Напоминание

Воспитательный потенциал дополнительного образования


Автор: Гаврюшина Татьяна Анатольевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ Тракторозаводского района
Населённый пункт: Волгограда
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный потенциал дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитательный потенциал дополнительного

образования детей

сведения об авторе:

Гаврюшина Т.А., методист МОУ ДЮЦ Тракторозаводского района Волгограда

Воспитание - важная и неотъемлемая часть учебно-воспитательного

процесса

любого

образовательного

учреждения.

Особое

место

воспитательный процесс занимает в работе учреждений дополнительного

образования,

где

каждая

программа

и

мероприятие

направлены

на

формирование

таких

личностных

качеств

учащихся,

как

активная

гражданская

позиция,

патриотизм,

инициативность,

толерантность,

целеустремлённость и многие другие. Именно дополнительное образование

наиболее успешно умеет решать воспитательные задачи, которые ставит

перед ним государство и общество. Современный мир непрестанно и быстро

меняется. В процессе глобализации общества наряду с позитивными

изменениями (технологическими, научными) чётко проявляются и различные

трудности и проблемы: социальные, экономические, информационные,

морально — нравственные. В этих условиях меняются роли и функции

государства, семьи, школы, дополнительного образования. Как и в других

сферах человеческой деятельности, в российском образовании активно идёт

процесс модернизации, одной из приоритетных задач которой является

воспитание подрастающего поколения.

Что же такое воспитание? Какой подход к этой стороне образовательного

процесса сформировался у педагогического сообщества? Под каким углом

его рассматривает дополнительное образование? Обычно под воспитанием

понимают

комплекс

технологий,

направленных

на

целенаправленное

формирование личности ребенка. С понятием воспитания тесно связана

социализация ребенка, то есть усвоение детьми и подростками основ родной

культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и не

одобряемых поступков, знаний традиций и обычаев, патриотизм. Однако

подход к воспитанию в педагогическом сообществе не однозначен. Так

воспитательная работа в школе, как правило, слабо развита, акцент делается

на обучение детей и получение ими предметных знаний, а воспитательный

процесс в общеобразовательных учреждениях зачастую рассматривается

только

как

средство

повышения

успеваемости,

метод

борьбы

с

правонарушениями.

В дополнительном же образовании воспитание всегда имело важнейшее

значение и неразделимо с образовательным процессом. Очень хорошо

выразил это в своих словах главный научный сотрудник Института изучения

детства, семьи и воспитания, Михаил Иосифович Рожков: «Целостность

воспитательного процесса проявляется в единстве процессов обучения и

воспитания: в процессе обучения происходит воспитание, а в процессе

воспитания — обучение!»

Единство учебно-воспитательного процесса заложено уже в самом понятии

дополнительного образования, которое согласно Федеральному закону «О

дополнительном образовании» определяется как целенаправленный процесс

воспитания

и

обучения

посредством

реализации

дополнительных

общеобразовательных программ, оказания дополнительных образовательных

услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за

пределами основных образовательных программ в интересах человека,

общества, государства.

Но организация воспитательного процесса сегодня требует постоянных

изменений, которые должны появиться в результате определенных подходов

к воспитанию. В основе изменений должна быть нацеленность воспитания на

будущее, т.е. на формирование навыков XXI века, которые непосредственно

связаны с воспитанием. Именно эти изменения должны обеспечить

подростку, молодому человеку его личностный рост с учетом той социальной

ситуации, в которой проходит его развитие, выбор будущего пути его

развития и совершенствования, становления его как личности гражданина

своего отечества. В воспитательном процессе в настоящее время кроме

школы и семьи участвуют многие субъекты - это детско-юношеские

объединения, общественные организации, организации культуры, спорта,

учреждения дополнительного образования. Сегодня мы должны говорить и о

влиянии на воспитание подрастающего поколения изменяющейся цифровой

трансформации

общества,

развитии

цифровых

технологий,

появление

различных социальных сетей. Таким образом, процесс воспитания всегда был

и остается главным в учреждениях дополнительного образования и

находится в процессе постоянного усовершенствования и обновления.

Задачи воспитания— это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные

под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых

воспитательных

акций

и

действий.

Существует

целый

спектр

воспитательных задач, которые в учреждении дополнительного образования

успешно решают дополнительные общеобразовательные общеразвивающие

программы. Педагоги нашего учреждения ведут активную воспитательную

деятельность

-

организуют

различные

мероприятия

воспитательного

характера:

праздники,

конкурсы,

конференции,

соревнования,

беседы,

походы, благотворительные концерты, различные акции. Большую роль в

воспитательной деятельности играют добровольческие акции и проекты. В

процессе участия в добровольческой (волонтерской) деятельности учащиеся

проявляют себя как толерантные, отзывчивые, гуманные, ответственные,

бескорыстные личности. В этом и заключается основной воспитательный

эффект

добровольческой

работы

в

учреждении

дополнительного

образования.

Большое

внимание

в

воспитании

мы

уделяем

взаимоотношениям детей и родителей, регулярно проходят занятия для

родителей. Таким образом, дополнительное образование рассматривает

воспитание как важную и неотъемлемую часть образовательного процесса,

направленную на достижение двух взаимосвязанных целей— обеспечение

процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса

индивидуализации личности.

Дополнительное образование уникально. Оно не только способствует

развитию и воспитанию учащихся, но и позволяет каждому ребёнку самому

выбрать педагога, наставника, друга, способного создать ему условия для

самоопределения, самореализации, выбрать дальнейший жизненный путь

настоящего патриота, гражданина своей страны, уважающего память

защитников Отечества. Здесь важную воспитательную роль имеет и личность

самого педагога – пример для подражания и образец поведения для

обучающихся.

Таким образом, можно смело сказать, что система дополнительного

образования может своевременно и гибко подстраиваться под приоритеты

государственной

политики

в

сфере

образования

и

успешно

вести

воспитательный

процесс,

главной

задачей

которого,

по

мнению

педагогического

коллектива

Детско-юношеского

центра,

является

стремление

воспитать

талантливого,

успешного

ребенка,

способного

самоопределиться в жизни. И надо сказать, что Детско-юношеский центр

вполне умело подходит к решению этой задачи, создавая для каждого

ребёнка

ситуацию

успеха,

формируя

желание

саморазвиваться

и

самосовершенствоваться.

Таким

образом,

система

дополнительного

образования имеет довольно большой инструментарий для успешного

ведения воспитательной деятельности.

Возможности

дополнительного

образования

и

законотворческая

инициатива государства по вопросам воспитания учащихся в связи с

внедрением

более

эффективной

воспитательной

работы

в

общеобразовательных учреждениях позволит дополнительному образованию

результативнее сотрудничать со школами и развиваться дальше, двигаться

вперед

и

воспитывать

личность,

успешную

в

различных

сферах

деятельности, которые значимы для города и страны.



В раздел образования