Напоминание

Положение о портфолио учащихся школы


Автор: Попова Зинаида Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ООШ №76
Населённый пункт: г.Чебаркуль
Наименование материала: Положение
Тема: Положение о портфолио учащихся школы
Раздел: среднее образование





Назад




1

1.

Общие положения

1.1.

Настоящее Положение о портфолио обучающегося школы (далее – Положение)

разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, ФГОС

начального и основного общего образования, утвержденных Приказами Минпросвещения

Российской Федерации №286 и №287 от 31 мая 2021 года с изменениями от 8 ноября 2022

года, а также Уставом МБОУ ООШ №76 и другими нормативными правовыми актами

Российской

Федерации,

регламентирующими

деятельность

организаций,

осуществляющих образовательную деятельность.

1.2.

Данное Положение о портфолио обучающегося в школе

устанавливает порядок

формирования,

структуру

и

содержание

портфолио

индивидуальных

достижений

учащегося общеобразовательной организации, определяет

участников его формирования

и их обязанности, критерии оценивания портфолио.

1.3.

Данное Положение о портфолио учащихся разработано в целях внедрения системы

учета

внеучебных

достижений

обучающихся

в

рамках

реализации

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

начального

общего,

основного

общего

образования, реализующих соответствующие программы общего образования.

1.4.

«Портфель личных достижений» (далее – Портфолио) – это индивидуальная папка

обучающегося, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные

достижения

в

разнообразных

видах

деятельности:

учебной,

творческой,

социальной,

коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в образовательной

организации.

1.5.

Портфолио

это

комплекс

документов,

представляющих

совокупность

сертифицированных

или

несертифицированых

индивидуальных

учебных

достижений,

выполняющих

роль

индивидуальной

накопительной

оценки,

которая

является

составляющей рейтинга обучающихся.

1.6.

Портфолио

служит

для

сбора

информации

о

продвижении

обучающегося

в

образовательной

деятельности,

для

оценки

достижения

планируемых

результатов

освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего

образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального,

основного общего образования, а также для представления личности обучающегося при

переходе на следующий уровень образования.

2.

Цели и задачи Портфолио

2.1.

Целью составления Портфолио является:

собрание

и

систематизация

результатов

развития

обучающегося,

его

усилий,

достижений в различных областях;

демонстрация спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений,

способностей практически применять приобретенные знания и умения.

2.2.

Портфолио способствует решению следующих педагогических задач:

создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха;

содействовать индивидуализации образования обучающегося;

закладывать

дополнительные

предпосылки

и

возможности

для

его

успешной

социализации;

укреплять

взаимодействие

с

семьей

обучающегося,

повышать

заинтересованность

родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной

деятельности со школой;

поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

формировать

умение

учиться

-

ставить

цели,

планировать

и

организовывать

собственную образовательную деятельность;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и

самообучения;

2

развивать

навыки

рефлексивной

и

оценочной

(самооценочной)

деятельности

обучающихся.

2.3.

Портфолио реализует следующие функции образовательной деятельности:

диагностическая

позволяет

проследить

личностный

рост

обучающегося,

формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной

жизни обучающегося и учитывать это в общении;

контролирующая

и

оценивающая

оценка

своих

достижений

в

образовательной

деятельности

помогает

ребенку

осознать

и

зафиксировать

свои

успехи,

проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда;

воспитательная – осознание в себе обучающегося, человека, ценностных ориентаций;

функция

творческого

развития

(рейтинговая)

позволяет

проявить

творческие

способности обучающегося и показывает диапазон навыков и умений.

3.

Порядок формирования Портфолио

3.1.

Портфолио обучающегося по программе начального общего образования является

одной из составляющих «портрета» выпускника начальной школы и играет важную роль

при переходе в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

3.2.

Портфолио обучающегося

основной

школы

является

одной

из

составляющих

«портрета»

выпускника

основной

школы

и

играет

важную

роль

при

завершении

основного общего образования для определения вектора его дальнейшего развития и

обучения.

3.3.

Период составления Портфолио:

4 года (1 - 4 классы начального общего образования);

5 лет (5 - 9 классы) основного общего образования.

3.4.

Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.

3.5.

В

формировании

Портфолио

обучающегося

участвуют

обучающиеся,

родители

(законные

представители),

классный

руководитель,

педагог-психолог,

учителя-

предметники,

педагоги

дополнительного

образования,

администрация

общеобразовательной организации.

3.6.

При оформлении Портфолио должны соблюдаться следующие требования:

систематичность и регулярность ведения Портфолио;

достоверность сведений, представленных в Портфолио;

аккуратность и эстетичность оформления;

разборчивость при ведении записей;

целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

наглядность;

сохранность Портфолио.

3.7.

Процессу формирования

Портфолио

предшествует

разъяснительная

работа

с

обучающимися и родителями (законными представителями).

3.8.

Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет

право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления,

отражающие его индивидуальность. Если какой-либо материал обучающийся перестанет

считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме

результатов обязательной части.

3.9.

Учет документов, входящих в Портфолио, осуществляет классный руководитель,

который

оказывает

помощь

обучающемуся

в

процессе

формирования

Портфолио,

осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами

дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио.

3.10.

Родители (законные представители) оказывают помощь классному руководителю в

руководстве

самостоятельной

работы

обучающихся

по

формированию

и

оцениванию

3

Портфолио.

3.11.

На каникулы (в течение учебного года) Портфолио выдается домой для доработки и

знакомства родителей (законных представителей) с его содержанием.

3.12.

Портфолио хранится в щколе.

3.13.

При

переводе

обучающегося

в

другое

образовательное

учреждение

портфолио

выдается родителям /законным представителям

3.14.

Ответственность

за

организацию

формирования

Портфолио

и

систематическое

знакомство

родителей

(законных

представителей)

с

его

содержанием

возлагается

на

классного руководителя.

4.

Участники работы над Портфолио и их функциональные обязанности

4.1.

Участниками работы над Портфолио являются обучающиеся, их родители (законные

представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного

образования и администрация общеобразовательной организации.

4.2.

Обязанности обучающегося:

оформлять Портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи вести

аккуратно, самостоятельно и систематически;

обучающийся имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы,

материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

4.3.

Обязанности родителей (законные представители):

помогать

в

оформлении

Портфолио

и

осуществлять

контроль

за

наполнением

Портфолио.

4.4.

Обязанности классного руководителя:

консультировать и помогать, сотрудничать, определять направленный поиск, обучать

основам ведения Портфолио;

организовывать учебно-воспитательную работу с обучающимися, направленную на их

личностное и профессиональное самоопределение;

осуществлять

посредническую

деятельность

между

обучающимися,

учителями-

предметниками и педагогами дополнительного образования;

осуществлять контроль пополнения обучающимися Портфолио;

оформлять

итоговые

документы

на

основании

сертифицированных

материалов,

представленных в Портфолио, и нести ответственность за достоверность информации,

представленной в итоговом документе;

заполнять в конце учебного года итоговые таблицы по 5 разделам и общий итог.

4.5.

Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:

организовывать

проведение

олимпиад,

конкурсов,

конференций

по

предмету

или

образовательной области;

разрабатывать и внедрять систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность

по предмету.

4.6.

Обязанности администрации общеобразовательной организации:

заместитель

директора

по

учебно-воспитательной

работе

организует

работу

и

осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации

технологии Портфолио в образовательной деятельности школы;

директор

школы

разрабатывает

и

утверждает

нормативно-правовую

базу,

обеспечивающую ведение Портфолио, а также распределяет обязанности участников в

образовательной деятельности, создает условия для мотивации педагогов к работе по

новой

системе

оценивания

и

осуществляет

общее

руководство

деятельностью

педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы

общеобразовательной организации.

5. Структура портфолио:

1. Титульный лист.

4

2. РАЗДЕЛ 1. "Мои достижения в учебной деятельности":

достижения

обучающегося

в

различных

предметных

областях,

результаты

стартовой

диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д.

3.

РАЗДЕЛ

2.

"Мои

достижения

в

интеллектуально-познавательной

и

научно-

исследовательской деятельности":

достижения

и

успехи

в

проектной

и

исследовательской

деятельности,

фиксирование

достигнутых результатов и т.д.

4. РАЗДЕЛ 3. «Мои достижения в творческой и спортивной деятельности»:

участие

в

конкурсах,

выставках,

фестивалях,

фиксирование

достигнутых

результатов

в

спорте, участие в соревнованиях, и т.д.

5. РАЗДЕЛ 4. "Мир моих увлечений»:

интересы и увлечения, занятия внеурочной деятельностью, посещение секций, кружков в

школе и вне школы, участие в социальных проектах и акциях и т.д

6. РАЗДЕЛ 5. «Я в социуме»:

участие в социальных проектах и акциях и КТД.

6. Результативность использования технологии «портфолио»

6.1. По результатам портфолио каждый год выводится итоговый балл.

6.2. В течение всех лет обучения отслеживается динамика накопленной оценки.

6.3.

По

результатам

накопленной

оценки,

которая

формируется

на

основе

материалов

портфолио, в характеристике ученика делаются выводы:

О

сформированности

у

обучающегося

универсальных

и

предметных

способов

действий,

а

так

же

опорной

системы

знаний,

обеспечивающих

ему

возможность

продолжения образования.

О

сформированности

основ

умения

учиться,

понимаемой

как

способность

к

самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-

практических задач.

Об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-

смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой.

7.

Заключительные положения

7.1.

Настоящее Положение о портфолио обучающегося в школе является нормативным

локальным

актом

организации,

осуществляющей

образовательную

деятельность,

принимается на Педагогическом Совете и утверждается (вводится в действие) приказом

директора общеобразовательной организации.

