Напоминание

«Россия в системе международных отношений» история 8 класс


Автор: Байханова Асвет Сапаргалиевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Золотаревская средняя школа имени Героя Маденова Игоря"
Населённый пункт: Волгоградская область Палласовский район п.Золотари
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: «Россия в системе международных отношений» история 8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗОЛОТАРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ МАДЕНОВА ИГОРЯ»

ПАЛЛАСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок «Россия в системе международных отношений»

8 класс

Учитель истории и обществознания

Байханова Асвет Сапаргалиевна

2024 г.

Тема. Россия в системе международных отношений

Цель:

Образовательная: сформировать у обучающихся представления об основных

направлениях деятельности России в системе международных отношений.

Развивающая: продолжить формирование у обучающихся умения работать с

учебником, историческим документом на примере темы «Россия в системе

международных отношений».

Воспитательная: способствовать формированию у обучающихся положительного

отношения к истории своего государства, исторической личности и её деятельности,

значения для страны.

Планируемые результаты урока (предметные и метапредметные)

Предметные: сформировать представление об основных направления деятельности

России в системе международных отношений в середине XVIII века;

Метапредметные:

Познавательные: умение работать с текстом, анализировать его; работать с таблицей.

Коммуникативные: умение, на основе ранее изученного материала, давать

развернутые ответы, опираясь на источники, аргументируя собственную точку зрения.

Регулятивные: умение организовывать собственную учебную деятельность для

достижения цели урока.

Личностные: формируется положительное отношение к истории своего государства,

исторической личности и её деятельности.

В результате урока ученики будут:

знать: направления внешней политики России в середине XVIII века;

уметь: работать с учебником, историческим документом;

владеть: основными понятиями по теме урока.

Тип урока:

Изучение нового материала

Основное содержание темы:

Международные отношения в середине 18 века, Россия и Франция, Россия и Англия,

Россия и Австрия, Россия и Пруссия, Россия и Швеция, Россия и Речь Посполитая,

Россия и Турция

Образовательные ресурсы (оборудование урока):

Презентация Power Point, раздаточный материал, История России. 8 класс. Учеб, для

общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В.

Курукин, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова. — М. : Просвещение, 2019. —

127 с.

Ход урока

Организационный момент (1 мин)

Перед уроком дети делятся на 5 группы.

Добрый день, ребята! Рад видеть Вас на уроке. Присаживайтесь!

Актуализация знаний ( слайд №1,2,3) (5 мин)

1.Назовите ведущие государства мира XVIII века.

2. С какими государствами активно взаимодействовала Россия?

3. Какие войны были между этими государствами?

Прочитайте текст на стр 4 учебника и ответьте на вопрос

Какие изменения произошли в международных отношениях в середине XVIII века?

- Самыми острыми противоречиями в европейских взаимоотношениях стали англо-

французские. Сферы их интересов переместились из Европы в колонии. В связи с

этими событиями изменилось и положение России.

Сообщение темы и цели урока. (4,5 слайды) 3мин

Запишите тему урока. Попытайтесь сформулировать цель урока.

Изучение нового материала (20мин)

Сейчас я предлагаю Вам поработать в группах. Используя текст учебника п.17, а также

исторический документ (не для всех групп) (ПРИЛОЖЕНИЕ), Вам необходимо

сделать вывод о характере взаимоотношении России и европейских стран

в XVIII веке». Заполнить таблицу.

Самостоятельная работа (10 мин)

Для 1 группы:

Как Россия взаимодействовала с Францией?

Для 2 группы:

Как Россия взаимодействовала с Англией?

Для 3 группы:

Как Россия взаимодействовала с Австрией?

Какие отношения были между Россией и Пруссией?

Для 4 группы:

Какие отношения были между Россией и Швецией?

Какие были отношения у России с Речью Посполитой?

Для 5 группы:

Какими были отношения Российской империи с Турцией?

Отчет - выступление по итогам самостоятельной работы. 6-12 слайды (10 мин)

После самостоятельного выполнения задания, представитель от каждой группы

зачитывает результат своей работы. Оценивают работу группы.

Первичное закрепление. (13,14 слайды) (6 мин)

Работа по карте.

1. Покажите на карте государства, о которых говорится в параграфе.

2. Найдите территории, являвшиеся в тот период зоной наиболее напряжённых

конфликтов России с соседями.

Домашнее задание. (15 слайд) (2 мин)

1.Задание для всего класса:

а) выучить параграф 17

б) Составить таблицу «Международные договоры России в 1725-1762 г.г.».

2. Для сильных учащихся: эссе « Была ли Франция надежным союзником России»?

VII. Подведение итогов. (16,17 слайды) (3 мин)

Какова роль России в Европе?

