и Италия; Б) Англия и Франция;

В) Германия и Австро-Венгрия; Г) Турция и Англия.

2.

Брестский мир был подписан:

А) с Австро-Венгрией; Б) с Германией;

В) с Сербией; Г) с Польшей.

3.

С призывом заключить демократический мир между народами воюющих стран

выступали:

А) большевики; Б) центристы В) монархисты; Г) анархисты.

4.

«План Шлиффена» был принят к действию командованием:

А) Германии; Б) Франции;

В) Австро-Венгрии; Г) Бельгии.

5.

В первой мировой войне принимали участие:

А) 23 страны; Б)28 стран; В) 35 стран; Г) 38 стран.

6.

Германия объявила войну России:

А) 28 июня 1914г.; Б) 28 июля 1914г.;

В) 1 августа 1914г.; Г) 3 августа 1914г.

7.

В число лучших полководцев первой мировой войны А.А. Брусилов выдвинулся:

А) во время операции на территории Восточной Пруссии;

Б) как организатор наступления русской армии в 1916 году;

В) как верховный Главнокомандующий русской армией.

Приложение 2

Цитаты

«Солдаты, прежде чем листья падут с этих лип, вы вернётесь домой»

Вильгельм II, кайзер Германии

«Когда вы направляетесь во Францию, пусть крайний правый в строю касается плечом Ла-Манша»

Начальник германского Генерального штаба генерал Альфред фон Шлиффен

Хроника начала первой Мировой войны

28 июня 1914 года – убийство в Сараево сербским террористом наследника Австрийского престола

Франца Фердинанда.

28 июля 1914 года – Австрия объявляет войну Сербии. Россия начинает мобилизацию армии на

защиту Сербии.

1 августа 1914 года – Германия объявляет войну России.

3 августа 1914 года – Германия объявляет войну Франции.

4 августа 1914 года – Германия вторгается в Бельгию. Англия объявляет войну Германии.

Приложение 3

Основные события первой Мировой войны

1914 год

дата

Западный фронт

Восточный фронт

август

Начало осуществления «плана

Шлиффена»

Наступление русских войск в Восточной

Пруссии и в Галиции. Переброска немецких

войск на Восточный фронт

сентябрь

Битва на Марне.

Отступление немецких войск.

Поражение русских войск

в Восточной Пруссии.

Взятие Львова русскими войсками.

декабрь

Переход к позиционной войне

1915 год

дата

Западный фронт

Восточный фронт

весна

Первая газовая атака. Германия применила

хлор под Ипром, Бельгия (22 апреля)

Направление главного удара

германских войск – Галиция.

май

Германская подводная лодка потопила

пассажирский корабль «Лузитания»

Отступление русской армии и

большие потери

осень

Подготовка к наступлению

Стабилизация фронта, переход к

позиционной войне

1916 год

дата

Западный фронт

Восточный фронт

февраль

Наступление Германии под Верденом –

«Верденская мясорубка» с 21.02 до 18.12

май

Морское сражение английского и

германского флота

июнь

Брусиловский прорыв.

Переброска войск

с Западного фронта.

Поражение Австро-Венгрии.

Июль -

ноябрь

Наступление англо-французских войск на

Сомме. Применение танков.

декабрь

Переход Германии к стратегической

обороне и начало подводной войны

1917 год

дата

Западный фронт

Восточный фронт

апрель

Неудачное наступление

французской армии

Нота Милюкова об участии России в

войне до победного конца

июнь

Неудачное наступление русских войск

июль

Начало наступления английских

войск

август-

ноябрь

Захват германскими войсками Риги,

наступление на Петроград.

Оккупация части Прибалтики.

декабрь

Перемирие между Россией и Германией

(15.12)

1918 год

дата

Западный фронт

Восточный фронт

зима

Румыния оккупировала

Бессарабию

март

Переброска германских войск с

Восточного фронта

Заключение сепаратного мира

между Советской Россией и

Германией

(3 марта)

лето

Наступление германских войск на Париж

сентябрь

Общее наступление войск Антанты

ноябрь

Поражение стран Четверного союза.

Компьенское перемирие

(11 ноября)

Список литературы.

1.

Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XX век»,

часть 1 (1900-1918 гг.), мультимедиа учебник, «Клио - СОФТ», М., 2002 г.

2.

Арасланова О.В., Поздеев А.В., «Поурочные разработки по истории России XX – начало

XXI вв.», М., ВАКО, 2008 г.

3.

Владимирова О.В. «История», учебное пособие, М., АСТ, 2010 г.

4.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Рабочая тетрадь по истории России XX век (1900 – 1927

гг.)», М., «Просвещение», 2000 г.

5.

Коваль Т.В. «История России XX век», конспекты уроков для учителя, М., Владос –

ПРЕСС, 2002 г.

6.

Загладин Н.В., Козленко С.И. «История Отечества XX – начало XXI века», учебник для 11

класса, М., «Русское слово», 2006 г.

7.

Чубарьян А.О. «Отечественная история XX – начала XXI века», учебник для 11 класса, М.,

«Просвещение», 2004 г.

8.

Из истории человеческого общества, детская энциклопедия для среднего и старшего

возраста, М., «Педагогика», 1975 г.

9.

Большая иллюстрированная энциклопедия истории, М., «Махаон», 2005 г.



В раздел образования