Напоминание

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 53.02.01 Музыкальное образование по дисциплине "История музыки"


Автор: Масленникова Валентина Георгиевна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Муромский педагогический колледж"
Населённый пункт: Муром, Владимирская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 53.02.01 Музыкальное образование по дисциплине "История музыки"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Самостоятельная работа по предмету музыкальной литературы – это планируемая

работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве

преподавателя. Самостоятельная работа определяется как особый вид фронтальной,

групповой и индивидуальной учебной деятельности учащихся, осуществляемой под

руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуемой большой

активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как на

уроке, так и во внеурочное время и служит средством повышения эффективности

процесса обучения и подготовки учащихся к самостоятельному пополнению своих

знаний. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Самостоятельная работа, как форма учебно-воспитательного процесса, призвана

выполнять несколько функций:

образовательную – систематизация и закрепление знаний учащихся;

развивающую – развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти,

мышления, речи;

воспитательную – воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности.

Самостоятельные занятия включают в себя следующие формы работы:

изучение пройденных музыкальных произведений:

прослушивание изучаемых музыкальных произведений в звукозаписи;

анализ нотного текста, проигрывание музыкальных тем на фортепиано;

работа с текстами:

работа с конспектами по теме;

работа с терминологическим словарем;

составление хронографов по темам жизненного и творческого пути композитора;

подготовка к текущим поурочным опросам, музыкальным викторинам, семинарам,

контрольным урокам, зачетам и экзаменам.

чтение соответствующих глав учебных пособий;

работа с материалами интернет-ресурсов.

Самостоятельная работа студента:

Конспекты на темы:

1.

Духовые оркестры Древнего Рима.

2.

Музыкальные инструменты эпохи Возрождения.

3.

Струнные смычковые инструменты в Италии в 17 веке.

4.

А. Вивальди, цикл «Времена года».

5.

Ж.Ф.Рамо, клавесинные пьесы.

6.

Ф.Куперен - французский композитор, органист и клавесинист.

7.

Комическая опера зингшпиль, её особенности.

8.

Кантата и оратория эпохи Барокко.

9.

Оперная музыка эпохи Барокко.

10.

И.С.Бах – Полифоническое творчество композитора.

11.

Жанры венского классицизма. Й. Гайдн – создатель жанра симфонии.

12.

Й.Гайдн. Сонатно-симфонический цикл, его происхождение, роль сюиты, увертюры.

13.

Строение сонатно-симфонического цикла.

14.

Л. ван Бетховен. Симфония № 5.

15.

Фортепианные сонаты. "Крейцерова соната"

16.

Русская народная песня, ее стилевые особенности. Традиции русского классицизма.

Изучение фольклора в России. Развитие светской музыки в России.

17.

История отечественной музыкальной культуры в ее тесной связи с общественно-

историческими условиями развития России.

18.

Средневековое нотное письмо.

19.

Развитие книгопечатания на Руси.

20.

Русский придворный театр.

21.

Духовная музыка XIII – XV в.в.

22.

Придворная певческая капелла в Петербурге. Основные музыкальные жанры и их

историческое развитие в 15-18 вв.

23.

Романтизм. Интерес к душевному миру человека. Образы природы, фантастика. Темы

одиночества и скитаний. Интерес к народному музыкальному тематизму, к простому

человеку. Программность в романтизме.

24.

Ф. Шуберт. - Вокальный цикл на слова В.Мюллера «Прекрасная мельничиха».

Содержание и особенности цикла. Роль фортепианной партии. Выразительность и

простота мелодий, близость к народным песням.

25.

Хоровые произведения Ф.Шуберта.

26.

Симфоническое творчество.

27.

Музыкальные моменты. Экспромт. Вальсы.

28.

Р. Шуман. «Альбом для юношества». Сочетание программности, идейного содержания

с определенной технической задачей.

29.

Ф.Лист. Связь с демократической венгерской культурой.

30.

Новаторство Листа.

31.

Лист и русская музыкальная школа.

32.

Э.Григ. Поэтические картинки. Вокальные и хоровые произведения.

33.

М.Равель – фортепианные циклы. «Матушка гусыня». «Болеро».

