Автор: Еремина Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель строительных дисциплин
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края " Краснодарский архитектурно строительный техникум"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогические технологии и методики: Актуальные вопросы формирования профессиональных компетенций специалистов строительного профиля.
Раздел: среднее профессиональное
Педагогические технологии и методики: Актуальные вопросы
формирования профессиональных компетенций специалистов строительного
профиля.
Я являюсь преподавателем Краснодарского архитектурно-строительного
техникума, могу вам сказать, что преподаватель должен иметь возможность-
систематически проходить курсы повышения квалификации, что в этом году
преподаватели нашего учебного заведения в том числе и я обучались по компетенциям
необходимым для эффективной реализации федерального проекта
«Профессионалитет», где нам была предоставлена возможность в посещении
обучающих семинаров, практикумов участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с
коллегами, изучать информационно-компьютерные технологии, осуществляли работу
по самообразованию. Я приобрела колоссальный опыт используя выше перечисленные
возможности.
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
под профессиональным обучением подразумевает вид образования, который
направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и
формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных
трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной
деятельности, профессий)
-«обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта
(компетенций), а также положительного отношения к работе, требуемые для
эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области
деятельности. Компетентность подразумевает не только умение выполнять работу,
но также способность передавать и использовать знания и опыт в новых условиях»;
- «совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы
выполнения профессиональной деятельности»;
-«совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и
профессиональной позиции, необходимых для успешной профессиональной
(педагогической) деятельности»
Любая профессиональная деятельность реализуется через множество качеств,
которыми должен обладать любой специалист, начиная с самоконтроля,
ответственности, целеустремленности, эмоциональной устойчивости и заканчивая
навыками коммуникации с представителями различных социальных статусов.
Хотелось бы остановиться на самоконтроле, чтобы воспитать в себе это
качество, я например вывела успешную формулу самоконтроля, на неделю я
составила на отдельных бумажках список 14 дел не только обязательных, но и
приятных для себя, н-р послушать музыку, сходить в кино и т.д; в день я выбирала 2
бумажки и с удовольствием выполняла дела, таким образом я выполнила и не
отложила 7 важных дел.
Учреждение среднего профессионального образования должно заложить
определенный набор профессиональных компетенций будущих специалистов, но
главной задачей самого выпускника все годы профессиональной деятельности
должна оставаться необходимость корректировки своей профессиональной
мобильности и намерений. В противном случае специалиста ожидает утрата
профессиональных компетенций и неконкурентоспособность на рынке труда.
В этой связи на первый план в учебном процессе колледжа должны выйти
такие методы обучения, как деловые игры, метод проектов, “мозговой штурм”,
бинарный урок, метод Дельфи и др.
Рассмотрим в общем виде их сущность и специфику применения в процессе
подготовки специалистов.
Деловая игра – это метод имитации принятия управленческих или
производственных решений в искусственно смоделированных ситуациях,
осуществляемый по заданным правилам. Эффективен данный метод при условии
совместной деятельности студентов. От преподавателя требуется основательная
предварительная подготовка: выбор и характеристика ролей, определение
полномочий участников, интересов и средств деятельности, выявление и
моделирование наиболее характерных видов профессионального взаимодействия
“должностных” лиц и т.д. Чётко организованная, конструктивная дискуссия с
максимальным участием всех играющих способна показать творческую работу.
Этот метод не только активно “погружает” студентов в будущую профессиональную
деятельность, но и способствует формированию познавательных и профессиональных
мотивов, а также умений и навыков социального взаимодействия и общения,
творческой деятельности, индивидуального и совместного принятия решений;
воспитанию ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям
и установкам коллектива и общества в целом.
Далее рассмотрим метода проектов, который состоит в предоставлении
студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения
практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных
предметных областей. В этом заключаются возможности для формирования
профессиональных компетенций будущих специалистов, развития их творческого
мышления. Сам метод проектов носит интегральный характер, объединяя в себя
различные исследовательские, поисковые, проблемные методы, творческие по своей
сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора,
эксперта, консультанта. Так в рамках подготовки к празднованию 55 -летия ГБПОУ
КК КАСТ студенты 1-2 курсов приняли участие в подготовке праздничного
концерта, где проследили исторический путь, пройденный коллективом нашего
учебного заведения, познакомились с его выпускниками и сотрудниками,
трудившимися в разные годы, с их достижениями и карьерным ростом.
Метод “мозгового штурма” включает в себя следующие основные этапы:
подготовка, генерация идей, анализ и оценка идей. Для решения какой-либо проблемы,
как правило, создается две группы участников (по 7...10 чел.): “генераторы идей” будут
предлагать идеи, а “эксперты” – заниматься их анализом. Работу групп организует
ведущий, задача которого –сформулировать задачу, распределить участников по
группам, обеспечить фиксацию идей. Главным условием является “разведение” во
времени процессов выдвижения гипотез и их оценки. Это позволяет студентам
свободно обсуждать проблему, высказывать как можно больше идей в
непринуждённой, неформальной обстановке. Даже если это будут, на первый взгляд,
нереальные предложения, главное, чтобы студенты –будущие техники–смогли
абстрагироваться от сложившихся стереотипов, поверить в свои возможности, начать
мыслить нестандартно и не бояться при этом, что их предложения будут категорически
отвергнуты.
Бинарный урок основывается на межпредметных связях, интеграции
предметов, предполагает использование сплава из различных педагогических
технологий. Является важным этапом в формировании мировоззрения
студентов, развитии их мышления. Ведут его два или несколько специалистов-
предметников. Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого "золотого
правила". Также в настоящее время большое внимание уделяется задачам
формирования коммуникативной компетенции студентов. Чтобы ее развить,
недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями,
позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить студентам
возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих
проблем, с тем, чтобы они делали акцент на содержании своего высказывания, чтобы в
центре внимания была мысль.
Метод Дельфи помогает выбрать из предлагаемой серии альтернатив лучшую.
Он применим практически в любой ситуации, требующей прогнозирования
события. Он особенно эффективен, когда участники обсуждения –компетентные в
своей сфере эксперты- чаще всего работодатели или бывшие студенты которые
успешно работают в сфере строительства.
При таком подходе к обучению происходит трансформация потребностей
студентов, их мотивов, целей, предметных действий и поступков, средств, предмета и
результатов учения.