Напоминание

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы


Автор: Лидия Николаевна Елистратова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Подпорожская средняя общеобразовательная школа №3" №3"
Населённый пункт: город Подпорожье Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование





Назад




Формирование универсальных учебных действий

на уроках русского языка и литературы.

Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты

Ж.- Ж. Руссо (Французский философ, писатель, композитор)

ФГОС

нового

поколения

на

всех

ступенях

образования

выдвигает

в

качестве

приоритетного

личностно-ориентированный,

системно-деятельностный

подход,

определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические

условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе

образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных

действий (УУД). Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться,

т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного

и активного присвоения нового социального опыта.

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

Личностные.

Регулятивные.

Познавательные.

Коммуникативные.

Безусловно, что на занятиях в равной мере должны быть реализованы все четыре вида

действий. Каждый предмет, в том числе, и гуманитарные обладают своей уникальной

спецификой. Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов компьютеров.

Окруженные электроникой, они прекрасно ориентируются в новых технологиях, они

«добывают», «скачивают» информацию, но она воспринимается ими как ничья, они не

смотрят авторов найденной информации. Произведения художественной литературы

остаются в их сознании вне автора и времени создания повести или романа, а вместе с

этим отходит на задний план хронологический аспект анализа.

Русский язык как учебный предмет – основа образования. Открывая доступ к получению

знаний по всем другим предметам, формируя необходимые для образования и

самообразования умения и навыки. Специфика русского языка как учебного предмета

заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых,

средством изучения всех остальных предметов. Ведущее направление в изучении

русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности ребят с

опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.

Литература

базовая

учебная

дисциплина,

формирующая

духовный

облик

и

нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в

эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии личности, в формировании

его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как предмета

обладает большой силой воздействия, приобщает к нравственно-эстетическим ценностям

нации и человечества.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую

ориентацию обучающихся

(умение соотносить поступки и события с принятыми

этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный

аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить 3 вида личностных действий:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т.е. учащийся должен задаваться вопросом: какое значение и

какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого

содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее

личностный моральный выбор.

К личностным УУД относятся:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

осваивать новые виды деятельности;

участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как

индивидуальности и одновременно как члена общества,

признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к

самооценке своих действий, поступков;

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа,

определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и

своего здоровья.

На уроках русского языка и литературы личностные УУД

развиваются благодаря

текстам, данным в учебниках, презентациях, на заранее подготовленных карточках, при

написании сочинений и изложений. На уроках русского языка и литературы мы пишем

сочинения-рассуждения на темы: «Мы гордимся своей страной», «Зачем нам нужно знать

русский язык», «Семейные традиции», «Роль семьи в жизни человека по теме М.А.

Булгакова», сочинение-рецензия по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети»,

сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» и др. Эти тексты и темы могут быть

нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем

самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и

принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти своё место в жизни,

ориентироваться в моральных нормах. Приступая к выполнению этих упражнений, к

анализу данных текстов, студенты с помощью педагога дают нравственную оценку

содержанию этих упражнений.

Для

формирования

личностных

универсальных

учебных

действий

используются

следующие виды заданий:

участие в проектах; Реферат на тему «Загадка в творчестве В.М.Шукшина».

Исследовательский проект «Образ собаки в творчестве поэтов и писателей 19-

20веков».

творческие задания; Составление деловой документации. Составление словаря

«Термины в моей профессии», Доклад на тему «Молодежный сленг».

зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

самооценка события, происшествия. Написание репортажа с места событий.

Для формирования личностных универсальных учебных действий

на уроках

литературы можно использовать следующие приёмы:

Театрализация. На уроках используются театрализация сцен из жизни поэтов,

писателей, где ребята сами вживаются в роль героев, развивают свои личностные

качества.

Вопрос к тексту. Это происходит почти на каждом уроке, когда разбираем и

анализируем произведения авторов по каждой конкретной теме.

Диалог с автором.

Комментированное чтение. Когда происходит чтение по ролям, зачитывание и

анализ определенных сцен и эпизодов. (Например, пьеса Островского «Гроза»,

пьеса Чехова «Вишневый сад», сцена «Убийства Родиона Раскольникова старухи-

процентщицы» и др.

Регулятивные

УУД обеспечивают

обучающимся

организацию

своей

учебной

деятельности. К ним относятся:

целеполагание

как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

планирование

– определение последовательности промежуточных целей с учетом

конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование

– предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его

временных характеристик;

контроль

в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция

– внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ

действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого

результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка

– выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще

нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция

как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

(к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Для

формирования регулятивных универсальных

учебных

действий

возможны

следующие виды заданий:

«преднамеренные ошибки»;

поиск информации в предложенных источниках; При конспектировании и

составление хронологической таблицы по биографии и творчеству автора.

Составление понятийного словаря по поэтам и писателям.

