Автор: Жукова Инна Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ д/с №6 "Сказка" г. Ипатово
Населённый пункт: Ипатово
Наименование материала: Статья
Тема: «Особенности нравственного поведения у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Особенности нравственного поведения у
детей дошкольного возраста».
Старший воспитатель МБ ДОУ д/с № 6 «Сказка» г.Ипатово
Жукова Инна Анатольевна
Дошкольный возраст – это начальный период интенсивного освоения основ
этики, норм поведения и становления моральных норм, формирования морали.
Переживания, которые
Значимое переживание определяет существенные сдвиги в духовном мире
ребёнка, закрепляет их и приводит к формированию новых черт личности.
Целостность личности наиболее четко выступает именно в ее нравственном
развитии.
Впервые понятие «поведение» стало изучаться с точки зрения этологии и
бихевиоризма. Поведение – это активность человека, которое обусловлено
влиянием внешних факторов. Психолог П.
Жане, описывая взаимодействие
между поведением и сознанием, пришел к выводу о том, что поведение является
результатом слияния внутренней и внешней активности [42].
Отечественный психолог Б. Ф. Ломов считает, что поведение относит к
базовым понятиям психологической науки. По мнению ученого, необходимы
научные
исследования,
направленные
на
выявление
поведения
как
психологического понятия [24].
Данное понятие в психологии углубленно изучалось и было выявлено, что
поведение – это и ответная реакция организма на внешние раздражители, а также
является
сложным
взаимодействием
человека
с
окружающей
действительностью.
Нравственное
поведение
представляет
собой
активную
форму
нравственности, а также
совокупность поступков, которые направлены на
нравственные и гуманистические ценности и ориентированы на гармонизацию
отношений между личностями. Вопросами нравственного поведения занимались
такие ученые, как Якобсон С.Г., Б.Ф. Ломов, Мельникова Н.В., Шевцова Е.В.,
и др.)
По мнению С.Г. Якобсона, нравственное поведение является основным
элементом нравственной сферы личности, поэтому необходимо проводить
воспитательные мероприятия уже в среднем дошкольном возрасте, направленные
на освоение ими осознанного, самостоятельного нравственного поведения [48].
З.С. Мамутова считает, что нравственное поведение представляет собой
совокупность
поступков,
которое
направлено
на
нравственный
выбор,
основанный на гармонизацию общечеловеческих ценностей и приводящее к
положительным переменам в жизни других людей [25].
Нравственное поведение является результатом нравственной активности
самого человека, ее социально-нравственной практики, общения с окружающими
людьми и целенаправленного воспитания.
В
работах
современных
исследователей
взгляды
на
определение
сущностных характеристик нравственного поведения человека различны, их
можно условно разделить на две группы.
Одна группа авторов (А.М.Миклин, Г.Г. Акмамбетов) считают, что
нравственное поведение человека является результатом овладения принципами и
нормами поведения
того общества, в которым находится данный человек.
Нравственное поведение, они определяют, как поведение, которое человек
осваивает в процессе собственного развития на основе существующих норм
морали поведения, а затем их преобразует в собственные нравственные качества
личности. Они считают, что нравственное поведение человека связано с его
дальнейшим развитием.
Вторая группа исследователей (В.А.Подольский, Е.С.Лихачева), исходя из
сущностных характеристик нравственного поведения личности, считают, что
развитие личности означает не только прогрессивные изменения, но и результат
нравственной составляющей человека, то есть новый уровень развития личности
связан с новым уровнем морального сознания и поведения личности [10].
По мнению ученых, наиболее сензитивным периодом для становления
нравственного поведения детей является дошкольный возраст, так как в
дошкольных образовательных организациях создаются специальные условия,
которые способствуют их развитию. Следует отметить, что в этом возрасте
происходит
перестройка
системы
отношений
ребенка
взрослыми
и
с
ровесниками, виды деятельности постепенно усложняются, а также постепенно
совместная деятельность с ровесниками становится постоянной.
Ребенок, наблюдая за миром взрослых людей, начинает различать их
отношения, взаимоотношения между людьми.
Миром взрослых людей, их
взаимоотношения начинает ребенок понимать посредством законов, которые
являются основой для взаимодействия людей, то есть нормы поведения. Ребенок
дошкольного возраста начинает понимать мир взрослым, подчиняя свои действия
правилам общественного поведения и нормам человеческого общежития.
По мнению О.В. Евдошиной,
ребёнок, совершая предметные действия,
открывает для себя новые способы использования предметов. Такое открытие он
совершает со взрослым человеком, который является для него носителем, а также
образцом общественного способа выполнения действий. Взрослый человек – это
человек, с которым ребенку надо себя сравнивать [12].