34.

Хоровые произведения на современную тематику: Краснознаменный ансамбль песни и

пляски СА, работа хора им. Пятницкого и др. Тематика массовых песен, оптимизм.

35.

Опера и инструментальная музыка 30-х годов. Новые темы балета. Оратории.

36.

Музыкальное искусство послевоенных лет. Песни о мире, дружбе, патриотизме,

послевоенной тематике, гимны, развитие советского кинематографа и музыки в нем.

37.

Творчество И.О.Дунаевского, М.Блантера, В.П.Соловьева-Седого, А.Новикова,

В.Захарова и др.

38.

С. С.Прокофьев. Музыка для кино.

39.

Симфоническая сказка "Петя и волк".

40.

Роль музыки для детей в творчестве С.С. Прокофьева. Фортепианные произведения для

детей.

41.

Оратории С.С.Прокофьева.

42.

Д.Д.Шостакович. Создание 7-й симфонии - гражданский подвиг композитора.

43.

Музыка к фильмам "Встречный", "Овод".

44.

Музыка оперетты "Москва-Черемушки".

45.

Д.Б.Кабалевский. Советские темы в творчестве, темы защиты мира, героика борьбы,

лирическое мироощущение, гуманизм.

46.

Педагогическая музыковедческая деятельность, книги, программы по музыке для

общеобразовательных школ.

47.

Г.В.Свиридов. Вокальные циклы. "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая ора-

тория".

48.

Музыка к повести А.С.Пушкина "Метель".

49.

Обращение к курскому фольклору.

50.

Р.Щедрин. Жанровое разнообразие творчества; вокальная, симфоническая, опера, балет,

музыка для театра и кино.

51.

Балет "Конек-горбунок"

52.

Неоклассицизм в русской музыке конца XIX - начала XX вв.

53.

Биографические сведения о композиторах (Р. Глиэр, И. Стравинский).

Методические рекомендации по составлению конспекта

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные

смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите

информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и

кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы,

конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только

ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте

условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками»,

подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте

разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте

вынести справочные данные на поля.

10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.

Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при

конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Самостоятельная работа студента:

Составление хронографов по темам жизненного и творческого пути композитора.

1.

Творчество А.С. Даргомыжского.

2.

Творчество М.И.Глинки.

3.

Творчество А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, А.Н.Римского-Корсакова.

4.

Жизненный и творческий путь Россини.

5.

Творчество Брамса.

6.

Жизненный и творческий путь Пучинни.

7.

Творчество Дворжака.

Методические рекомендации к самостоятельному изучению тем

« Жизненный и творческий путь».

Биографии композиторов в курсе музыкальной литературы принадлежит особая роль. Через

неё до учащегося доносится эпоха, её приметы, реалии, художественный контекст. Все эти

знания проецируются на изучаемое произведение. Одни биографии обстоятельно

рассказываются педагогом на уроке (Баха, Шопена, Моцарта, Шуберта, Брамса, Вагнера,

Шумана, Дебюсси и т. д.), другие могут быть изучены самостоятельно (Россини, Пучинни,

Сметана, Григ). Некоторые биографии можно излагать суммарно, в виде творческого облика,

творческого портрета (Вебер, Дворжак).

Значение самостоятельной работы: формирование умения внимательно и осознанно

читать любой текст, отбирать и компоновать материал соответственно плану педагога,

обобщать прочитанное, выделять главное. Работа формирует самостоятельность мышления,

оттачивает ум. Через биографию раскрывается любовь композитора к своему народу, к

Родине, гуманистические, этические идеи творчества, благородные моральные принципы.

При самостоятельном изучении следует выделить следующие основные принципы:

1.Членение на периоды не должно быть слишком дробным - крупное легче охватывается

памятью.

2. Периодизация должна подчиняться не только событиям жизненно- бытового характера, но

прежде всего эволюции творчества личности и связанную с ним смену или расширение

системы образов, средств выразительности.

3. Работая над текстом биографии внешне небогатой событиями, основой конструкции

должны стать этапы внутреннего, творческого процесса. Такие обобщения - определения

могут стать идеей биографии, названиями глав биографии.