взаимоконтроль; При составлении словаря, который ведет каждый студент, когда

они ищут сами термины сами, потом проверяют друг у друга, при написании

тестов я использую взаимоконтроль, иногда с выставлением самим себе оценок.

диктант;

заучивание

материала

наизусть;

При

изучении

поэтов

ребята

учат

их

стихотворения наизусть, потом рассказывают у доски, развивая свои театральные

способности.

«ищу

ошибки»;

Это

словарные

диктанты

по

русскому

языку

и

литературоведческие диктанты по литературе.

контрольный опрос на определенную проблему. При изучении трудных или

неоднозначных тем, где требуется порассуждать, например, «Сила или слабость

проявилась в поступке Катерины», «Почему Раскольников убивает старуху, был ли

у него другой выход из создавшегося положения», «Я хотел Наполеоном сделаться,

оттого и убил».

Методические приемы для формирования регулятивных действий

на уроках литературы

З-Х-У (знаем, хотим узнать, узнали и осталось узнать).

Вопрос к тексту. Иногда ребята после прочтения текста сами составляют вопросы к

нему, составляют кроссворд по данной теме, составляют вопросы викторины.

Задания-ловушки. (Можно задать вопросы и дать неверные ответы к ним

преднамеренно, а ребята сами должны их исправить и дать правильный ответ).

Создание «помощника» для проверки работы. (В моем случае основным

помощником студентам выступает словарь литературоведческих терминов, с

помощью которого ребята выполняют задания на соответствие термина и его

понятия-определения по определенным темам, блокам.

Пример: литературные

направления, при анализе текста).

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также

постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск

и

выделение

необходимой

информации;

применение

методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и

письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов

деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости

от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

различных

жанров;

определение

основной

и

второстепенной

информации;

свободная

ориентация

и

восприятие

текстов

художественного,

научного,

публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная

оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание

с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и

явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового

характера.

Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий:

сравни; При составлении сравнительного анализа («Сравнительный анализ лирики

Маяковского и Есенина», «Россия в творчестве А.Блока и А.Ахматовой»).

«найди отличия» (можно задать их количество);

поиск лишнего;

составление

схем-опор;

При

изучении

художественных

произведений

мы

составляем такие схемы, например, при группировке главного героя и остальных,

которые раскрывают его образ, так героя Базарова, который является разночинцем,

который попадает в романе «Отцы и дети» в среду дворян, чуждую ему; при

изучении тем и русского языка.

работа с разного вида таблицами; При изучении художественных произведений

составляет такие таблицы при деление героев на социальные группы, например, в

«Грозе» Островского происходит деление на «старшее» и «младшее» поколение

купечества, на «хозяев» жизни и их «жертв», при составление портретных

характеристик героев или их черт характера, отношения к жизни.

работа со словарями. Ведется на всем протяжении курса русского языка и

литературы, а так же по литературе студенты самостоятельно ведут словари, где

записывают новые литературные термины и понятия, а потом пишем по ним

литературоведческие диктанты.

Методические приемы для формирования познавательных действий

на уроках литературы:

Пересечение тем. При изучении русского языка и литературы в том произведении,

которое мы проходим на данный момент можно задать найти в каком-то отрывке

несколько СПП, ССП или БСП, как раз эта тема сейчас проходится нами по

русскому языку на 1курсе, а по литературе творчество В.М.Шукшина, рассказы,

А.И. Солженицына «Один день И.Д».

Повторяем с контролем. При изучении тем русского языка и литературы

проводятся контрольные работы, ребята закрепляют пройденный материал на

вопросах по контрольному повторению ( для этого мною разработаны карточки –

задания или тесты по темам русского языка и литературы).

Опрос «по цепочке». При работе с упражнениями на разные виды орфограммы и

пунктограммы использую данный метод, который позволяет каждому студенту

ответить на занятии и получить оценки.

Опрос-итог.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции

других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в

диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу

сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение

цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка

вопросов

инициативное

сотрудничество

в

поиске

и

сборе

информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка

альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его

реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии

с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической

формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами

родного языка, современных средств коммуникации.

Для

формирования коммуникативных УУД

можно

предложить

следующие

виды

заданий:

составь задание партнеру; При самопроверке и самоконтроле мы используем этот

прием, когда ребята сами составляют и задают дополнительные вопросы по

конкретной теме.

представь себя в роли преподавателя и составь задание для группы;

составь рассказ от имени героя;

представь себя в роли экскурсовода и проведи заочную экскурсию; При изучении

тем Островского, Толстого, Чехова и др.писателей и поэтов ребята сами

составляют материал и проводят заочные экскурсии, где выступают в роли

экскурсоводов и корреспондентов.

групповая работа по составлению кроссворда; При обобщении и закреплении

материала ребята сами составляют по группам кроссворды на различные блоки

тем, например, «Поэты серебряного века», «От классицизма до реализма»,

«Писатели и произведения ВОВ и др).

