Автор: Однакова Оксана Петровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 42
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС».
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 42 г. Ульяновска»
Методическая разработка
по теме: «Использование ИКТ на уроках
в начальных классах в
условиях реализации ФГОС».
Подготовила: Однакова О.П.
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Мы живем в век высоких компьютерных технологий. Современный
ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в
информационной
культуре
—
он
должен
стать
координатором
информационного
потока.
Значит,
учителю
необходимо
владеть
современными методиками и новыми образовательными технологиями,
чтобы общаться на одном языке с учащимися.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы,
является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире,
активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится
новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Одной
из
основных
частей
информатизации
образования
является
использование
информационных
технологий
в
образовательных
дисциплинах.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке
целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе
первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными
компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с
их
помощью
информацию
для
дальнейшего
самообразования.
Для
реализации этих целей возникает необходимость применения в практике
работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших
школьников
и
в
первую
очередь
использование
информационно-
коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках
окружающего
мира;
овладевать
практическими
способами
работы
с
информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с
помощью современных технических средств.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать
их
более
интересными,
продуманными,
мобильными.
Используется
практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу
энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее
готово и содержится на маленьком компакт-диске.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.
Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень
важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного
иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не
только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати,
приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет
перейти
от
объяснительно-иллюстрированного
способа
обучения
к
деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом
учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний
учащимися.
Не
следует
отвергать
зарекомендовавшие
себя
на
протяжении
нескольких
столетий
методы
и
средства
обучения.
Но
очевидна
необходимость внедрения, наряду с традиционными методами новых,
отвечающих
требованиям
времени.
Современное
образование
должно
обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего
обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания
обучения, совершенствование форм и методов организации и управления
процесса
обучения,
тем
самым,
обеспечивая
уровень
подготовки
сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к
гармоничному
существованию
в
обществе.
Именно
с
развитием
информационных образовательных технологий связываются описанные
выше изменения в образовании.
Потребность
эффективного
использования
информационно-
коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет
новые задачи перед профессиональным педагогическим образованием. ИКТ
выступают
неотъемлемым
компонентом
профессиональной
подготовки
современного учителя, в том числе, учителя начальных классов.
Я работаю учителем двадцать восемь лет. Мне всегда было интересно
заниматься
чем-то
новым
и
увлекательным,
делать
свои
уроки
насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит
в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание
учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились
добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым
компьютерным
технологиям,
которые
эффективно
применяются
при
организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе
изучения различных школьных дисциплин. Уроки с использованием ИКТ
стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой
работы.
Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперед
стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время
учиться.
Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках
учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных
уроках.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего,
должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся,
успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому
развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную
образовательную
функцию,
помочь
ребёнку
разобраться
в
потоке
информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать
здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного
процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего
школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и
дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит
щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель
должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Информатизация начального образования проходит по следующим
направлениям:
использование
ИКТ
в
качестве
дидактического
средства
обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение
готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета
для младших школьников;
проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на
отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля
знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной
работы и работы с родителями).
В своей практике я использую программы и научно-познавательные и
обучающие
фильмы,
подобранные
согласно
учебной
программе
по
предметам.
Русский язык
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно
проблематично, но возможно. Я использую мультимедийные презентации на
уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и
обобщения, так и интегрированных уроках.
Математика
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать
разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и
сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся,
что способствует повышению качества усвоения учебного материала и
усилению образовательных эффектов.
Окружающий мир
Я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным
сопровождением. На уроках окружающего мира в 1 классе дети узнали
«Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью, а на Луне не живут люди?»,
«Почему радуга разноцветная», «Почему поезда такие длинные», «Зачем
летают в космос».
Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к
выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде
презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения
нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Но на
уроке
необходимо
переходить
от
одного
материала
к
другому,
а
жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Я пришла к выводу,
что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые
будут представлять собой электронное сопровождение к учебнику. Слайды,
выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который
не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и
интеллектуальные
качества
личности
ребенка.
Творческий
учитель,
имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший
материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу
дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с
удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об
увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более
внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации,
учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их
одноклассникам. Это очень увлекательная работа. Для более подготовленных
учащихся я готовлю тестовые задания.
Применяя ИКТ на своих уроках, я пришла к выводу, что необходимо
учитывать следующие факторы:
Методическая цель урока и определяемый ею тип урока
(объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы,
промежуточный контроль и т.п.).