4.Внутри периода необходимо запомнить группы произведений в различных жанрах, даты

создания основных следует запоминать обязательно.

5.Изучаемую биографию можно заключить в схему - таблицу, состоящую из трех разделов:

периоды творчества, произведения, Жизненные и творческие события (семья, образование,

встречи и контакты с современниками, круг общения, письма или высказывания по тем или

иным проблемам творчества, другие виды творческой деятельности).

6.В конце биографии необходимо перечислить основные произведения композитора по

жанрам.

Самостоятельная работа студента:

прослушивание изучаемых музыкальных произведений в звукозаписи;

анализ нотного текста, проигрывание музыкальных тем на фортепиано;

Методические рекомендации

к самостоятельной работе над нотным текстом.

Самостоятельной работе над нотным текстом должно предшествовать слуховое знание

музыкального произведения, изучение истории создания, знание времени создания, сюжета и

либретто (если произведение театрально- драматического жанра). Значение и особая

сложность анализа музыкального произведения заключается в необходимости понимания

произведения сразу в нескольких измерениях: художественной ценности, единстве содержания

и композиции, как выражения важнейших тенденций времени, направления и стиля. На

первых курсах используются и изучаются множество понятий, определений, относящихся к

музыкальной форме, языку музыки. Без их усвоения невозможно говорить о музыкальном

языке произведения.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ АНАЛИЗА СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ

Общая характеристика музыкального направления.

Значение данного направления. Социальная обусловленность данного направления.

Характерные темы, жанры, тенденции преобразования выразительных средств музыки. Связи

данного направления с явлениями в других областях искусства данного периода. Связи

данного направления с художественными (прежде всего – музыкальными) явлениями

предшествующих и последующих периодов.

Общая характеристика стиля композитора.

Основные области творчества композитора, важнейшие произведения. Связь творчества

композитора с социальными и культурными особенностями данного периода. Связь

творчества композитора с соответствующими художественными направлениями и традициями.

Связь творчества композитора с бытовой музыкой (в первую очередь с родным фольклором).

Ведущие идеи, основные образные сферы. Основные черты музыкального языка, характерные

принципы формообразования. Основные периоды и эволюция творчества композитора.

Историческое значение творчества композитора.

Общая характеристика оперного творчества композитора.

Значение опер в творчестве композитора. Характерные сюжеты. Жанры. Соотношение

словесного текста, драматического действия и музыки. Характерные черты драматургии

(значение принципов музыкальной драмы, темп действия, соотношение драматических,

лирических и эпических элементов, соотношение массовых сцен и сцен с участием малого

количества персонажей). Соотношение вокальных и оркестровой партий и их значение.

Преобладающий тип (типы) вокальной мелодики. Принципы композиции. Значение

принципов музыкального формообразования. Эволюция оперного творчества композитора (в

случае ее отчетливой выраженности). Связь оперного творчества композитора с

соответствующей традицией (традициями).

Общая характеристика балетного творчества композитора.

Значение балетов в творчестве композитора. Характерные сюжеты. Жанры. Соотношение

драматического действия, хореографии и музыки. Значение традиционных типов танцев

(классический, характерный). Принципы композиции. Значение принципов музыкального

формообразования. Эволюция балетного творчества композитора (в случае ее отчетливой

выраженности). Связь балетного творчества композитора с соответствующей традицией

(традициями).

Общая характеристика ораториально-кантатного творчества композитора.

Значение произведений ораториально-кантатного типа в творчестве композитора.

Характерные сюжеты, идейные концепции. Жанры. Степень театрализации. Соотношение

словесного текста и музыки. Соотношение вокальных и инструментальных партий и их

значение. Преобладающий тип (типы) вокальной мелодики. Принципы композиции. Значение

принципов музыкального формообразования. Эволюция ораториально-кантатного творчества

композитора (в случае ее отчетливой выраженности). Связь ораториально-кантатного

творчества композитора с соответствующей традицией (традициями).

Общая характеристика симфонического творчества композитора.

Значение симфонических произведений в творчестве композитора. Характерные идейные

концепции, сюжеты (при наличии программных произведений). Типы симфонизма. Жанры.

