Напоминание

"ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЦЕНТРЕ СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ"


Авторы: Трофимова Валентина Александровна, Грабилова Лариса Ивановна
Должность: социальные педагоги
Учебное заведение: СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №15"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЦЕНТРЕ СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




УДК 376.64

Грабилова Лариса Ивановна

Социальный педагог

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

учреждение центр для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«СПб ГБУ «Центр содействия семейному

воспитанию №15», Санкт-Петербург,

Трофимова Валентина Александровна

Социальный педагог

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

учреждение центр для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«СПб ГБУ «Центр содействия семейному

воспитанию №15», Санкт-Петербург

Grabilova L.I., Trofimova V.A.

ST. PETERSBURG STATE BUDGETARY INSTITUTION

«CENTER FOR ASSISTANCE TO FAMILY EDUCATION N15»,

St. Petersburg, Russia

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЦЕНТРЕ СОДЕЙСТВИЯ

СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ

В

данной

статье

описан

некоторые

аспекты

деятельности

социального

педагога,

работающего в сиротском учреждении. В статья сделан уклон на профессиональные

компетенции социального педагога, на соответствие профессиональной деятельности

нормативно-правовым нормам. В статье рассмотрены основные нормативно-правовые

документы,

которыми

руководствуется

социальный

педагог

Центра

содействия

семейному воспитанию в своей работе.

Ключевые

слова:

виды

деятельности

социального

педагога,

функциональные

обязанности

социального

педагога,

защита

прав

несовершеннолетних,

нормативно-

правовые документы, направления работы социального педагога.

«THE

ACTIVITY

OF

A

SOCIAL

PEDAGOGUE

IN

THE

CENTER

FOR

THE

PROMOTION OF FAMILY EDUCATION

This article describes some aspects of the activities of a social pedagogue working in an

orphanage. The article focuses on the professional competencies of a social pedagogue, on the

compliance of professional activity with regulatory and legal norms. The article discusses the

main regulatory documents that guide the social pedagogue of the Center for the Promotion of

Family Education in his work.

Keywords: types of activities of a social pedagogue, functional responsibilities of a social

pedagogue, protection of the rights of minors, normative legal documents, areas of work of a

social pedagogue.

В различных образовательных учреждениях и учреждениях социальной защиты

населения есть должность – социальный педагог. Направления и виды деятельности

социального педагога зависят напрямую от учреждения, в котором он работает. Это

связано с разной спецификой каждого учреждения. В данной статье будут подробно

рассмотрены направления деятельности социального педагога, работающего в центре

содействия семейному воспитанию (далее – Центр). В данном учреждении специалист

работает с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

В

своей

профессиональной

деятельности

социальный

педагог

сиротского

учреждения

руководствуется

международными,

федеральными

и

региональными

нормативными правовыми актами в сфере образования и социальной защиты населения.

В частности, специалист знает и применяет в своей работе принципы «Конвенции о

правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для

СССР 15.09.1990), регламентирующие уважение и обеспечение всех прав за каждым

ребенком, без дискриминации независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии,

политических

или

иных

убеждений,

национального,

этнического

или

социального

происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка,

его родителей, или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Одним из важнейших принципов работы социального педагога с воспитанниками

Центра

является:

во

всех

действиях

в

отношении

детей

независимо

от

того,

предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися

вопросами

социального

обеспечения,

судами,

административными

или

законодательными

органами,

первоочередное

внимание

уделяется

наилучшему

обеспечению интересов ребенка.

В вопросах, связанных с предоставлением воспитанникам дополнительных гарантий

прав на имущество и жилое помещение, с предоставлением жилого помещения по

договору социального найма, с предоставлением специализированных жилых помещений

и пользованием ими, с платой за жилое помещение и коммунальные услуги, с подготовкой

и подачей документов, сопровождением воспитанников с целью включения в список в

целях

предоставления

жилых

помещений

для

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

специализированного

жилищного

фонда

Санкт-Петербурга,

с

предоставлением таких жилых помещений, социальный педагог руководствуется:

Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ,

Постановлением

Правительства

Санкт-Петербурга

от

20.08.2013

№596

«О

предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга»,

Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ,

Законом Санкт-Петербурга от 28.12.2012 N 727-123 "О внесении изменений в

Закон Санкт-Петербурга "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга",

Закон

Санкт-Петербурга

жилищной

политике

Санкт-Петербурга"

и

Закон

Санкт-

Петербурга

дополнительных

мерах

социальной

поддержки

детей-сирот

и

детей,

оставшихся без попечения родителей",

Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-

Петербурга",

Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня

тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание

граждан в одной квартире" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27154).

