Автор: Ситникова Лариса Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБВ(С)ОУ В(С)ОШ№185
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мотивации у подростков в образовательном пространстве
Раздел: среднее образование
Формирование мотивации у подростков в образовательном пространстве
Ситникова Л.Л., учитель русского языка и литературы
МБВ(С)ОУ В(С)ОШ№185 г. Екатеринбург
В среднем школьном возрасте у обучающегося принципиально меняется
социальная ситуация развития: появляются новые значимые взрослые – педагоги-
предметники, новые учебные предметы, содержание образовательных предметов
существенно усложняется, что требует от обучающегося нового уровня учебной
деятельности, происходит расширение различных видов деятельности, как
урочной, так и внеурочной, расширяются социальные контакты обучающегося.
Переход на новый возрастной этап определяет возрастные особенности
подростка, которые могут, как способствовать, так и препятствовать становлению
мотивации учения.
Способствуют становлению мотивации следующие особенности:
чувство взрослости;
активность подростка, стремление проявлять эту активность в различных видах
деятельности;
возросшее стремление к самостоятельности;
потребность в осознании себя как личности, потребность в самовыражении, в
самоутверждении;
расширение
сферы
интересов,
которая
в
этом
возрасте
приобретает
избирательность и дифференцированность;
интересы становятся более определенными и устойчивыми;
развитие специальных способностей.
Для данного возраста характерно укрепление учебно-познавательных
мотивов, на первый план которых выходит интерес к способам получения новых
знаний.
Актуальны
для
данного
возраста
и
мотивы
самообразования,
проявляющиеся в чтении дополнительной литературы, задачи самообразования
близки и конкретны – сдать экзамен, написать контрольную работу. Характерным
для данного возраста является интерес к знаниям, не предусмотренным рамками
образовательной программы, появляется интерес к методам научного мышления.
Познавательный интерес возрастает по мере его удовлетворения, приобретая
характер
«ненасыщаемости»
(А.К.
Маркова,
1983).
Активное
стремление
подростка к самостоятельности определяет развитие познавательных мотивов
учения, что находит проявление в различных формах самообразования.
Ресурсом формирования мотивации учения в среднем школьном возрасте
является устойчивый интерес к определению закономерностей в учебном
предмете, к способам получения новых знаний, стремление к совместной учебной
деятельности,
желание
обучающихся
использовать
результаты
учения
в
просоциальной
деятельности.
Данный
ресурс
представляет
собой
основу
познавательных и социальных мотивов учения в этом возрасте.
Социальные широкие мотивы находят свое проявление в поступках,
демонстрирующих
понимание
обучающимися
значимости
учения,
приоритетность общественных интересов по сравнению с личными интересами.
Также в общественно-полезной деятельности (например, волонтерское движение).
Социальные позиционные мотивы проявляются в стремлении к социальному
взаимодействию; получении внешних оценок своей деятельности; стремлении
оказать помощь сверстнику в получении новых знаний и способов работы с ними;
инициативе
в
участии
в
коллективной
деятельности;
стремлении
во
взаимоконтроле и взаиморецензировании.
Мотивы социального сотрудничества возможно определить по стремлению
к осознанию способов коллективной деятельности, интересу определения
разнообразных способов фронтальной и групповой работы в классе, интересу к
переключению с коллективной деятельности на индивидуальную и наоборот.
Все проявления в образовательном процессе в основе имеют «знаемые»
мотивы и мотивы реально действующие (А.К. Маркова, 1983).
Примеры коллективной работы. ЗАДАНИЕ ГРУППАМ ПО АНАЛИЗУ
ФРАГМЕНТА ПОВЕСТИ «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК».
1-Я ГРУППА. Фрагмент «Служба Флягина в няньках».
Задание: 1) краткий пересказ эпизода,
2) анализ эпизода по вопросам:
- почему Флягину скучна служба в няньках?
- в 3-й раз возникает видение монашка, который зовет идти дальше. Подчиняется
ли он знамению или до конца проходит испытание?
- почему Флягин решает отдать дитя матери, хоть и дал слово: «…я человек
должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его»?
-Кому он сострадает? Что значит глагол «со – страдать»?
- Что изменяется от решения И. Флягина?
Сделайте вывод: какие черты русского национального характера увидели в герое?
2-Я ГРУППА. Фрагмент «Флягин у татар».
Задание: 1) кратко пересказать эпизод;
2) анализ по вопросам:
а) какие черты русского богатыря проявил Флягин в поединке с татарином?
б) на ярмарке Флягин восхищается татарами, а что он видит в плену?
в) что его больше всего гнетет? Убогость быта, дикость нравов или тоска по
родине?
г) помогли ли русские миссионеры Флягину? А как Иван поступил с убитыми
татарами миссионерами?
д) как после бегства встретили Ивана на Родине?
Сделайте вывод: какие качества русского характера проявились в этом испытании
у героя?
3-Я ГРУППА: Фрагменты повести «История с цыганкой Грушей». Продолжение
Лесковым традиции русской литературы – испытание героя любовью как высшая
проверка его человечности
Задание: 1) кратко пересказать историю Груши и участие в ней Флягина,
2) анализ истории по вопросам и заданиям:
а) прочитайте классу выразительно конец гл.11 со слов: «Любовь – наша
святыня!» - и начало главы 13 со слов «…песня …томная-претомная…так и берет
в полон».
-что нового открылось вам в Флягине?
б) когда Флягин бросает деньги к ногам Груши, он покупает ее или одаривает
красоту?
в) какова дальнейшая судьба и груши, и Флягина?
г) Чью историю романа «Герой нашего времени» напоминает история князя?
д) не князь убивает Грушу,а Иван помогает ей уйти из жизни. Преступление ли
это? Сделайте вывод: как проявил себя в любви Иван Северьяныч?
Список литературы
1.Маркова А.К... Мотивация учения и ее воспитание у школьников. Авторы: А.К.
Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман.(Москва: Издательство «Педагогика», 1983. -
Научно-исследовательский
институт
общей
и
педагогической
психологии
Академии
педагогических
наук
СССР.
Серия
«Воспитание
и
обучение.
Библиотека учителя»)
2.Родионов
М.А.
Мотивационно
ориентированная
стратегия
обучения
и
особенности ее реализации в школьной практике // Актуальные проблемы
функционирования
и
развития
инновационных
воспитательных
систем.
Межвузовский сборник научных трудов.- Пенза: ПГПУ, 2001.
3.Формирование мотивации учения в школьном возрасте : Пособие для учителя /
А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.; Рига: Звайгзне, 1986. - 88 с.