Значение программности. Степень преобразования традиционных форм симфонической

музыки. Характерные черты оркестровой фактуры. Эволюция симфонического творчества

композитора (в случае ее отчетливой выраженности). Связь симфонического творчества

композитора с соответствующей традицией (традициями).

Общая характеристика камерного вокального творчества композитора.

Значение камерных вокальных произведений в творчестве композитора. Характерные темы,

сюжеты, идеи. Жанры. Черты театральности (в случае их отчетливой выраженности).

Соотношение словесного текста и музыки. Соотношение вокальной и инструментальной

партий и их значение. Преобладающий тип (типы) вокальной мелодики. Значение типовых

формул инструментального сопровождения. Значение принципа сквозного строения (в случае

его отчетливой выраженности). Эволюция камерного вокального творчества композитора.

Связь камерного вокального творчества композитора с соответствующей традицией

(традициями).

Анализ инструментальной миниатюры.

Образно-эмоциональный характер пьесы в целом, программа (при ее наличии). Жанровые

черты. Форма, главная тональность. Образно-эмоциональный характер и наиболее

существенные выразительные средства музыки основных частей пьесы (главным образом,

тематического материала). Динамика развития (в случае ее отчетливой выраженности),

важнейшие средства ее реализации. Характерные черты стиля композитора в пьесе. Связь

пьесы с соответствующей традицией (традициями).

Анализ инструментального цикла миниатюр.

Образно-эмоциональный характер цикла, программа (при ее наличии). Композиция цикла.

Группировка входящих в цикл пьес по их образному характеру и жанровым признакам.

Важнейшие средства объединения пьес в цикле. Общий образно-эмоциональный характер и

важнейшие выразительные средства музыки некоторых пьес, входящих в цикл. Значение

цикла в творчестве композитора. Характерные черты стиля композитора в цикле. Связь цикла

с традицией (традициями).

Анализ вокальной миниатюры.

При разборе вокальной миниатюры нужно руководствоваться планом раздела «Анализ

инструментальной миниатюры», дополнив его следующими пунктами:

Соотношение словесного текста и музыки. Соотношение вокальной и инструментальной

партий и их значение. Склад вокальной и инструментальной партий.

Анализ оперы.

Сюжет. Жанровые черты. Соотношение словесного текста, драматического действия и музыки.

Характерные черты драматургии (значение принципов музыкальной драмы, темп действия,

соотношение драматических, лирических и эпических элементов, соотношение массовых сцен

и сцен с участием малого количества персонажей). Соотношение вокальных и оркестровых

партий и их значение. Преобладающий тип (типы) вокальной мелодики. Композиция.

Значение принципов музыкального формообразования. Музыкальные средства объединения

частей оперы (номеров, сцен, картин, актов). Наиболее существенные музыкальные средства

характеристики основных персонажей (при наличии значительных массовых сцен – и средства

характеристики, примененные в этих сценах). Динамика развития основных образов (в случае

ее отчетливой выраженности), важнейшие средства ее реализации. Значение произведения в

творчестве композитора. Характерные черты стиля композитора в произведении. Связь

произведения с традицией (традициями).

Анализ оратории и кантаты.

При анализе ораторий и кантат, драматургически подобных опере (наличие относительно

развитого сюжета, действующих лиц) нужно руководствоваться планом раздела «Анализ

оперы».

План анализа музыкальных произведений.

1.

Что вы могли бы сказать о характере воздействия музыкального произведения нв ваши

чувства и эмоции?

2.

История создания музыкального произведения.

3.

Сведения о композиторе. Какое место данное произведение занимает в его творчестве?

4.

Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или

направлению.

5.

Основные средства создания музыкального художественного образа: ритм, мелодия,

гармония, полифония, фактура, тембр.

6.

Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту

исполнения, типусоздания, способу исполнения.

7.

Принадлежность к музыкальной форме, одно-, двух- и трехчастная, сонатная, вариация,

рондо, цикл.

8.

Связь музыкального произведения с другими видами искусств.

Самостоятельная работа студента:

подготовка к текущим поурочным опросам, музыкальным викторинам, семинарам,

контрольным урокам, зачетам и экзаменам.

