Автор: Попова Зинаида Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ООШ №76
Населённый пункт: г.Чебаркуль
Наименование материала: Положение
Тема: Положение о портфолио учащихся школы
Раздел: среднее образование
1
1.
Общие положения
1.1.
Настоящее Положение о портфолио обучающегося школы (далее – Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, ФГОС
начального и основного общего образования, утвержденных Приказами Минпросвещения
Российской Федерации №286 и №287 от 31 мая 2021 года с изменениями от 8 ноября 2022
года, а также Уставом МБОУ ООШ №76 и другими нормативными правовыми актами
Российской
Федерации,
регламентирующими
деятельность
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
1.2.
Данное Положение о портфолио обучающегося в школе
устанавливает порядок
формирования,
структуру
и
содержание
портфолио
индивидуальных
достижений
учащегося общеобразовательной организации, определяет
участников его формирования
и их обязанности, критерии оценивания портфолио.
1.3.
Данное Положение о портфолио учащихся разработано в целях внедрения системы
учета
внеучебных
достижений
обучающихся
в
рамках
реализации
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
начального
общего,
основного
общего
образования, реализующих соответствующие программы общего образования.
1.4.
«Портфель личных достижений» (далее – Портфолио) – это индивидуальная папка
обучающегося, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные
достижения
в
разнообразных
видах
деятельности:
учебной,
творческой,
социальной,
коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в образовательной
организации.
1.5.
Портфолио
—
это
комплекс
документов,
представляющих
совокупность
сертифицированных
или
несертифицированых
индивидуальных
учебных
достижений,
выполняющих
роль
индивидуальной
накопительной
оценки,
которая
является
составляющей рейтинга обучающихся.
1.6.
Портфолио
служит
для
сбора
информации
о
продвижении
обучающегося
в
образовательной
деятельности,
для
оценки
достижения
планируемых
результатов
освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего
образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального,
основного общего образования, а также для представления личности обучающегося при
переходе на следующий уровень образования.
2.
Цели и задачи Портфолио
2.1.
Целью составления Портфолио является:
собрание
и
систематизация
результатов
развития
обучающегося,
его
усилий,
достижений в различных областях;
демонстрация спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений,
способностей практически применять приобретенные знания и умения.
2.2.
Портфолио способствует решению следующих педагогических задач:
создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха;
содействовать индивидуализации образования обучающегося;
закладывать
дополнительные
предпосылки
и
возможности
для
его
успешной
социализации;
укреплять
взаимодействие
с
семьей
обучающегося,
повышать
заинтересованность
родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной
деятельности со школой;
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
формировать
умение
учиться
-
ставить
цели,
планировать
и
организовывать
собственную образовательную деятельность;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
2
развивать
навыки
рефлексивной
и
оценочной
(самооценочной)
деятельности
обучающихся.
2.3.
Портфолио реализует следующие функции образовательной деятельности:
диагностическая
–
позволяет
проследить
личностный
рост
обучающегося,
формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной
жизни обучающегося и учитывать это в общении;
контролирующая
и
оценивающая
–
оценка
своих
достижений
в
образовательной
деятельности
помогает
ребенку
осознать
и
зафиксировать
свои
успехи,
проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда;
воспитательная – осознание в себе обучающегося, человека, ценностных ориентаций;
функция
творческого
развития
(рейтинговая)
–
позволяет
проявить
творческие
способности обучающегося и показывает диапазон навыков и умений.
3.
Порядок формирования Портфолио
3.1.
Портфолио обучающегося по программе начального общего образования является
одной из составляющих «портрета» выпускника начальной школы и играет важную роль
при переходе в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2.
Портфолио обучающегося
основной
школы
является
одной
из
составляющих
«портрета»
выпускника
основной
школы
и
играет
важную
роль
при
завершении
основного общего образования для определения вектора его дальнейшего развития и
обучения.
3.3.
Период составления Портфолио:
4 года (1 - 4 классы начального общего образования);
5 лет (5 - 9 классы) основного общего образования.
3.4.
Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.
3.5.
В
формировании
Портфолио
обучающегося
участвуют
обучающиеся,
родители
(законные
представители),
классный
руководитель,
педагог-психолог,
учителя-
предметники,
педагоги
дополнительного
образования,
администрация
общеобразовательной организации.
3.6.
При оформлении Портфолио должны соблюдаться следующие требования:
систематичность и регулярность ведения Портфолио;
достоверность сведений, представленных в Портфолио;
аккуратность и эстетичность оформления;
разборчивость при ведении записей;
целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
наглядность;
сохранность Портфолио.
3.7.
Процессу формирования
Портфолио
предшествует
разъяснительная
работа
с
обучающимися и родителями (законными представителями).
3.8.
Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет
право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления,
отражающие его индивидуальность. Если какой-либо материал обучающийся перестанет
считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме
результатов обязательной части.
