Напоминание

Проектно-исследовательская деятельность как средство выявления и развития творческих способностей обучающихся


Автор: Попова Зинаида Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ООШ №76
Населённый пункт: г.Чебаркуль
Наименование материала: статья
Тема: Проектно-исследовательская деятельность как средство выявления и развития творческих способностей обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Попова З.И., учитель математики, заместитель директора по УВР МБОУ ООШ №76,

май 2024 г.

1

Проектно-исследовательская деятельность как средство выявления и развития

творческих способностей обучающихся

Не

существует

сколько-нибудь

достоверных

тестов

на

одаренность,

кроме

тех,

которые

проявляются

в

результате

активного

участия

хотя

бы

в

самой

маленькой

поисковой

исследовательской работе.

А. Н.Колмогоров

В соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе ФЗ-273 «Об образовании в

Российской

Федерации»,

основная

стратегия

нашего

образования

это

формирование

всесторонне развитой личности, выявление и развитие способностей обучающихся.

Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время,

потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и

динамичного

прогресса.

Мы,

учителя,

должны

не

только

выявлять

индивидуальные

способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки.

Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в

обучении, заключенном в рамки школьной программы. Убеждена, что обучающиеся не

должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, т.к. в этом

случае снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности.

Технология

классно-урочной

системы

на

протяжении

столетий

оказывалась

наиболее

эффективной

для

массовой

передачи

знаний,

умений,

навыков

молодому

поколению.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития

новых

способов

образования,

педагогических

технологий,

имеющих

дело

с

индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного

движения

в

информационных

полях,

формирования

у

обучающегося

универсального

умения

ставить

и

решать

задачи

для

разрешения

возникающих

в

жизни

проблем

профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у

детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно

обдумывать

принимаемые

решения

и

чётко

планировать

действия,

эффективно

сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.

Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на

основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Проектная

методика

позволяет

гармонично

дополнять

традиционную

классно-

урочную систему, как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью,

практикой,

стимулирующая

учеников

самостоятельно

познавать

окружающий

мир,

самоутверждаться

и

самореализовываться

в

разнообразной

учебной

и

практической

деятельности.

Попова З.И., учитель математики, заместитель директора по УВР МБОУ ООШ №76,

май 2024 г.

2

Ученики 7 класса традиционно участвуют в Региональном исследовании качества

обучения (РИКО-7).

Мы продолжаем работу по созданию индивидуальных проектов в 9 классе. Уже не

первый

год

наши

выпускники

в

конце

первого

полугодия

9

класса

защищают

индивидуальные проекты. Это не просто очередное мероприятие, а КТД (коллективное

творческое дело), в котором участвуют все педагоги школы и все ученики 9 класса, даже с

ОВЗ.

Написание

проектов

позволяет

активизировать

познавательную

деятельность,

развивать творческие способности учащихся.

Ученики из обширного предложенного списка самостоятельно выбирают тему, тип

проекта и наставника.

Типы проектов разнообразны: информационно-познавательные, исследовательские,

творческие, социальные…

Ведущей педагогической идеей этой работы является гуманизация образования, что

предполагает

организацию

такого

процесса

обучения,

который

бы

обеспечивал

возможности для самовыражения учащихся на основе:

взаимного доверия и уважения учителя и ученика;

обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как

личности;

принципа коллективного труда;

использования личностно-ориентированного обучения.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию

способностей:

принцип доверия и поддержки;

принцип добровольности;

принцип индивидуальности;

принцип выбора;

принцип творчества и успеха;

принцип привлекательности результатов;

принцип обратной связи.

Проектная

деятельность

обучающихся

совместная

учебно-познавательная,

творческая

деятельность

учащихся,

имеющая

общую

цель,

согласованные

методы,

способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных

представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка

концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов

деятельности,

создание

плана,

программ

и

организация

деятельности

по

реализации

проекта)

и

реализации

проекта,

включая

его

осмысление

и

рефлексию

результатов

деятельности.

