Напоминание

Формирование мотивации у подростков в образовательном пространстве


Автор: Ситникова Лариса Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБВ(С)ОУ В(С)ОШ№185
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мотивации у подростков в образовательном пространстве
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование мотивации у подростков в образовательном пространстве

Ситникова Л.Л., учитель русского языка и литературы

МБВ(С)ОУ В(С)ОШ№185 г. Екатеринбург

В среднем школьном возрасте у обучающегося принципиально меняется

социальная ситуация развития: появляются новые значимые взрослые – педагоги-

предметники, новые учебные предметы, содержание образовательных предметов

существенно усложняется, что требует от обучающегося нового уровня учебной

деятельности, происходит расширение различных видов деятельности, как

урочной, так и внеурочной, расширяются социальные контакты обучающегося.

Переход на новый возрастной этап определяет возрастные особенности

подростка, которые могут, как способствовать, так и препятствовать становлению

мотивации учения.

Способствуют становлению мотивации следующие особенности:

 чувство взрослости;

 активность подростка, стремление проявлять эту активность в различных видах

деятельности;

 возросшее стремление к самостоятельности;

 потребность в осознании себя как личности, потребность в самовыражении, в

самоутверждении;

расширение

сферы

интересов,

которая

в

этом

возрасте

приобретает

избирательность и дифференцированность;

 интересы становятся более определенными и устойчивыми;

 развитие специальных способностей.

Для данного возраста характерно укрепление учебно-познавательных

мотивов, на первый план которых выходит интерес к способам получения новых

знаний.

Актуальны

для

данного

возраста

и

мотивы

самообразования,

проявляющиеся в чтении дополнительной литературы, задачи самообразования

близки и конкретны – сдать экзамен, написать контрольную работу. Характерным

для данного возраста является интерес к знаниям, не предусмотренным рамками

образовательной программы, появляется интерес к методам научного мышления.

Познавательный интерес возрастает по мере его удовлетворения, приобретая

характер

«ненасыщаемости»

(А.К.

Маркова,

1983).

Активное

стремление

подростка к самостоятельности определяет развитие познавательных мотивов

учения, что находит проявление в различных формах самообразования.

Ресурсом формирования мотивации учения в среднем школьном возрасте

является устойчивый интерес к определению закономерностей в учебном

предмете, к способам получения новых знаний, стремление к совместной учебной

деятельности,

желание

обучающихся

использовать

результаты

учения

в

просоциальной

деятельности.

Данный

ресурс

представляет

собой

основу

познавательных и социальных мотивов учения в этом возрасте.

Социальные широкие мотивы находят свое проявление в поступках,

демонстрирующих

понимание

обучающимися

значимости

учения,

приоритетность общественных интересов по сравнению с личными интересами.

Также в общественно-полезной деятельности (например, волонтерское движение).

Социальные позиционные мотивы проявляются в стремлении к социальному

взаимодействию; получении внешних оценок своей деятельности; стремлении

оказать помощь сверстнику в получении новых знаний и способов работы с ними;

инициативе

в

участии

в

коллективной

деятельности;

стремлении

во

взаимоконтроле и взаиморецензировании.

Мотивы социального сотрудничества возможно определить по стремлению

к осознанию способов коллективной деятельности, интересу определения

разнообразных способов фронтальной и групповой работы в классе, интересу к

переключению с коллективной деятельности на индивидуальную и наоборот.

Все проявления в образовательном процессе в основе имеют «знаемые»

мотивы и мотивы реально действующие (А.К. Маркова, 1983).

Примеры коллективной работы. ЗАДАНИЕ ГРУППАМ ПО АНАЛИЗУ

ФРАГМЕНТА ПОВЕСТИ «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК».

1-Я ГРУППА. Фрагмент «Служба Флягина в няньках».

Задание: 1) краткий пересказ эпизода,

2) анализ эпизода по вопросам:

- почему Флягину скучна служба в няньках?

- в 3-й раз возникает видение монашка, который зовет идти дальше. Подчиняется

ли он знамению или до конца проходит испытание?

- почему Флягин решает отдать дитя матери, хоть и дал слово: «…я человек

должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его»?

-Кому он сострадает? Что значит глагол «со – страдать»?

- Что изменяется от решения И. Флягина?

Сделайте вывод: какие черты русского национального характера увидели в герое?

2-Я ГРУППА. Фрагмент «Флягин у татар».

Задание: 1) кратко пересказать эпизод;

2) анализ по вопросам:

а) какие черты русского богатыря проявил Флягин в поединке с татарином?

б) на ярмарке Флягин восхищается татарами, а что он видит в плену?

в) что его больше всего гнетет? Убогость быта, дикость нравов или тоска по

родине?

г) помогли ли русские миссионеры Флягину? А как Иван поступил с убитыми

татарами миссионерами?

д) как после бегства встретили Ивана на Родине?

Сделайте вывод: какие качества русского характера проявились в этом испытании

у героя?

3-Я ГРУППА: Фрагменты повести «История с цыганкой Грушей». Продолжение

Лесковым традиции русской литературы – испытание героя любовью как высшая

проверка его человечности

Задание: 1) кратко пересказать историю Груши и участие в ней Флягина,

2) анализ истории по вопросам и заданиям:

а) прочитайте классу выразительно конец гл.11 со слов: «Любовь – наша

святыня!» - и начало главы 13 со слов «…песня …томная-претомная…так и берет

в полон».

-что нового открылось вам в Флягине?

б) когда Флягин бросает деньги к ногам Груши, он покупает ее или одаривает

красоту?

в) какова дальнейшая судьба и груши, и Флягина?

г) Чью историю романа «Герой нашего времени» напоминает история князя?

д) не князь убивает Грушу,а Иван помогает ей уйти из жизни. Преступление ли

это? Сделайте вывод: как проявил себя в любви Иван Северьяныч?

Список литературы

1.Маркова А.К... Мотивация учения и ее воспитание у школьников. Авторы: А.К.

Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман.(Москва: Издательство «Педагогика», 1983. -

Научно-исследовательский

институт

общей

и

педагогической

психологии

Академии

педагогических

наук

СССР.

Серия

«Воспитание

и

обучение.

Библиотека учителя»)

2.Родионов

М.А.

Мотивационно

ориентированная

стратегия

обучения

и

особенности ее реализации в школьной практике // Актуальные проблемы

функционирования

и

развития

инновационных

воспитательных

систем.

Межвузовский сборник научных трудов.- Пенза: ПГПУ, 2001.

3.Формирование мотивации учения в школьном возрасте : Пособие для учителя /

А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.; Рига: Звайгзне, 1986. - 88 с.



В раздел образования