Так как игровая деятельность, является ведущим видом деятельности, он
использует модели поведения, способы действия и отношения между людьми в
игре. В игровой деятельности
взаимоотношения взрослых и смысл их
деятельности становятся для него образцом, он моделирует их в игре. В
соответствии с общественными нормами поведения ребенок действует, выполняя
социальные роли, которые приняты в данном обществе.
Дети дошкольного возраста осознают нравственные ценности в возрасте
четырех – пяти лет. В этом возрасте он может обобщать собственный опыт,
который был накоплен им в младшем возрасте. У него имеются представления о
способах и характере проявления позитивного отношения к природе, детям,
взрослым.
Дети старшего возраста способны не только на обобщение своего опыта
отношений, но и на их анализ, а также на объяснение причин замеченных в них
недостатков.
В сфере нравственного развития детей дошкольного возраста различаются
три составляющие.
В сфере моральных знаний, представлений, суждений, то есть когнитивной
сфере, дети познают разные стороны общественного морального сознания, а
также
понимают
моральные
требования,
критерии
моральной
оценки.
Дошкольник учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее
нарушение связано с личной выгодой и малыш знает, что его не накажут, он в
этом уверен. Таким образом, ребенок способен осуществить свой правильный
моральный выбор не на словах, а в действии, овладев моральным поведением.
Нравственное поведение представляет собой ряд совершаемых действий
человека, которые имеют нравственную основу и происходят в определенный
временной отрезок в изменяющихся или постоянных условиях.
По мнению А.А. Бодалева, одной из главных задач формирования
нравственности может быть задача, связанная с
объективными факторами,
обеспечивающие ее развитие. Он подчеркивает, что основу личности составляет
ее аксиологическая сущность, которая выражается посредством гуманистического
ядра коммуникации, имеющее определенную структуру [3].
Структура имеет три компонента: когнитивный, эмоционально-
оценочный и действенный. Компоненты структуры представлены на рисунке
1.
Рис.1. Компоненты структуры нравственности
Когнитивный (знаниевый) компонент включает информацию (знания) о
нравственных эталонах, нормах, правилах,
понятиях, а также содержит
представления о качествах личности.
Эмоционально-мотивационный
компонент
направлен
нравственные
предпочтения,
социальные, нравственные эмоции, нравственную оценку и
самооценку, моральные мотивы.
когн
итив
ный
информация (знания) о нравственных эталонах, нормах,
правилах, понятиях, а также содержит представления о
качествах личности
Эмо
цион
альн
о-
моти
ваци
онны
й
нравственные предпочтения, социальные, нравственные
эмоции, нравственную оценку и самооценку, моральные
мотивы
Пове
денч
ески
й
нравственные поступки привычки, моральные действия,
то есть реальное выполнение нравственных норм и
требований
Поведенческий компонент направлен на нравственные поступки привычки,
моральные действия, то есть реальное выполнение нравственных норм и
требований.
Взаимодействие всех (когнитивный, эмоционально-мотивационный
и
поведенческий) личностных компонентов обеспечивает единство нравственного
поведения
и
сознания.
Нравственные
свойства
личности
относятся
к
когнитивным, эмоционально-мотивационным и поведенческим компонентами
составляют нравственные качества.
Ученые выделяют десять базисных этических понятий, которые являются
основой для развития нравственности у дошкольников: добро-зло, щедрость-
жадность,
хорошо-плохо,
милосердие-жестокость,
вежливость-грубость,
отзывчивость-черствость, можно-нельзя, сострадание-равнодушие,
правда-ложь, терпимость-нетерпимость. Усвоение их идет постепенно, от
простого к сложному.
А.А. Гусейнов, проанализировав историю этических учений, сделал вывод о
том, что,
несмотря на различные источники этических теорий, в них
представлены общие категории нравственности. Понятия, которые обозначают
нравственные добродетели, являются основой для нравственного поведения [15].
Воспитание нравственности зависит от изменений нравственного понимания,
сознания, а также поведения.
Мы согласны с С.Л.
Рубинштейном в том, что знакомить детей с
нравственными понятиями, нормами невозможно без собственной деятельности
их самих, ибо это отрицательно повлияет на здоровье, на интеллект ребенка.
Нравственные ценности являются частью общечеловеческих ценностей, которые
направлены на гармонию внутреннего и общественного порядка человека [36].
Учеными представлены концепции нравственного развития личности. Среди
них есть концепции, которые касаются дошкольного возраста.