1.

Понятие «музыкальная культура».

2.

Сущность и структура музыкальной культуры.

3.

Периодизация музыкального искусства в рамках исторической смены музыкальной

культуры эпох.

4.

Музыкальная культура античного мира (общая характеристика).

5.

Музыка древнегреческих трагедий.

6.

Музыкальная культура средних веков (общая характеристика).

7.

Церковная музыка Средневековья.

8.

Теория музыки Гвидо д′Ареццо.

9.

Развитие многоголосия в музыке Средневековья (Школа Нотр-Дам).

10. Светская музыкально-поэтическая лирика Средневековья (трубадуры, труверы,

миннезингеры).

11. Нидерландская школа, новые творческие направления в странах Западной Европы в

эпоху Ренессанса (Г. Дюфаи, Й. Окегем, Ж. Депре).

12. Традиции Ренессанса и контрреформация (Палестрина, Орландо Лассо).

13. XVII век – новая эпоха в истории музыкального искусства. Опера и оратория.

Инструментальная музыка в XVII веке.

14. Опера и инструментальная музыка в XVIII веке (К.В. Глюк, Й. Гайдн, В.А. Моцарт).

15. Музыкальная культура Европы XIX века: характеристика стилевых течений.

16. Музыкальная культура Европы XIX века: характеристика какой-либо национальной

школы (по выбору).

17. Западноевропейская музыкальная культура ХХ века.

18. Первоистоки русской музыки: периодизация русской музыкальной культуры.

19. Русская народная музыка: жанры, характерные черты, инструментарий.

20. Достижения русской музыки XV-XVI веков.

21. XVII-XVIII века в развитии русской музыки.

22. Русская музыкальная культура первой половины XIX века.

23. М.И. Глинка в русской музыке.

24. Вокальная лирика XIX века на примере любого композитора (по выбору).

25. Русская музыка во второй половине XIX-начале ХХ веков.

26. Вершины музыкального романтизма (П.И. Чайковский).

27. Музыка русского зарубежья (И.Ф.Стравинский).

28. Советская музыкальная культура.

29. Джаз в истории музыки ХХ века.

30. Музыкальная культура США.

31. Массовая и популярная современная музыка.

32. Состояние музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века в мире и в нашей

стране.

33. Интерпретации классической, народной, духовной музыки в ХХ в.

34. Развитие информационной техники и влияние ее на развитие музыкальной культуры.

Техно-музыка.

35. Возможности альтернативных вариантов развития музыкальной культуры.

Методические рекомендации по самостоятельному выполнению практических

(семинарских) занятий.

В процессе изучения курса «История музыки» большое значение уделяется

самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим (семинарским)

занятиям. Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с

изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При знакомстве с литературой

студентам необходимо уметь отбирать главное, останавливая свое внимание на следующих

моментах: соотнесение исторических и культурно-музыкологических реалий времени;

возникновение новых течений, направлений в музыкальном искусстве (причины, персоналии);

выявление и запоминание специфических музыкальных терминов.

Самостоятельная работа студента:

Слушание музыки по темам.

Рекомендуемые музыкальные произведения для внеаудиторного слушания

1.

О. Лассо. «Эхо».

2.

Палестрина. Мессы, мотеты, мадригалы.

3.

К.Монтеверди Оперы «Орфей», «Ариадна» (фрагменты)

4.

А. Вивальди. Концерт «Времена года», сонаты.

5.

Ф. Куперен. Сюиты для клавесина.

6.

Ж.-Ф. Рамо. Пьеса для клавесина

7.

Г. Пёрселл. «Дидона и Эней». Фрагменты.

8.

И.С. Бах. Месса си-минор, «Страсти по Матфею». (Фрагменты). Органные прелюдии и

фуги. Хроматическая фантазия и фуга.

9.

Г.Ф. Гендель. Фрагменты ораторий «Самсон», «Мессия» и др.

10. К.В. Глюк. «Орфей», «Ифигения в Авлиде». Фрагменты опер.

11. И. Гайдн. Сонаты. Лондонские симфонии, оратории: «Сотворение мира», «Времена

года».

