Напоминание

Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС


Автор: Александр Александрович Сергеев
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей "Бригантина"
Населённый пункт: Заринск
Наименование материала: учебно-методическая статья
Тема: Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной

деятельности на уроках технологии

в рамках реализации ФГОС

(обобщение опыта)

Сергеев Александр Александрович

учитель технологии

МБОУ «Лицей «Бригантина» г. Заринска

Школьное

образование

призвано

обеспечивать

условия

успешной

социализации

подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей,

возможностей и интересов. Большие возможности для развития творческих способностей

школьников создаёт проектная учебная деятельность.

С одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от

человека нестандартных, творческих, жизненно важных решений, а с другой -

наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей

учащихся в процессе проектной деятельности, с целью подготовки их к самостоятельной

жизни.

Хочется отметить, что эффективность развития творческих способностей учащихся на

занятиях технологии повышается, если основу обучения составляет учебная проектная

деятельность в качестве системообразующего компонента.

Основой учебного процесса является – развитие творческих способностей учащихся в

процессе проектной деятельности на уроках технологии. Использование метода проектов

на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Школьники, осуществляя

процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов.

Проектная деятельность имеет свои особенности. Она включает ряд компонентов:

1. Определение потребности и краткая формулировка задач.

При выполнении проектов необходимо особенно серьёзно относиться к выбору их тем.

Задания выдаются заранее, ещё в начале учебного года, а завершаются проекты в третьей

четверти. За это время учащийся должен определиться с выбором изделия (возможно с

помощью родителей, чтобы изделие было полезно для дома или для самого ребёнка).

Нужно с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и

изготовлено и почему оно необходимо именно этому человеку.

На самом первом уроке в начале учебного года происходит знакомство учеников со всеми

основными темами курса в логической цепочке. Ставится задача показать, насколько

полезны и практически значимы, они являются для каждого из них.

При выборе тем творческих проектов учитываются следующие факторы:

- востребованность изделия;

- сложность и трудоёмкость изделия;

- личные интересы и возможность учащегося;

- возможность материальной базы.

2. Набор первоначальных идей.

Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, используются специальные

педагогические приёмы, направленные на выработку идей:

- прием “Банк идей”. Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот

процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей;

- приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного

воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные

формы для создания промышленного изделия;

-

приём

“Источник

вдохновения”.

Учащимся

предлагается

в

свободное

время

использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребёнок, зная об

источниках

информации,

начинает

активно

пользоваться

ими,

что

стимулирует

любознательность.

3.Изготовление изделия.

Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести

изменения в проект.. В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения,

которые их учат определенным знаниям, умениям и навыкам:

- коммуникативным;

- навык по преобразованию материалов;

- навык работы с информацией.

Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и учебных

пособиях, рабочих тетрадях.

4. Испытание и защита проекта.

Изделие спроектировано или подготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности

определенного человека или группы людей, поэтому оно должно быть испытано в

реальной ситуации на уроке или дома.

Оценка защиты выполненного проекта осуществляется по следующим критериям:

- соответствие содержания доклада проделанной проектной работе;

- умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения;

- качество проектного изделия;

- практическое использование проектного изделия;

- качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность);

- использование знаний из других наук и учебных предметов;

- ответы на вопросы;

- полнота знаний по технологии;

- оригинальность решения проекта;

- культура речи.

Заключение

Достоинство метода проектов в том, что учащиеся видят перед собой конечный результат

– изделие, которым можно пользоваться в быту, которое они сделали своими руками,

вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. При выполнении проектов

учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания -

это помогает им в профессиональном самоопределении.

Проектная деятельность – это самый творческий вид конструктивной деятельности

школьников, приближающий их к условиям работы дизайнера. При таком способе

организации работы образец как объект копирования отсутствует, нет и модели, которая

должна, получится. Вместо этого ребенку предлагается набор условий, которые должны

удовлетворить изготавливаемый предмет в эксплуатации.

Метод проектов помогает ученикам приобретать разнообразные знания и навыки,

уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов

позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично

сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к

технологическому образованию.



В раздел образования