Данный

вид

деятельности

включает

в

себя

групповые

и

индивидуальные

консультации

с

воспитанниками,

подготовку

и

подачу

документов,

сопровождение

воспитанников в жилищные отделы районных Администраций города Санкт-Петербурга,

в отделы вселения и регистрационного учета граждан, в Государственные Казенные

учреждения «Жилищные агентства» города Санкт-Петербурга, отделения по выдаче

паспортов,

управляющие

компании

города

Санкт-Петербурга,

запрос

справок

о

регистрации и характеристике жилого помещения, обследование жилых помещений, где

зарегистрированы воспитанники, составление описи имущества совместно с органами

опеки

и

попечительства,

постановка

на

контроль

жилого

помещения,

оформление

денежных компенсаций оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, оформление

мер социальной поддержки по финансированию расходов, связанных с осуществлением

ремонта

жилого

помещения

воспитанникам,

являющимся

единственными

собственниками,

и

взаимодействие

с

другими

учреждениями

и

организациями

по

вопросам, связанным с защитой жилищных и имущественных прав воспитанников.

В вопросах, связанных с приватизацией жилого помещения, где зарегистрирован

воспитанник, социальный педагог применяет Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ

"О приватизации государственного и муниципального имущества". В соответствии с

вышеуказанным законодательным актом, он отслеживает изменения в составе семьи

воспитанников, запрашивает справки о регистрации и характеристике жилого помещения,

участвует в обследовании жилых помещений несовершеннолетних, подает документы для

оформления договора социального найма жилого помещения, сотрудничает с Городским

управлением инвентаризации и оценки недвижимости, подготавливает и предоставляет

документы в Горжилобмен для оформления Договора передачи в собственность жилого

помещения, подает документы в Управление Федеральной Службы Государственной

Регистрации, Кадастра и Картографии по Санкт-Петербургу с целью регистрации прав на

недвижимое

имущество,

а

также

взаимодействует

с

другими

учреждениями

и

организациями по вопросам приватизации.

В

деятельности,

связанной

с

защитой

прав

воспитанников

на

образование,

социальный педагог руководствуется такими нормативно-правовыми актами, как:

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, в соответствии с

которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на

содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого

достоинства, защиту их прав и законных интересов.

Федеральный

закон

от

29.12.2012

N

273-ФЗ

"Об

образовании

в

Российской

Федерации" в соответствии с которым специалист готовит документы для поступления или

перевода ребенка в образовательное учреждение, сотрудничает со школами по вопросам

предоставления справок об обучении, и другим вопросам.

Постановление

Правительства

РФ

от

24.05.2014

№ 481

«О

деятельности

организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве

в них детей, оставшихся без попечения родителей»;

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, Закон Санкт-

Петербурга

от

22.11.2011

N

728-132

"Социальный

кодекс

Санкт-Петербурга",

в

соответствии с которыми социальный педагог готовит документы и оформляет меры

социальной

поддержки

и

дополнительные

меры

социальной

поддержки

в

сфере

образования, в частности: поступление в учреждения профессионального образования,

получение

второго

среднего

профессионального

образования,

получение

денежной

компенсации на возмещение полной стоимости питания, комплекта одежды, обуви, мягкого

инвентаря и оборудования лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей,

ежегодное

пособие

на

приобретение

учебной

литературы

и

письменных

принадлежностей,

единовременное

денежное

пособие,

единовременная

денежная

компенсация

расходов

на

покупку

комплекта

одежды,

обуви,

мягкого

инвентаря,

единовременное денежное пособие выпускникам образовательных учреждений, к месту

учебы и обратно, к месту жительства и обратно, ежемесячное пособие на личные расходы.

