Автор: Попова Зинаида Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ООШ №76
Населённый пункт: г.Чебаркуль
Наименование материала: статья
Тема: Проектно-исследовательская деятельность как средство выявления и развития творческих способностей обучающихся
Раздел: среднее образование
Попова З.И., учитель математики, заместитель директора по УВР МБОУ ООШ №76,
май 2024 г.
1
Проектно-исследовательская деятельность как средство выявления и развития
творческих способностей обучающихся
Не
существует
сколько-нибудь
достоверных
тестов
на
одаренность,
кроме
тех,
которые
проявляются
в
результате
активного
участия
хотя
бы
в
самой
маленькой
поисковой
исследовательской работе.
А. Н.Колмогоров
В соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе ФЗ-273 «Об образовании в
Российской
Федерации»,
основная
стратегия
нашего
образования
это
формирование
всесторонне развитой личности, выявление и развитие способностей обучающихся.
Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время,
потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и
динамичного
прогресса.
Мы,
учителя,
должны
не
только
выявлять
индивидуальные
способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки.
Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в
обучении, заключенном в рамки школьной программы. Убеждена, что обучающиеся не
должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, т.к. в этом
случае снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности.
Технология
классно-урочной
системы
на
протяжении
столетий
оказывалась
наиболее
эффективной
для
массовой
передачи
знаний,
умений,
навыков
молодому
поколению.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития
новых
способов
образования,
педагогических
технологий,
имеющих
дело
с
индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного
движения
в
информационных
полях,
формирования
у
обучающегося
универсального
умения
ставить
и
решать
задачи
для
разрешения
возникающих
в
жизни
проблем
–
профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у
детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно
обдумывать
принимаемые
решения
и
чётко
планировать
действия,
эффективно
сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на
основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Проектная
методика
позволяет
гармонично
дополнять
традиционную
классно-
урочную систему, как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью,
практикой,
стимулирующая
учеников
самостоятельно
познавать
окружающий
мир,
самоутверждаться
и
самореализовываться
в
разнообразной
учебной
и
практической
деятельности.
Попова З.И., учитель математики, заместитель директора по УВР МБОУ ООШ №76,
май 2024 г.
2
Ученики 7 класса традиционно участвуют в Региональном исследовании качества
обучения (РИКО-7).
Мы продолжаем работу по созданию индивидуальных проектов в 9 классе. Уже не
первый
год
наши
выпускники
в
конце
первого
полугодия
9
класса
защищают
индивидуальные проекты. Это не просто очередное мероприятие, а КТД (коллективное
творческое дело), в котором участвуют все педагоги школы и все ученики 9 класса, даже с
ОВЗ.
Написание
проектов
позволяет
активизировать
познавательную
деятельность,
развивать творческие способности учащихся.
Ученики из обширного предложенного списка самостоятельно выбирают тему, тип
проекта и наставника.
Типы проектов разнообразны: информационно-познавательные, исследовательские,
творческие, социальные…
Ведущей педагогической идеей этой работы является гуманизация образования, что
предполагает
организацию
такого
процесса
обучения,
который
бы
обеспечивал
возможности для самовыражения учащихся на основе:
взаимного доверия и уважения учителя и ученика;
обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как
личности;
принципа коллективного труда;
использования личностно-ориентированного обучения.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию
способностей:
принцип доверия и поддержки;
принцип добровольности;
принцип индивидуальности;
принцип выбора;
принцип творчества и успеха;
принцип привлекательности результатов;
принцип обратной связи.
Проектная
деятельность
обучающихся —
совместная
учебно-познавательная,
творческая
деятельность
учащихся,
имеющая
общую
цель,
согласованные
методы,
способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных
представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка
концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов
деятельности,
создание
плана,
программ
и
организация
деятельности
по
реализации
проекта)
и
реализации
проекта,
включая
его
осмысление
и
рефлексию
результатов
деятельности.