3.9.
Учет документов, входящих в Портфолио, осуществляет классный руководитель,
который
оказывает
помощь
обучающемуся
в
процессе
формирования
Портфолио,
осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами
дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио.
3.10.
Родители (законные представители) оказывают помощь классному руководителю в
руководстве
самостоятельной
работы
обучающихся
по
формированию
и
оцениванию
3
Портфолио.
3.11.
На каникулы (в течение учебного года) Портфолио выдается домой для доработки и
знакомства родителей (законных представителей) с его содержанием.
3.12.
Портфолио хранится в щколе.
3.13.
При
переводе
обучающегося
в
другое
образовательное
учреждение
портфолио
выдается родителям /законным представителям
3.14.
Ответственность
за
организацию
формирования
Портфолио
и
систематическое
знакомство
родителей
(законных
представителей)
с
его
содержанием
возлагается
на
классного руководителя.
4.
Участники работы над Портфолио и их функциональные обязанности
4.1.
Участниками работы над Портфолио являются обучающиеся, их родители (законные
представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного
образования и администрация общеобразовательной организации.
4.2.
Обязанности обучающегося:
оформлять Портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи вести
аккуратно, самостоятельно и систематически;
обучающийся имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы,
материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
4.3.
Обязанности родителей (законные представители):
помогать
в
оформлении
Портфолио
и
осуществлять
контроль
за
наполнением
Портфолио.
4.4.
Обязанности классного руководителя:
консультировать и помогать, сотрудничать, определять направленный поиск, обучать
основам ведения Портфолио;
организовывать учебно-воспитательную работу с обучающимися, направленную на их
личностное и профессиональное самоопределение;
осуществлять
посредническую
деятельность
между
обучающимися,
учителями-
предметниками и педагогами дополнительного образования;
осуществлять контроль пополнения обучающимися Портфолио;
оформлять
итоговые
документы
на
основании
сертифицированных
материалов,
представленных в Портфолио, и нести ответственность за достоверность информации,
представленной в итоговом документе;
заполнять в конце учебного года итоговые таблицы по 5 разделам и общий итог.
4.5.
Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
организовывать
проведение
олимпиад,
конкурсов,
конференций
по
предмету
или
образовательной области;
разрабатывать и внедрять систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность
по предмету.
4.6.
Обязанности администрации общеобразовательной организации:
заместитель
директора
по
учебно-воспитательной
работе
организует
работу
и
осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации
технологии Портфолио в образовательной деятельности школы;
директор
школы
разрабатывает
и
утверждает
нормативно-правовую
базу,
обеспечивающую ведение Портфолио, а также распределяет обязанности участников в
образовательной деятельности, создает условия для мотивации педагогов к работе по
новой
системе
оценивания
и
осуществляет
общее
руководство
деятельностью
педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы
общеобразовательной организации.
5. Структура портфолио:
1. Титульный лист.
4
2. РАЗДЕЛ 1. "Мои достижения в учебной деятельности":
достижения
обучающегося
в
различных
предметных
областях,
результаты
стартовой
диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д.
3.
РАЗДЕЛ
2.
"Мои
достижения
в
интеллектуально-познавательной
и
научно-
исследовательской деятельности":
достижения
и
успехи
в
проектной
и
исследовательской
деятельности,
фиксирование
достигнутых результатов и т.д.
4. РАЗДЕЛ 3. «Мои достижения в творческой и спортивной деятельности»:
участие
в
конкурсах,
выставках,
фестивалях,
фиксирование
достигнутых
результатов
в
спорте, участие в соревнованиях, и т.д.
5. РАЗДЕЛ 4. "Мир моих увлечений»:
интересы и увлечения, занятия внеурочной деятельностью, посещение секций, кружков в
школе и вне школы, участие в социальных проектах и акциях и т.д
6. РАЗДЕЛ 5. «Я в социуме»:
участие в социальных проектах и акциях и КТД.
6. Результативность использования технологии «портфолио»
6.1. По результатам портфолио каждый год выводится итоговый балл.
6.2. В течение всех лет обучения отслеживается динамика накопленной оценки.
6.3.
По
результатам
накопленной
оценки,
которая
формируется
на
основе
материалов
портфолио, в характеристике ученика делаются выводы:
О
сформированности
у
обучающегося
универсальных
и
предметных
способов
действий,
а
так
же
опорной
системы
знаний,
обеспечивающих
ему
возможность
продолжения образования.
О
сформированности
основ
умения
учиться,
понимаемой
как
способность
к
самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-
практических задач.
Об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-
смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой.
7.
Заключительные положения
7.1.
Настоящее Положение о портфолио обучающегося в школе является нормативным
локальным
актом
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
принимается на Педагогическом Совете и утверждается (вводится в действие) приказом
директора общеобразовательной организации.
