Автор: Лидия Николаевна Елистратова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Подпорожская средняя общеобразовательная школа №3" №3"
Населённый пункт: город Подпорожье Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование
Формирование универсальных учебных действий
на уроках русского языка и литературы.
Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты
Ж.- Ж. Руссо (Французский философ, писатель, композитор)
ФГОС
нового
поколения
на
всех
ступенях
образования
выдвигает
в
качестве
приоритетного
личностно-ориентированный,
системно-деятельностный
подход,
определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические
условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе
образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных
действий (УУД). Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться,
т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного
и активного присвоения нового социального опыта.
Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:
Личностные.
Регулятивные.
Познавательные.
Коммуникативные.
Безусловно, что на занятиях в равной мере должны быть реализованы все четыре вида
действий. Каждый предмет, в том числе, и гуманитарные обладают своей уникальной
спецификой. Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов компьютеров.
Окруженные электроникой, они прекрасно ориентируются в новых технологиях, они
«добывают», «скачивают» информацию, но она воспринимается ими как ничья, они не
смотрят авторов найденной информации. Произведения художественной литературы
остаются в их сознании вне автора и времени создания повести или романа, а вместе с
этим отходит на задний план хронологический аспект анализа.
Русский язык как учебный предмет – основа образования. Открывая доступ к получению
знаний по всем другим предметам, формируя необходимые для образования и
самообразования умения и навыки. Специфика русского языка как учебного предмета
заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых,
средством изучения всех остальных предметов. Ведущее направление в изучении
русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности ребят с
опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.
Литература
–
базовая
учебная
дисциплина,
формирующая
духовный
облик
и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии личности, в формировании
его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как предмета
обладает большой силой воздействия, приобщает к нравственно-эстетическим ценностям
нации и человечества.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую
ориентацию обучающихся
(умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный
аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить 3 вида личностных действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т.е. учащийся должен задаваться вопросом: какое значение и
какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого
содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее
личностный моральный выбор.
К личностным УУД относятся:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осваивать новые виды деятельности;
участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как
индивидуальности и одновременно как члена общества,
признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к
самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа,
определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и
своего здоровья.
На уроках русского языка и литературы личностные УУД
развиваются благодаря
текстам, данным в учебниках, презентациях, на заранее подготовленных карточках, при
написании сочинений и изложений. На уроках русского языка и литературы мы пишем
сочинения-рассуждения на темы: «Мы гордимся своей страной», «Зачем нам нужно знать
русский язык», «Семейные традиции», «Роль семьи в жизни человека по теме М.А.
Булгакова», сочинение-рецензия по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети»,
сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» и др. Эти тексты и темы могут быть
нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем
самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и
принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти своё место в жизни,
ориентироваться в моральных нормах. Приступая к выполнению этих упражнений, к
анализу данных текстов, студенты с помощью педагога дают нравственную оценку
содержанию этих упражнений.
Для
формирования
личностных
универсальных
учебных
действий
используются
следующие виды заданий:
участие в проектах; Реферат на тему «Загадка в творчестве В.М.Шукшина».
Исследовательский проект «Образ собаки в творчестве поэтов и писателей 19-
20веков».
творческие задания; Составление деловой документации. Составление словаря
«Термины в моей профессии», Доклад на тему «Молодежный сленг».
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия. Написание репортажа с места событий.
Для формирования личностных универсальных учебных действий
на уроках
литературы можно использовать следующие приёмы:
Театрализация. На уроках используются театрализация сцен из жизни поэтов,
писателей, где ребята сами вживаются в роль героев, развивают свои личностные
качества.
Вопрос к тексту. Это происходит почти на каждом уроке, когда разбираем и
анализируем произведения авторов по каждой конкретной теме.
Диалог с автором.
Комментированное чтение. Когда происходит чтение по ролям, зачитывание и
анализ определенных сцен и эпизодов. (Например, пьеса Островского «Гроза»,
пьеса Чехова «Вишневый сад», сцена «Убийства Родиона Раскольникова старухи-
процентщицы» и др.
Регулятивные
УУД обеспечивают
обучающимся
организацию
своей
учебной
деятельности. К ним относятся:
целеполагание
как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
планирование
– определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование
– предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик;
контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция
– внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого
результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка
– выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция
как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
(к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Для
формирования регулятивных универсальных
учебных
действий
возможны
следующие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках; При конспектировании и
составление хронологической таблицы по биографии и творчеству автора.
Составление понятийного словаря по поэтам и писателям.
взаимоконтроль; При составлении словаря, который ведет каждый студент, когда
они ищут сами термины сами, потом проверяют друг у друга, при написании
тестов я использую взаимоконтроль, иногда с выставлением самим себе оценок.
