Напоминание

Проектная методика на уроках литературы


Автор: Баяндина Лариса Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 65"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Проектная методика на уроках литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Тема «Проектная методика на уроках литературы»

В последние годы в отечественном образовании наблюдается необычайный

интерес к методу проектов, ориентированному на самостоятельную (индивидуальную,

групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых

методов,

творческой

деятельности

учащихся,

знакомство

с

разнообразными

источниками информации, несущими вариативные точки зрения. И в этом нет ничего

удивительного. Ведь сегодня очень важно сформировать личность, способную

адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, способную работать с обширнейшей

информацией,

которая

стала

доступной

благодаря

информационно-

коммуникационным

технологиям.

Задача

школы

заключается

не

в

том,

чтобы

передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания.

Поэтому сегодня неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная

деятельность, которая позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в

обучении.

Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный

подход в обучении и способствует повышению мотивации школьника. Проекты

удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру

доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности

исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть

творческая работа (обложка или герб героя), стенгазета, альманах, презентация,

творческий отчет и т.п.

Опыт показывает, что использование проектной методики в образовательном

процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской,

коммуникативной, информационной, технологической.

Основные требования к использованию методов проектов:

- наличие значимой проблемы;

- практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов;

- исследовательская, творческая (самостоятельная, групповая) деятельность;

- структурирование содержательной части;

- распределение ролей и указание поэтапных результатов;

- использование исследовательских методов проектирования.

В литературе выделяются следующие этап разработки проектов:

а) обсуждение ситуаций, выявление проблемы;

б) выдвижение гипотез решения проблемы;

в) выявление возможных источников информации;

г) обсуждение оформления результатов;

д) работа в группах над поиском фактов и аргументов;

е) обсуждение методов;

ж) корректировка выводов;

з) рефлексия, выдвижение новых проблем.

Исходя из опыта работы по использованию проектного метода, могу отметить

достоинства этой технологии:

повышение мотивации учащихся в учебе;

получение навыков самостоятельного поиска и обработки

необходимой информации;

повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением

проектной работы;

предоставление каждому возможностей самореализации;

развитие творческих способностей;

развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;

получение навыков презентации себя и своей работы в различных форм:

устной, письменной с использованием новейших технологических средств.

В качестве учебного проекта я предлагаю те формы, которые требуют

зрительного воплощения осмысленной и прочувствованной информации. К

ним я отношу

- обложку к литературному произведению

- герб (героя или населенного пункта).

Во-первых, эти формы обеспечивают движение мысли учащихся, поскольку

требуют трансформации знаний, которая, в свою очередь, невозможна без

глубокого понимания

произведения

или

учебного

текста.

Глубокое

понимание

происходит тогда, когда вместе с разумом работают чувства, порождая творческую

активность.

Во-вторых, позволяют оживить информацию, включить в еѐ переработку и

логическое мышление, и образное, учитывая специфику анализа литературного

произведения, которая заключается в том, что материалом анализа является и

художественный текст, и читательские впечатления учеников, т.е. он строится на

законах не только научного, но и художественного творчества.

В-третьих,

они

позволяют

сочетать

коллективную,

групповую и индивидуальную работу, варьировать это сочетание.

В-четвертых, позволяют выразить позицию читателя, т. е. стать субъектом

учебного

процесса.

Таким

образом,

создается

обобщенный

и

личностно

окрашенный образ текста, ученик становится в позицию соавтора.

В-пятых, перечисленные формы работы позволяют ученикам воспринимать

процесс анализа как реальную деятельность и ощущать его творческие результаты,

так как ведут к зрительному воплощению читательских впечатлений или делают

откровенным контакт с писателем, наглядно демонстрируя его волю, движение его

мысли, характер его труда.

В-шестых, эти формы позволяют использовать влияние зрительных образов

на протекание мыслительных процессов (восприятия, памяти, мышления) в работе

с литературным произведением. Известно, что цветовая визуализация оказывает

более активизирующее влияние на восприятие, запоминание и осмысление учебной

информации.

В-седьмых, если учесть, что подобная работа обязательно сопровождается

письменной или устной защитой, то становится очевидно, что она способствует

развитию речи.

Каждый ученик способен к творчеству, но мера творческих способностей у

всех различна, поэтому необходимо, используя формы, требующие зрительного

воплощения,

создавать

условия

для

обучения

при

разной

степени

самостоятельности, поддерживать обстановку творческого поиска, интереса.

Следует помнить, что не всѐ можно визуализировать и не всегда можно найти

удачное визуальное решение. Но использование таких форм, где это возможно и

оправданно, привносит насыщенный эмоционально-мотивационный компонент в

обучение литературе и подключает мощный творческий потенциал.

Л.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких,

которые бы,

научившись

копировать,

умели

сделать

самостоятельное

приложение

этих сведений».

Обложка

к

литературному

произведению

Следует

помнить, что сложно создавать обложку

- по произведениям объѐмным,

- по небольшим произведениям, где голос автора не слышен, где

главное – событийная сторона. Вместо обложки может получиться иллюстрация.

Ценится не изобразительное мастерство, а проникновение в суть творчества,

умение выстроить защиту. Каждая деталь обложки, их расположение должны

помогать понять пафос произведения.

Задания варьируются и по степени сложности в зависимости от подготовки

класса и характера литературного материала. Это может быть не только обложка к

одному произведению, но и к сборнику стихов, рассказов.

Требования

к

обложке

:

1.

В работе должна чувствоваться глубина осмысления содержания произведения;

2.

Выделение главного, основного в сюжете;

3.

Отображение основного конфликта, учѐт расстановки сил в произведении;

4.

Выявление индивидуальных особенностей героев, доминанты характеров;

5.

При работе над сборником умение отобрать однотемные произведения,

найти общую идею и выразить это в оформлении обложки.

В программе 9-го класса оправданно использование этой формы в качестве

обобщающего задания при изучении следующих произведений:

- Мольер

«Мещанин

во

дворянстве»

- Д.И. Фонвизин «Недоросль».

Создание сборника стихотворений и обложки к нему можно использовать на

обобщающем уроке после изучения лирики М.Ю. Лермонтова.

Создание герба

– форма, требующая знания литературного материала,

внимания к деталям, она позволяет акцентировать внимание на главном, типичном,

трансформировать текст в образную форму. В то же время создание герба даѐт

свободу воображению, творчеству.

Создание и защита герба в программе 9-го класса оправданно в качестве

обобщающего урока при изучении драмы

«Гамлет»

Шекспира

(герб Датского

королевства) и поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (гербы помещичьих усадеб).

Герб героя, требующий отражения нравственных принципов героя, можно

использовать при изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (герб Чацкого,

Скалозуба, Фамусова, Молчалина и др.)

Несколько видоизменѐнной формой герба героя можно считать портрет души

героя. Портрет души позволяет подчеркнуть душевное богатство героя. Можно

дать такое

задание

как

портрет

души

Офелии,

Гамлета

(Шекспир

«Гамлет»),

Татьяны (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»).

Метод проектов очень продуктивен на обобщающих уроках, цель которых

творческое преломление и осмысление актуализированных знаний и приобретение

новых для активного включения в интересную интеллектуальную деятельность

(совместную или

индивидуальную).



В раздел образования