Попова З.И., учитель математики, заместитель директора по УВР МБОУ ООШ №76,
май 2024 г.
3
Характер
взаимодействия
двух
субъектов
проектной
деятельности
–
ученика
и
учителя – принципиально иной, чем при традиционном обучении.
Роль учителя
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над
проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Он не просто передает
знания, а обеспечивает деятельность школьников, то есть:
1.
Консультирует.
Учитель
провоцирует
вопросы,
размышления,
самостоятельную
оценку
деятельности,
моделируя
различные
ситуации,
трансформируя
образовательную среду. При реализации проектов учитель – это консультант, который
должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся делают
совсем другое.
2.
Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы
над
проектом.
Во
время
работы
учитель
должен
придерживаться
принципов,
раскрывающих перед учащимися ситуацию
проектной деятельности как ситуацию
выбора и свободы самоопределения.
3.
Помогает. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче
знаний
и
умений,
которые
могут
быть
практически
реализованы
в
проектной
деятельности – минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках,
предшествующих
работе
над
проектом;
другие
необходимые
сведения
получит,
работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не
указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося,
несостоятельность
промежуточных
результатов.
Он
провоцирует
вопросы,
размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации
(например, учителем осуществляется организация дискуссии; постановка вопросов,
ответы на которые ученику заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы на
которые
прозвучат
абсурдно,
раскрывая
противоречия
в
решениях
и
способах
деятельности).
4.
Наблюдает.
Наблюдение,
которое
проводит
руководитель
проекта,
нацелено
на
получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время
консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня
сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, с
другой.
Роль ученика
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом:
они
выступают
активными
его
участниками,
а
не
пассивными
статистами.
Другими
словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в
выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не
навязывает, как и что делать.
С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и
стимулирует
его
познавательную
активность.
С
другой
стороны,
ситуация
неопределённости
при
выполнении
проекта
вызывает
у
учащихся
специфические
сложности, которые носят объективный характер. Преодоление этих трудностей является
Попова З.И., учитель математики, заместитель директора по УВР МБОУ ООШ №76,
май 2024 г.
4
одной
из
ведущих
дидактических
целей
метода
проектов.
При
этом
у
учащихся
вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, а уже не действует
заданная учителем оценочная схема «это верно, а это нет». Роль ученика при выполнении
проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
1.
Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое
ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности.
Выбор
должен
закрепиться
в
сознании
ученика
как
процесс
принятия
на
себя
ответственности;
2.
Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идёт не только о ролевом
участии в работе. Взаимодействия с учителем – консультантом позволяют освоить еще
одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для
реализации своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми
и
сверстниками
с
новых
позиций.
В
отношении
взрослых
происходит
переход
с
позиций
социальной
инфантильности
(он
–
ответственный
опекун,
я
–
безответственный
потребитель),
на
позиции
сотрудничества
(он
–
профессионал,
выполняющий
свою
работу,
принимающий
решения;
я
–
человек,
делающий
конкретное дело и несущий за него ответственность).
3.
Оценивает.
На
каждом
этапе
возникают
различные
объекты
оценки.
Учащийся
оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции её полезности для проекта,
предложенные идеи с позиции их реалистичности. В то же время он оценивает продукт
своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить
учащихся
адекватно
оценивать
себя
и
других,
необходимо
дать
им
возможность
поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые
успеха,
что
не
удалось.
Даже
не
самый
удавшийся
проект
имеет
большое
положительное
педагогическое
значение.
Анализ
и
самоанализ
объективных
и
субъективных причин
неудач, неожиданных последствий
деятельности,
понимание
ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет
сформировать
оценку
и
самооценку
окружающего
мира
и
себя
в
микро-
и
макросоциуме.
Ученик – субъект обучения, учитель – партнёр, создающий условия. Метод проектов –
педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на
их применение и на приобретение новых, порой путём самообразования.