Численность
учебной
группы
(класса)
и
численность
компьютеров в учебном кабинете.
Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером.
Количество уроков с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно
превышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач,
кинофильмов и т.п.
Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс
однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к
усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся.
Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно
продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.
Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.
От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с
компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в
конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо
больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные
учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной
среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом
случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с
компьютером
на
уроке,
таким
образом,
дидактические
возможности
современных ИКТ позволяют интегрировать их в существующие формы
обучения, как например:
При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового
материала я использую проектор, CD-диски, обучающие программы,
демонстрационные программы, Internet, моделирующие программы.
На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и
систематизации умений и навыков я использую обучающе-контролирующие
программы, моделирующие системы. На уроках контроля и коррекции
знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами.
Мой класс неоднороден по подготовке. Применение компьютера дает
возможность дифференцировать задания не только по уровню сложности, но
и по цели урока. Главным, по-прежнему, остается вопрос организации урока
и дисциплины работы с программой.
Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке.
2.
Продемонстрировать
ученикам
аккуратные,
четкие
образцы
оформления решений.
3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами
уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной
деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой
программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть
идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению,
даже
индивидуальное
обучение
каждого
учащегося.
Это
достигается
делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий
для каждой подгруппы.
Компьютерная программа предоставляет достаточно дидактики и для
слабого учащегося, и для мотивированного ученика. Мы предполагаем, что
наилучший результат работа с компьютерной программой приносит именно
этим двум крайним категориям учащихся. Слабые учащиеся, работая с
программой, успевают сделать немного, но получают удовлетворение от
учебного труда.
Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей,
проявить инициативу и углубиться в поисковую работу. Качество обучения –
это то, для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие
задачи:
усиление интенсивности урока
повышение мотивации учащихся
мониторинг их достижений
Объем информации, которую необходимо учитывать для всех учеников
в классе, очень велик. Поэтому без компьютера провести эту работу
невозможно. В то же время усадить всех школьников за компьютеры тоже
нельзя
из-за
ограничения
времени
работы
детей
за
монитором.
Единственным выходом является: готовить задания на компьютере, но
раздавать их на бумаге, в виде карточек. Затем результаты работы учеников
следует вводить в компьютер, который определяет, какие задания давать
школьникам в следующий раз. Итак, использование компьютера в указанных
направлениях
оказывается
успешным.
Работа
по
ним
доставляет
удовольствие не только ученикам, но и мне.
На уроках математики в качестве тренажёра для отработки ЗУН я
использую программу «Отработка арифметических способностей». Для
более подготовленных учащихся я готовлю тестовые задания.
На
уроках
чтения
я
использую
справочные
материалы,
т.
е.
Энциклопедии. Часть презентаций можно предложить подготовить самим
учащимся, составление рассказов и выборочное чтение, использование
отрывков из фильмов с заданием (например: найдите сходство и различия
между текстом и постановкой (фильмом), выборочное чтение к эпизоду
фильма и т. д.
Я использую комбинированные игры на интегрированных уроках
повторения и закрепления ЗУН.
На
родительских
собраниях
я
рекомендовала
родителям
контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить
учащимся обучающие и развивающие игры, например: «Обучение с
приключением», «Приключения на планете чисел 2», «Приключение в городе
математиков», «Математика. Начальная школа 3 класс», «Информатикус»,
«Трое из Простоквашино. Математика с Дядей Фёдором», «Школьное
приключение. Замок Знаний Али-Бабы. 1 класс», «Школьное приключение.
Остров сокровищ и знаний. 2 класс».
Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых
важных результатов инновационной работы в нашей школе.
Практически
на
любом
школьном
предмете
можно
применить
компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит
сделать
урок
по-настоящему
развивающим
и
познавательным.
Использование информационных технологий позволяет мне осуществить
задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных
технологий
в
процессе
обучения
влияет
на
рост
профессиональной
компетентности учителя, это способствует значительному повышению
качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной
политики.
Анализируя
опыт
использования
ИКТ
на
различных
уроках
в
начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование
информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном
уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти
индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально
организовать
учебный
процесс,
повысить
эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам.
Современные информационные технологии открывают моим учащимся
доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать
принципиально новые формы и методы обучения.
Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения,
является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира
требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь
приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование
наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими
глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные
путешествия.