7.2.

Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в

письменной

форме

в

соответствии

действующим

законодательством

Российской

Федерации.

7.3.

Настоящее Положение принимается на неопределенный срок.

7.4.

После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и

разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

5

Приложение 1.

Критерии оценки Портфолио учащихся

РАЗДЕЛ 1. "Мои достижения в учебной деятельности"

РАЗДЕЛ 2. "Мои достижения в интеллектуально-познавательной и научно-

исследовательской деятельности"

РАЗДЕЛ 3. «Мои достижения в творческой и спортивной деятельности»

РАЗДЕЛ 4. "Мир моих увлечений

Показатель

Индикатор

Балл

Итоговые отметки

по учебным

предметам

Средний балл отметок на период оценивания (за учебный год)

Выставляется

соответствующий балл

5-4,5

4,4-4

3,9-3,5

ниже 3,5

5

4

3

1

Показатель

Индикатор (уровень)

Балл

(выставляетс

я суммарный

балл)

Участие в

предметных

олимпиадах,

интеллектуально-

познавательных

конкурсах

Школьный

Муниципальный

Региональный

Межрегиональ

ный

Всероссийский

Международн

ый

Участие –1

Победа -2

Участие -2

Победа -3

Участие -3

Победа -4

Участие -4

Победа -5

Участие -4

Победа -5

Участие -5

Победа -6

Участие в научно-

практических

конференциях,

исследова-

тельских,

краеведческих

работах и

проектах.

Участие –1

Победа -2

Участие -2

Победа -3

Участие -3

Победа -4

Участие -4

Победа -5

Участие -4

Победа -5

Участие -5

Победа -6

ИТОГО: баллов

Показатель

Индикатор

Балл

(выставляется

суммарный балл)

Школьный

Муниципаль

ный

Региональный

Межрегиональный

Всероссийс-

кий

Творческие конкурсы,

мероприятия,

творческие проекты,

интернет-проекты

Участие -1

Победа -2

Участие -2

Победа -3

Участие -3

Победа -4

Участие -4

Победа -5

Участие -5

Победа -6

Спортивные и

здоровьесберегающие

конкурсы,

мероприятия

Участие -1

Победа -2

Участие -2

Победа -3

Участие -3

Победа -4

Участие -4

Победа -5

Участие -5

Победа -6

ИТОГО: баллов

Показатель

Индикатор

Баллы

ыставляется

суммарный балл)

Внеурочная занятость и её результативность

Систематическое занятие – 1

Достижения на уровне муниципалитета – 2

Достижения на уровне региона -3

Достижения на уровне межрегиональном -4

Достижения на уровне федерации -5

Занятость в системе дополнительного образования и её

результативность

(кружки в школе и вне школы)

Систематическое занятие – 1

Достижения на уровне муниципалитета – 2

Достижения на уровне региона -3

Достижения на уровне межрегиональном -4

Достижения на уровне федерации -5

ИТОГО: баллов

6

РАЗДЕЛ 5. "Я в социуме»

Итоговый балл за портфолио: баллов

Классный руководитель:_______________(_________________)

Директор: Т.А.Скрозникова

«____»___________2024 г.

Показатель

Индикатор (уровень)

Баллы

(выставляется

суммарный

балл)

Школьный

Муниципальн

ый

Региональный

Межрегиональ-

ный

Всероссийский

Международ

ный

Участие в

социальных

проектах

Участие -1

Победа -2

Участие -2

Победа -3

Участие -3

Победа -4

Участие -4

Победа -5

Участие -4

Победа -5

Участие -5

Победа -6

Участие в

социальных

акциях

Участие -1

Победа -2

Участие -2

Победа -3

Участие -3

Победа -4

Участие -4

Победа -5

Участие -4

Победа -5

Участие -5

Победа -6

Участие в

КТД

Участие -1

Участие -2

Участие -3

Участие -4

Участие -4

Участие -6

ИТОГО: баллов

7

Приложение 2

Итоги оценки Портфолио учащихся

___________класс

_______________учебный год

ФИО

обучающегося

РАЗДЕЛ 1.

"Мои

достижения в

учебной

деятельности"

РАЗДЕЛ 2.

"Мои

достижения в

интеллекту-

ально-

познаватель-

ной и научно-

исследователь

ской

деятельности"

РАЗДЕЛ 3.

«Мои

достижения в

творческой и

спортивной

деятельности

»

РАЗДЕЛ 4.

"Мир моих

увлечений»

РАЗДЕЛ 5.

"Я в социуме»

Всего

баллов

Классный руководитель:_______________(_________________)

Директор: Т.А.Скрозникова

«____»___________2024 г.

8

Лист ознакомления

Локальный акт МБОУ ООШ76 «Положение о портфолио обучающегося школы»

ФИО педагогического работника

подпись

дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18



В раздел образования