В

соответствии

с

вышеуказанными

нормативно-правовыми

документами

и

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1058 «О стоимости и

квотах предоставления путевок в организации отдыха и молодежи и их оздоровления в

Санкт-Петербурге», социальный педагог подготавливает и представляет документы в

органы

исполнительной

власти

для

назначения

воспитанникам

мер

социальной

поддержки и дополнительных мер социальной поддержки в сфере в сфере отдыха и

медицинского обеспечения по предоставлению проезда к месту отдыха и обратно, к месту

лечения и обратно.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Кодексом РФ «Об

административных

правонарушениях»

от

30.12.2001

195-ФЗ,

Постановлением

Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без

попечения родителей», Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об

отдельных

вопросах

осуществления

опеки

и

попечительства

в

отношении

несовершеннолетних граждан», Федеральным законом "Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ, Законом Санкт-Петербурга от

22.11.2011

N

728-132

"Социальный

кодекс

Санкт-Петербурга",

Методическими

рекомендациями

по

порядку

исполнения

требований

исполнительных

документов

о

взыскании алиментов Федеральной службы судебных приставов Министерства Юстиции

Российской Федерации от 19.06.2012 № 01-16, социальный педагог занимается защитой

имущественных

прав:

открытие

сберкнижек

на

вновь

прибывших

воспитанников,

контроль поступления денежных средств на лицевые счета воспитанников, оформление

пенсий, пособий, льгот, выплат, наследства, взаимодействие со службами судебных

приставов по взысканию алиментов с родителей, контроль поступления алиментов.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Постановлением

Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без

попечения

родителей»,

Постановлением

Правительства

РФ

от

19.05.2009

N

432

временной

передаче

детей,

находящихся

в

организациях

для

детей-сирот

и

детей,

оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на

территории Российской Федерации", Приказа Минобрнауки России от 17.02.2015 N 101

«Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного

банка

данных

о

детях,

оставшихся

без

попечения

родителей»

социальный

педагог

осуществляет деятельность:

по

защите

прав

воспитанников

на

общение

с

родителями

и

другими

родственниками,

по возвращению воспитанников в биологическую семью,

по организации встреч с родителями и другими родственниками,

по

организации

временной

передачи

детей

в

семьи

граждан,

постоянно

проживающих на территории РФ,

по устройству детей на воспитание в семью,

по организации встреч кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители,

усыновители с воспитанниками,

по совместной работе с органами опеки и попечительства с целью передачи

сведений о воспитанниках в государственный банк данных о детях, оставшихся без

попечения родителей,

по

совместной

работе

с

органами

опеки

и

попечительства

при

подготовке

документов при передаче детей на воспитание в семьи граждан,

по проведению занятий, консультаций по подготовке к жизни в семье.

В

соответствии

с

Постановлением

Правительства

РФ

от

24.05.2014

№ 481

«О

деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Санкт-

Петербурга

от

22.11.2011

N

728-132

«Социальный

кодекс

Санкт-Петербурга»,

Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19.04.1991

№ 1032-1

«О

занятости

населения

в

Российской

Федерации»,

Постановлением

Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1

«Об

утверждении

Положения

о

профессиональной

ориентации

и

психологической

поддержке населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999

№ 120-ФЗ

«Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних», социальный педагог осуществляет работу по профессиональной

ориентации

и

профессиональному

самоопределению

воспитанников,

работает

в

соответствии с утвержденной программой.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 года

N 51-ФЗ;

Семейным

кодексом

Российской

Федерации;

Кодексом

РФ

об

административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ; Федеральным законом от

24.06.1999

№ 120-ФЗ

«Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних»;

Постановлением

Правительства

РФ

от

24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;

Законом

Санкт-Петербурга

от

22.11.2011

N

728-132

"Социальный

кодекс

Санкт-

Петербурга"; Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ, Распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 №

520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»; Федеральным законом от

28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской

Федерации»;

Законом

Санкт-Петербурга

от

19.03.2018

N

124-26

профилактике

правонарушений в Санкт-Петербурге"; Законом Санкт-Петербурга от 08.05.2007 N 160-32

"О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", социальный педагог

осуществляет

деятельность

по

профилактике

правонарушений

несовершеннолетних

воспитанников,

сотрудничает

с

органами

и

учреждениями

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних,

проводит

групповые

и

индивидуальные консультации с воспитанниками. Данная деятельность проводится в

соответствии

с

утвержденной

Программой

по

профилактике

правонарушений

несовершеннолетних воспитанников Центра и ежегодным планом совместной работы с

инспектором ОДН УМВД России по Санкт-Петербургу.

Одной из основных функциональных обязанностей социального педагога является

ведение личных дел воспитанников учреждения, в данной сфере он руководствуется

Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них

детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РФ от 18

мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в

отношении несовершеннолетних граждан".