Для нашего
исследования
концепция
моральной
ответственности
Ж.
Пиаже
является
привлекательной так, как затрагивает дошкольный возраст. Ученый выделяет две
стадии в развитии моральной ответственности: объективной,
субъективной.
Известный
психолог
выделяет
данные
критерии,
опираясь
на
возраст
воспитанников. Для младшей возрастной группы, то есть детям до 7 лет, ученый
считает, что характерна объективная ответственность, а для детей старше 7 до 10
лет – субъективная ответственность. Ж. Пиаже был проведен опыт, в котором
дети с семи лет смогли оценить результаты соблюдения общественных норм,
опираясь на действия героев произведений, прочитанных им книг. Объективная
ответственность характерна дошкольникам поскольку согласно их возрасту они
оценивают результаты любой деятельности, только анализируя поступки героев.
Субъективная
ответственность
характерна
дошкольникам
и
младшим
школьникам на основе мотивов и намерений, которые независимы от внешних
факторов [34].
На базе нравственного опыта происходит формирование системы моральных
представлений,
ценностей,
суждений.
В
комплексе
это
обеспечивает
нравственную
направленность
личности.
Учитывая
возраст
детей,
можно
определить, что дети смогли осознать связь действий и вещей на основе
смыслового значения. В этом возрасте дети оценивание взрослых помогает
развитию чувства ответственности, долга. Отмечаем, что в данных ситуациях
дети дошкольного возраста пользуются только конкретными представлениями о
каком-то весёлом, добром или лживом человеке.
Таким
образом,
ответственность
является
основой
классификации
морального развития по Ж. Пиаже, характеризующая оценочную суть, которая
отражает реальное поведение испытуемых. Как отмечают ученые, при этом
динамика, того показателя, как ответственность не стала предметом исследования
автора.
Концепция морального развития Л. Колберга нам заинтересовала своей
возрастной характеристикой, а также выбором ситуаций, в которой оказался
человек. В основе проводимых исследований Л. Колберг предлагает выбор
жизненных ситуаций.
Ученый выделяет уровни развития моральных качеств, в которых определяет
несколько стадий.
Первый уровень стадия носит название
преконвенциональный или
доморальный. На данном уровне различают две стадии. Первая стадия
характеризуется тем, что ребенок на данной стадии только слушается, дабы его не
наказали. На второй стадии у ребенка эгоистические мотивы, которые основаны
на выгоде.
Второй уровень носит название конвенциональный или прагматический.
Здесь также различаются две стадии. Третья стадия характеризуется тем, что
ребёнок ждет одобрения со стороны взрослых. Если же осуждают его, то он
испытывает и стыд. Четвертая стадия направлена на установку на поддержания
порядка, который должен быть определен или правил, которые зафиксированы
взрослыми.
Третья
стадия носит название постконвенциональный уровень или
автономной морали. На данной стадии различают два вида поведения. Пятая
стадия характеризуется тем, что поведение должно быть основано на полезности,
на
обоснование
нравственных
установок
и
правил.
Шестая
стадия
характеризуется тем, что поведение должно быть основано на интересах
большей части группы [42].
Данная концепция интересна и привлекательна для нашего исследования, так
как характеризует нравственное развитие, которое изучает поведение ребенка в
жизненных ситуациях.
Многие ученые (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л.
Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)
считают, что исследования по
формированию нравственного поведения необходимо проводить на основе
деятельностного подхода.
Л.С. Выготский выделяет две линии в поведении ребенка. Одна линия
направлена на естественное созревание, вторая на совершенствование культуры,
овладение способами поведения и мышления, которые связаны с культурой.
Теория
ученого
интериоризации
происходит
процесс
перехода
внешней
деятельности во внутреннюю. Поведение человека определяется накопленным
опытом, наследственностью, событиями, которые имели для него значение [9].
Таким
образом,
нравственное
поведение
является
основой
для
нравственного
развития
детей
дошкольного
возраста.
В
этом
возрасте
формируются первичные социальные нормы, которым даются моральные оценки,
приводящие к нравственным действиям и поступкам.
Условиями нравственного развития являются знание этических норм,
привычки, поступки, эмоциональное позитивное отношение к нормам морали и
нравственности, «внутренняя позиция» ребенка. Все перечисленные условия
способствуют принятию этических эталонов нравственного поведения ребенка.
Нравственное поведение представляет собой совокупность знаний норм морали
и нравственности, осознание нравственности, положительные эмоциональные
чувства, положительная реакция к нормам морали, выполнение нравственных
действий и поступков.