Напоминание

Педагогические технологии и методики: Актуальные вопросы формирования профессиональных компетенций специалистов строительного профиля.


Автор: Еремина Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель строительных дисциплин
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края " Краснодарский архитектурно строительный техникум"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогические технологии и методики: Актуальные вопросы формирования профессиональных компетенций специалистов строительного профиля.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Педагогические технологии и методики: Актуальные вопросы

формирования профессиональных компетенций специалистов строительного

профиля.

Я являюсь преподавателем Краснодарского архитектурно-строительного

техникума, могу вам сказать, что преподаватель должен иметь возможность-

систематически проходить курсы повышения квалификации, что в этом году

преподаватели нашего учебного заведения в том числе и я обучались по компетенциям

необходимым для эффективной реализации федерального проекта

«Профессионалитет», где нам была предоставлена возможность в посещении

обучающих семинаров, практикумов участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с

коллегами, изучать информационно-компьютерные технологии, осуществляли работу

по самообразованию. Я приобрела колоссальный опыт используя выше перечисленные

возможности.

Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

под профессиональным обучением подразумевает вид образования, который

направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и

формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных

трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной

деятельности, профессий)

-«обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта

(компетенций), а также положительного отношения к работе, требуемые для

эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области

деятельности. Компетентность подразумевает не только умение выполнять работу,

но также способность передавать и использовать знания и опыт в новых условиях»;

- «совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы

выполнения профессиональной деятельности»;

-«совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и

профессиональной позиции, необходимых для успешной профессиональной

(педагогической) деятельности»

Любая профессиональная деятельность реализуется через множество качеств,

которыми должен обладать любой специалист, начиная с самоконтроля,

ответственности, целеустремленности, эмоциональной устойчивости и заканчивая

навыками коммуникации с представителями различных социальных статусов.

Хотелось бы остановиться на самоконтроле, чтобы воспитать в себе это

качество, я например вывела успешную формулу самоконтроля, на неделю я

составила на отдельных бумажках список 14 дел не только обязательных, но и

приятных для себя, н-р послушать музыку, сходить в кино и т.д; в день я выбирала 2

бумажки и с удовольствием выполняла дела, таким образом я выполнила и не

отложила 7 важных дел.

Учреждение среднего профессионального образования должно заложить

определенный набор профессиональных компетенций будущих специалистов, но

главной задачей самого выпускника все годы профессиональной деятельности

должна оставаться необходимость корректировки своей профессиональной

мобильности и намерений. В противном случае специалиста ожидает утрата

профессиональных компетенций и неконкурентоспособность на рынке труда.

В этой связи на первый план в учебном процессе колледжа должны выйти

такие методы обучения, как деловые игры, метод проектов, “мозговой штурм”,

бинарный урок, метод Дельфи и др.

Рассмотрим в общем виде их сущность и специфику применения в процессе

подготовки специалистов.

Деловая игра – это метод имитации принятия управленческих или

производственных решений в искусственно смоделированных ситуациях,

осуществляемый по заданным правилам. Эффективен данный метод при условии

совместной деятельности студентов. От преподавателя требуется основательная

предварительная подготовка: выбор и характеристика ролей, определение

полномочий участников, интересов и средств деятельности, выявление и

моделирование наиболее характерных видов профессионального взаимодействия

“должностных” лиц и т.д. Чётко организованная, конструктивная дискуссия с

максимальным участием всех играющих способна показать творческую работу.

Этот метод не только активно “погружает” студентов в будущую профессиональную

деятельность, но и способствует формированию познавательных и профессиональных

мотивов, а также умений и навыков социального взаимодействия и общения,

творческой деятельности, индивидуального и совместного принятия решений;

воспитанию ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям

и установкам коллектива и общества в целом.

Далее рассмотрим метода проектов, который состоит в предоставлении

студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения

практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных

предметных областей. В этом заключаются возможности для формирования

профессиональных компетенций будущих специалистов, развития их творческого

мышления. Сам метод проектов носит интегральный характер, объединяя в себя

различные исследовательские, поисковые, проблемные методы, творческие по своей

сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора,

эксперта, консультанта. Так в рамках подготовки к празднованию 55 -летия ГБПОУ

КК КАСТ студенты 1-2 курсов приняли участие в подготовке праздничного

концерта, где проследили исторический путь, пройденный коллективом нашего

учебного заведения, познакомились с его выпускниками и сотрудниками,

трудившимися в разные годы, с их достижениями и карьерным ростом.

Метод “мозгового штурма” включает в себя следующие основные этапы:

подготовка, генерация идей, анализ и оценка идей. Для решения какой-либо проблемы,

как правило, создается две группы участников (по 7...10 чел.): “генераторы идей” будут

предлагать идеи, а “эксперты” – заниматься их анализом. Работу групп организует

ведущий, задача которого –сформулировать задачу, распределить участников по

группам, обеспечить фиксацию идей. Главным условием является “разведение” во

времени процессов выдвижения гипотез и их оценки. Это позволяет студентам

свободно обсуждать проблему, высказывать как можно больше идей в

непринуждённой, неформальной обстановке. Даже если это будут, на первый взгляд,

нереальные предложения, главное, чтобы студенты –будущие техники–смогли

абстрагироваться от сложившихся стереотипов, поверить в свои возможности, начать

мыслить нестандартно и не бояться при этом, что их предложения будут категорически

отвергнуты.

Бинарный урок основывается на межпредметных связях, интеграции

предметов, предполагает использование сплава из различных педагогических

технологий. Является важным этапом в формировании мировоззрения

студентов, развитии их мышления. Ведут его два или несколько специалистов-

предметников. Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого "золотого

правила". Также в настоящее время большое внимание уделяется задачам

формирования коммуникативной компетенции студентов. Чтобы ее развить,

недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями,

позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить студентам

возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих

проблем, с тем, чтобы они делали акцент на содержании своего высказывания, чтобы в

центре внимания была мысль.

Метод Дельфи помогает выбрать из предлагаемой серии альтернатив лучшую.

Он применим практически в любой ситуации, требующей прогнозирования

события. Он особенно эффективен, когда участники обсуждения –компетентные в

своей сфере эксперты- чаще всего работодатели или бывшие студенты которые

успешно работают в сфере строительства.

При таком подходе к обучению происходит трансформация потребностей

студентов, их мотивов, целей, предметных действий и поступков, средств, предмета и

результатов учения.



В раздел образования