Во всех сферах своей профессиональной деятельности социальный педагог знает и

применяет вышеуказанные региональные и федеральные нормативно-правовые акты, а

также:

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального

обслуживания

граждан

в

Российской

Федерации»,

в

котором

прописано

правовое

регулирование социального обслуживания граждан, права и обязанности поставщиков и

получателей социальных услуг, формы социального обслуживания и виды социальных

услуг и др.;

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от

24.11.1995 N 181-ФЗ;

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.05.2013 года № 215-н

«Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами

и протезно-ортопедическими изделиями до их замены»;

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный

приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2017 № 10н;

Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2014 № 717-135 "О социальном обслуживании

населения в Санкт-Петербурге", который регулирует отдельные отношения, возникающие

в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге, в целях удовлетворения

потребностей населения в Санкт-Петербурге в доступном и качественном социальном

обслуживании;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 ноября 2014 г. N 1236 «Об

утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг»;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2014 г. N 1282 «О

мерах по реализации закона Санкт-Петербурга «О социальном Обслуживании населения в

Санкт-Петербурге»;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2013 г. № 1103 «О

переименовании,

изменении

целей

и

предмета

деятельности

Санкт-Петербургских

государственных

бюджетных

образовательных

учреждений

для

детей-сирот

и

детей,

оставшихся без попечения родителей»;

Постановление

Правительства

Санкт-Петербурга

от

06.07.2017

560

«О

реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481»;

Постановление

Правительства

Санкт-Петербурга

от

20.08.2013

№596

«О

предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга»;

Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга №466-р от

29.12.2016;

Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 03.08.2015

№ 214-р «О реализации Постановления Санкт-Петербурга от 06.07.2015 № 560»;

Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 23.06.2015

№179-р «Об утверждении Порядка организации работы по сопровождению выпускников

организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся

в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том

числе

по

сбору

сведений

и

ведению

учета

сведений

о

выпускниках

указанных

организаций».

В

своей

деятельности

социальный

педагог

постоянно

составляет

документы,

ходатайства,

запросы,

отчеты,

отзывы,

справки,

исковые

заявления,

акты

и

другие

документы

по

требованию,

необходимые

в

работе

по

защите

прав

и

интересов

несовершеннолетних.

И

должен

уметь

составить

документы

качественно

и,

в

соответствии с законодательными актами.

Социальный

педагог

постоянно

отслеживает

изменения

в

законодательных

документах,

в

федеральной

и

региональной

политике

в

сфере

социальной

защиты

населения.

В

своей

практической

деятельности

специалист

опирается

только

на

актуальные нормативно-правовые документы. Основными приоритетами федеральной и

региональной политики в сфере социальной защиты населения, напрямую связанными с

профессиональной деятельностью социального педагога, являются: доступная среда для

инвалидов, временная занятость подростков в свободное от учебы время, профилактика

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних,

престиж

рабочих

специальностей и профессий для молодежи, и др.

Одним

из

важных

направлений

федеральной

политики

является

содействие

устройству несовершеннолетних в семью, семейное воспитание, сокращение учреждений

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В СПб ГБУ «Центр

содействия семейному воспитанию" открыта школа приемных родителей.

В

своей

работе

социальный

педагог

регулярно

принимает

родственников

воспитанников, кандидатов в опекуны, усыновители, приемные родители, присутствует

при их знакомстве и встречах с воспитанниками; принимает, проводит консультации,

оформляет документы для посещения, временной передачи, передачи в приемную семью,

под опеку, усыновления (удочерения).

Социальный педагог знает социальную инфраструктуру социального обслуживания

граждан,

в

частности,

несовершеннолетних.

В

процессе

деятельности

он

регулярно

взаимодействует с отделами социальной защиты населения, в сфере предоставления мер

социальной поддержки воспитанникам; с центром социальной помощи семье и детям, в

деятельности,

связанной

с

проведением

мероприятий,

семинаров,

тренингов

для

воспитанников;

взаимодействует

с

учреждениями

и

организациями

системы

профилактики,

с

целью

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних;

проходит

обучение

в

Санкт-Петербургском

государственном

институте

психологии

и

социальной

работы,

Санкт-Петербургском

государственном

бюджетном

учреждении

социального

обслуживания

социальном

приюте

для

детей

«Транзит».