Попова З.И., учитель математики, заместитель директора по УВР МБОУ ООШ №76,

май 2024 г.

3

Характер

взаимодействия

двух

субъектов

проектной

деятельности

ученика

и

учителя – принципиально иной, чем при традиционном обучении.

Роль учителя

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над

проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Он не просто передает

знания, а обеспечивает деятельность школьников, то есть:

1.

Консультирует.

Учитель

провоцирует

вопросы,

размышления,

самостоятельную

оценку

деятельности,

моделируя

различные

ситуации,

трансформируя

образовательную среду. При реализации проектов учитель – это консультант, который

должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся делают

совсем другое.

2.

Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы

над

проектом.

Во

время

работы

учитель

должен

придерживаться

принципов,

раскрывающих перед учащимися ситуацию

проектной деятельности как ситуацию

выбора и свободы самоопределения.

3.

Помогает. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче

знаний

и

умений,

которые

могут

быть

практически

реализованы

в

проектной

деятельности – минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках,

предшествующих

работе

над

проектом;

другие

необходимые

сведения

получит,

работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не

указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося,

несостоятельность

промежуточных

результатов.

Он

провоцирует

вопросы,

размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации

(например, учителем осуществляется организация дискуссии; постановка вопросов,

ответы на которые ученику заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы на

которые

прозвучат

абсурдно,

раскрывая

противоречия

в

решениях

и

способах

деятельности).

4.

Наблюдает.

Наблюдение,

которое

проводит

руководитель

проекта,

нацелено

на

получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время

консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня

сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, с

другой.

Роль ученика

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом:

они

выступают

активными

его

участниками,

а

не

пассивными

статистами.

Другими

словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в

выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не

навязывает, как и что делать.

С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и

стимулирует

его

познавательную

активность.

С

другой

стороны,

ситуация

неопределённости

при

выполнении

проекта

вызывает

у

учащихся

специфические

сложности, которые носят объективный характер. Преодоление этих трудностей является

Попова З.И., учитель математики, заместитель директора по УВР МБОУ ООШ №76,

май 2024 г.

4

одной

из

ведущих

дидактических

целей

метода

проектов.

При

этом

у

учащихся

вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, а уже не действует

заданная учителем оценочная схема «это верно, а это нет». Роль ученика при выполнении

проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

1.

Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое

ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности.

Выбор

должен

закрепиться

в

сознании

ученика

как

процесс

принятия

на

себя

ответственности;

2.

Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идёт не только о ролевом

участии в работе. Взаимодействия с учителем – консультантом позволяют освоить еще

одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для

реализации своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми

и

сверстниками

с

новых

позиций.

В

отношении

взрослых

происходит

переход

с

позиций

социальной

инфантильности

(он

ответственный

опекун,

я

безответственный

потребитель),

на

позиции

сотрудничества

(он

профессионал,

выполняющий

свою

работу,

принимающий

решения;

я

человек,

делающий

конкретное дело и несущий за него ответственность).

3.

Оценивает.

На

каждом

этапе

возникают

различные

объекты

оценки.

Учащийся

оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции её полезности для проекта,

предложенные идеи с позиции их реалистичности. В то же время он оценивает продукт

своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить

учащихся

адекватно

оценивать

себя

и

других,

необходимо

дать

им

возможность

поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые

успеха,

что

не

удалось.

Даже

не

самый

удавшийся

проект

имеет

большое

положительное

педагогическое

значение.

Анализ

и

самоанализ

объективных

и

субъективных причин

неудач, неожиданных последствий

деятельности,

понимание

ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет

сформировать

оценку

и

самооценку

окружающего

мира

и

себя

в

микро-

и

макросоциуме.

Ученик – субъект обучения, учитель – партнёр, создающий условия. Метод проектов –

педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на

их применение и на приобретение новых, порой путём самообразования.