Проектная
и
исследовательская
работа
учителя
с
учеником
весьма
полезна
в
формировании
умения
находить,
анализировать,
обрабатывать
информацию
и
использовать ее по назначению, умению устанавливать межпредметные связи, искать
общие закономерности и т.д.
Сегодняшним
школьникам
предлагается
освоить
такой
огромный
объём
знаний,
накопленных веками, что рассчитывать на абсолютный успех в этом нам просто не
приходится.
На мой взгляд, гораздо важнее научить их работать с информацией. Освоив это,
будущие специалисты (и уже не важно, в каких областях!) смогут в любой момент найти и
использовать
необходимую
информацию.
Не
стоит
превращать
наших
детей
Попова З.И., учитель математики, заместитель директора по УВР МБОУ ООШ №76,
май 2024 г.
5
в
«полуживые»
энциклопедии.
Гораздо
полезнее
и
интереснее
для
них
научиться
пользоваться энциклопедиями тогда, когда возникает потребность в них.
Следует отметить, что из собственного опыта можно рекомендовать:
1.
Исследовательских проектов не должно быть много. Обилие ученических проектов
ведет к снижению познавательной активности и качеству исследования. Поэтому в 9
классе мы практикуем защиту одного проекта.
2.
Целесообразно предлагать учащимся выходить на различные конкурсы – это позволяет
повысить их самооценку.
Из
данных
таблицы,
представленной
ниже,
видим,
что
все
ученики
9
класса
принимают участие в защите проектов, даже дети с ОВЗ. Темы, которые выбирают
выпускники не повторяются из года в год. Ученики выбирают темы, которые интересны
им. Порой они не соответствуют предмету, преподаваемому наставником.
Например,
учитель
математики
совместно
с
учеником
работает
над
темой
«Фантастика и фэнтези. Причины популярности», учитель русского языка и литературы –
«Что такое вакцинация» и «Глобальные проблемы современности», учитель-психолог –
«Виды головоломок».
№
Тип проекта
Тема
Ф.И.ученика
Ф.И.О. наставника
Учебный
предмет
наставника
Примечание
1
Информацион
но-познава-
тельный
С чего начать
бизнес?
Данил Минеев
Городилова Ю.А
Учитель
математики
Ученик ОВЗ
2
Исследова-
тельский
Фантастика и
фэнтези.
Причины
популярности
Десенко
Карина
Попова З.И.
Учитель
математики
3
Информацион
нопознава-
тельный
Что такое
вакцинация
Золотухин
Константин
Зенчева Л.Р.
Учитель
русского
языка и
литературы
Ученик ОВЗ
4
Информацион
нопознава-
тельный
Виды
головоломок
Садов Глеб
Сопина И.И.
Учитель-
психолог
Ученик ОВЗ.
Работу
продолжили,
представили
на
гор.конферен
-цию НОУ,
2 место
5
Информацион
но-познава-
тельный
Самые
необычные
картины
Сошников
Данил
Горюнова Н.П.
Учитель
истории,
обществознан
ия
Ученик ОВЗ
6
Творческий
Здоровый образ
жизни
Гончарова
Дарья
Барышникова Е.А.
Учитель
биологии
7
Творческий
Глобальные
проблемы
современности
Гулякова
Екатерина
Зенчева Л.Р.
Учитель
русского
языка и
литературы
Попова З.И., учитель математики, заместитель директора по УВР МБОУ ООШ №76,
май 2024 г.
6
В целом, следует отметить, что систематическая работа в данном направлении
позволяет
овладеть
технологией
организации
проектной
и
исследовательской
деятельности учащихся.
При удачной защите проекта (а неудач у нас не было!) повышается самооценка
школьников.
Уверена, что проектно-исследовательская деятельность есть средство выявления и
развития творческих способностей обучающихся, одаренность детей проявляется
«в
результате
активного
участия
обучающихся…в
самой
маленькой
поисковой
исследовательской работе».
.