«отгадай, о ком говорим»;

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

«подготовь рассказ...»;

«опиши устно...»;

«объясни...».

Для формирования коммуникативных УУД

целесообразно использовать приемы,

направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с

пометками»:

составление

таблицы;

При

изучении

темы

«Приставки

–пре

и

–при»,

«Правописание глаголов», «Портретная характеристика героев» и др.

дискуссия;

групповая форма работы; При выполнении практических заданий по русскому

языку и литературе ребята выполняют работу по группам и вариантам.

проектная и исследовательская деятельности; Ребята пишут доклады, рефераты,

исследовательские работы на темы, с которыми потом выступают на занятиях, на

научных конференциях «Ступени роста», «Галактика знаний». В этом году на

«Ступенях роста» Кочешков Н. сам попросил тему и выполнил по ней

исследовательскую работу по теме «Реальное и фантастическое в романе

М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и занял 1 место).

театрализация; При изучении темы «Лирика С.Есенина» ребята сами ставили

сценки из жизни поэта и выступали с ними на открытом занятии, ставили сценки из

жизни А. П.Чехова, Н.А. Островского и другие.

создание учащимися литературных произведений. Ребята пишут свои собственные

стихотворные рекламы о техникуме, о литературных героях, о своих любимых

поэтах,

писателях,

с

которыми

лучшие

студенты

потом

выступают

на

традиционном конкурсе стихов, поэтической гостиной, так же выполняют рисунки

литературных героев и литературные газеты.

Таким

образом,

модернизация

образования

ставит

перед

преподавателем

задачу

переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов

преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные

действия, которые помогут студентам стать полноценной социальной личностью,

стремящейся

реализовать

свои

возможности,

способной

делать

осознанный

и

ответственный выбор. Такая система работы позволяет активизировать творческую

деятельность студентов, выработать активную жизненную позицию, сформировать

творческую личность. Использование

УУД на уроках

дает хорошие результаты:

развивает творческие, исследовательские способности ребят, повышает их активность;

способствует

более

осмысленному

изучению

материала,

приобретению

навыков

самоорганизации, повышает

интерес к предмету. Исследовательская деятельность

способствует формированию у ребят указанных выше универсальных учебных действий,

а использование информационно-коммуникационных технологий привлекает студентов к

исследованиям на таких уроках и делает уровень преподавания соответствующим

современным требованиям образования.

Список литературы

1.

Аксёнова, И.В. О содержании технологической карты урока/И.В. Аксёнова //

Химия в школе.- 2014.-№ 9.- С. 13-21

2.

Воровщиков, С.Г. Системным проблемам - системные решения: универсальные

учебные действия, общеучебные умения и «бритва оккама»/С.Г. Воровщиков

//Управление современной школ ой.-2 014.-№ 5.- С.58-74

3.

Дятлова,

К.Д.

Формирование,

развитие

и

оценка

сформированности

познавательных универсальных учебных умений средствами тестового контроля

/К.Д. Дятлова// Школьные технологии.-2014.-№ 4.- С. 150-163

4.

Ефросинина, Л. А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных

учебных действий.

Курс литературного чтения/Л. А. Ефросинина. //Начальная

школа.-2012.-№ 2. С. 49-57.

5.

Мещерякова, Л. М. Формирование универсальных учебных действий. Система

дидактических

заданий/Л.

М.

Мещерякова,

М.

М.

Шалашова,

П.

А.

Оржековский. //Химия в школе.-2013.-№ 1. - С.9-12.

6.

Науменко, Ю.В.УУД: алгоритм создания программы формирования для 5-9

классов/Ю.В. Науменко//Народное образование.-2013.-№ 2.- С. 198-205

7.

Ю.Некрасова, СВ. Формирование универсальных учебных действий с помощью

согласующих учебных заданий /С.В. Некрасова // Школьные технологии.-2014.-№

3.- С. 106-127

8.

Несмеянова, И.А., Беляевская, Т.Я. Учебная ситуация как средство формирования

УУД (мастер-класс) / Несмеянова, И.А., Беляевская, Т.Я.// Методист.-2014.-№ 6.-

С.61-64

9.

Поташник, М.М., Левит, М.В. В чём состоит заявленная новизна ФГОС/ Поташник,

М.М., Левит М.В.// Народное образование.-2014.-№ 9.- С.79-86

10. Пудова, Ю.В. Учебно-методическое и дидактическое обеспечение процесса

формирования УУД и способов деятельности для получения нового качества

образования/

Ю.В.Пудова//

Управление

современной

школой.

Завуч

(для

администрации школ).-2014.-№ 6.- С.22-35

11. Чарыкова, С. В. "Умение учиться действительности": перспективы формирования

универсальных учебных действий /С. В. Чарыкова./ /Информатика и образование.-

2013.-№ 8. - С. 19-24.



В раздел образования