По

вопросам,

касающимся

социального

обслуживания

выпускников

учреждения, взаимодействует с районными центрами социальной помощи семье и детям,

социальными гостиницами, кризисными центрами для женщин. В вопросах, связанных с

переводом воспитанников в другие учреждения социального обслуживания граждан,

социальный педагог взаимодействует с социальными приютами, отделом социальной

защиты населения, комплексным центром социального обслуживания населения. При

поступлении

воспитанников

в

учреждения

профессионального

образования,

в

соответствии

с

их

способностями

и

возможностями,

специалист

сотрудничает

с

Социальным Реабилитационным Центром, а также образовательными учреждениями

профессионального образования. При прохождении первичной и повторной медико-

социальной экспертизе, готовит пакет документов и сопровождает воспитанников в Бюро

медико-социальной экспертизы.

Для успешного внутриведомственного с учреждениями социального обслуживания

населения и межведомственного взаимодействия с образовательными учреждениями и

медицинскими учреждениями, необходимо поддерживать тесный контакт с сотрудниками

учреждений и организаций.

Социальный

педагог

регулярно

консультирует

коллег

по

вопросам

внутриведомственного

и

межведомственного

взаимодействия

с

учреждениями

социального обслуживания населения, в частности: по вопросам прохождения медико-

социальной

экспертизы;

по

вопросам

предоставления

мер

социальной

поддержки

граждан; по вопросам, связанным с переводом воспитанников в учреждения социального

обслуживания

населения

(другие

центры

содействия

семейному

воспитанию,

в

психоневрологические интернаты); по вопросам перевода воспитанников в учреждения

профессионального образования.

Приоритетным видом деятельности социального педагога является работа с детьми.

Социальный педагог знает особенности категорий воспитанников учреждения, умеет

применять методический инструментарий. Специалист знает особенности социального

статуса воспитанников учреждения, умеет анализировать и применять результаты анализа

в

своей

практической

деятельности.

При

работе

с

детьми-сиротами,

учитывает

особенности педагогической работы с такими детьми, содействует в предоставлении мер

социальной поддержки такой категории детей. В работе с детьми, оставшимися без

попечения

родителей,

существуют

свои

особенности.

Зачастую

социальный педагог

консультирует

родителей,

ограниченных

в

родительских

правах

или

лишенных

родительских прав, содействует в организации встреч воспитанников с родителями и

другими родственниками, представляет и защищает интересы несовершеннолетних в

судебных заседаниях по ограничению, лишению или восстановлению в родительских

правах их родителей. В учреждение иногда поступают дети, не имеющие социального

статуса,

они

временно

помещаются

в

центр

содействия

семейному

воспитанию

по

заявлению

родителей.

При

работе

такими

детьми

социальный

педагог

учитывает

важность не потерять психологическую связь с родителями, не препятствовать общению

родителей с детьми, но только в случаях, если данное общение не противоречит интересам

ребенка.

Одним

из

направлений

профессиональной

деятельности

социального

педагога

является работа с детьми-инвалидами. При работе с такой категорией детей, специалист

учитывает их индивидуальные психические и физические возможности. С целью защиты

имущественных

прав

таких

воспитанников,

готовит

документы

и

предоставляет

в

социальный

фонд

для

назначения

пенсии по

инвалидности,

ежемесячной

денежной

выплаты;

готовит

пакет

документов

и

сопровождает

воспитанников

на

медико-

социальную

экспертизу,

продлевает

пенсию

и

выплаты,

готовит

пакет

документов,

предоставляет

в

центр

«Мои

документы»

для

получения

технических

средств

реабилитации, при наличии таковых в индивидуальной программе реабилитации или

абилитации инвалида.

Социальный педагог знает и применяет в своей работе стандарты по профилю

профессиональной деятельности и национальные стандарты социального обслуживания.

В своей работе основывается на Профессиональный стандарт «Специалист в области

воспитания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от

10.01.2017

10н,

Устав

СПб

ГБУ

«Центр

содействия

семейному

воспитанию",

должностную инструкцию социального педагога, план работы социального педагога на

текущий

год,

и

другие

нормативно-правовые

документы,

регламентирующие

деятельность социального педагога.

Социальный

педагог

знает

и

регулярно

повышает

свои

знания

о

положении

социально

незащищенных

категорий

граждан,

в

частности

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей.