диктант;
заучивание
материала
наизусть;
При
изучении
поэтов
ребята
учат
их
стихотворения наизусть, потом рассказывают у доски, развивая свои театральные
способности.
«ищу
ошибки»;
Это
словарные
диктанты
по
русскому
языку
и
литературоведческие диктанты по литературе.
контрольный опрос на определенную проблему. При изучении трудных или
неоднозначных тем, где требуется порассуждать, например, «Сила или слабость
проявилась в поступке Катерины», «Почему Раскольников убивает старуху, был ли
у него другой выход из создавшегося положения», «Я хотел Наполеоном сделаться,
оттого и убил».
Методические приемы для формирования регулятивных действий
на уроках литературы
З-Х-У (знаем, хотим узнать, узнали и осталось узнать).
Вопрос к тексту. Иногда ребята после прочтения текста сами составляют вопросы к
нему, составляют кроссворд по данной теме, составляют вопросы викторины.
Задания-ловушки. (Можно задать вопросы и дать неверные ответы к ним
преднамеренно, а ребята сами должны их исправить и дать правильный ответ).
Создание «помощника» для проверки работы. (В моем случае основным
помощником студентам выступает словарь литературоведческих терминов, с
помощью которого ребята выполняют задания на соответствие термина и его
понятия-определения по определенным темам, блокам.
Пример: литературные
направления, при анализе текста).
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также
постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск
и
выделение
необходимой
информации;
применение
методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости
от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
различных
жанров;
определение
основной
и
второстепенной
информации;
свободная
ориентация
и
восприятие
текстов
художественного,
научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная
оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание
с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и
явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий:
сравни; При составлении сравнительного анализа («Сравнительный анализ лирики
Маяковского и Есенина», «Россия в творчестве А.Блока и А.Ахматовой»).
«найди отличия» (можно задать их количество);
поиск лишнего;
составление
схем-опор;
При
изучении
художественных
произведений
мы
составляем такие схемы, например, при группировке главного героя и остальных,
которые раскрывают его образ, так героя Базарова, который является разночинцем,
который попадает в романе «Отцы и дети» в среду дворян, чуждую ему; при
изучении тем и русского языка.
работа с разного вида таблицами; При изучении художественных произведений
составляет такие таблицы при деление героев на социальные группы, например, в
«Грозе» Островского происходит деление на «старшее» и «младшее» поколение
купечества, на «хозяев» жизни и их «жертв», при составление портретных
характеристик героев или их черт характера, отношения к жизни.
работа со словарями. Ведется на всем протяжении курса русского языка и
литературы, а так же по литературе студенты самостоятельно ведут словари, где
записывают новые литературные термины и понятия, а потом пишем по ним
литературоведческие диктанты.
Методические приемы для формирования познавательных действий
на уроках литературы:
Пересечение тем. При изучении русского языка и литературы в том произведении,
которое мы проходим на данный момент можно задать найти в каком-то отрывке
несколько СПП, ССП или БСП, как раз эта тема сейчас проходится нами по
русскому языку на 1курсе, а по литературе творчество В.М.Шукшина, рассказы,
А.И. Солженицына «Один день И.Д».
Повторяем с контролем. При изучении тем русского языка и литературы
проводятся контрольные работы, ребята закрепляют пройденный материал на
вопросах по контрольному повторению ( для этого мною разработаны карточки –
задания или тесты по темам русского языка и литературы).
Опрос «по цепочке». При работе с упражнениями на разные виды орфограммы и
пунктограммы использую данный метод, который позволяет каждому студенту
ответить на занятии и получить оценки.
Опрос-итог.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в
диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка
вопросов
–
инициативное
сотрудничество
в
поиске
и
сборе
информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его
реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка, современных средств коммуникации.
Для
формирования коммуникативных УУД
можно
предложить
следующие
виды
заданий:
составь задание партнеру; При самопроверке и самоконтроле мы используем этот
прием, когда ребята сами составляют и задают дополнительные вопросы по
конкретной теме.
представь себя в роли преподавателя и составь задание для группы;
составь рассказ от имени героя;
представь себя в роли экскурсовода и проведи заочную экскурсию; При изучении
тем Островского, Толстого, Чехова и др.писателей и поэтов ребята сами
составляют материал и проводят заочные экскурсии, где выступают в роли
экскурсоводов и корреспондентов.
групповая работа по составлению кроссворда; При обобщении и закреплении
материала ребята сами составляют по группам кроссворды на различные блоки
тем, например, «Поэты серебряного века», «От классицизма до реализма»,
«Писатели и произведения ВОВ и др).
«отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ...»;
«опиши устно...»;
«объясни...».
