Напоминание

«Использование ИКТ на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС».


Автор: Однакова Оксана Петровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 42
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС».
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 42 г. Ульяновска»

Методическая разработка

по теме: «Использование ИКТ на уроках

в начальных классах в

условиях реализации ФГОС».

Подготовила: Однакова О.П.

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Мы живем в век высоких компьютерных технологий. Современный

ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в

информационной

культуре

он

должен

стать

координатором

информационного

потока.

Значит,

учителю

необходимо

владеть

современными методиками и новыми образовательными технологиями,

чтобы общаться на одном языке с учащимися.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы,

является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире,

активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится

новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Одной

из

основных

частей

информатизации

образования

является

использование

информационных

технологий

в

образовательных

дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке

целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе

первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными

компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с

их

помощью

информацию

для

дальнейшего

самообразования.

Для

реализации этих целей возникает необходимость применения в практике

работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших

школьников

и

в

первую

очередь

использование

информационно-

коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет

развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках

окружающего

мира;

овладевать

практическими

способами

работы

с

информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с

помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать

их

более

интересными,

продуманными,

мобильными.

Используется

практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу

энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее

готово и содержится на маленьком компакт-диске.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень

важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного

иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не

только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати,

приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет

перейти

от

объяснительно-иллюстрированного

способа

обучения

к

деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом

учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний

учащимися.

Не

следует

отвергать

зарекомендовавшие

себя

на

протяжении

нескольких

столетий

методы

и

средства

обучения.

Но

очевидна

необходимость внедрения, наряду с традиционными методами новых,

отвечающих

требованиям

времени.

Современное

образование

должно

обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего

обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания

обучения, совершенствование форм и методов организации и управления

процесса

обучения,

тем

самым,

обеспечивая

уровень

подготовки

сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к

гармоничному

существованию

в

обществе.

Именно

с

развитием

информационных образовательных технологий связываются описанные

выше изменения в образовании.

Потребность

эффективного

использования

информационно-

коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет

новые задачи перед профессиональным педагогическим образованием. ИКТ

выступают

неотъемлемым

компонентом

профессиональной

подготовки

современного учителя, в том числе, учителя начальных классов.

Я работаю учителем двадцать восемь лет. Мне всегда было интересно

заниматься

чем-то

новым

и

увлекательным,

делать

свои

уроки

насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит

в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание

учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились

добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым

компьютерным

технологиям,

которые

эффективно

применяются

при

организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе

изучения различных школьных дисциплин. Уроки с использованием ИКТ

стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой

работы.

Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперед

стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время

учиться.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках

учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных

уроках.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего,

должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся,

успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому

развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную

образовательную

функцию,

помочь

ребёнку

разобраться

в

потоке

информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать

здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного

процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего

школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и

дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит

щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель

должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Информатизация начального образования проходит по следующим

направлениям:

использование

ИКТ

в

качестве

дидактического

средства

обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение

готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);

введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета

для младших школьников;

проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на

отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля

знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной

работы и работы с родителями).

В своей практике я использую программы и научно-познавательные и

обучающие

фильмы,

подобранные

согласно

учебной

программе

по

предметам.

Русский язык

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно

проблематично, но возможно. Я использую мультимедийные презентации на

уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и

обобщения, так и интегрированных уроках.

Математика

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать

разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и

сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся,

что способствует повышению качества усвоения учебного материала и

усилению образовательных эффектов.

Окружающий мир

Я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным

сопровождением. На уроках окружающего мира в 1 классе дети узнали

«Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью, а на Луне не живут люди?»,

«Почему радуга разноцветная», «Почему поезда такие длинные», «Зачем

летают в космос».

Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к

выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде

презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения

нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Но на

уроке

необходимо

переходить

от

одного

материала

к

другому,

а

жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Я пришла к выводу,

что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые

будут представлять собой электронное сопровождение к учебнику. Слайды,

выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который

не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и

интеллектуальные

качества

личности

ребенка.

Творческий

учитель,

имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший

материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу

дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с

удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об

увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более

внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации,

учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их

одноклассникам. Это очень увлекательная работа. Для более подготовленных

учащихся я готовлю тестовые задания.

Применяя ИКТ на своих уроках, я пришла к выводу, что необходимо

учитывать следующие факторы:

Методическая цель урока и определяемый ею тип урока

(объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы,

промежуточный контроль и т.п.).