Проектная

и

исследовательская

работа

учителя

с

учеником

весьма

полезна

в

формировании

умения

находить,

анализировать,

обрабатывать

информацию

и

использовать ее по назначению, умению устанавливать межпредметные связи, искать

общие закономерности и т.д.

Сегодняшним

школьникам

предлагается

освоить

такой

огромный

объём

знаний,

накопленных веками, что рассчитывать на абсолютный успех в этом нам просто не

приходится.

На мой взгляд, гораздо важнее научить их работать с информацией. Освоив это,

будущие специалисты (и уже не важно, в каких областях!) смогут в любой момент найти и

использовать

необходимую

информацию.

Не

стоит

превращать

наших

детей

Попова З.И., учитель математики, заместитель директора по УВР МБОУ ООШ №76,

май 2024 г.

5

в

«полуживые»

энциклопедии.

Гораздо

полезнее

и

интереснее

для

них

научиться

пользоваться энциклопедиями тогда, когда возникает потребность в них.

Следует отметить, что из собственного опыта можно рекомендовать:

1.

Исследовательских проектов не должно быть много. Обилие ученических проектов

ведет к снижению познавательной активности и качеству исследования. Поэтому в 9

классе мы практикуем защиту одного проекта.

2.

Целесообразно предлагать учащимся выходить на различные конкурсы – это позволяет

повысить их самооценку.

Из

данных

таблицы,

представленной

ниже,

видим,

что

все

ученики

9

класса

принимают участие в защите проектов, даже дети с ОВЗ. Темы, которые выбирают

выпускники не повторяются из года в год. Ученики выбирают темы, которые интересны

им. Порой они не соответствуют предмету, преподаваемому наставником.

Например,

учитель

математики

совместно

с

учеником

работает

над

темой

«Фантастика и фэнтези. Причины популярности», учитель русского языка и литературы –

«Что такое вакцинация» и «Глобальные проблемы современности», учитель-психолог –

«Виды головоломок».

Тип проекта

Тема

Ф.И.ученика

Ф.И.О. наставника

Учебный

предмет

наставника

Примечание

1

Информацион

но-познава-

тельный

С чего начать

бизнес?

Данил Минеев

Городилова Ю.А

Учитель

математики

Ученик ОВЗ

2

Исследова-

тельский

Фантастика и

фэнтези.

Причины

популярности

Десенко

Карина

Попова З.И.

Учитель

математики

3

Информацион

нопознава-

тельный

Что такое

вакцинация

Золотухин

Константин

Зенчева Л.Р.

Учитель

русского

языка и

литературы

Ученик ОВЗ

4

Информацион

нопознава-

тельный

Виды

головоломок

Садов Глеб

Сопина И.И.

Учитель-

психолог

Ученик ОВЗ.

Работу

продолжили,

представили

на

гор.конферен

-цию НОУ,

2 место

5

Информацион

но-познава-

тельный

Самые

необычные

картины

Сошников

Данил

Горюнова Н.П.

Учитель

истории,

обществознан

ия

Ученик ОВЗ

6

Творческий

Здоровый образ

жизни

Гончарова

Дарья

Барышникова Е.А.

Учитель

биологии

7

Творческий

Глобальные

проблемы

современности

Гулякова

Екатерина

Зенчева Л.Р.

Учитель

русского

языка и

литературы

Попова З.И., учитель математики, заместитель директора по УВР МБОУ ООШ №76,

май 2024 г.

6

В целом, следует отметить, что систематическая работа в данном направлении

позволяет

овладеть

технологией

организации

проектной

и

исследовательской

деятельности учащихся.

При удачной защите проекта (а неудач у нас не было!) повышается самооценка

школьников.

Уверена, что проектно-исследовательская деятельность есть средство выявления и

развития творческих способностей обучающихся, одаренность детей проявляется

«в

результате

активного

участия

обучающихся…в

самой

маленькой

поисковой

исследовательской работе».

.



В раздел образования