Главная задача России в середине XVIII века?

Дополните предложения…….

- Урок был….

- Работу класса оцениваю на …

- Свою работу считаю…..

ПРИЛОЖЕНИЕ I

АНГЛО-РУССКИЙ ТОРГОВЫЙ ДОГОВОР 1734 ГОДА.

Документ «Об

Англо-русском торговом договоре 1734 года».

Русско-английский договор поддерживал дружественный характер взаимоотношений

договаривающихся сторон и устанавливал свободную торговлю, морскую и

сухопутную, в тех областях обоих государств, «где ныне навигация и купечество

другому которому народу позволено или впредь позволено быть может».

Но при этом русские купцы могли вывозить в Англию только русские товары, а

английские — ввозить в Россию и свои и чужие, платя пошлину не только ефимками,

но и русской серебряной монетой.

Английским купцам разрешалось обзаводиться недвижимой собственностью в

Петербурге, Архангельске и Москве, что позволяло им шире вести свои торговые

операции, чего всегда добивались иностранцы.

Но главная привилегия заключалась в разрешении транзитной торговли через Россию

с Персией, что обеспечивало англичанам широкий сбыт их промышленных товаров и

ввоз ценнейшего сырья для европейской шелковой промышленности . Таким образом,

по договору 1734 г. Англия получила ряд выгод, не компенсировавшихся таковыми

для России; договор наносил серьезный ущерб политике протекционизма .

Особо благоприятные для Англии условия договора 1734 г. не замедлили сказаться:

английские купцы хлынули в Россию, так что в ближайшие годы только в Петербурге

насчитывалось 40 с ЛИШНИМ купцов, прочно, СВОИМИ домами обосновавшихся в

столице.

Английские товары, предназначавшиеся для Персии, рекой потекли в Петербург: в

1740 г. их было привезено на 239 255 руб.; в Англию было вывезено через Россию

1140 пудов персидского шелка почти на 84 тыс. руб.

Одновременно русское правительство, в интересах расширения внешней торговли,

пошло также на уступку Голландии и Швеции, разрешив вывоз хлеба, весьма

стесненный при Петре I, сначала только через Архангельск, а затем и через другие

порты, в том числе Петербург.

В конце концов в годы неурожаев это усугубляло народное бедствие, о чем пышет М.

Чулков. «Сие (т. е. вывоз хлеба.— Ред.) учинено по представлению Коммерц-коллегии

президента фон Мейдена (т. е. Менгдена.— Ред.), и отпущено было тогда (1741 г.—

Ред.) из России хлеба непомерное количество, а особливо из Лифляндии»

Не из расчетов на прибыль, а по нужде продавали крестьяне необходимый, часто

последний хлеб в условиях разрешенного экспорта. Так иностранцы делали свое дело

в России, не считаясь с внутренним положением страны.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

С Францией:

Во время Семилетней войны Россия и Франция были союзниками. Людовик XV

выступил против прусского правителя Фридриха II, так как он был союзником Англии.

А Елизавета Петровна не хотела усиления влияния Пруссии в Прибалтике и

Центральной Европе. Не очень активно развивались торговые отношения между

Францией и Россией. Больший ущерб от этого испытывала Франция, так как в

Семилетней войне она была вынуждена воевать как на континенте, так и в колониях.

Это требовало значительных финансовых затрат. В то же время французскому флоту

была нужна модернизация. Слабое техническое оснащение флота мешало Франции

воевать с Англией на море.

С Англией:

В 1734 году был подписан англо-русский торговый договор, по которому для Англии

создавались максимально комфортные условия в торговле:

Английские купцы получали ряд преимуществ и льгот.

Устанавливались таможенные льготы на ввоз сукна в Россию.

Англии разрешалась транзитная торговля с Персией.

В период правления Елизаветы Петровны отношения продолжали носить

дружественный характер.

Устойчивый характер носили русско-английские культурные связи. Они не

прерывались даже во время Семилетней войны. Россию интересовали достижения

Англии в сфере образования и науки. Большой интерес вызывали английские

технические достижения.

С Австрией:

Итоги Войны за испанское наследство изменили внешнюю политику Австрии. Она

была вынуждена защищать свои границы от Франции. Сфера интересов Австрии была

сосредоточена на Балканах и в Речи Посполитой. В борьбе с Османской империей и

Польшей Австрия могла рассчитывать на помощь России.

С Пруссией:

В начале XVIII века Пруссия не представляла серьёзной угрозы соседним

государствам. Ситуация изменилась после прихода к власти Фридриха II. Он создал

прекрасно обученную армию, которая насчитывала 150 тысяч человек. Прусская армия

стала одной из самых сильных в Европе. Фридрих II ставил перед собой задачу

установить первенство Пруссии среди германских государств. Также он хотел

расширить территорию своего королевства.