12. В.А. Моцарт. Оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», Симфонии

№ 40, 41, Реквием, «Маленькая ночная серенада».

13. Л. Бетховен. 5-я, 9-я симфонии. Увертюра «Эгмонт». Сонаты.

14. Д.Бортнянский Херувимская №7 и др.

15. М.Березовский концерт «Не отвержи мене во время старости»

16. Ф. Шуберт. «Неоконченная симфония». Песни.

17. Р. Шуман. «Крейслериана». «Карнавал». «Любовь поэта». «Альбом для юношества».

18. Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. «Песни без слов».

19. Р. Вагнер. Фрагменты опер: «Летучий голландец», «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Тристан

и Изольда», «Кольцо нибелунга».

20. Ф. Лист. Венгерские рапсодии. «Годы странствий». Концерты для фортепиано с

оркестром.

21. Ф. Шопен. Мазурки, прелюдии, ноктюрны, полонезы, баллады, скерцо.

22. Э. Григ. Романсы. «Лирические пьесы». Концерт для фортепиано с оркестром.

23. Ян Сибелиус. Фрагменты симфоний. Концерт для скрипки с оркестром. «Грустный

вальс».

24. И. Альбенис. «Испанская сюита».

25. Дж. Верди. «Риголетто», «Травиата», «Аида». Фрагменты опер. «Реквием».

26. Ж. Бизе. «Кармен».

27. М. Глинка. «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», симфонические увертюры,

вокальная камерная музыка.

28. М. Мусоргский. «Борис Годунов», «Хованщина», «Картинки с выставки».

29. А. Бородин. «Князь Игорь», струнные квартеты. «Богатырская симфония».

30. Н. Римский-Корсаков. Оперы «Садко», «Золотой Петушок». Романсы.

31. П. Чайковский. Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама». 6-я симфонии. Концерт для

фортепиано с оркестром №1. «Детский альбом», «Времена года». Балеты.

32. С. Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин». Хоровые произведения.

33. С. Рахманинов. 2-й фортепианный концерт. Вокальные произведения. Прелюдии.

34. А. Скрябин. «Поэма экстаза».

35. К. Дебюсси. «Ноктюрны». «Прелюдии». «Послеполуденный отдых Фавна».

36. М. Равель. «Испанская рапсодия», «Болеро», «Вальс».

37. А. Шёнберг «Лунный Пьеро».

38. Б.Бриттен «Путеводитель для оркестра». Опера «Питер Граймс».

39. И. Стравинский. «Весна священная», «Петрушка».

40. С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта», «Война и мир». 7-я симфония. Кантата «Александр

Невский».

41. Д. Шостакович. 7-я симфония. Фортепианный квинтет, фортепианные и скрипичные

концерты.

42. Г. Свиридов. «Патетическая роатория». «Поэма памяти С. Есенина». Кантаты «Снег

идёт», «Курские песни». Музыка к кинофильмам.

43. А. Шнитке. Камерно-инструментальные произведения.

44. Д.Гершвин Опера «Порги и Бесс». Рапсодия в стиле блюз.

45. В. Гаврилин. «Русская тетрадь», «Перезвоны».

46. Р.Щедрин «Озорные частушки». Балет «Конек-Горбунок», «Анна Каренина».

Методические рекомендации по слушанию музыки

Много времени в учебном плане отводится студентам на самостоятельное слушание

музыки. Поэтому следующим этапом при подготовке к практическому занятию для студента

будет слушание музыки из рекомендованного выше списка произведений, выбирая именно те

произведения, о которых будет идти речь в предстоящем семинарском занятии. Слушание

музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным, то есть, кроме того, что

студент должен запомнить звучание произведения, нужно уметь дать ему следующую оценку:

стилевое направление, композиторская школа, определение черт индивидуального,

регионального, эпохального стиля, психологических, языковых примет времени, касающиеся

данного произведения.

Таким образом, у студента должна сложиться общая картина развития истории музыкальной

культуры со знанием музыкальных стилей, композиторских школ, деятелей музыкального

искусства, а также умением слушать и анализировать музыкальные произведения.



В раздел образования