7.2.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной
форме
в
соответствии
действующим
законодательством
Российской
Федерации.
7.3.
Настоящее Положение принимается на неопределенный срок.
7.4.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
5
Приложение 1.
Критерии оценки Портфолио учащихся
РАЗДЕЛ 1. "Мои достижения в учебной деятельности"
РАЗДЕЛ 2. "Мои достижения в интеллектуально-познавательной и научно-
исследовательской деятельности"
РАЗДЕЛ 3. «Мои достижения в творческой и спортивной деятельности»
РАЗДЕЛ 4. "Мир моих увлечений
Показатель
Индикатор
Балл
Итоговые отметки
по учебным
предметам
Средний балл отметок на период оценивания (за учебный год)
Выставляется
соответствующий балл
5-4,5
4,4-4
3,9-3,5
ниже 3,5
5
4
3
1
Показатель
Индикатор (уровень)
Балл
(выставляетс
я суммарный
балл)
Участие в
предметных
олимпиадах,
интеллектуально-
познавательных
конкурсах
Школьный
Муниципальный
Региональный
Межрегиональ
ный
Всероссийский
Международн
ый
Участие –1
Победа -2
Участие -2
Победа -3
Участие -3
Победа -4
Участие -4
Победа -5
Участие -4
Победа -5
Участие -5
Победа -6
Участие в научно-
практических
конференциях,
исследова-
тельских,
краеведческих
работах и
проектах.
Участие –1
Победа -2
Участие -2
Победа -3
Участие -3
Победа -4
Участие -4
Победа -5
Участие -4
Победа -5
Участие -5
Победа -6
ИТОГО: баллов
Показатель
Индикатор
Балл
(выставляется
суммарный балл)
Школьный
Муниципаль
ный
Региональный
Межрегиональный
Всероссийс-
кий
Творческие конкурсы,
мероприятия,
творческие проекты,
интернет-проекты
Участие -1
Победа -2
Участие -2
Победа -3
Участие -3
Победа -4
Участие -4
Победа -5
Участие -5
Победа -6
Спортивные и
здоровьесберегающие
конкурсы,
мероприятия
Участие -1
Победа -2
Участие -2
Победа -3
Участие -3
Победа -4
Участие -4
Победа -5
Участие -5
Победа -6
ИТОГО: баллов
Показатель
Индикатор
Баллы
(в
ыставляется
суммарный балл)
Внеурочная занятость и её результативность
Систематическое занятие – 1
Достижения на уровне муниципалитета – 2
Достижения на уровне региона -3
Достижения на уровне межрегиональном -4
Достижения на уровне федерации -5
Занятость в системе дополнительного образования и её
результативность
(кружки в школе и вне школы)
Систематическое занятие – 1
Достижения на уровне муниципалитета – 2
Достижения на уровне региона -3
Достижения на уровне межрегиональном -4
Достижения на уровне федерации -5
ИТОГО: баллов
6
РАЗДЕЛ 5. "Я в социуме»
Итоговый балл за портфолио: баллов
Классный руководитель:_______________(_________________)
Директор: Т.А.Скрозникова
«____»___________2024 г.
Показатель
Индикатор (уровень)
Баллы
(выставляется
суммарный
балл)
Школьный
Муниципальн
ый
Региональный
Межрегиональ-
ный
Всероссийский
Международ
ный
Участие в
социальных
проектах
Участие -1
Победа -2
Участие -2
Победа -3
Участие -3
Победа -4
Участие -4
Победа -5
Участие -4
Победа -5
Участие -5
Победа -6
Участие в
социальных
акциях
Участие -1
Победа -2
Участие -2
Победа -3
Участие -3
Победа -4
Участие -4
Победа -5
Участие -4
Победа -5
Участие -5
Победа -6
Участие в
КТД
Участие -1
Участие -2
Участие -3
Участие -4
Участие -4
Участие -6
ИТОГО: баллов
7
Приложение 2
Итоги оценки Портфолио учащихся
___________класс
_______________учебный год
№
ФИО
обучающегося
РАЗДЕЛ 1.
"Мои
достижения в
учебной
деятельности"
РАЗДЕЛ 2.
"Мои
достижения в
интеллекту-
ально-
познаватель-
ной и научно-
исследователь
ской
деятельности"
РАЗДЕЛ 3.
«Мои
достижения в
творческой и
спортивной
деятельности
»
РАЗДЕЛ 4.
"Мир моих
увлечений»
РАЗДЕЛ 5.
"Я в социуме»
Всего
баллов
Классный руководитель:_______________(_________________)
Директор: Т.А.Скрозникова
«____»___________2024 г.
8
Лист ознакомления
Локальный акт МБОУ ООШ76 «Положение о портфолио обучающегося школы»
№
ФИО педагогического работника
подпись
дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18