Амбициозные планы Фридриха II вызывали опасения у Австрии, России, Речи

Посполитой и германских государств.

В 1743 году Елизавета Петровна заключила оборонительный союз с Фридрихом II.

Однако интересы России и Пруссии относительно стран Восточной Европы напрямую

столкнулись уже во время Семилетней войны. Конфликт между этими государствами

поражал современников крайним упорством обеих сторон. После дворцового

переворота 1762 года и прихода к власти Екатерины II отношения Пруссии и России

стали более сдержанными. Однако к открытому конфликту стороны не переходили.

С Швецией:

После поражения в Северной войне Швеция хотела реванша. В 1741 году она объявила

войну России, которая продлилась до 1743 года. Целью войны для Швеции было

возвращение территорий, утраченных по условиям Ништадтского мира. Также

Швеция рассчитывала получить земли между Ладогой и Белым морем.

Однако эта война оказалась для Швеции неудачной. Русским удалось занять всю

территорию Финляндии и вынудить шведов заключить мир, который подтверждал

условия Ништадтского мира. Также за Россией признавались все завоевания в

Прибалтике.

С Польшей:

В первой половине XVIII века изменилось положение Речи Посполитой. Во время

Северной войны это была сильная страна, которая стремилась получить ливонские

земли, принадлежавшие Швеции. Однако неудачи в Северной войне ослабили

государство. К тому же Речь Посполитая была ареной военных действий, что привело

к разорению населения и ослаблению экономики. В Речи Посполитой существовал

принцип «либерум вето», по которому любой депутат сейма мог прекратить

обсуждение вопроса, высказавшись против. Это мешало проведению реформ и

привело к экономическому и военному отставанию государства.

С Турцией:

После завершения австро-турецкой войны 1683–1699 годов Османская империя была

ослаблена. Её экономика была подорвана военными действиями. Нарастали

внутриполитические проблемы, велась борьба за власть. В разных районах государства

вспыхивали восстания. Султаны были неспособны обеспечить порядок, многие их

указы игнорировались.

В то же время Россию всё больше интересовали южные территории. С 1735 по 1739

год длилась Русско-турецкая война. Поддержку Османской империи оказала Франция.

А союзником России выступила Австрия, но в ходе войны выяснилось, что этот союз

был ненадёжным. В 1736 году русским удалось захватить Азов, в 1737 году – Очаков,

а в 1739 году была сдана крепость Хотин. Но решающего значения эти победы не

имели.

В 1739 году был подписан Белградский мир. По его условиям:

Россия получала Кабарду. Возвращала себе Азов, но при условии уничтожения там

всех военных укреплений. Отказывалась держать флот в Азовском море.

Несмотря на то, что Россия так и не получила выхода к Чёрному морю, она чётко

обозначила свои интересы на Балканах и в Северном Причерноморье. Впоследствии

это привело к новым конфликтам с Османской империей.

Приложение III

Заполнить таблицу. Дать оценку отношениям между Россией и другими

странами.

Россия и Франция

Вес в Европе

Союзники

Противники

Контакты с

Российской

империей

Противоречия

с Российской

империей

Великая

держава

Священная

Римская

империя,

Речь

Посполитая,

Османская

империя

Великобритания,

Швеция,

Пруссия

Союзники в

Семилетней

войне

Стремление

Франции

создать

«восточный

барьер» от

России

Россия и Англия

Вес в Европе

Союзники

Противники

Контакты с

Российской

империей

Противоречия

с Российской

империей

Великая

держава

Пруссия,

Швеция

Франция,

Австрия

Торговые

связи, союз

до начала

Семилетней

войны,

культурные

связи

Отказ России

от поддержки

Пруссии

Россия и Пруссия

Вес в Европе

Союзники

Противники

Контакты с

Российской

империей

Противоречия

с Российской

империей

Великая

военная

держава

Великобритания

Священная

Римская

империя,

Франция,

Россия

Попытка

Петра III

заключить

союз

Россия видела

угрозу

владениям в

Прибалтике

Россия и Австрия

Вес в

Европе

Союзники

Противники

Контакты с

Российской

Противоречия

с Российской

империей

империей

Великая

держава

Россия,

Франция,

Саксония

Пруссия,

Великобритания

, Османская

империя

Антитурецкий

и

антипрусский

союзы

Соперничество

на Балканах и

в Польше

Россия и Османская империя

Вес в Европе

Союзники

Противники

Контакты с

Российской

империей

Противоречия

с Российской

империей

Ослабевшая

великая

держава

Франция

Австрия,

Россия

нет

Россия

стремилась

усилить

присутствие в

Северном

Причерноморье

и на Балканах



В раздел образования