Для формирования коммуникативных УУД
целесообразно использовать приемы,
направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с
пометками»:
составление
таблицы;
При
изучении
темы
«Приставки
–пре
и
–при»,
«Правописание глаголов», «Портретная характеристика героев» и др.
дискуссия;
групповая форма работы; При выполнении практических заданий по русскому
языку и литературе ребята выполняют работу по группам и вариантам.
проектная и исследовательская деятельности; Ребята пишут доклады, рефераты,
исследовательские работы на темы, с которыми потом выступают на занятиях, на
научных конференциях «Ступени роста», «Галактика знаний». В этом году на
«Ступенях роста» Кочешков Н. сам попросил тему и выполнил по ней
исследовательскую работу по теме «Реальное и фантастическое в романе
М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и занял 1 место).
театрализация; При изучении темы «Лирика С.Есенина» ребята сами ставили
сценки из жизни поэта и выступали с ними на открытом занятии, ставили сценки из
жизни А. П.Чехова, Н.А. Островского и другие.
создание учащимися литературных произведений. Ребята пишут свои собственные
стихотворные рекламы о техникуме, о литературных героях, о своих любимых
поэтах,
писателях,
с
которыми
лучшие
студенты
потом
выступают
на
традиционном конкурсе стихов, поэтической гостиной, так же выполняют рисунки
литературных героев и литературные газеты.
Таким
образом,
модернизация
образования
ставит
перед
преподавателем
задачу
переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов
преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные
действия, которые помогут студентам стать полноценной социальной личностью,
стремящейся
реализовать
свои
возможности,
способной
делать
осознанный
и
ответственный выбор. Такая система работы позволяет активизировать творческую
деятельность студентов, выработать активную жизненную позицию, сформировать
творческую личность. Использование
УУД на уроках
дает хорошие результаты:
развивает творческие, исследовательские способности ребят, повышает их активность;
способствует
более
осмысленному
изучению
материала,
приобретению
навыков
самоорганизации, повышает
интерес к предмету. Исследовательская деятельность
способствует формированию у ребят указанных выше универсальных учебных действий,
а использование информационно-коммуникационных технологий привлекает студентов к
исследованиям на таких уроках и делает уровень преподавания соответствующим
современным требованиям образования.
Список литературы
1.
Аксёнова, И.В. О содержании технологической карты урока/И.В. Аксёнова //
Химия в школе.- 2014.-№ 9.- С. 13-21
2.
Воровщиков, С.Г. Системным проблемам - системные решения: универсальные
учебные действия, общеучебные умения и «бритва оккама»/С.Г. Воровщиков
//Управление современной школ ой.-2 014.-№ 5.- С.58-74
3.
Дятлова,
К.Д.
Формирование,
развитие
и
оценка
сформированности
познавательных универсальных учебных умений средствами тестового контроля
/К.Д. Дятлова// Школьные технологии.-2014.-№ 4.- С. 150-163
4.
Ефросинина, Л. А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных
учебных действий.
Курс литературного чтения/Л. А. Ефросинина. //Начальная
школа.-2012.-№ 2. С. 49-57.
5.
Мещерякова, Л. М. Формирование универсальных учебных действий. Система
дидактических
заданий/Л.
М.
Мещерякова,
М.
М.
Шалашова,
П.
А.
Оржековский. //Химия в школе.-2013.-№ 1. - С.9-12.
6.
Науменко, Ю.В.УУД: алгоритм создания программы формирования для 5-9
классов/Ю.В. Науменко//Народное образование.-2013.-№ 2.- С. 198-205
7.
Ю.Некрасова, СВ. Формирование универсальных учебных действий с помощью
согласующих учебных заданий /С.В. Некрасова // Школьные технологии.-2014.-№
3.- С. 106-127
8.
Несмеянова, И.А., Беляевская, Т.Я. Учебная ситуация как средство формирования
УУД (мастер-класс) / Несмеянова, И.А., Беляевская, Т.Я.// Методист.-2014.-№ 6.-
С.61-64
9.
Поташник, М.М., Левит, М.В. В чём состоит заявленная новизна ФГОС/ Поташник,
М.М., Левит М.В.// Народное образование.-2014.-№ 9.- С.79-86
10. Пудова, Ю.В. Учебно-методическое и дидактическое обеспечение процесса
формирования УУД и способов деятельности для получения нового качества
образования/
Ю.В.Пудова//
Управление
современной
школой.
Завуч
(для
администрации школ).-2014.-№ 6.- С.22-35
11. Чарыкова, С. В. "Умение учиться действительности": перспективы формирования
универсальных учебных действий /С. В. Чарыкова./ /Информатика и образование.-
2013.-№ 8. - С. 19-24.