Проходит

обучение

на

курсах

повышения

квалификации,

посещает

городские

и

районные

семинары,

конференции,

посещает

официальные

сайты

органов

законодательной

власти,

сайт

СПб

ГБУ

«Городской

информационно-методический

центр

«Семья»,

электронный

журнал

«Практика

социальной работы» (Открытый методический ресурс), читает сборники методических

разработок,

которые

являются

информационно-аналитическими

источниками

о

положении социально незащищенных категорий граждан.

Социальный педагог регулярно обучается на курсах повышения квалификации по

различным

педагогическим

программам.

В

процессе

обучения

повышает

свои

профессиональные

компетенции

в

области

возрастной

периодизации,

особенностей

возрастного

развития,

кризисов

развития,

принципов

обучения

в

педагогике,

педагогических методик и технологий, инновационных технологий и методов работы с

детьми, особенностей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и др. В

своей профессиональной деятельности применяет все полученные педагогические знания

на практике.

Социальный

педагог

должен

быть

уверенным

пользователем

персонального

компьютера,

уметь

работать

в

программах

Microsoft

Word,

Microsoft

Power

Point,

Microsoft Excel, One Drive, Microsoft Outlook, Microsoft Publisher, Microsoft Access, с

программами для работы с различными типами документов: текстами, электронными

таблицами, базами данных и др. В своей работе активно применять современную технику

и

технологии,

рационально

организовывать

рабочее

место,

бережно

относиться

к

компьютерной технике и оборудованию (ПК, сканер, принтер, ксерокс, факс и др.), что

позволяет работать эффективно, оперативно, не затрачивая дополнительного времени на

работу

с

документами,

успешно

взаимодействовать

с

коллегами

и

социальными

партнерами.

В

своей

работе

социальный

педагог

применяет

современные

компьютерные

технологии. В работе с детьми использует презентации, тематические сайты по вопросам

профессиональной ориентации, анкеты для воспитанников в форматах Microsoft Word,

Microsoft

Power

Point,

Microsoft

Excel,

консультирует

выпускников

учреждения

в

социальных сетях.

Деятельность

социального

педагога

напрямую

связана

с

защитой

прав

несовершеннолетних.

Он

занимается

подготовкой

документов,

написанием

исковых

заявлений, апелляционных жалоб, представляет интересы воспитанников в различных

учреждениях и организациях, в том числе в органах следствия и дознания, в судах. В связи

с

чем,

умеет

правильно

использовать

языковые

средства

речи,

убеждать

и

аргументировать

свою

позицию,

формулировать

поставленные

задачи

по

вопросам,

связанным

с

защитой

прав

и

законных

интересов

несовершеннолетних,

выбирать

оптимальные пути их решения. Получая от оппонентов обоснованные, непротиворечивые

выводы, умеет грамотно применять их в практической деятельности. Умеет осуществлять

правильный отбор языковых средств, ориентировать речь на собеседника. Соблюдает

правила оформления и написания деловых писем, отчетов, запросов, ходатайств.

В

работе

с

воспитанниками

социальный

педагог

четко

формулирует

задачи,

проблемы, аргументирует свою позицию, не допускает грамматических, синтаксических,

стилистических, пунктуационных ошибок в устной речи и в письменной форме.

В

заключении

можно

сказать,

что

социальный

педагог

помимо

должностных

обязанностей в своей профессиональной деятельности строго соблюдает требования

Кодекса

этики

и

служебного

поведения

работников

учреждений

социального

обслуживания.

Соблюдает

требования

законодательства

Российской

Федерации

и

внутренних

регулятивных

документов

учреждения

(устав

учреждения,

должностная

инструкция и др.). Осуществляет свою деятельность строго в пределах своих полномочий,

исключает

действия,

связанные

с

влиянием

каких-либо

личных,

имущественных

(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению своих

должностных

обязанностей,

не

допускает

коррупционного

поведения.

В

процессе

деятельности проявляет корректность и внимательность к гражданам и должностным

лицам при служебных контактах с ними, строго следует Принципу конфиденциальности

и информированности клиента. В своих профессиональных действиях ориентируется на

благополучие

клиента,

учитывает

права

всех

субъектов

своей

профессиональной

деятельности.

Библиографический список:

1.

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный

приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2017 № 10н



В раздел образования