Численность

учебной

группы

(класса)

и

численность

компьютеров в учебном кабинете.

Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером.

Количество уроков с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно

превышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач,

кинофильмов и т.п.

Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс

однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к

усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся.

Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно

продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.

Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с

компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в

конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо

больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные

учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной

среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом

случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с

компьютером

на

уроке,

таким

образом,

дидактические

возможности

современных ИКТ позволяют интегрировать их в существующие формы

обучения, как например:

При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового

материала я использую проектор, CD-диски, обучающие программы,

демонстрационные программы, Internet, моделирующие программы.

На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и

систематизации умений и навыков я использую обучающе-контролирующие

программы, моделирующие системы. На уроках контроля и коррекции

знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами.

Мой класс неоднороден по подготовке. Применение компьютера дает

возможность дифференцировать задания не только по уровню сложности, но

и по цели урока. Главным, по-прежнему, остается вопрос организации урока

и дисциплины работы с программой.

Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке.

2.

Продемонстрировать

ученикам

аккуратные,

четкие

образцы

оформления решений.

3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами

уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной

деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой

программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть

идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению,

даже

индивидуальное

обучение

каждого

учащегося.

Это

достигается

делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий

для каждой подгруппы.

Компьютерная программа предоставляет достаточно дидактики и для

слабого учащегося, и для мотивированного ученика. Мы предполагаем, что

наилучший результат работа с компьютерной программой приносит именно

этим двум крайним категориям учащихся. Слабые учащиеся, работая с

программой, успевают сделать немного, но получают удовлетворение от

учебного труда.

Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей,

проявить инициативу и углубиться в поисковую работу. Качество обучения –

это то, для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие

задачи:

усиление интенсивности урока

повышение мотивации учащихся

мониторинг их достижений

Объем информации, которую необходимо учитывать для всех учеников

в классе, очень велик. Поэтому без компьютера провести эту работу

невозможно. В то же время усадить всех школьников за компьютеры тоже

нельзя

из-за

ограничения

времени

работы

детей

за

монитором.

Единственным выходом является: готовить задания на компьютере, но

раздавать их на бумаге, в виде карточек. Затем результаты работы учеников

следует вводить в компьютер, который определяет, какие задания давать

школьникам в следующий раз. Итак, использование компьютера в указанных

направлениях

оказывается

успешным.

Работа

по

ним

доставляет

удовольствие не только ученикам, но и мне.

На уроках математики в качестве тренажёра для отработки ЗУН я

использую программу «Отработка арифметических способностей». Для

более подготовленных учащихся я готовлю тестовые задания.

На

уроках

чтения

я

использую

справочные

материалы,

т.

е.

Энциклопедии. Часть презентаций можно предложить подготовить самим

учащимся, составление рассказов и выборочное чтение, использование

отрывков из фильмов с заданием (например: найдите сходство и различия

между текстом и постановкой (фильмом), выборочное чтение к эпизоду

фильма и т. д.

Я использую комбинированные игры на интегрированных уроках

повторения и закрепления ЗУН.

На

родительских

собраниях

я

рекомендовала

родителям

контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить

учащимся обучающие и развивающие игры, например: «Обучение с

приключением», «Приключения на планете чисел 2», «Приключение в городе

математиков», «Математика. Начальная школа 3 класс», «Информатикус»,

«Трое из Простоквашино. Математика с Дядей Фёдором», «Школьное

приключение. Замок Знаний Али-Бабы. 1 класс», «Школьное приключение.

Остров сокровищ и знаний. 2 класс».

Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых

важных результатов инновационной работы в нашей школе.

Практически

на

любом

школьном

предмете

можно

применить

компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит

сделать

урок

по-настоящему

развивающим

и

познавательным.

Использование информационных технологий позволяет мне осуществить

задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных

технологий

в

процессе

обучения

влияет

на

рост

профессиональной

компетентности учителя, это способствует значительному повышению

качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной

политики.

Анализируя

опыт

использования

ИКТ

на

различных

уроках

в

начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование

информационно-коммуникативных технологий позволяет:

обеспечить положительную мотивацию обучения;

проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном

уровне (музыка, анимация);

обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти

индивидуализацию);

повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально

организовать

учебный

процесс,

повысить

эффективность урока;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным

библиотекам, другим информационным ресурсам.

Современные информационные технологии открывают моим учащимся

доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать

принципиально новые формы и методы обучения.

Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения,

является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира

требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь

приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование

наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими

глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные

путешествия.



В раздел образования